• Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Адела Василой. Кухня стихотворчества. Вдохновение.
TanitaДата: Воскресенье, 03 Ноя 2013, 20:22 | Сообщение # 51
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
Ладно, попробую объяснить, хоть Вы слишком многого от меня хотите. Я Вам уже сказала, что я не специалист в той области... Но применив кое-какие знания о человеке и его психике, можно попытаться понять без привлечения потусторонних сил. Вы наверняка слышали о "биологических часах" - каждый более-менее развитый живой организм обладает "чувством времени". При достаточно развитом мозге оно способно с достаточной точностью оценивать временные промежутки, прошедшие от того или иного пережитого индивидом события, деля "давность" на временные сегменты - минуты, часы, дни, недели... Предполагаю, что переживаемый человеком стресс от внутренних ощущений, связанных с болезнями тех или иных органов, может значительно усилить это чувство, и здесь тоже, по-видимому, без "главного процессора", умеющего совершать многотысячные вычисления за короткий временной промежуток, просто не обойтись. Имея в распоряжении исходные данные о тех или иных органах в динамике, он может оценить по степени их износа и скорости деградации, когда они станут несовместимы с жизнью - и сообщить это субъекту в доступной для себя форме. Возможно - во сне. Если субъект поймёт сообщение. он обретёт знание о том, когда и от чего он умрёт.

Адела,

Прекрасный пример того, как можно прийти к "золотой" середине между двумя противоположными точками зрения, а значит, к согласию.


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области


Сообщение отредактировал Tanita - Воскресенье, 03 Ноя 2013, 20:23
Адела_ВасилойДата: Понедельник, 04 Ноя 2013, 02:53 | Сообщение # 52
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Tanita ()
Прекрасный пример того, как можно прийти к "золотой" середине между двумя противоположными точками зрения, а значит, к согласию.


Спасибо, Татьяна! Если бы это всегда было возможно! smile


Поэзия - это состояние души.
LikaLikaДата: Понедельник, 04 Ноя 2013, 14:41 | Сообщение # 53
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
жалко, что все ушло в бессмысленные препирательства.
тема-то крайне интересная.
не думаю, что тут могут быть выявлены хоть какие бы то ни было достоверные клише и схемы, но попробовать прикоснуться к тайне - можно.
и мне просто страшно любопытно, как происходит ЭТО у разных пишущих людей.
как Бродский смотрит на процесс, я читала.
но тут - мы, живые и непосредственно, прямо сейчас, создающие стихи.
в основе всякого поэтического дара (а о том, что это ДАР, даже спорить неуместно, на мой взгляд), лежит способность видеть мир метафорически, то есть улавливать глубинные связи между явлениями, изначальные, если хотите.
он есть не у многих.
и развить это проблематично, более чем.
но дар этот должен еще воспользоваться языком, ибо ему нужен инструмент, чтобы воплотиться в образы и картины, владение инструментом - вещь наживаемая, этому можно обучаться.
но обучаться - постоянно, повсеместно и упорно.
и дело это не публичное, интимное дело.Хотя и публичные уроки не возбраняются, как дополнение.
лучше всего поэтическому языку учиться, читая мастеров. Это самые действенные занятия, самые благо приносящие. Причем, читать много и разных. Тогда чувствуешь себя в среде, в том самом питательном языковом растворе, на котором взращивается чутье, интуиция, вкус.
а далее - писать, писать без тщеславного желания выложить на всеобщее обозрение, а жестко, беспощадно кроя собственные тексты по усвоенным классическим лекалам, убирая все слюни и розовые сопли.
образцы-то - вот они! и нещадно править и переписывать, до тех пор, пока при прочтении не перестанет быть стыдно за провинциальность, убогость, пока внутри себя не ощутишь маленький росток надежды, что это - поэзия уже...
Адела_ВасилойДата: Вторник, 05 Ноя 2013, 01:14 | Сообщение # 54
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата LikaLika ()
жалко, что все ушло в бессмысленные препирательства. тема-то крайне интересная.


Почему же ушло, статья на месте, в самом начале. препирательства незачем читать, если неинтересно. Мало того, по ходу дела я статью углубила и дописала, перечитав гору материала.

Цитата LikaLika ()
а о том, что это ДАР, даже спорить неуместно

А почему же неуместно? Если мы хотим докопаться до истины - всё можно ставить под сомнение... а вообще-то "дар" можно по-разному понимать. Я его понимаю, как особенно удачное, счастливое сочетание генов, которое обуславливает обострённую эмоциональность и тонкий интеллект, плюс образное мышление, музыкальность и особое чувство языка, и всё это вместе позволяет индивиду развить в себе особые способности, особенную чуткость к красоте, а также способность выразить словом эту красоту и донести её до других своим творчеством.
То, что это случается не часто, я согласна, но всё же чаще, чем это принято думать. Конечно, гении рождаются очень редко - там уж действительно должно быть редкостное сочетание врождённых свойств, но дети с потенциалом хороших поэтов рождаются довольно часто. Беда в том, что они не развиваются, как должно - никто ведь "не в курсе" того, что из ребёнка может получиться хороший поэт, если его способности начать развивать вовремя. А время, упущенное в детстве неоценимо. Правда, как оказалось, можно начинать и позже, но таких успехов уже не достичь.
И - да! - надо упорно трудиться, недаром говорят, что талант - это 1% способностей и 99% труда. Совершенно с Вами согласна.


Поэзия - это состояние души.
LikaLikaДата: Вторник, 05 Ноя 2013, 02:21 | Сообщение # 55
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
развивать, конечно, дело хорошее...
просто у меня ярчайший пример перед глазами, очень убедительный, - мои собственные дети.
сказать чтоб я занималась развитием в них поэтических способностей - ничуть... а обе пишут, причем, на мой взгляд, довольно придирчивый, хорошо.
чем еще объяснить сие, кроме дара?
поэтика разная, абсолютно, как несхожи и они между собой.
ТомскаяДата: Вторник, 05 Ноя 2013, 15:50 | Сообщение # 56
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата LikaLika ()
просто у меня ярчайший пример перед глазами, очень убедительный, - мои собственные дети.

Lika, моя реплика с предыдущим обсуждением не связана, но конкретно для вас мне бы хотелось высказать своё предложение. Посмотрите материал, связанный с понятием "детская одарённость". Именно так, а не "одарённые дети", понятия слегка рознятся.
С подобными детьми, к коим, возможно, относятся и ваши, необходимо заниматься. И при этом не обязательно развивать поэтические способности напрямую. Но без развития интеллекта, на мой взгляд, не обойтись.
Причём, подход к развитию может быть комплексным. Здоровье физическое- психическое -духовное. Диагностика.
Говорю не голословно, есть опыт работы с одарёнными детьми, к тому же в условиях детского дома.
В любом случае, даже если ребёнок и не станет в будущем поэтом, понимать и любить поэзию он научится.
А, на мой взгляд, нам сейчас понимающие читатели нужны даже более, чем те, кто пишет.
Успехов вам и вашим детям. Людмила.


Томская
Адела_ВасилойДата: Вторник, 05 Ноя 2013, 16:06 | Сообщение # 57
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Вы знаете, у меня таких примеров перед глазами - не счесть. Я пришла в русскую поэзию в 2005 году - сначала я вращалась на юношеском сайте, где мальчики и девочки лет с 12-13 и до 25-26, в основном, делали первые шаги - были и талантливые авторы, но в основном начинающие, причём частенько и малограмотные. Я там начинала с пародий, хотя на румынском к тому времени у меня было 8 разнокалиберных книжек. и я, в общем-то, пребывала на своём уровне, хотя и набила руку в новом для меня жанре. Но через год я переехала на Стихи.ру и очень быстро "пошла в рост", благодаря тому, что попала в хорошую компанию, которая "раскрыла мне глаза" на некоторые аспекты современной поэзии. Кроме того, я стала много писать и очень быстро приобрела солидный опыт, в том числе и в жанре литературной пародии, и в детской поэзии. Пробовала себя во всех жанрах, кроме нескольких, не уважаемых мной. Что касается меня лично - очень важно стремиться к обретению мастерства, попасть в "плодородную", стимулирующую рост среду, и неутомимо трудиться для достижения своей цели. Это, пожалуй, и есть "3 кита", на которых держится творческий рост креативной личности практически в любом виде искусства.
Но параллельно я наблюдала за процессом творческого роста других поэтов (иногда сложно было даже называть их поэтами, судя по уровню их стихов). И через некоторое время, снова сталкиваясь с ними, я бывала поражена, насколько они творчески изменились, по праву заслужив звание поэта. Тем более удивительно, что это были взрослые люди, которые в детстве и не помышляли писать, а впервые "столкнулись" с этим желанием уже в зрелом (а то и в "перезрелом") возрасте. Особенно меня поразил случай, когда пожилой человек, ранее чуждый поэзии (по профессии математик) за два года стал вполне зрелым и очень интересным поэтом. То, что эти люди талантливы - это бесспорно, причём талант их именно "литературный". Я беру это слово в кавычки потому, что поэзия, изначально, было устным творчеством - скорее музыкальным, поскольку письменность была изобретена значительно позже, чем появились первые жанры устного словесного творчества. Человек научился говорить - следовательно способность общаться словами, выражая ими свои мысли, точно также "подвержена градации", как и любые другие человеческие свойства: от полной неспособности врождённых дебилов - до мастерского владения словом прирождённых актёров и поэтов... Недаром эти способности частенько совмещаются - талантливые артисты пишут стихи, а поэты способы "играть", прочитывая свои стихи с величайшей убедительностью. Мало того - иногда с этими способностями ассоциируется ещё и другие таланты, в частности - талант живописца, поскольку способность к яркому образному мышлению - одно из свойств, необходимых живописцу. Все эти таланты взаимосвязаны, а соединяет их вместе качественный интеллект, способный к мощному эмоциональному восприятию мира, а также к логическому анализу и синтезу происходящих в мире процессов - это основа креативности. Первое обеспечивает возникновение порывов вдохновения, а второе - создание мощного и убедительного "предмета искусства", от поэтических творений до картин, скульптур и т.п. Одно без другого невозможно, и слабость одного из этих качеств неминуемо отражается на конечном результате.
А все эти качества благополучно связаны с наследственностью и передаются через гены родителей - бывают особенно удачные комбинации, которые усиливаются из-за "приятного соседства" с хорошими генами, вследствие чего родительские способности возрастают в детках, а бывает и наоборот. Вашим детям повезло, значит. Но не нужно забывать, что надо учиться и трудиться...


Поэзия - это состояние души.
Адела_ВасилойДата: Вторник, 05 Ноя 2013, 16:17 | Сообщение # 58
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Томская ()
С подобными детьми, к коим, возможно, относятся и ваши, необходимо заниматься. И при этом не обязательно развивать поэтические способности напрямую. Но без развития интеллекта, на мой взгляд, не обойтись.


Спасибо за поддержку! Всецело на Вашей стороне. "Одарённость" универсальна, в некотором смысле, но интеллект - необходимое условие для его развития, причём его тоже можно (и нужно) развивать. Кто видел поэта-дурака? Нет таких в природе. И для развития интеллекта и всех прочих качеств необходимо трудиться.

Ещё могу посоветовать прочитать моё эссе "Бедный графоман" - обобщение моего опыта и наблюдений на Стихи.ру, начиная с 2006 года:
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/183-6600-1


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Вторник, 05 Ноя 2013, 16:36
JackyДата: Среда, 06 Ноя 2013, 08:53 | Сообщение # 59
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
LikaLika, а у детей частенько проявляются способности, которые нас удивляют. У моего - тоже пристрастия и таланты, никак с родительскими и бабушко-дедушкиными не связанные. Откуда берутся - непонятно.
ТомскаяДата: Среда, 06 Ноя 2013, 11:14 | Сообщение # 60
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата Jacky ()
У моего - тоже пристрастия и таланты, никак с родительскими и бабушко-дедушкиными не связанные. Откуда берутся - непонятно.

А вы хорошо свою родословную знаете? Примерно века до 16-го проследить сможете?
Серьёзно. Мне, например, подсказку феномена музыкальной одарённости ребёнка удалось найти в 18 веке, а литературные способности "отыскались" в нач. 19 века, причём, на уровне достаточно известных личностей.
Спасибо предкам, свои способности они развивали и достигли признания.
Но даже если в вашем роду и не было официально признанных поэтов и др. представителей творческих профессий, вспомним о таком понятии, как устное народное творчество. Сказители, певцы, даже частушечники, полагаю, без них ни одно село нельзя представить, если судить по сохранившимся записям.
Есть такое понятие "генетическая память народа". Вот она и проявляется в потомках.
И поэтому многие обладают способностями складно "сказывать", рифмовать, петь, придумывать замысловатые сюжеты...
Только давайте с вами подумаем, способности "певца-сказителя" и "поэтический дар" -одно и то же?
На мой взгляд, нет. И это, вероятно, объясняет, почему многие могут складно рифмовать, но поэтов -единицы!
Мне кажется, дар поэта не в том, чтобы рифмы умело подбирать, а в особом видении мира, в этом поэт схож с остальными представителями творческих профессий.
Поэтому я и предлагаю развивать в детях интеллект, если вы видите в них творческие способности. Воображение, мышление, память, внимание требуют постоянного тренинга.
Да, и взрослым постоянный тренинг психики не помешает.
Кто остановился в своём развитии, обычно скоро начинает терять дар.
С уважением. Людмила.


Томская
LikaLikaДата: Среда, 06 Ноя 2013, 11:46 | Сообщение # 61
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
я-то не совсем о том.
я своим постом поддерживала тех участников форума, кто утверждал, что развить в себе поэта - просто невозможно, если свыше это не дано.
дар - это Божье, это то, что тебе дали, заслуги в том твоей нет, абсолютно.
а вот развить его, если уж имеется, а для начала - хотя бы суметь его ощутить, - вот это уж дело твое, тут как раз точка применения собственных сил.
и самый момент создания, творческий акт, - величайшая тайна.
даже автор вряд ли сможет сказать, как он ЭТО делает.
никакая наука, в том числе и психология творчества, не может ничего утверждать наверное, бесчисленность и разнообразие попыток только лишний раз демонстрируют, насколько тайна в руки не дается.
исчезнуть дар не может, это противоестественно, заглохнуть - да, как все на свете, если не заботиться о нем, как человеческая жизнь...
LikaLikaДата: Среда, 06 Ноя 2013, 11:47 | Сообщение # 62
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
которая тоже есть дар.
JackyДата: Среда, 06 Ноя 2013, 13:57 | Сообщение # 63
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
Цитата Томская ()
А вы хорошо свою родословную знаете? Примерно века до 16-го проследить сможете?

До 16-го, конечно, не знаю ) Максимум - до позапрошлого. Но у того же Михайло Ломоносова, вроде как, в роду великих ученых, да и просто ученых не было, к примеру... Да, конечно, у человека есть память рода, народная память (правда, сейчас чистых представителей одного народа и не отыщешь, пожалуй), но все-таки, даже имея все предпосылки, не все потомки великих обладают способностью писать стихи, становиться прекрасными спортсменами, художниками или еще кем-то. Кто-то становится, кто-то - нет. Конечно, кто-то работает над талантами, а кто-то нет, но как тогда объяснить таланты того же Моцарта? Он написал свое первое произведение в 5 лет, если я правильно помню. Времени развить талант у него не было. Я вовсе не хочу сказать, что есть такой дар свыше, но... Есть в мире много вещей, которые объяснить трудно. Иногда - невозможно. Мой сын, к примеру, до четырех лет примерно по утрам пересказывал мне мои сны, в том числе и об умершей бабушке, которая умерла за полтора месяца до его рождения. Да, конечно, связь матери с ребенком, информационное поле, родовая память, то, что я очень переживала смерть бабушки (она жила вместе с нами) и прочие вещи - вроде как объяснимо. Но... странно.
Адела_ВасилойДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 05:08 | Сообщение # 64
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Jacky ()
До 16-го, конечно, не знаю ) Максимум - до позапрошлого. Но у того же Михайло Ломоносова, вроде как, в роду великих ученых, да и просто ученых не было, к примеру... Да, конечно, у человека есть память рода, народная память (правда, сейчас чистых представителей одного народа и не отыщешь, пожалуй), но все-таки, даже имея все предпосылки, не все потомки великих обладают способностью писать стихи, становиться прекрасными спортсменами, художниками или еще кем-то. Кто-то становится, кто-то - нет. Конечно, кто-то работает над талантами, а кто-то нет, но как тогда объяснить таланты того же Моцарта? Он написал свое первое произведение в 5 лет, если я правильно помню. Времени развить талант у него не было. Я вовсе не хочу сказать, что есть такой дар свыше, но... Есть в мире много вещей, которые объяснить трудно. Иногда - невозможно.


Насчёт Михайло Ломоносова - какие могли у него быть в роду учёные, если он из крестьянского рода был? У крестьянских детей было время проявлять свои таланты? У них и детства-то практически не было, работать надо было... пахать. А он - вырвался. Для этого немалое мужество ещё надо было иметь. Так что крестьянские таланты зарывались в землю почти буквально. А вот Моцарт - другое дело. Он из рода музыкантов был, и папаша заставлял его играть до изнеможения в раннем детстве, хотел сделать из него великого музыканта - кем он стать не сумел. А мальчик и впрямь был одарён необычайно, и вскоре музыка перестала быть для него казнью - потому что он сам почувствовал её вкус. А привычка трудиться осталась... вот она и подняла его на ту недосягаемую высоту. Кажется, это он и сказал, что талант - это 1% способностей и 99% труда. Он это слишком хорошо знал. И очень важно начинать развивать свои способности как можно раньше - год в детстве можно приравнять к нескольким годам в зрелом возрасте (это индивидуально, у кого разница не так уж велика, у других - очень велика). А способности передаются неравномерно, Вы ещё не забыли, что есть рецессивные гены, а есть доминантные? Так вот, доминантными являются гены, которые содержат наиболее древнюю часть наследственности, а наиболее прогрессивные и ценные человеческие гены, как правило, являются рецессивными. Логика простая: более древняя генетическая память (читайте - наследственность) прошла долгую апробацию в ходе эволюции, и за ней утвердилась "репутация" полезной для выживания. А вот новейшие свойства человека, как правило, связанные с развитием интеллекта и речи, ещё находятся на стадии испытаний - а посему скромно уступают дорогу "ветеранам". Поэтому и было замечено, и метко сказано, что на детях гениев природа отдыхает. Хотя и не так резко, всё-таки "яблочко от яблони недалеко падает". Народ тоже кое-что замечал, как видите. Но "память рода" и "народная память" - это разные вещи, и "смешанность кровей тут ни при чём. Тут нелишне вспомнить, что все люди - представители одного биологического рода, и "память рода" - это как раз то, что закодировано в генах представителей человеческого рода. А "память народа" - это уже часть человеческой культуры, явление совсем другого порядка. Не путайте, пожалуйста.

Цитата Jacky ()
Я вовсе не хочу сказать, что есть такой дар свыше, но... Есть в мире много вещей, которые объяснить трудно. Иногда - невозможно.


Безусловно, есть! И будет! Но это не значит, что эти тайны так и останутся нераскрытыми. Они ждут, когда наступит их черёд, когда человек накопит достаточно знаний и подойдёт к ним настолько близко, что сумеет их коснуться. Но тайны всегда останутся - не эти, которые занимают нас сейчас, так другие, потому что мир бесконечен, и знание бесконечно, а человек конечен, и человечество - тоже.


Поэзия - это состояние души.
TanitaДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 07:23 | Сообщение # 65
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
Кажется, это он и сказал, что талант - это 1% способностей и 99% труда.


"Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда" - Томас Эдисон.


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
JackyДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 08:45 | Сообщение # 66
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
Насчёт Михайло Ломоносова - какие могли у него быть в роду учёные, если он из крестьянского рода был? У крестьянских детей было время проявлять свои таланты? У них и детства-то практически не было, работать надо было... пахать. А он - вырвался. Для этого немалое мужество ещё надо было иметь. Так что крестьянские таланты зарывались в землю почти буквально.

Так и я ж о том!
JackyДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 08:47 | Сообщение # 67
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
Вы ещё не забыли, что есть рецессивные гены, а есть доминантные? Так вот, доминантными являются гены, которые содержат наиболее древнюю часть наследственности, а наиболее прогрессивные и ценные человеческие гены, как правило, являются рецессивными.

Не забыла. Генетику я знала на отлично в школе ) Просто это такая наука, которая по большей части до сих пор остается полной загадок.
JackyДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 08:49 | Сообщение # 68
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
Тут нелишне вспомнить, что все люди - представители одного биологического рода, и "память рода" - это как раз то, что закодировано в генах представителей человеческого рода. А "память народа" - это уже часть человеческой культуры, явление совсем другого порядка. Не путайте, пожалуйста.

А я и не путаю. Я вообще о них почти не писала, просто упомянула в перечислении.


Сообщение отредактировал Jacky - Четверг, 07 Ноя 2013, 08:52
JackyДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 08:52 | Сообщение # 69
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 665
Награды: 15
Репутация: 24
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
Безусловно, есть! И будет! Но это не значит, что эти тайны так и останутся нераскрытыми. Они ждут, когда наступит их черёд, когда человек накопит достаточно знаний и подойдёт к ним настолько близко, что сумеет их коснуться. Но тайны всегда останутся - не эти, которые занимают нас сейчас, так другие, потому что мир бесконечен, и знание бесконечно, а человек конечен, и человечество - тоже.

Полностью согласна. Правда, человечество в целом к развитию, мне кажется, не особо стремится. А вот к деградации - это с удовольствием... А так - Вы правы - чем больше область познания, тем больше область непознанного.
Адела_ВасилойДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 15:03 | Сообщение # 70
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Томская ()
И при этом не обязательно развивать поэтические способности напрямую. Но без развития интеллекта, на мой взгляд, не обойтись.


Золотые слова, Людмила! Тем более золотые, что у Вас солидный опыт практической работы в этом направлении. Это здорово! А я встречала психологов, которые, по их собственным словам, категорически против, например, учить ребёнка читать до 5-6 лет. Поразительная узость взглядов. На просьбу посмотреть стихи для детей и высказать своё квалифицированное мнение, госпожа психолог ответила, что не разбирается в поэзии и порекомендовала читать ребёнку Агнию Барто. То есть, с такими советами дальше "Тише, Танечка, не плачь..." и "Зайку бросила хозяйка..." мы никуда не двинемся. А ведь с тех пор появилось очень много талантливых детских поэтов, намного более интересных и занимательных. Поймите меня правильно, Агния Барто замечательный детский автор, а чем хуже, к примеру, Рената Муха? И кроме неё есть много отличных авторов, которые тоже добьются признания, в конце концов, но их можно читать уже сейчас, пока они живы-здоровы, не дожидаясь, пока их "вознесут" в гении посмертно. А детский психолог просто обязан разбираться в детской поэзии, ведь это не только традиционная, но и очень эффективная составная развития и воспитания детей - их интеллекта, эмоциональной сферы, отношения к миру чувства прекрасного и (почему нет?) чувства юмора, умению видеть необычное и смешное.

Цитата Tanita ()
"Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда" - Томас Эдисон.


Огромное спасибо, Татьяна! Сколько раз уже мучительно пыталась вспомнить, кто же это сказал впервые, и не могла. Один раз ошиблась, решив, что это был Моцарт, и, что называется, "вбила себе в голову". Наверняка есть такое явление, как "заученная ошибка", ещё Конрад Лоренц описывал такой случай, когда приручённая утка, однажды споткнувшись о сложенные на лестнице коробки, научилась их обходить, беря вправо. А когда через пару недель коробки убрали, она продолжала повторять заученный маршрут, в нужном месте обходя воображаемые коробки. smile Не раз пыталась найти автора в Интернете, но из-за неточности формулировки ("талант" вместо "гений") так и не нашла. Придётся поискать все места, где я незаслуженно обходила Эдисона, и восстановить справедливость. Эдисон, прости! :))

Цитата Jacky ()
Так и я ж о том!

