Замечали ли вы, что люди, у которых все хорошо, часто бывают равнодушны к чужим бедам? Условно говоря, им все равно, голодают ли дети в Африке, пока они сами лакомятся тартаром из свежего тунца и запивают его бокалом французского. Многим нравится думать, что это современное поколение такое безразличное к чужой боли, напрочь лишенное эмпатии из-за того, что живет не в реальности, а виртуальности. Но постойте, откуда же тогда появлялись такие книги, как «В дурном обществе» («Дети подземелья») Владимира Короленко?
А появлялись они, когда авторы прошлого сталкивались с действительностью. С той самой, которую современники хотят присвоить себе. Почему-то нам хочется, чтобы даже пороки мы изобрели первыми. Такой вот эгоизм. Увы, классики вас разочаруют. Достаточно их просто почитать, чтобы убедиться.
Итак, «В дурном обществе». Книга о том, как людей, потерявших все, лишали последнего. Выгоняли из заброшенных, рушащихся зданий. И между тем это история о высоких чувствах и качествах. Здесь есть место добру, любви, дружбе, взаимовыручке. Потому что Владимир Короленко не был готов поверить в то, что человечество безнадежно. Его произведение, написанное во время трехлетней ссылки, которую он провел в Якутии, оппозиционное. Автор жестко судит власть, которой плевать на людей, оказавшихся за бортом. Впрочем, учитывая ситуацию, такое настроение не удивительно.
В детские годы Владимир Галактионович брал пример со своего отца — честного и неподкупного судьи. В студенческие лета, видя множество несправедливости вокруг, он примкнул к кружкам, где критиковали власть, и даже принимал участие в революционных мероприятиях различного толка. В конце девятнадцатого века таковых было очень много. Вот и угодил в ссылку, где активно занимался творчеством, потому что литература стала для него едва ли не единственным способом выплеснуть накопившиеся мысли и эмоции.
В основе произведения лежит много реальных фактов и ситуаций, прожитых Короленко лично или виденных со стороны. Детские годы Васи списаны с его собственных, прошедших на юге. Город тоже оттуда — из светлых, беззаботных времен писателя. Прототип замка с часовней — старый, полуразрушенный дворец Любомирских. Он находится в Ровно, где жил Владимир Галактионович, когда был маленьким. То, как обошлись с нищими, решившими найти укрытие в руинах, — чистая правда. Автор — свидетель. Более всего Короленко поразило, что, лишив несчастных людей даже такой ненадежной крыши над головой, никто не задумался, что с ними станет дальше.
В 1886 году история «В дурном обществе» была опубликована в сборнике вместе с другими очерками и рассказами литератора. А вскоре ее стали издавать на страницах детского журнала по частям. Тут случилось сразу две оказии. Во-первых, название было изменено на «Дети подземелья». Короленко негодовал. Он считал, что такой титл не передает смысла произведения. Во-вторых, редакторы журнала решили, что детям хватит сокращенной версии. А писатель был категорически против любых сокращений. К чему, если через несколько лет ребята смогут прочитать полную?
Как бы там ни было, по сей день существует и два названия, и две длины. А сюжет актуален, как и много лет назад, что говорит лишь об одном: не уникальны мы в своем равнодушии. Было оно, есть, а вот будет ли? Может, рано или поздно человек все же придет к... человечности?