С чем у вас ассоциируется имя Трумена Капоте? Вероятно, если провести масштабный опрос, выяснится, что большинство людей проводят ассоциацию Капоте — «Завтрак у Тиффани». Причин несколько: яркая Холли Голайтли, великолепная Одри Хепберн в экранизации, любимый бренд, ставший мечтой для женщин по всему миру, бунтарский дух... И это лишь начало длинного списка. Но ведь Трумен Капоте — это не только о Холли. Это множество других историй, проникающих в душу и заставляющих размышлять о вечных смыслах.
В числе коротких произведений автора, которые не отнимут много времени у читателя, но позволят взглянуть на классическую Америку, какой она была до того, как ей овладели современные модные безумства, — «Голоса травы». Каких-то лет сто отделяют нас сегодняшних от них — героев этой книги, но кажется, будто не то мы, не то они — пришельцы с Марса. Мы живем настолько иначе, нежели жили они, видим совершенно другие декорации вокруг и подчиняемся отличному, словно сошедшему с ума ритму планеты, ставшему даже не в сто — в тысячу раз быстрее. И уже не понимаем, как так они просто смотрели по сторонам, слушали шепот травы, общались не на бегу, наслаждались сладостями, мечтали, искали глубинные смыслы бытия и... переживали приключения на пустом месте — казуистические и парадоксальные на взгляд постороннего, драматичные в изложении Капоте, но очаровательные, милые и желанные. Желанные потому, что такие приключения, совсем не в духе Тора или Железного человека, способны изменить не одну жизнь. Или не изменить... Тут уж не угадаешь, ибо в реальности, в отличие от комикса, ничто не предрешено.
В центре сюжета совсем молодой паренек, живущий с двумя странными тетушками. Одна холодная бизнесвумен — отстраненная, волевая, властная. Вторая — милашка и очаровашка, которая, казалось бы, не представляет, как устроен мир за дверями дома. Она видит действительность как бы через стекла волшебных очков, искажающих очертания и формы. Но если задуматься, в таких искажениях порой больше смысла и правды, нежели в четкой картинке, существующей в головах большинства. Будни этой семьи, да и всего южного американского городка, выстроены по единому расписанию. Ничто никогда не меняется в округе и не происходит с героями, до тех пор пока ряд случайностей не ставит под сомнение ценности каждого из них, заставляя действовать необычным и неожиданным образом. Например, мальчик, старушка и несколько их абсолютно неочевидных союзников будут вынуждены спрятаться в лесу от преследователей, нанятых «железной тетушкой», вбившей себе в голову очередной проект...
Эта книга — лирика. Она не о действии как таковом. Ни в побеге, ни в преследовании нет и намека на экшен. Лишь легкий флер внезапно нахлынувшего авантюризма, не более. Тут важнее не решения, принятые или нет, а то, как и почему человек к ним приходит, что он при этом чувствует, какие мелочи сподвигают его условно свернуть горы или остановиться у подножия. Хотя речь идет о повести, то есть о прозе, создается ощущение, что в строках скрыта поэзия. Она в душах героев, в атмосфере, что их окружает, в самой ностальгической и давно не существующей (а может, не существовавшей никогда) Америке, в эпохе, безвозвратно канувшей в Лету, и в мире, где люди слышали и себя, и других, пусть даже иногда для этого им приходилось залазить на деревья.