А знали ли вы о том, что в далеком 1928 году, когда Михаил Булгаков только сел за работу над своим самым популярным романом, позже названным «Мастер и Маргарита», никакой любовной ветки в нем не планировалось? История должна была иметь сугубо религиозный подтекст и рассказывать о Воланде и его ближайших сподвижниках: Азазелло, Фаготе и Бегемоте. Более того, подразумевалась пьеса. Но в театре из-за основной темы ее запретили. И тогда Булгаков сделал кое-что очень гоголевское — попытался сжечь свою работу. Но... рукописи не горят. Кстати, эту фразу произнес один из персонажей романа, и, видимо, не просто так. Не все материалы были сожжены. Работа продолжилась и длилась вплоть до 1940 года, когда уже тяжело больной писатель не мог работать сам и прибегал к помощи супруги, записывавшей его мысли.
«Мастер и Маргарита» — это сокровищница цитат, идей и ярких персонажей. Если делать полный разбор этого произведения, можно в конечном итоге написать диссертацию. Но мы не станем заниматься этим прямо здесь и сейчас. Лишь обратим ваше внимание на предысторию одного из самых колоритных героев. Того, кто так любил починять примус, что бы это ни значило. Речь идет о коте-оборотне по кличке Бегемот. Но скажем сразу: до сих пор нет полной ясности того, откуда же появился образ.
Существует несколько версий, которые мы и хотим озвучить. Согласно одной из них Булгаков прочитал книгу «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В ней Иван Яковлевич Прокофьев описывает некое морское чудище, прозванное Бегемотом. У него была голова слона, клыки, хобот, толстые задние ноги, огромный живот и короткий хвост. Еще одной «настольной» книгой Булгакова в период работы над «Мастером и Маргаритой» стала «История сношений человека с дьяволом». В ней Михаил Орлов рассуждает о демонологии. На страницах встречается некий демон, олицетворяющий грех чревоугодия. Его-то и зовут Бегемот. Впрочем, так обычно звали всех ближайших приспешников сатаны, чем бы они ни промышляли и в чем бы ни провинились. Так что имя символично, в том числе и у булгаковского кота. Известный литературовед по имени Мариэтта Чудакова нашла сходство между героем Михаила Афанасьевича и котом Мурром. Его придумал Эрнст Теодор Амадей Гофман. Обаятельный и неоднозначный персонаж встречается в произведении «Житейские воззрения кота Мурра». А вот жена Булгакова опровергала все эти теории и, вполне вероятно, отчасти была права. Она заявляла, что вдохновением для классика стал их домашний питомец по кличке Флюшка.
Как водится, истина где-нибудь посередине. Булгаков наверняка читал те книги, которые были упомянуты. И у него точно был кот. Из того, что он узнал о чудищах, демонах и повадках собственного любимца, родился собирательный образ Бегемота. Хотя... нельзя исключать еще какую-нибудь теорию, которая по факту и является правдой.