08 Апр 2025
«Для детей просто о сложном, для взрослых сложно о простом»
Корреспондент: Вы пишете стихи и для детей, и для взрослых. А каким автором себя считаете больше: детским или взрослым? Почему?
Наталья: Когда я пишу стихи, чаще всего не задумываюсь, какой я поэт: взрослый или детский. И только тогда, когда текст готов, я начинаю с ним работать и обтесывать. Во время личных встреч со зрителями и во время авторских выступлений я всегда смотрю на реакцию зрителя. Мои концерты проходят бесплатно, и поэтому людей фактически ничто не держит. Если им нравится, то они сидят в зале, смотрят. Если не нравится — потихоньку собираются и уходят.
Я с публикой всегда стараюсь взаимодействовать. С самой первой минуты договариваюсь, как уходить из зала, если возникнет необходимость уйти, сама руковожу процессом и дисциплинирую зрителей. Если заранее не договориться, то какие-нибудь форс-мажорные моменты возникают чаще. Для взрослой и смешанной аудитории можно читать любые стихи — и взрослые, и детские, — так как воспринимается все хорошо. Детские произведения, как показывает практика, поднимают настроение взрослой публике.
Если я в школе или детском саду, то здесь, конечно же, учитываю возрастную психологию и включаю игровые моменты, а иначе дети «лягут на пол» и читать будет не для кого!
Корреспондент: В чем принципиальная разница между взрослой и детской поэзией с позиции писателя?
Наталья: Конечно же, в способе изложения информации: для детей просто о сложном, для взрослых сложно о простом!
Корреспондент: Как нужно оформлять детскую книгу, чтобы она пришлась по вкусу целевой аудитории?
Наталья: Книга для ребенка должна быть, несомненно, красивая, яркая, удобная по формату. Вспоминая себя, когда была ребенком, я помню, что любила книги и раскраски с красивыми рисунками, мне сразу хотелось уговорить маму оставить такую книгу мне. А далее текст: несомненно, что если текст затягивал с первой и второй строки и вызывал желание читать книгу дальше, бежать взглядом по строчкам, то такую книгу не хотелось отдавать. Создавая сборник, надо стать на мгновение ребенком и посмотреть на книгу глазами малыша или подростка. Вспомнить себя, что именно хотелось тебе самому получить от книги, чего не хватило в той книге, которую ты открыл, а потом отложил в сторону и не стал читать...
Корреспондент: Ваши любимые темы для творчества? Чем обусловлен выбор?
Наталья: Мои любимые темы для творчества абсолютно разные. Мне нравится писать о красоте природы, о животных, очень нравится сочинять стихи ситуативные — высмеивающие пороки малышей. А еще мне нравится в веселой игровой форме влиять на маленького слушателя, чтобы он становился хорошим человеком, человеком, который может нести ответственность за планету, на которой он живет, и, конечно же, любить и беречь ее...
Пример — моя песня:
Цветная планета
1. Растут города,
И машины мелькают,
Гудят провода,
И летят СМС,
А люди бегут
И уже не вникают,
Что всеми давно
Управляет прогресс.
Припев:
А наша цветная планета —
Песчинка в космической тьме!
Ей хочется теплого лета
И в звонкой кружить кутерьме.
2. Заводы дымят,
И ревут самолеты,
Сжимаются струны
Железных дорог,
А люди грустят
И уже не вникают,
Что где-то зацвел
У дороги цветок...
Припев:
Мы все устаем от работы —
Планета без сна сотни лет.
Ей хочется чьей-то заботы
И доброго знака в ответ.
Проигрыш и клятва:
Мы клянемся тебе, дорогая планета,
Мы клянемся тебя беречь!
И желаем тебе на пути звездном этом
Много добрых космических встреч!
Припев:
А наша цветная планета —
Песчинка в космической тьме!
Ей хочется теплого лета
И в звонкой кружить кутерьме.
Мы все устаем от работы —
Планета без сна сотни лет.
Ей хочется чьей-то заботы
И доброго знака в ответ.
Корреспондент: У вас очень добрый подход к творчеству и читателю. Сохраните его на долгое время!
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
![]() ![]() | |
Всего комментариев: 0 | |