Вот именно! Михайло Ломоносов не доказательство того факта, что у него в роду не было гениев - просто им не дали "развернуться", кроме как в крестьянском быту. И ничего лучшего они и не знали, вероятно.
Цитата Jacky ()
Не забыла. Генетику я знала на отлично в школе ) Просто это такая наука, которая по большей части до сих пор остается полной загадок.


Как и все остальные: наука без загадок - это наука без будущего (в копилку), Но генетика прошла основательный путь от Грегора Менделя и от школьного курса генетики... к примеру, генетический код человека расшифрован полностью (как и многих животных видов, в частности, обезьян). Это очень много, согласитесь. Но недостаточно. "Игрушку" разобрали - остаётся её собрать и понять, как она действует. Человечество - как любопытный ребёнок, первое его побуждение - разбить игрушку и посмотреть, что у неё внутри, второе - разобрать детали и понять, для чего они, и третье - собрать всё "как было" и понять принцип её действия. По-видимому, биологи приступили сейчас к сборке, и первые их успехи - собранные из живых клеток овечки. Какое-то время они нормально функционировали, между прочим. Это - большой успех! smile


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Четверг, 07 Ноя 2013, 17:04
Адела_ВасилойДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 15:40 | Сообщение # 71
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Jacky ()
Полностью согласна. Правда, человечество в целом к развитию, мне кажется, не особо стремится. А вот к деградации - это с удовольствием...


Оно стремится, Ольга! Стремление - это осознанное движение разума, и это стремление направленно к совершенству. Разум стремится как можно полнее реализовать себя, воспринимая это как совершенство. Стать мощнее, гибче, острее и стремительнее. Такой вот интеллектуальный экстремизм. А вот деградация - это помехи на пути человечества, и происходят они от того хаоса, который вносит подсознательное, инстинктивная деятельность. Инстинкты сами по себе ни хороши, ни плохи, они просто жизненно необходимы. Они прошли придирчивый экзамен и Природа их одобрила. Но они тоже стремятся к экстремальным проявлениям своих возможностей. А вот на этом пути нас и ожидают "подводные рифы". К примеру: умеренная агрессивность нужна - для проявления настойчивости в достижении цели, для успеха в деле выбора удачного полового партнёра и ещё для чего-нибудь (не хочу отвлекаться от сюжета беседы), доброта нужна для хорошего контакта с обществом и для выживания в среде себе подобных - но если устремить эти свойства, условно говоря, в бесконечность, то они становятся не только бесполезны для индивида и общества в целом, но и зловредны. Агрессивные субъекты тоже стремятся реализовать себя как можно полнее, и в поисках "своего пути" частенько идут либо в преступники, либо в террористы (разницы почти никакой, на мой взгляд). И в конце концов погибают во цвете лет, находясь в зоне повышенного риска из-за избранной ими среды и рода занятий. А что от них обществу - один вред, доказывать не нужно.
Что касается доброты - недаром говорят, что "на добрых ездят". Им доброта, возведенная в степень, практически бесполезна... что касается общества, то оно ими пользуется, конечно, но экстремальная доброта тоже может натворить бед. Например, отказываясь строго наказывать преступников, или не сопротивляясь злу. Абсурд такой ситуации очевиден, по-моему.

Что же мы имеем в итоге? Разум стремиться к победе разума, а чувства и эмоции - к своим победам. Если между ними нет гармонии, то есть консенсуса, то деградация неминуема. Поэтому человечество должно научиться более эффективно контролировать свою эмоциональную сферу (подсознание, инстинкты), иначе... в общем, пока мы играем с огнём. Деградация общества - признак того, что мы движемся в сторону, обратную духовному прогрессу.


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Пятница, 08 Ноя 2013, 00:01
ТомскаяДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 16:43 | Сообщение # 72
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
А я встречала психологов, которые, по их собственным словам, категорически против, например, учить ребёнка читать до 5-6 лет. Поразительная узость взглядов. На просьбу посмотреть стихи для детей и высказать своё квалифицированное мнение, госпожа психолог ответила, что не разбирается в поэзии и порекомендовала читать ребёнку Агнию Барто.

Спасибо, Адела, за чёткое понимание проблемы. Мало того, что надо ребёнка развивать с рождения (а есть ещё и методики дородового развития интеллекта, причём, именно на основе художественной литературы), ребёнок в 3-4 года способен к максимально продуктивному усвоению не только родной литературы и языка, но и иностранного. Практика изучения потенциальных и окказиональных слов детской речи доказывает эту возможность.
Но чтобы не уходить от важной темы, заявленной вами, в подобные отступления углубляться не буду.
Хочу лишь ещё раз подчеркнуть, что мы здесь говорим о немного разных вещах. "Дар" и "Гениальность" -всё же не одно и то же.
Дар-способности, присущие многим; гениальность -единична, и я бы не стала приводить в пример ни Моцарта, ни Ломоносова, это гении, каждый в своей области, но и в жизни в целом.
К сожалению, о природе "гениальности" я не компетентна беседовать, а вот об "одарённости", пожалуйста. Потому что опыт позволяет подтверждать свои умозаключения.
"Одарённость" часто соседствует с "девиантным поведением, так как "дары" аномальны, пограничны и требуют от человека понимания, что ему досталось от Бога и природы.
"Дар" без развития интеллекта и эмоциональной сферы может привести к разрушению личности, что неоднократно доказано на примере представителей творческих профессий. Ребёнок с выдающимся даром, без правильного воспитания и развития часто его теряет, есть примеры, что и вместе с жизнью.
Цитата Адела_Василой ()
Разум стремится к победе разума, а чувства и эмоции - к своим победам. Если между ними нет гармонии, то есть консенсуса, то деградация неминуема. Поэтому человечество должно научиться более эффективно контролировать свою эмоциональную сферу (подсознание, инстинкты), иначе... в общем, пока мы играем с огнём. Деградация общества - признак того, что мы движемся в сторону, обратную духовному прогрессу.


А если принять за развитие как раз эту борьбу между разумом и эмоциональной сферой? Маятник поиска гармонии качается постоянно, и пока борьба идёт, на мой взгляд, деградация не наступит.
Ещё один признак деградации общества: последующее поколение менее интеллектуально и духовно развито, чем предыдущее.
Можем мы сделать такой вывод о наших детях? Да, им труднее, они вынуждены постоянно выбирать, надеяться только на себя, смело брать ответственность за свои решения, они стали более обособленными, в них потерян дух стадности.
Но они стали свободнее, сильнее, они ищут свои пути.
По крайней мере, так поступают те, с кем я общаюсь. У них другие приоритеты, но от этого они не становятся духовно слабее.
Я не согласна, что общество деградирует, оно просто меняется. И чтобы не разочароваться в жизни, нужно меняться вместе с ним, быть современным.
Удачи. Людмила.


Томская
Адела_ВасилойДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 18:06 | Сообщение # 73
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Томская ()
Но чтобы не уходить от важной темы, заявленной вами, в подобные отступления углубляться не буду.
Хочу лишь ещё раз подчеркнуть, что мы здесь говорим о немного разных вещах. "Дар" и "Гениальность" -всё же не одно и то же.
Дар-способности, присущие многим; гениальность -единична, и я бы не стала приводить в пример ни Моцарта, ни Ломоносова, это гении, каждый в своей области, но и в жизни в целом.
К сожалению, о природе "гениальности" я не компетентна беседовать, а вот об "одарённости", пожалуйста. Потому что опыт позволяет подтверждать свои умозаключения.


Людмила, а может быть, Вы откроете свою тему рядышком, я с удовольствием включусь в обсуждение. На мой взгляд, эти темы удачно дополняют друг друга.

Что касается разницы между талантом (даром) и гением, то я скажу так: никто пока не установил пограничный знак между талантом и гением. Точно так же, как талант бывает разного калибра, его высшую степень можно, по-видимому, признать гениальностью. Люди так и делают - просто такой "калибр" уходит от них в такую высь, что они теряют способность его реально оценить, сравнивая, ибо не с чем (не с кем). А наблюдать и изучать такое явление непосредственно - это очень сложно, поскольку требует исключительной удачи. Общаться с гением? Они так редки... Но таланты - это явления того же порядка, в конце концов. Поняв природу таланта, можно понять и природу гения. А поняв природу человеческой психики, можно понять и природу таланта! :)) Интуиция нам поможет, где факты будут против нас - в том смысле, что их будет слишком мало. Когда-то я читала такое определение гения, в терминах талантливости: Талант - это личность, которая проявляет исключительные способности в одной области человеческой деятельности, а гений - в разных. По этим меркам Моцарт - не гений, поскольку он был только музыкантом и других талантов, кажется, не имел. Но "претендовать" на титул музыкального гения он, безусловно, вправе. А вот Микеланджело и Леонардо да Винчи - гении без всяких оговорок. Впрочем, общеизвестны факты, когда большие учёные или писатели имели "побочные хобби", помимо основного - некоторые неплохо рисовали, другие музицировали... Пушкин и Лермонтов неплохо рисовали, Бородин был учёным и композитором... Отсюда поговорка "талантливый человек талантлив во всём" - по-видимому, это касается уже гениальности. Вообще, многосторонняя одарённость - это больше, чем талант. Здесь надо учесть, однако, что ребёнка могут ориентировать строго в одну область деятельности, игнорируя все остальные таланты, что скрадывает впоследствии общую оценку его величины, как личности.

