Каждый современник знает романы Александра Дюма. Но не многие из них догадываются, что, во-первых, французский классик не гнушался плагиатом, заимствуя сюжеты у неизвестных авторов, а во-вторых, мало какие произведения он писал в одиночку. Последнее легко объяснимо. Работать ему приходилось очень быстро, чтобы главы романов успевали выходить в периодике (именно там большинство культовых историй печатались впервые), а компьютеров, ускоряющих процесс, еще и в помине не было. Вот почему целый штат помощников можно назвать не прихотью, а необходимостью. Увы, Дюма действовал не совсем честно, в погоне за гонорарами вычеркивая их имена из подписи. К счастью, денег, которые получали забытые соавторы, им вполне хватало, чтобы не обижаться.
«Шевалье д’Арманталь» не самый популярный роман Дюма, но многие его читали и наверняка хотели бы узнать историю появления этой книги. Изначально сюжет придумал некий Огюст Маке. Этот человек был историком и занимался преподаванием, но грезил о лаврах драматурга и однажды решил их добиться. Он создал пьесу «Карнавальный вечер» и тут же отнес свое творение директору парижского театра «Ренессанс». Эту должность в те годы занимал Антенор Жоли. Он познакомился с текстом, признал его достоинства, но тут же охладил пыл автора, сообщив, что для сцены пьеса не подходит.
Огюст был раздосадован. На свою неудачу он пожаловался близкому приятелю Жерару де Нервалю, который на тот момент как раз работал с Дюма. Именно де Нерваль подсказал товарищу выход из затруднительного положения. Он рекомендовал пойти за помощью к Александру, что начинающий литератор не преминул сделать. Дюма не отказал. Очень скоро театралы смогли насладиться спектаклем под названием «Батильда».
Маке был вдохновлен. Прошло совсем немного времени, и в руки Дюма попала еще одна рукопись коллеги. Теперь это был роман «Добряк Бюва». Александр не просто переписал эту историю, но и объединил с «Батильдой». Так появился «Шевалье д’Арманталь», которому предстояло увидеть свет на страницах газеты «Ля Пресс». Изначально планировалось, что подпишут новинку сразу и Дюма, и Маке. Но газету это не устраивало. Редакторы хотели публиковать только писателей, гарантированно приносящих деньги. Все, что писал Дюма, публика считала гениальным по определению. Но как она отреагирует, если узнает о соавторстве? В результате Александр получил предложение. Либо он будет иметь три франка за строку, но ни о каком Маке не упомянет. Либо цена строки снизится до тридцати су. Естественно, Дюма согласился на более дорогой вариант.
Как к этому отнесся Маке? Он не возражал! Получив восемь тысяч наличными, мужчина решил, что быть соавтором известного литератора намного выгоднее, чем любоваться своим именем на страницах газет. С тех пор Огюст и Александр плодотворно сотрудничали. Этот тандем подарил библиофилам историю любви королевы Марго и Гиацинта де Ла Моля, приключения д’Артаньяна и его верных друзей, знание о том, что месть — блюдо, которое подают холодным. И это далеко не полный список...