Всегда ли автор, который прославился первой книгой из большого цикла, удерживает «марку» к последней? К сожалению, это скорее исключение, нежели правило. Провалы случаются со всеми, даже с теми, кого мы привыкли считать мэтрами. Пример — роман Дэна Брауна «Происхождение».
Это произведение является пятым про гарвардского профессора Роберта Лэнгдона, обладающего талантом ввязываться в истории, грозящие концом света. В начале нулевых его книги «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи» стали бестселлерами. И это было оправданно! Мир тогда еще не знал такого рода интеллектуальных детективов, чтобы была и динамика, и интрига, и история, и любовь. Впрочем, в первой части не обошлось без научной фантастики, а во второй — без альтернативной истории. Но то были лишь элементы. Они не меняли жанр, не умаляли тех знаний и интересных идей, что автор вложил в свое творение.
Что же мы видели далее? Почти мистический, но все еще интересный роман «Утраченный символ», в котором философии было чуть больше, чем надо бы. И «Инферно», вновь поднявший популярность Брауна из-за попыток экранизации в формате сериала. Но, давайте честно, четвертая книга — это уже не интеллектуальный детектив, а научная фантастика с элементами интеллектуального детектива. И вот в ныне далеком 2017 году вышло «Происхождение». Браун состарился, Роберт тоже, да и аудитория не помолодела. Беготни стало меньше, разгадывание символов сведено к минимуму, скорее упоминается для проформы, как часы с Микки-Маусом и клаустрофобия героя, вселенские тайны более не замалчиваются, а раскрываются и... удивляют своей приземленностью, даже банальностью.
Жанр произведения — снова научная фантастика. Конечно же, теперь, в новом времени, на страницах присутствует ИИ. Именно на тему этичности искусственного интеллекта и предлагается порассуждать параллельно с ответами на главные и неоднократно озвученные в тексте вопросы: «Откуда мы пришли?» и «Куда мы движемся?». Рассуждения выходят более чем неоднозначные, что, конечно, плюс, потому что расшевелить публику надо. Не обходится без противопоставления религии — куда же без него. Невозможно, как у Лукьяненко без «серых». И все же хотелось бы больше от прошлого Лэнгдона, который копался в секретах тайных орденов, а не в записях убитого во время презентации «великого открытия» футуриста. А уж выдуманный королевский двор Испании... Это точно было лишнее, хотя для «красного словца» годится.
Романтики, естественно, в книгах давно не осталось. Профессору уже «не к лицу и не по летам». Впрочем, ее три книги подряд нет, а хотелось бы! И движения бы побольше. И описаний красочных не только Музея Гуггенхайма и Саграды Фамилии, но и чего-то еще... Но это лирика. Факт в другом. «Происхождение» намного проще других книг цикла. И это... печально.