Цитата Томская ()

"Одарённость" часто соседствует с "девиантным поведением, так как "дары" аномальны, пограничны и требуют от человека понимания, что ему досталось от Бога и природы.
"Дар" без развития интеллекта и эмоциональной сферы может привести к разрушению личности, что неоднократно доказано на примере представителей творческих профессий. Ребёнок с выдающимся даром, без правильного воспитания и развития часто его теряет, есть примеры, что и вместе с жизнью.


Интуиция мне сейчас шепнула, что девиантность поведения, на самом деле, не есть последствие дара: как такового, а является издержкой неправильного воспитания. Взрослые редко отдают себе отчёт в том, как наши слова и эмоции отражаются на ребёнке. Чрезмерная похвала, повторяемая изо дня в день, способна подточить слабенький ещё "моральный фундамент" детской личности. Девиантность детского поведения начинается с завышенного самомнения, формируемого изо дня в день самими взрослыми, усердно расхваливающими ребёнка. Следующий шаг - пренебрежение окружающими, этими неталантливыми созданиями, окружающими его, такого талантливого и замечательного. Ещё один шаг - реальные вызывающие поступки против общепризнанных правил - закон для него не писан. Если и это сходит с рук.

Кстати, здесь будет уместен пример, который приводила Марина Новиковская - с Никой Турбиной. Посмотрев этот короткий документальный фильм, можно проследить, как окружающие её взрослые из-за непомерного тщеславия и /или по недомыслию последовательно разрушали её личность, возлагая на детские плечи непомерную ношу славы и всеобщего обожания - чего не всякий взрослый способен выдержать. И вседозволенность - курение, алкоголь, чрезмерная независимость и свобода поведения, что и привело к деградации личности от алкоголизма и наркотиков и, в конце концов - к самоубийству. И для этого понадобилось всего 27 дет жизни...


Поэзия - это состояние души.

Сообщение отредактировал Адела_Василой - Четверг, 07 Ноя 2013, 18:17
ТомскаяДата: Четверг, 07 Ноя 2013, 18:38 | Сообщение # 74
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата Адела_Василой ()
девиантность поведения, на самом деле, не есть последствие дара: как такового, а является издержкой неправильного воспитания. Взрослые редко отдают себе отчёт в том, как наши слова и эмоции отражаются на ребёнке. Чрезмерная похвала, повторяемая изо дня в день, способна подточить слабенький ещё "моральный фундамент" детской личности. Девиантность детского поведения начинается с завышенного самомнения, формируемого изо дня в день самими взрослыми, усердно расхваливающими ребёнка. Следующий шаг - пренебрежение окружающими, этими неталантливыми созданиями, окружающими его, такого талантливого и замечательного. Ещё один шаг - реальные вызывающие поступки против общепризнанных правил - закон для него не писан. Если и это сходит с рук.

Адела, могу подписаться под каждым словом. И моя практика работы с одарёнными детьми в течение 5 лет тому подтверждение.
Цитата Адела_Василой ()
Вообще, многосторонняя одарённость - это больше, чем талант. Здесь надо учесть, однако, что ребёнка могут ориентировать строго в одну область деятельности, игнорируя все остальные таланты, что скрадывает впоследствии общую оценку его величины, как личности.

И ещё одно наблюдение. Если ребёнка ориентируют на развитие одного направления, часто даже не сделав всестороннюю диагностику способностей, он может вообще не состояться как личность. Начинать, как ни странно, надо вообще с физического здоровья ребёнка, развивать интеллект параллельно с эмоциональной сферой и не забывать о том, что духовность обретается в ежедневном труде над собой. Не умозрительно, а практически.
Не зря древние настаивали на гармоничном развитии.
И опять хочу вернуться к вашей теме. Рецепт стихотворчества мы всё же потихоньку выводим, мне кажется.
Удачи. Людмила.
А темы я пока не завожу, к сожалению, могу только участвовать. Перегруз!



Томская
Адела_ВасилойДата: Пятница, 08 Ноя 2013, 00:09 | Сообщение # 75
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
Цитата Томская ()
Рецепт стихотворчества мы всё же потихоньку выводим, мне кажется.

Спасибо за участие, Людмила! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество в теме. А насчёт рецепта, у меня есть шуточное (ироническое) стихотворение:

Рецепт поэзии

Разотри
корешок наивности
с крепким орешком иронии,
выжми терпкий сок
вдохновения,
добавь цедру философии
и семена сомнений,
посоли
горечью разочарований,
заправь специями
любовной тоски,
сладкими кристаллами нежности,
перчинками ревности,
ароматами эмоций,
идентичных натуральным...
Хорошо размешай
и доведи до белого каления
на медленном огне
страсти.


Поэзия - это состояние души.
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: