РЖД изнутри: история, развитие, безопасность

РЖД изнутри: история, развитие, безопасность

Едва ли на огромной территории России можно найти хоть одного человека, который ни разу не ездил на поезде. Кому-то довелось путешествовать на далекое расстояние, что заняло не один день. Кто-то пользовался лишь электричками, чтобы добраться до дачи. Но все так или иначе приобщились к магии РЖД, даже не задумываясь о том, сколько людей сделали возможной и безопасной их поездку.

О том, как зарождались технические идеи или реализовывались различные высокотехнологичные новшества нашего современного мира, на страницах книги «Не останавливаясь на достигнутом. История создания и эволюция развития локомотивных устройств безопасности» рассказал Александр Владимирович Бородкин, человек, чья жизнь вот уже двадцать девять лет связана с российскими железными дорогами.

Кому и зачем адресована книга? Каково ее социальное значение? Кто ее автор? Какими мотивами он руководствовался, когда садился писать? Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» узнал из первых уст.

Корреспондент: Александр Владимирович, вся ваша жизнь связана с железными дорогами. Был ли это изначально осознанный выбор, или так просто получилось?
Александр Владимирович: Ответ на этот вопрос достаточно прост. Я родился в семье железнодорожников. А поскольку в компании поддерживается формирование трудовых династий и передача опыта от поколения к поколению, выбор направления моей профессиональной деятельности был очевидным.

Корреспондент: Что самое интересное в вашей профессии? За что вы ее любите?
Александр Владимирович: Российские железные дороги — одна из крупнейших компаний в России, это основа экономики страны. Приятно осознавать, что ты часть той команды, которая играет ключевую роль в реалиях сегодняшнего дня и определяет форматы будущего.

Корреспондент: Обращаясь к молодым людям, которые думают пойти по вашим стопам, от каких ошибок вы бы их предостерегли? Кому не советовали бы идти в РЖД?
Александр Владимирович: ОАО «РЖД» — это возможность мощного старта для молодежи при всесторонней профессиональной и социальной поддержке. Это почти 700 тыс. рабочих мест, это бесценный опыт, широкий спектр возможностей для самореализации и движения вперед вместе с компанией и всей страной. Трудно сказать, какую категорию людей может не устроить наша компания, ведь железная дорога — это не только перевозка грузов и пассажиров. Это еще и строительство — мы строим пути, мосты, тоннели, вокзалы, социальные объекты и т. д., это вопросы логистики, экономики, маркетинга, педагогики, экологии, IT-специальностей. В ОАО «РЖД» появляется все больше новых проектов, которые требуют знаний и навыков на стыке различных специальностей. А молодые люди, стоящие перед выбором профессии, как правило, открыты, энергичны, любознательны и легко осваивают новые технологии. Это означает, что при желании каждый человек может найти применение своим талантам и навыкам в железнодорожной отрасли. Поэтому нужно пробовать себя, стремиться реализовать свои амбиции.

Корреспондент: Люди, так или иначе связанные с флотом, часто говорят о романтике, с которой сопряжена их профессия. А что насчет романтики железных дорог? Есть ли она? Сталкивались ли вы с ней лично? Или инженер — это не романтично?
Александр Владимирович: Романтика у каждого своя. Кому-то небо или шум прибоя… Но наверняка многие слышали выражение, что театр начинается с вешалки, а поезд — с вокзала. Вряд ли найдется человек, который бы никогда не пользовался услугами железной дороги. Каждый из нас хоть раз в жизни ездил на поезде и прекрасно знает, что такое путешествие производит магическое впечатление. И вот, чтобы это волшебство состоялось, трудимся на своем посту мы — железнодорожники. Машинист, монтер пути, диспетчер, кассир, инженер или топ-менеджер — каждый работник железнодорожного транспорта вносит свой неоценимый, хоть порой и незаметный для простого обывателя вклад, чтобы все люди смогли ощутить романтику железных дорог. Ведь практически у каждого мальчишки в детстве была железная дорога. Если бы не было этой романтики, то не было бы написано столько песен, снято столько фильмов, посвященных железной дороге. Поэтому, несомненно, романтика железных дорог существует, и она не избирательна — она во всех нас.
Что касается инженера, то в переводе с французского инженер — это изобретатель. То есть это человек с особым типом мышления, способный находить решения самых сложных проблем и превращающий ограничения в возможности. Инженер — это не только светлая голова, но и умелые руки. Именно благодаря этим качествам инженер — это ключевая фигура на любом производстве.

Корреспондент: Можете ли вы сегодня представить себя в другой отрасли? Где и кем еще вы могли бы работать?
Александр Владимирович: Железнодорожники — это представители более 1 000 профессий. ОАО «РЖД» — это самый большой работодатель в стране. Как я сказал выше, в холдинге почти миллион сотрудников. И какие бы профессиональные компетенции я ни ставил в приоритет, думаю, они непременно были бы связаны с транспортом — с железнодорожным транспортом.

Корреспондент: Инженер — техническая специальность. Можно представить, что инженер пишет методички для коллег, пособия для студентов, статьи для тематических журналов. А вот книга в голову не приходит. Расскажите, когда и как у вас родилась идея встать на творческую стезю?
Александр Владимирович: Совершенно верно. Инженер — это техническая специальность, и, как мы с вами уже обсудили, инженер — это изобретатель, обладающий особым складом мышления, причем в совершенно конкретном направлении — техническом творчестве. А книга, написанная мной, как раз и занимает нишу технического творчества. Почему именно книга? Когда занимаешься вопросом обслуживания технических средств, неизбежно возникает желание выяснить, почему некоторые вещи были сделаны именно так, как они есть, оценить рациональность технической реализации и целесообразность использования того или иного изделия. С течением времени вы овладеваете достаточно большим запасом, как может показаться на первый взгляд, малополезной и не применимой в повседневной жизни информации. Может, это и так, но только если вы не инженер. Опытный специалист в инженерии должен уметь охватывать широкий диапазон вопросов и информации для видения полной картины. Поэтому накопленные с опытом как обычного человека, так и специалиста своей профессии знания побудили меня к скромной попытке собрать воедино наиболее релевантные, на мой взгляд, аспекты и создать некую антологию эволюционного развития средств обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта. А написание книги — своего рода путеводителя по страницам истории — стало верным помощником в достижении поставленной цели.

Корреспондент: Трудно ли было перестроиться на гуманитарный лад и начать писать? Что в работе стало самым сложным?
Александр Владимирович: В условиях трансформации современного мира нормы и методы инженерного мышления неизбежно проникают в научную, социальную и даже гуманитарную сферы. Поэтому необходимая, если так можно выразиться, творческая адаптация прошла в штатном режиме, без особых осложнений. А самым трудным, на мой взгляд, было правильно выстроить свой тайминг и не поддаться прокрастинации.

Корреспондент: В вашем труде очень много фактов. Это не роман, где все можно просто придумать. Откуда вы брали информацию? Насколько вам помог ваш личный опыт?
Александр Владимирович: Повторюсь: это желание познать, почему то или иное решение было реализовано именно таким образом, а не иначе. Какое влияние на это оказывала зависимость от технико-экономических предпосылок и возможностей технического прогресса в различные периоды отечественной инженерной науки. Поэтому при подготовке издания использованы в том числе достаточно редкие и уникальные документы и предметы железнодорожной культуры. Ну и, собственно, род моей профессиональной деятельности обязывает оперировать рядом событийных факторов в области железнодорожного транспорта.

Корреспондент: Какую основную цель вы преследовали, когда работали над книгой? Как считаете, вам удалось ее достичь в полной мере или что-то не получилось так, как было задумано изначально?
Александр Владимирович: Основная цель, которую я перед собой ставил, — это поднять с глубин истории хронологический портрет зарождения и эволюционного развития средств обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и посредством книги, являющейся своего рода центром интеллектуального притяжения, открыть дверь в интереснейший мир истории как для опытного железнодорожника, так и для читателя, только начинающего делать первые шаги в этой профессии. И сегодня, когда я закончил книгу, приходит понимание, что это только начало пути.

Корреспондент: Можете ли вы назвать ваше произведение социально значимым? В чем его социальное значение?
Александр Владимирович: В полученных знаниях. Повышение культурно-технического уровня в профессиональной деятельности предстает как сложное, неоднозначное, многоаспектное явление, которое занимает особое место среди многообразных видов социальной деятельности человека.

Корреспондент: Кто является целевой аудиторией книги? Зачем она этим людям?
Александр Владимирович: При написании книги я пытался подобрать такой стиль изложения, чтобы она была интересна и старшему поколению, и тем, кто только стоит перед выбором своей профессиональной деятельности. Ведь осознание современности всегда обостряет интерес к истории, появляется стремление восстановить исторические традиции, понять настоящее и предугадать будущее. А уж получилось это или нет — пусть рассудит читатель.

Корреспондент: Уверена, читатель найдет ваш труд интересным и полезным для себя. Как говорил великий русский ученый и философ Михаил Васильевич Ломоносов, «Без прошлого нет будущего». И вы нашли способ протянуть между ними ниточку через свою книгу.
Корреспондент пресс-службы
издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова


 

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети