20 Фев 2024
Доценты ЭМИТ РАНХиГС о современном образовании, карьерных перспективах и английском языке как инструменте международного общения
Доценты кафедры политико-правовых дисциплин и социальных коммуникаций Института ЭМИТ РАНХиГС Федорова Наталья Андреевна и Дробинина Юлия Сергеевна подготовили для студентов старших курсов бакалавриата и магистерских программ в области экономики учебное пособие «English for Senior Students of Economics». О том, чем их книга отличается от других учебников, может ли быть включена в обязательную программу обучения, насколько английский важен в перспективе с учетом существующей ситуации в стране и мире, а также о ситуации в отечественном образовании в целом с авторами побеседовала корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей».
Корреспондент: Вы уже много лет работаете на кафедре политико-правовых дисциплин и социальных коммуникаций Института ЭМИТ РАНХиГС. Как вы считаете, за это время количество и качество студентов в вузе изменилось? В какую сторону?
Наталья Андреевна: ЭМИТ готовит высококлассных специалистов, обладающих фундаментальной подготовкой в области экономики и математики, способных решать сложнейшие аналитические задачи. Особое внимание уделяется научно-исследовательской работе, преподаванию современных методов анализа данных и иностранных языков. Иными словами, программа далеко не простая. Отличительной чертой ЭМИТ всегда была и остается высокая мотивация студентов, чему мы, конечно, очень рады. Наши студенты — талантливые и всесторонне одаренные личности.
Что меняется — так это сама академия изнутри. Буквально на глазах преображаются фасады зданий, аудитории, общежития, улучшается инфраструктура, бренд Президентской академии с каждым годом набирает силу. Конечно же, это привлекает все больше и больше талантливых абитуриентов.
Корреспондент: На ваш взгляд, чем руководствуются абитуриенты, выбирая специальность: баллами ЕГЭ, советами родителей, собственными предпочтениями, модой, выгодой? Какой подход правильный?
Наталья Андреевна: Будущая профессия должна соответствовать интересам человека, соотноситься с его возможностями и способностями и быть востребованной на рынке труда. На пересечении этих трех критериев и должен базироваться выбор направления обучения и вуза. Ведь что может быть приятнее, чем получать доход от того, что вам нравится и в чем вы талантливы? Не может не радовать тот факт, что современные абитуриенты и студенты отличаются высокой степенью осознанности. Они не только демонстрируют уверенность в своем выборе профессии, но и зачастую планируют свою карьеру и бизнес-проекты на долгие годы вперед.
Корреспондент: Согласно вашим наблюдениям какие специальности наиболее востребованы? На каком месте в списке вы бы расположили ваш предмет — лингвистику? А экономику?
Наталья Андреевна: Активный процесс внедрения цифровых технологий происходит и будет происходить во многих сферах: от образования до сельского хозяйства. Из-за этого рынок труда испытывает нехватку специалистов с навыками программирования и анализа данных.
Касательно экономики — эта область знаний вне времени. Да, вероятнее всего, с развитием технологий инструменты и методы расчетов могут претерпевать изменения, но концептуально экономическая мысль всегда будет востребована.
Лингвистика же пронизывает все сферы жизни человека, соприкасается с другими науками, расширяя и дополняя их.
Современная лингвистика помогает разрабатывать компьютерные программы и взаимодействовать с людьми в глобальном информационном пространстве, при этом решать различные задачи, такие как, например, распознавание речи.
По нашему мнению, особенно актуальна в ближайшие годы будет компьютерная лингвистика, поскольку с развитием новых технологий и методов возникает потребность в более глубоком и точном исследовании языка.
Корреспондент: Ориентируясь при написании книги на студентов экономического профиля, вы учитывали степень востребованности профессии? Почему вы решили сделать пособие именно для них, а, например, не для физиков или архитекторов?
Наталья Андреевна: Сейчас, когда наша страна приобретает все большую силу и независимость на мировой арене, нам как никогда хотелось бы видеть молодых перспективных специалистов в этой профессии. Мы, со своей стороны, решили создать качественный и актуальный продукт, который будет помогать молодым экономистам осваивать профессиональный иностранный язык.
Корреспондент: По статистике, 40 % людей сегодня не работают по своей дипломной специальности. Насколько эти цифры верны? Как обстоит дело среди выпускников-экономистов?
Наталья Андреевна: Как мы уже отмечали, Президентская академия может похвастаться высокой степенью осознанности своих студентов. Программа Института ЭМИТ достаточно сложная. Ребята, получающие у нас диплом, очень дорожат своими знаниями и уникальными компетенциями, наши выпускники востребованы в различных отраслях бизнеса, государственных структурах, ИT-департаментах крупных отечественных и международных компаний.
Корреспондент: Как вы думаете, почему дипломы оказываются невостребованными? Кто виноват: сами выпускники или работодатели?
Юлия Сергеевна: Мы не можем согласиться с тем, что диплом оказывается невостребованным. Во-первых, студенты получают обширные знания в различных областях. Они расширяют свой кругозор, учатся работать с информацией, заводят контакты — это невозможно переоценить. Приобретенные знания и умения формируют личность. Можно лишиться многого — дома, работы, но нельзя потерять опыт и знания. И, конечно, без диплома о высшем образовании можно забыть о том, чтобы занимать руководящие должности.
Корреспондент: А может, проблема в вузах и педагогах? Можно ли по студентам сразу определить, кто из них будет работать по диплому, а кто нет? Как это сделать? Реально ли изменить планы тех, кто уже готов убрать диплом на полку?
Юлия Сергеевна: Мы не наблюдаем проблемы ни в вузах, ни в педагогах, ни в студентах. Когда молодые люди поступают в университет, у них часто не сформированы представления о мире, они не знают, что их ждет. В настоящее время ситуация в стране очень быстро меняется, и те, кто быстро адаптируется к этим переменам, оказываются на волне успеха. И это правильно: если ты можешь развиваться дальше, то почему бы этого не делать? Почему нельзя сменить специальность? Системы бакалавриата и магистратуры дают возможность человеку получить образование в различных сферах. Что касается того, видно ли тех, кто будет продолжать обучение и впоследствии работать по специальности, можно сказать, что, да, их видно сразу. Такие студенты пропускают занятия, обучение им неинтересно, возникает много проблем с учебой уже в первые два месяца. Но те, кто смог закончить обучение, никогда свой диплом на полку не уберут. Когда ты потратил на свое образование много времени и сил, ты его ценишь.
Корреспондент: Какая литература нужна современному студенту, чтобы поддержать и развить его интерес, объяснить важность и нужность выбранной профессии? Удовлетворяют ли учебные материалы в вузах этим требованиям?
Юлия Сергеевна: У российских студентов, к сожалению, есть некая особенность — их нужно постоянно подталкивать. Единицы будут искать дополнительный материал, они любят, чтобы им все рассказывали. Это и служит стимулом для преподавателей вузов создавать новые учебные пособия, которые могут заинтересовать студентов, помочь им сформировать профессиональные компетенции.
Корреспондент: Как вы считаете, ваша книга подходит для включения в обязательную программу обучения? Перечислите все «за» и возможные «против» этого.
Юлия Сергеевна: Мы убеждены, что наш учебник подходит для включения в обязательную программу обучения. Он является эффективным инструментом формирования и развития навыков академического письма, ведения дискуссий и организации презентаций. Задания, предлагаемые в учебном пособии, построены с учетом передового опыта в сфере преподавания иностранных языков и спроектированы на основе оригинальных текстов. Пособие предполагает изучение основ словообразования, что способствует развитию аналитического подхода к процессу практического овладения лексикой, предотвращению некоторых типичных лексических ошибок, а также развитию языковой догадки. В учебнике приведена система пунктуации современного английского языка, объяснены цели и функции знаков препинания, без владения которыми невозможна грамотная письменная речь.
Корреспондент: Всем ли студентам нужно знание особенностей иностранного языка в профессиональной сфере сейчас, когда в мире идет выраженное разобщение? Стоит ли тратить на это время и силы? Не получится ли так, что, вложившись в изучение английского, они в лучшем случае будут использовать его, чтобы заказать коктейль в all inclusive?
Наталья Андреевна: Россия имеет мощный экономический и военный потенциал, играет важную роль в решении мировых проблем и конфликтов. Она продолжает активно развивать отношения с дружественными странами и укреплять свою позицию на мировой арене. Конечно же, знание английского языка остается актуальным как для международного общения, так и для развития культурного обмена.
Корреспондент: В целом английский все еще в приоритете или разумнее со школы начинать учить, например, китайский? По вашему мнению, за каким языком будущее?
Юлия Сергеевна: Китайский язык сейчас становится все более популярным, как и все восточные языки в целом. Например, сейчас модно учить корейский язык, молодые люди и подростки смотрят корейские фильмы, сериалы, слушают корейскую музыку. Однако невозможно говорить о том, что английский язык уходит из нашей жизни. Английский язык — это международный язык общения, достаточно легкий для изучения. Владение английским языком на уровне В1 является необходимостью, так как это еще и язык науки. Например, при написании статьи по любой научной специальности, будь то медицина, социология, лингвистика, автору необходимо предоставить в журнал аннотацию и ключевые слова на английском языке. Мы хотим особо подчеркнуть, что Россия все так же прочно интегрирована в мировое научное сообщество, остается в авангарде науки и развития технологий. Соответственно, английский язык никуда не уйдет из нашей жизни. Кроме того, к сожалению, в нашей стране есть довольно печальная статистика по количеству людей, которые владеют языком на уровне B1 и выше, — около 7,5 млн человек, что составляет всего 5 % взрослого населения. Вывод отсюда простой: английский язык своих позиций не отдаст.
Корреспондент: Назовите ключевые особенности вашей книги. Чем она отличается от другой литературы в той же сфере? Почему студент должен предпочесть именно ее?
Юлия Сергеевна: Наш учебник создавался для студентов экономических специальностей старших курсов бакалавриата и магистерских программ. Пособие направлено на формирование и развитие навыков академического письма, включающих в себя написание аннотаций, рецензий, реферирование статей, а также навыков ведения дискуссий и организации презентаций. Пособие состоит из пяти частей, которые могут быть разделены на несколько временных категорий: переходные экономики 90-х годов, мировой экономический кризис 2008 года, экономическая ситуация в России и в мире в 2014–2015 годах, кризис, связанный с эпидемией COVID-19, один раздел посвящен криптовалютам. Кроме того, издание содержит темы для обсуждения, подходящие как для индивидуальной, так и для групповой работы. В учебнике использованы аутентичные материалы Международного валютного фонда, что уже само по себе представляет интерес для студентов экономических специальностей. На рынке учебных пособий для студентов-экономистов не представлено ничего, что охватывало бы столь обширное количество аспектов языка: лексику, словообразование, пунктуацию, академическое письмо.
Корреспондент: Радостно слышать, что ситуация с мотивацией студентов и образованием в стране не так печальна, как часто преподносят в средствах массовой информации. Будем надеяться, что в будущем она только улучшится и все, кто действительно хочет развития и достижений, смогут это получить, а ваша книга им непременно поможет.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,