На свете миллионы книг. Каждая из них чем-то особенная, даже если критики отказали ей в праве зваться уникальной. Иначе просто быть не может. Душа любого автора, как талантливого, так и не очень, индивидуальна и неповторима. Как и его разум... И чувства... И жизненный опыт...
Но закончим с философией и вернемся к началу. На свете миллионы книг. Все они состоят из слов или из слов и иллюстраций, напечатанных на страницах и заключенных в обложку. Сколько именно слов должно быть и как их иллюстрировать, нигде не уточняется. Вероятно, отсюда и берет свои корни «Роман без названия» Владимира Блинова, который является самой короткой книгой в мире. В нем всего две фразы, складывающиеся в восклицание. По словам автора, его роман выражает суть взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Тот, кто отыщет издание Блинова от 2009 года, прочтет: «Не надо! Я сама». Все. Ничего больше, если не считать нескольких картинок и критических статей. Книга была выпущена небольшим тиражом и стала довольно обсуждаемой из-за своей необычности. Но давайте честно, это не первая в истории попытка выделиться таким оригинальным способом.
В 1974 году Harmony Books выпустило «Книгу Ничто». На вид это обычная книга. В ней 192 страницы и... ни одного слова. Создание этого странного издания было вдохновлено словами легендарного Бернарда Шоу, который, отвечая как-то на вопрос о том, что бы он прихватил на необитаемый остров, сказал: «Пять книг с абсолютно белыми листами — как образ новых возможностей, чистого листа, на котором каждый может написать свою историю».
Фактически «Книга Ничто» — это блокнот, форма которого была нова для того времени, а потому привлекала внимание. В нем даже страниц столько, сколько в традиционном «Молескине». Правда, чем больше тиражей выходило, тем больше «оригинальности» стали проявлять издатели. И вот 192 страницы превратились в 160.
Почему же блокнот не только назвали книгой, но и признали таковой? Дело не во внешнем виде, а в оригинальной рекламной кампании. «Книга Ничто» позиционировалась как возможность для каждого написать свою историю. Учитывая популярность новинки, ее тут же раскритиковали, назвав аналогом «Квадрата Малевича» и насмешкой над всеми пустыми литературными произведениями.
А еще раньше на Западе появилась байка о том, что Эрнест Хемингуэй написал самый короткий рассказ, да еще и в драматическом жанре. Якобы он сделал это на спор. Произведение состояло из нескольких слов, но рождало целую бурю эмоций: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Вот только был ли его автором Хемингуэй? Вероятно, ответ отрицательный, так как сам он никогда об этом рассказе не упоминал и ни в одно собрание сочинений тот не входит.
Да, очень разными бывают книги. Истории создания и последующего существования некоторых из них сами по себе удивительны, невероятны и имеют флер комедии, трагедии, детектива, триллера, фантастики... в общем, по обстоятельствам.