
10 Фев 2025
Алёна Иванова - независимый эксперт турнира
Иванова Алёна Владимировна – автор с 27-летним стажем. Пишет в разных жанрах: поэзия, проза, литературный перевод (песни, проза, поэзия), авторская песня, драматургия, статьи по лингвистике и музыкальному искусству.
Лингвист. После вуза продолжила самостоятельно читать научные труды по стиховедению и писательскому мастерству. Также получила музыкальное образование.
Победитель конкурсов от городского до международного уровня.
Участница пяти Международных Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья «Липки» (2013, 2015–2018), учреждённых московским Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП) совместно с «толстыми» литературными журналами Москвы и Санкт-Петербурга.
Авторские работы получили благоприятные отзывы сопредседателя правления Союза писателей России К. В. Скворцова, членов Союза писателей России, кандидатов филологических наук, литературных критиков, писателей и читателей.
Публиковалась на конкурсной основе и в результате редакторского отбора в более чем пятидесяти литературно-художественных журналах, антологиях, альманахах и коллективных сборниках, изданных в России (от Белгорода до Бурятии) и в Республике Беларусь.
Автор трёх поэтических книг.
Постоянный автор издательства «Союз писателей» с 2020 года. Победитель литературных и фотоконкурсов. Стихотворения и статьи опубликованы в 24 журналах и коллективных сборниках, а также в авторском поэтическом сборнике «Слово-амулет».
Остальные две авторские книги вышли в свет при поддержке градообразующего предприятия ФГУП «ПО «Маяк».
В творчестве гармонично сочетаются вдохновенность и научные знания. Его лейтмотив – просьба о чуткости друг к другу и к окружающему миру.
Лингвист. После вуза продолжила самостоятельно читать научные труды по стиховедению и писательскому мастерству. Также получила музыкальное образование.
Победитель конкурсов от городского до международного уровня.
Участница пяти Международных Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья «Липки» (2013, 2015–2018), учреждённых московским Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП) совместно с «толстыми» литературными журналами Москвы и Санкт-Петербурга.
Авторские работы получили благоприятные отзывы сопредседателя правления Союза писателей России К. В. Скворцова, членов Союза писателей России, кандидатов филологических наук, литературных критиков, писателей и читателей.
Публиковалась на конкурсной основе и в результате редакторского отбора в более чем пятидесяти литературно-художественных журналах, антологиях, альманахах и коллективных сборниках, изданных в России (от Белгорода до Бурятии) и в Республике Беларусь.
Автор трёх поэтических книг.
Постоянный автор издательства «Союз писателей» с 2020 года. Победитель литературных и фотоконкурсов. Стихотворения и статьи опубликованы в 24 журналах и коллективных сборниках, а также в авторском поэтическом сборнике «Слово-амулет».
Остальные две авторские книги вышли в свет при поддержке градообразующего предприятия ФГУП «ПО «Маяк».
В творчестве гармонично сочетаются вдохновенность и научные знания. Его лейтмотив – просьба о чуткости друг к другу и к окружающему миру.
Интересные заметки о финалистах.
В финальном отзыве я упомянула, что у каждого финалиста есть узнаваемый индивидуальный стиль, который проявился уже в первом туре. Назвала эти характерные особенности творчества при анализе стихотворений шестого тура.
Дополняю наблюдения здесь, для вас.
В первом туре я мысленно отметила самые перспективные работы и буквально сразу дала участникам 1, 4 и 11 вместо цифр «имена»: 1 – Сказитель, 4 – Эрудит, 11 – Романтик. Впоследствии определения подтвердились.
Рассказываю об этом для того, чтобы, во-первых, возможно, подсказать авторские бренды для данных авторов, если они издают свои книги.
Во-вторых, желаю помочь финалистам улучшить произведения в будущем.
По моим сквозным наблюдениям, изюминка каждого финалиста – как сила, так и слабость.
Объясню подробнее.
Участник 1, Сказитель, обладает пылким, бурным воображением. Он создаёт потрясающие образы (как в первом туре) и завораживающие картины (как в третьем туре). Но необузданная фантазия в конце концов уводит его прочь от внимательных размышлений и технической рутины.
Озвучу ещё один нюанс, который интуитивно ощущала на протяжении всего турнира и явно увидела в финале. Вполне возможно, автор сам не подозревает об этом. Но он, наверное, будучи увлечённым красочным повествованием, в той или иной степени оказывался излишне категоричным в суждениях о своих персонажах. Он не проявлял гибкости и понимания спектра мотивов поступков героев. В результате какие-то строки в чудесных стихотворениях звучали для меня резко и даже отталкивающе (впечатление было основано не на личном жизненном опыте, а на общих убеждениях и взглядах). А в финальном стихотворении автор открыто швырнул и без того пострадавшего котика с моста на лёд реки! Пошутил… Я была в Санкт-Петербурге на Мойке, поэтому живо представила картину.
Без этой дребезжащей смысловой нотки в творческой партитуре и после профессиональной корректуры я бы с удовольствием почитала чарующие поэтические сказания участника 1.
Участник 4, Эрудит, обладает впечатляюще широким кругозором. Он стал очевиден благодаря «увулярному фырканью» в первом туре и чудным составным рифмам во втором туре, а во всей красе предстал в четвёртом туре. А стихотворение о тролле в третьем туре нужно, как говорится, в рамочку и на стеночку! Шедевр!!!
С другой стороны, кипучая сила разума, возможно, делает мнимо скучной скрупулёзную техническую работу над стихотворениями. Отсюда возникают невнимательность и разнообразные досадные ошибки. Порой автор всё слишком усложняет.
Так и хочется сказать автору, что, по опыту, технические мелочи ничуть не менее интересны, чем крупные исследования темы)
Участник 11, Романтик, обладает чутким видением и тонким чувством прекрасного. Ему удаются восхитительные пейзажи с сочными образами (как в первом туре, втором туре, четвёртом туре (боранаут и боранаут + туанароб), пятом туре и шестом туре). И он довольно внимателен к мелочам.
Но хрустальное содержание легко разбивается без твёрдой формы.
К слову, участник 3 в самом первом туре получил «имя» Хитрец и в следующих турах не отступал от выбранной тактики. На мой взгляд, она заключалась в следующем: «Нарушить [условия задания] так, чтобы не нарушить». Например, в первом туре автор написал стихотворение в форме без чёткого ритма, чтобы облегчить себе основную задачу.
В третьем туре ему удалось эффектно пройти по грани условий задания, что (наряду с тематическими знаниями) меня искренне впечатлило.
Но в пятом туре он перегнул палку в плане вольности трактовки задания.
Мне всё время казалось, что участник несерьёзно относился к турниру.
Ещё одно наблюдение-предположение о самых харизматичных участниках.
По стилю предполагала, что, может быть, участники 1 и 11 – женщины, участники 3 и 4 – мужчины.
Дополняю наблюдения здесь, для вас.
В первом туре я мысленно отметила самые перспективные работы и буквально сразу дала участникам 1, 4 и 11 вместо цифр «имена»: 1 – Сказитель, 4 – Эрудит, 11 – Романтик. Впоследствии определения подтвердились.
Рассказываю об этом для того, чтобы, во-первых, возможно, подсказать авторские бренды для данных авторов, если они издают свои книги.
Во-вторых, желаю помочь финалистам улучшить произведения в будущем.
По моим сквозным наблюдениям, изюминка каждого финалиста – как сила, так и слабость.
Объясню подробнее.
Участник 1, Сказитель, обладает пылким, бурным воображением. Он создаёт потрясающие образы (как в первом туре) и завораживающие картины (как в третьем туре). Но необузданная фантазия в конце концов уводит его прочь от внимательных размышлений и технической рутины.
Озвучу ещё один нюанс, который интуитивно ощущала на протяжении всего турнира и явно увидела в финале. Вполне возможно, автор сам не подозревает об этом. Но он, наверное, будучи увлечённым красочным повествованием, в той или иной степени оказывался излишне категоричным в суждениях о своих персонажах. Он не проявлял гибкости и понимания спектра мотивов поступков героев. В результате какие-то строки в чудесных стихотворениях звучали для меня резко и даже отталкивающе (впечатление было основано не на личном жизненном опыте, а на общих убеждениях и взглядах). А в финальном стихотворении автор открыто швырнул и без того пострадавшего котика с моста на лёд реки! Пошутил… Я была в Санкт-Петербурге на Мойке, поэтому живо представила картину.
Без этой дребезжащей смысловой нотки в творческой партитуре и после профессиональной корректуры я бы с удовольствием почитала чарующие поэтические сказания участника 1.
Участник 4, Эрудит, обладает впечатляюще широким кругозором. Он стал очевиден благодаря «увулярному фырканью» в первом туре и чудным составным рифмам во втором туре, а во всей красе предстал в четвёртом туре. А стихотворение о тролле в третьем туре нужно, как говорится, в рамочку и на стеночку! Шедевр!!!
С другой стороны, кипучая сила разума, возможно, делает мнимо скучной скрупулёзную техническую работу над стихотворениями. Отсюда возникают невнимательность и разнообразные досадные ошибки. Порой автор всё слишком усложняет.
Так и хочется сказать автору, что, по опыту, технические мелочи ничуть не менее интересны, чем крупные исследования темы)
Участник 11, Романтик, обладает чутким видением и тонким чувством прекрасного. Ему удаются восхитительные пейзажи с сочными образами (как в первом туре, втором туре, четвёртом туре (боранаут и боранаут + туанароб), пятом туре и шестом туре). И он довольно внимателен к мелочам.
Но хрустальное содержание легко разбивается без твёрдой формы.
К слову, участник 3 в самом первом туре получил «имя» Хитрец и в следующих турах не отступал от выбранной тактики. На мой взгляд, она заключалась в следующем: «Нарушить [условия задания] так, чтобы не нарушить». Например, в первом туре автор написал стихотворение в форме без чёткого ритма, чтобы облегчить себе основную задачу.
В третьем туре ему удалось эффектно пройти по грани условий задания, что (наряду с тематическими знаниями) меня искренне впечатлило.
Но в пятом туре он перегнул палку в плане вольности трактовки задания.
Мне всё время казалось, что участник несерьёзно относился к турниру.
Ещё одно наблюдение-предположение о самых харизматичных участниках.
По стилю предполагала, что, может быть, участники 1 и 11 – женщины, участники 3 и 4 – мужчины.
Об отзывах и авторских стихотворениях.
Надеюсь, участники и читатели читали мои отзывы и внеконкурсные стихотворения в турнирных комментариях. Трудилась изо всех сил, проверяла каждый тезис, старалась упомянуть и объяснить каждую (особенно интересную в плане стихосложения) деталь.
Отзывы были нацелены на поддержку участников турнира и являлись своеобразной литературной учёбой для всех поэтов и любителей поэзии.
А стихотворения написала – тоже за сутки каждое – по заданиям четырёх туров (первого, второго, четвёртого и пятого), где главным требованием было соблюдение сложной твёрдой формы. При этом всегда максимально усложняла задачу. Все стихотворения качественные.
Не стала сочинять стихотворения в третьем и шестом турах, поскольку задания были очень простыми по форме и не требовали дополнительных пояснений. А содержание являлось делом вкуса и воображения участников.
Как поэт преследовала несколько целей:
1) показать, что задания выполнимы и их можно выполнить качественно, даже максимально усложнив задачу;
2) подтвердить право на подробный конструктивный разбор стихотворений участников;
3) доказать, что к отзывам (и к внеконкурсным стихотворениям) можно обращаться в качестве примеров для дальнейшего улучшения авторских работ.
Алёна Иванова
Поэтический турнир издательства «Союз писателей» (2025)
Первый тур
Змея
Форма.
Акростих, мезостих, телестих. Усложнённые формы с ключевым словом.
Особенности стихотворения «Рыбалка»
1. (Акростих + мезостих: 3 витка) + телестих: 2 витка.
2. Ключевое слово – основное в задании: «змея».
Рыбалка
«З!..» – яз* качнул колокольцем: улов, знать, увяз!
Мемуаристу под стать сохранить сей эдем:
Ем его – сразу с костра, сразу здесь, на холме! –
Язя, а речка красуется, змейкой скользя.
«З!..» – языком отбиваю. В раздумье погряз!
«Ме!..» – мямлю, видя: без дров мой костёр стух совсем.
Ем еле-еле остывший улов. И во тьме
Я зябну, к дому ползя. Забываться нельзя!
______
* Яз – приспособление для ловли рыб.
_____________________________________________________________________________
Второй тур
Перемежка
Форма.
Перемежающиеся глухие и звонкие согласные. Усложнённая форма.
Особенности стихотворения «Деревенские забавы»
1. Перемежающиеся глухие и звонкие согласные.
2. В первых словах строк перемежаются буквы в середине; в последних словах строк – последние буквы.
3. В первой строке каждого двустишия перемежаются два глухих согласных. Во второй строке каждого двустишия перемежаются два звонких согласных.
4. Начальные рифмы представляют собой сочетания слов, первые из которых – имена детей.
Деревенские забавы
Саше чудно! Он зачухался и смок.
Саже где, ну где тут взяться? Взял ведь, смог.
Тоше славно! Все штаны блестят от лас.
Тоже грязный он: сыскал манящий лаз.
Даше дивно! Ленты выплелись из кос,
Даже обе – так она гоняла коз.
Луше ладно! С платья капли, в ручке прут.
Луже тесно было… Нынче это пруд.
_____________________________________________________________________________
Четвёртый тур
Ретрожора
Формы.
Боранаут. Туанароб.
1. Боранаут.
Боранаут – стихотворение, в каждой строке которого есть сочетание букв «боранаут». Эти буквы можно разделять пробелами и знаками препинания, но другими буквами – нельзя.
Рассветная сангина
Небо – рана утра. Даль в крови.
Рдеет бор, а на утёсе – склон.
Ветви бора на уток* травы
Без разбора наутюжил сон.
_________
* Уток – поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними.
2. Туанароб.
Туанароб – стихотворение, в каждой строке которого есть сочетание букв «туанароб». Эти буквы можно разделять пробелами и знаками препинания, но другими буквами – нельзя.
Особенность стихотворения «Стой горой за мечту»
Триолет.
Триолет – форма восьмистишия: написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк, из которых четвёртая и седьмая повторяют первую, а восьмая – вторую.
Стой горой за мечту
Стой горой за мечту, а на Роберта Брюса равняйся.
Оделяй бедноту, а на Робина Гуда смотри.
Отыщи теплоту, а на роботов не разменяйся.
Стой горой за мечту, а на Роберта Брюса равняйся.
Устыди срамоту, а на робость дивись*, не стесняйся.
Зарься** не на тафту, а на робу, что скрыта внутри.
Стой горой за мечту, а на Роберта Брюса равняйся.
Оделяй бедноту, а на Робина Гуда смотри.
__________
* Дивиться на кого-либо, на что-либо – глядеть с восхищением, с изумлением.
** Зариться – смотреть долго, увлечённо, широко раскрыв глаза.
_____________________________________________________________________________
Пятый тур
Диамант D-E-F
Особенности диаманта
1. Визуальная форма стихотворения – ромб. Она достигается благодаря учёту количества знаков с пробелами в каждой строке.
2. В первой и седьмой строках – по одному существительному. Эти существительные выражают два противоположных понятия.
3. Во второй и шестой строках – по два прилагательных.
4. В третьей и пятой строках – по три глагола.
5. В четвёртой строке четыре слова (предпочтительно существительных). Как правило, первое и второе слова относятся к существительному в первой строке, а третье и четвёртое слова – к существительному в седьмой строке.
6. Четвёртая строка представляет собой ассоциацию, сравнение между существительными в первой и седьмой строках.
7. Верхняя половина стихотворения (вторая и третья строки) относится к существительному в первой строке. Нижняя половина стихотворения (пятая и шестая строки) относится к существительному в седьмой строке.
8. Два прилагательных в шестой строке – это два цвета, характеризующие существительное в седьмой строке.
9. Соседние слова в четвёртой строке можно мысленно соединить. Тогда на стыках этих слов конечные и начальные буквы образуют два новых, ключевых слова.
10. Каждое ключевое слово должно быть прямо или косвенно (метафорически) связано по смыслу с одним из цветов в шестой строке.
11. Обе пары «ключевое слово + цвет» связаны по смыслу с существительным в седьмой строке.
Легенда
(по роману Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»)
* Мститься – казаться, мерещиться, чудиться.
Особенности стихотворения «Легенда»
1. Тема.
Путешествие хоббита Фродо (главного героя романа) от его уютного дома – норы-смиала – до жуткой горы Ородруин. Следовательно, первое и последнее слова стихотворения – «нора» и «гора» соответственно.
2. Противоположные образы в четвёртой строке.
Первое и второе слова («Город, руины…») ассоциируются с первой частью стихотворения, где речь идёт о доме («норе»), о цивилизации.
Третье и четвёртое слова («Угроза, ветра…») ассоциируются со второй частью стихотворения, где речь идёт о бесприютной дикой местности («горе»).
Вся четвёртая строка описывает путь Фродо от норы до горы.
3. Скрытые ключевые слова в четвёртой строке.
Соединив первую и вторую пары слов в четвёртой строке, можно прочесть слова «Ородруин» и «завет». Буквы, образующие эти слова, точны: не нужно ничего домысливать (например, читать «й» как «и», воспринимать сдвоенные буквы как одну букву и наоборот, учитывать произнесение слов).
4. Связь между цветами в шестой строке и ключевыми словами в четвёртой строке.
Шестая и седьмая строки: «Алая, пламенная гора».
Первая ключевая конструкция: «Гора – алая – Ородруин».
Вторая ключевая конструкция: «Гора – пламенная – завет».
Пояснения.
4.1 Шестая и седьмая строки: «Алая, пламенная гора».
В шестой и седьмой строках стихотворения отражён дословный перевод названия горы Ородруин. Согласно Дж. Р. Р. Толкину, в переводе с эльфийского языка Ородруин (orod + ruin) значит ‘гора красного пламени’.
4.2 Первая ключевая конструкция: «Гора – алая – Ородруин».
Алая (т. е. красная) гора – Ородруин (первое ключевое слово).
4.3 Вторая ключевая конструкция: «Гора – пламенная – завет».
Кроме буквального смысла «огненная, пылающая», слово «пламенная» ассоциируется с понятиями в переносном значении «пылкий, страстный, воодушевлённый» (например, «пламя души», «пламя любви», «пламя борьбы»).
В этом смысле ассоциативная связь далее устанавливается со вторым ключевым словом «завет». Фродо, ведомый Светом – пламенем чистой души, пламенем любви к родине и пламенем борьбы за Средиземье, – выполняет гласный и негласный завет всех тех, кому прежде не удалось уничтожить Кольцо Всевластья. Хоббит несёт Кольцо на гору Ородруин, чтобы расплавить его в недрах.
5. Рифмы.
Схема рифм: aBCaCBa.
В парах строк 1-7 и 2-6 глубокая рифма, распространяющаяся практически на всю строку.
6. Размеры.
В основных крайних строках, первой и седьмой, – ямб.
Во всех центральных сроках – дактиль.
Количество стоп и слогов увеличивается до четвёртой строки, а затем симметрично уменьшается. В парах строк 1-7, 2-6, 3-5 одинаковый размер.
7. Количество знаков с пробелами в строках.
Сетка знаков по строкам: 5 – 16 – 25 – 28 – 24 – 15 – 5.
Если не считать крайние знаки препинания во второй и третьей строках (запятую и точку соответственно), то количество знаков с пробелами в парах строк 2-6 и 3-5 будет равным. Разница допущена специально.
Всё доброе перечислено в верхней части стихотворения (в строках 1–3), всё злое – в нижней части (в строках 5–7). В романе «Властелин колец» Добро побеждает Зло. По этой причине каждая центральная «добрая» строка на один незаметный знак препинания длиннее, чем каждая парная «злая» строка. Незаметность символизирует упорный путь к победе на грани отчаяния и неприметность маленьких хоббитов Фродо и Сэма, которые смогли выполнить миссию.
Отзывы были нацелены на поддержку участников турнира и являлись своеобразной литературной учёбой для всех поэтов и любителей поэзии.
А стихотворения написала – тоже за сутки каждое – по заданиям четырёх туров (первого, второго, четвёртого и пятого), где главным требованием было соблюдение сложной твёрдой формы. При этом всегда максимально усложняла задачу. Все стихотворения качественные.
Не стала сочинять стихотворения в третьем и шестом турах, поскольку задания были очень простыми по форме и не требовали дополнительных пояснений. А содержание являлось делом вкуса и воображения участников.
Как поэт преследовала несколько целей:
1) показать, что задания выполнимы и их можно выполнить качественно, даже максимально усложнив задачу;
2) подтвердить право на подробный конструктивный разбор стихотворений участников;
3) доказать, что к отзывам (и к внеконкурсным стихотворениям) можно обращаться в качестве примеров для дальнейшего улучшения авторских работ.
Алёна Иванова
Поэтический турнир издательства «Союз писателей» (2025)
Первый тур
Змея
Форма.
Акростих, мезостих, телестих. Усложнённые формы с ключевым словом.
Особенности стихотворения «Рыбалка»
1. (Акростих + мезостих: 3 витка) + телестих: 2 витка.
2. Ключевое слово – основное в задании: «змея».
Рыбалка
«З!..» – яз* качнул колокольцем: улов, знать, увяз!
Мемуаристу под стать сохранить сей эдем:
Ем его – сразу с костра, сразу здесь, на холме! –
Язя, а речка красуется, змейкой скользя.
«З!..» – языком отбиваю. В раздумье погряз!
«Ме!..» – мямлю, видя: без дров мой костёр стух совсем.
Ем еле-еле остывший улов. И во тьме
Я зябну, к дому ползя. Забываться нельзя!
______
* Яз – приспособление для ловли рыб.
_____________________________________________________________________________
Второй тур
Перемежка
Форма.
Перемежающиеся глухие и звонкие согласные. Усложнённая форма.
Особенности стихотворения «Деревенские забавы»
1. Перемежающиеся глухие и звонкие согласные.
2. В первых словах строк перемежаются буквы в середине; в последних словах строк – последние буквы.
3. В первой строке каждого двустишия перемежаются два глухих согласных. Во второй строке каждого двустишия перемежаются два звонких согласных.
4. Начальные рифмы представляют собой сочетания слов, первые из которых – имена детей.
Деревенские забавы
Саше чудно! Он зачухался и смок.
Саже где, ну где тут взяться? Взял ведь, смог.
Тоше славно! Все штаны блестят от лас.
Тоже грязный он: сыскал манящий лаз.
Даше дивно! Ленты выплелись из кос,
Даже обе – так она гоняла коз.
Луше ладно! С платья капли, в ручке прут.
Луже тесно было… Нынче это пруд.
_____________________________________________________________________________
Четвёртый тур
Ретрожора
Формы.
Боранаут. Туанароб.
1. Боранаут.
Боранаут – стихотворение, в каждой строке которого есть сочетание букв «боранаут». Эти буквы можно разделять пробелами и знаками препинания, но другими буквами – нельзя.
Рассветная сангина
Небо – рана утра. Даль в крови.
Рдеет бор, а на утёсе – склон.
Ветви бора на уток* травы
Без разбора наутюжил сон.
_________
* Уток – поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними.
2. Туанароб.
Туанароб – стихотворение, в каждой строке которого есть сочетание букв «туанароб». Эти буквы можно разделять пробелами и знаками препинания, но другими буквами – нельзя.
Особенность стихотворения «Стой горой за мечту»
Триолет.
Триолет – форма восьмистишия: написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк, из которых четвёртая и седьмая повторяют первую, а восьмая – вторую.
Стой горой за мечту
Стой горой за мечту, а на Роберта Брюса равняйся.
Оделяй бедноту, а на Робина Гуда смотри.
Отыщи теплоту, а на роботов не разменяйся.
Стой горой за мечту, а на Роберта Брюса равняйся.
Устыди срамоту, а на робость дивись*, не стесняйся.
Зарься** не на тафту, а на робу, что скрыта внутри.
Стой горой за мечту, а на Роберта Брюса равняйся.
Оделяй бедноту, а на Робина Гуда смотри.
__________
* Дивиться на кого-либо, на что-либо – глядеть с восхищением, с изумлением.
** Зариться – смотреть долго, увлечённо, широко раскрыв глаза.
_____________________________________________________________________________
Пятый тур
Диамант D-E-F
Особенности диаманта
1. Визуальная форма стихотворения – ромб. Она достигается благодаря учёту количества знаков с пробелами в каждой строке.
2. В первой и седьмой строках – по одному существительному. Эти существительные выражают два противоположных понятия.
3. Во второй и шестой строках – по два прилагательных.
4. В третьей и пятой строках – по три глагола.
5. В четвёртой строке четыре слова (предпочтительно существительных). Как правило, первое и второе слова относятся к существительному в первой строке, а третье и четвёртое слова – к существительному в седьмой строке.
6. Четвёртая строка представляет собой ассоциацию, сравнение между существительными в первой и седьмой строках.
7. Верхняя половина стихотворения (вторая и третья строки) относится к существительному в первой строке. Нижняя половина стихотворения (пятая и шестая строки) относится к существительному в седьмой строке.
8. Два прилагательных в шестой строке – это два цвета, характеризующие существительное в седьмой строке.
9. Соседние слова в четвёртой строке можно мысленно соединить. Тогда на стыках этих слов конечные и начальные буквы образуют два новых, ключевых слова.
10. Каждое ключевое слово должно быть прямо или косвенно (метафорически) связано по смыслу с одним из цветов в шестой строке.
11. Обе пары «ключевое слово + цвет» связаны по смыслу с существительным в седьмой строке.
Легенда
(по роману Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»)
Нора,
Малая, памятная,
Радует, прячется, снится.
Город, руины… Угроза, ветра…
Мучает, высится, мстится
Алая, пламенная
гора.
____________Малая, памятная,
Радует, прячется, снится.
Город, руины… Угроза, ветра…
Мучает, высится, мстится
Алая, пламенная
гора.
* Мститься – казаться, мерещиться, чудиться.
Особенности стихотворения «Легенда»
1. Тема.
Путешествие хоббита Фродо (главного героя романа) от его уютного дома – норы-смиала – до жуткой горы Ородруин. Следовательно, первое и последнее слова стихотворения – «нора» и «гора» соответственно.
2. Противоположные образы в четвёртой строке.
Первое и второе слова («Город, руины…») ассоциируются с первой частью стихотворения, где речь идёт о доме («норе»), о цивилизации.
Третье и четвёртое слова («Угроза, ветра…») ассоциируются со второй частью стихотворения, где речь идёт о бесприютной дикой местности («горе»).
Вся четвёртая строка описывает путь Фродо от норы до горы.
3. Скрытые ключевые слова в четвёртой строке.
Соединив первую и вторую пары слов в четвёртой строке, можно прочесть слова «Ородруин» и «завет». Буквы, образующие эти слова, точны: не нужно ничего домысливать (например, читать «й» как «и», воспринимать сдвоенные буквы как одну букву и наоборот, учитывать произнесение слов).
4. Связь между цветами в шестой строке и ключевыми словами в четвёртой строке.
Шестая и седьмая строки: «Алая, пламенная гора».
Первая ключевая конструкция: «Гора – алая – Ородруин».
Вторая ключевая конструкция: «Гора – пламенная – завет».
Пояснения.
4.1 Шестая и седьмая строки: «Алая, пламенная гора».
В шестой и седьмой строках стихотворения отражён дословный перевод названия горы Ородруин. Согласно Дж. Р. Р. Толкину, в переводе с эльфийского языка Ородруин (orod + ruin) значит ‘гора красного пламени’.
4.2 Первая ключевая конструкция: «Гора – алая – Ородруин».
Алая (т. е. красная) гора – Ородруин (первое ключевое слово).
4.3 Вторая ключевая конструкция: «Гора – пламенная – завет».
Кроме буквального смысла «огненная, пылающая», слово «пламенная» ассоциируется с понятиями в переносном значении «пылкий, страстный, воодушевлённый» (например, «пламя души», «пламя любви», «пламя борьбы»).
В этом смысле ассоциативная связь далее устанавливается со вторым ключевым словом «завет». Фродо, ведомый Светом – пламенем чистой души, пламенем любви к родине и пламенем борьбы за Средиземье, – выполняет гласный и негласный завет всех тех, кому прежде не удалось уничтожить Кольцо Всевластья. Хоббит несёт Кольцо на гору Ородруин, чтобы расплавить его в недрах.
5. Рифмы.
Схема рифм: aBCaCBa.
В парах строк 1-7 и 2-6 глубокая рифма, распространяющаяся практически на всю строку.
6. Размеры.
В основных крайних строках, первой и седьмой, – ямб.
Во всех центральных сроках – дактиль.
Количество стоп и слогов увеличивается до четвёртой строки, а затем симметрично уменьшается. В парах строк 1-7, 2-6, 3-5 одинаковый размер.
7. Количество знаков с пробелами в строках.
Сетка знаков по строкам: 5 – 16 – 25 – 28 – 24 – 15 – 5.
Если не считать крайние знаки препинания во второй и третьей строках (запятую и точку соответственно), то количество знаков с пробелами в парах строк 2-6 и 3-5 будет равным. Разница допущена специально.
Всё доброе перечислено в верхней части стихотворения (в строках 1–3), всё злое – в нижней части (в строках 5–7). В романе «Властелин колец» Добро побеждает Зло. По этой причине каждая центральная «добрая» строка на один незаметный знак препинания длиннее, чем каждая парная «злая» строка. Незаметность символизирует упорный путь к победе на грани отчаяния и неприметность маленьких хоббитов Фродо и Сэма, которые смогли выполнить миссию.
![]() ![]() |
Всего комментариев: 17 | |
| |