После девятимесячного перерыва в серии внепланово вышли две книжки. Одна из них – «Умирать, понимая» одессита Льва Либолева. О себе Лев говорит: «Стихи пишу с лета 2008-го года. До этого никогда не писал и поэзией не интересовался…». Плодовитость этого незаурядного автора просто поражает – по его признанию, написано уже более 2 000 стихотворений. Хотя далеко не все Лев считает возможным опубликовать.
В этом году вышла первая книжка Либолева – сборник стихотворений «Мысли вслух» (Издательство «Союз писателей», 2014). Ниже – фрагменты из предисловия Анастасии Русских.
ЖИЗНЬ В ГЛУБИНУ
…Позвольте познакомить вас с первым сборником одного из самых интересных русских поэтов-современников Льва Либолева. Буквально с первого стихотворения вы поймёте, что строки эти написаны настоящим Мастером слова. А со второго – получите великолепный мастер-класс на тему этапов развития умения обращаться с поэтическим слогом… с неоднозначным, но для некоторых, безусловно, полезным выводом…
…Что же такое Мастерство? Существуют разные суждения об этой тонкой материи, но несомненно, что в числе прочего это – умение писать о предмете так, чтобы ни словом не упомянуть о нём впрямую, оставляя читателю возможность мысленно «дорисовать», догадаться… о любви – без слова «любовь»… …Одиночество. Хотя само это слово на его страницах вы не найдёте. Одиночество – не как беда, но как естественная форма бытия поэта…
Ответственный секретарь издательства «Союз писателей» Анастасия Русских
Для полноты картины отдадим дань цитированию ещё раз:
Поэт, прозаик А. ПАХНЮЩИЙ:
«…Стихи Льва отличаются сочетанием нескольких стилистических и технических качеств (характеристик), которые делают их привлекательными, а почерк автора - практически неповторимым…»
«…На стилистику языка Либолева имела (имеет) влияние школа Бродского. В лучших её проявлениях. Копирования Бродского нет - однозначно. Но есть соблюдение традиции тяготения к правильному живому синтаксису фразы - редкое даже сегодня проявление лучшей и самой сложной из сторон акмеизма…»
«…Лексический ряд – незаметен. Этому способствует огромный внутренний словарь автора. Так бывает из-за точного попадания авторского слова в ассоциацию. В результате ассоциативный ряд ненавязчив и мягок, стихи идут одним потоком и не вызывают трудностей при чтении. Собственно чтения как такового и нет, оно незаметно (как процесс) и освобождает внимание для сознательного и запредельного восприятия текста…»
«…Личность автора. ...А какая разница? Это тот вопрос, который при несомненном интересе к нему, трогать запрещено. Потому что наличие или отсутствие тех или иных черт личности, характера автора, наличие или отсутствие знаков отличия, дипломов или сборников отнюдь не мешают чтению и восприятию поэзии Либолева…»
«…Как-то так – о серьёзном авторе. Как-то так...»
Александр Пахнющий –
зав. отделом информатизации в филиале Ставропольского пединститута
Три стихотворения Льва Либолева
Крошки
Вчерашний мир вмещается в баулы -
навечно отчуждённый переулок,
и градусник, забытый на окне...
На ржавом сливе - крошки черствых булок...
Кому клевать... ведь птиц в помине нет.
Отъезд зимой. в шкафах открыты дверцы,
посыпан пол корицей, солью, перцем...
В ноздрях щекочет, запах ест глаза.
Часы заводят мерзенькое скерцо,
глядит в окно усохшая лоза.
Квадратики от фото и картинок
на стенах... Словно войлок - паутина
в углах, где были кресла и диван...
Дворовый кот - ледащая скотина,
протиснулся в прихожую едва,
и замер в ней знакомцем долгожданным,
обнюхивая чутко чемоданы...
Ну как прогнать, ведь он же в доску свой.
Фальшивенько гнусит фортепиано -
квартиры постоянный часовой.
Прохладный ветер хмуро сдует крошки,
и мир, что отъезжающих тетёшкал,
что въелся до печёнок и кишок.
Им скажет - ну, присядем на дорожку...
Они в ответ - давай на посошок.
На юга
Ты опять на юга?
Где широкие листья агав
покрываются патиной сизой, и полнятся соком...
Покупаешь билеты, хотя и цена дорога,
и торопишься очень – не время болтать о высоком.
Помолчим, помолчим...
Для молчания много причин.
Вдалеке от боёв, но по разные стороны бойни,
подойдём к продавцам, пусть дешевле дают на почин
молодого вина, это всё таки благопристойней
перебранки любой.
А тем боле – дети с тобой,
неудобно при них... Что ж, дорогу осилит идущий.
Слава богу, всё тихо, никто не пугает пальбой
ни тебя, ни меня. И молчат огрубевшие души –
мой потерянный юг,
он тебе и не враг, и не друг,
просто зноем ожёг... Твой столичный, задумчивый север...
Лист агавы широк, от напитанной влаги упруг,
а ещё – вездесущ, и достаточен при самосеве
на любых площадях.
А немного ещё погодя,
ты уедешь туда, и оттянешься очень нехило...
На дорожку присядем, помянем погибших солдат,
не надеясь, что кровь перебродит когда-то в текилу.
Экзотический вкус,
и, виском прижимаясь к виску,
побормочем – прощай, расставаясь, как будто навеки...
Там погибнут агавы, цветущие в самом соку,
нам с тобой лепестки, как монетки, роняя на веки.