Девочки любят девчачьи книги! Достоевский, Булгаков и даже Дюма — на любительниц. Романтические истории — вот что цепляет женские сердца, даже если юные женщины еще не успели окончить школу. Традиционно в список фаворитов у девушек-читательниц входили произведения сестер Бронте и Джейн Остин. Именно эти книги по стандарту любят и героини более современных романов. Они находят аналогии между классическими историями и своими собственными (вспомните хотя бы параллели между «Сумерками» Стефани Майер и «Грозовым перевалом» Эмили Бронте). И именно современницы из популярных книг порой побуждают к знакомству с литературой прошлых эпох.
Так было на протяжении поколений и даже совсем недавно. Но в последнее время любовь к классике в любых проявлениях начала сходить на нет. «Джейн Эйр» и «Гордость и предубеждение» уже не вызывают того отклика, какой был раньше. И если фильмы или сериалы по романам порой способны пробудить отголосок чувства, то сами литературные произведения — все реже. Почему?
Чтобы найти ответ, далеко ходить не надо. Достаточно заглянуть на любой форум, где встречаются молодые читательницы, или обратиться с вопросом к своим дочерям-подросткам. Оказывается, все банально и просто. В мире визуалов, которые привыкли потреблять тонны информации за день и не способны по определению переварить даже ее половину, лонгриды не в чести. И речь не только о статьях в Интернете. Все длинное отпугивает. На него просто нет времени. А классики писали пространно.
Важной особенностью восприятия мира современниками является клиповое мышление. Картинки должны быть яркими, сменяться каждые несколько секунд, а остроту чувств следует поддерживать на высоком уровне постоянно, чтобы количество дофамина в крови не снижалось ни на миг. А вот классики не считали это значимым. Они о таком даже не задумывались и по определению были созерцателями. И их наблюдения и рассуждения на отвлеченные темы — серьезная часть классических романов.
Плюс писатели былых эпох не могли рассчитывать на то, что читатель просто посмотрит в сети картинку с пейзажем описываемой местности или изображением модного платья. Им надо было рассказать все детали, чтобы создать законченный образ. А это долго. И это, бесспорно, отвлекает от интриги, которая и так размазана, когда герои пишут письма, а не сообщения в мессенджерах, и добираются друг до друга месяцами на кораблях под парусом. Что в итоге? Читателю приходится замедляться, а это теперь даже сложнее, чем ускоряться. И в процессе возникает неизбежная скука от недостатка действия, движения, постоянной перемены декораций и страстей. Вот если бы мистер Дарси и Элизабет только и делали, что строили козни, бурно целовались, а потом при ссорах кидали друг в друга тарелки, это был бы совсем другой коленкор. Это было бы по-нашему, как в двадцать первом веке и фильмах от Marvel.
Долго и не слишком динамично — ключевые характеристики романтической литературы прошлого, которые отталкивают современниц от традиционных произведений в стиле Остин и Бронте даже больше, чем наивность героинь. И это печально. Ведь постоянное напряжение утомительно, слишком много информации губительно для нервной системы, а истощение дофаминовых запасов ведет к депрессиям. Увы, статистика, которую временами публикуют психологи и психиатры, это подтверждает. Стрессы, апатии, депрессии, неврозы стали бичами наших дней. А ведь классика, дающая не только пищу, но и отдых для утомленного спешкой ума, могла бы помочь расслабиться, вырвавшись из бешеного ритма вечного клипа, в который превратилась наша обыденная повседневность.