О культуре
|
|
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 01:19 | Сообщение # 51 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| всё-таки поставлю полностью... это какой-то гимн грамотности!)))) тем более - Чехов, классик!
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
(СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ)
В ночь под Рождество Ефим Фомич Перекладин, коллежский секретарь, лег спать обиженный и даже оскорбленный.
— Отвяжись ты, нечистая сила! — рявкнул он со злобой на жену, когда та спросила, отчего он такой хмурый.
Дело в том, что он только что вернулся из гостей, где сказано было много неприятных и обидных для него вещей. Сначала заговорили о пользе образования вообще, потом же незаметно перешли к образовательному цензу служащей братии, причем было высказано много сожалений, упреков и даже насмешек по поводу низкого уровня. И тут, как это водится во всех российских компаниях, с общих материй перешли к личностям.
— Взять, например, хоть вас, Ефим Фомич, — обратился к Перекладину один юноша. — Вы занимаете приличное место... а какое образование вы получили?
— Никакого-с. Да у нас образование и не требуется, — кротко ответил Перекладин. — Пиши правильно, вот и всё...
— Где же это вы правильно писать-то научились?
— Привык-с... За сорок лет службы можно руку набить-с... Оно, конечно, спервоначалу трудно было, делывал ошибки, но потом привык-с... и ничего...
— А знаки препинания?
— И знаки препинания ничего... Правильно ставлю.
— Гм!.. — сконфузился юноша. — Но привычка совсем не то, что образование. Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите... мало-с! Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего ее ставите... да-с! А это ваше бессознательное... рефлекторное правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего.
Перекладин смолчал и даже кротко улыбнулся (юноша был сын статского советника и сам имел право на чин X класса), но теперь, ложась спать, он весь обратился в негодование и злобу.
«Сорок лет служил, — думал он, — и никто меня дураком не назвал, а тут, поди ты, какие критики нашлись! „Бессознательно!.. Лефректорно! Машинное производство“... Ах, ты, чёрт тебя возьми! Да я еще, может быть, больше тебя понимаю, даром что в твоих университетах не был!»
Излив мысленно по адресу критика все известные ему ругательства и согревшись под одеялом, Перекладин стал успокаиваться.
«Я знаю... понимаю... — думал он, засыпая. — Не поставлю там двоеточия, где запятую нужно, стало быть, сознаю, понимаю. Да... Так-то, молодой человек... Сначала пожить нужно, послужить, а потом уж стариков судить...»
В закрытых глазах засыпавшего Перекладина сквозь толпу темных, улыбавшихся облаков метеором пролетела огненная запятая. За ней другая, третья, и скоро весь безграничный темный фон, расстилавшийся перед его воображением, покрылся густыми толпами летавших запятых...
«Хоть эти запятые взять... — думал Перекладин, чувствуя, как его члены сладко немеют от наступавшего сна. — Я их отлично понимаю... Для каждой могу место найти, ежели хочешь... и... и сознательно, а не зря... Экзаменуй, и увидишь... Запятые ставятся в разных местах, где надо, где и не надо. Чем путаннее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед „который“ и перед „что“. Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять... Знаю!»
Золотые запятые завертелись и унеслись в сторону. На их место прилетели огненные точки...
«А точка в конце бумаги ставится... Где нужно большую передышку сделать и на слушателя взглянуть, там тоже точка. После всех длинных мест нужно точку, чтоб секретарь, когда будет читать, слюной не истек. Больше же нигде точка не ставится...»
Опять налетают запятые... Они мещаются с точками, кружатся — и Перекладин видит целое сонмище точек с запятой и двоеточий...
«И этих знаю... — думает он. — Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой. Перед „но“ и „следственно“ всегда ставлю точку с запятой... Ну-с, а двоеточие? Двоеточие ставится после слов „постановили“, „решили“...»
Точки с запятой и двоеточия потухли. Наступила очередь вопросительных знаков. Эти выскочили из облаков и заканканировали...
«Эка невидаль: знак вопросительный! Да хоть тысяча их, всем место найду. Ставятся они всегда, когда запрос нужно делать или, положим, о бумаге справиться... „Куда отнесен остаток сумм за такой-то год?“ или — „Не найдет ли Полицейское управление возможным оную Иванову и проч.?“...»
Вопросительные знаки одобрительно закивали своими крючками и моментально, словно по команде, вытянулись в знаки восклицательные...
«Гм!.. Этот знак препинания в письмах часто ставится. „Милостивый государь мой!“ или „Ваше превосходительство, отец и благодетель!..“ А в бумагах когда?»
Восклицательные знаки еще больше вытянулись и остановились в ожидании...
«В бумагах они ставятся, когда... тово... этого... как его? Гм!.. В самом деле, когда же их в бумагах ставят? Постой... дай бог память... Гм!..»
Перекладин открыл глаза и повернулся на другой бок. Но не успел он вновь закрыть глаза, как на темном фоне опять появились восклицательные знаки.
«Чёрт их возьми... Когда же их ставить нужно? — подумал он, стараясь выгнать из своего воображения непрошенных гостей. — Неужели забыл? Или забыл, или же... никогда их не ставил...»
Перекладин стал припоминать содержание всех бумаг, которые он написал за сорок лет своего служения; но как он ни думал, как ни морщил лоб, в своем прошлом он не нашел ни одного восклицательного знака.
«Что за оказия! Сорок лет писал и ни разу восклицательного знака не поставил... Гм!.. Но когда же он, чёрт длинный, ставится?»
Из-за ряда огненных восклицательных знаков показалась ехидно смеющаяся рожа юноши-критика. Сами знаки улыбнулись и слились в один большой восклицательный знак.
Перекладин встряхнул головой и открыл глаза.
«Чёрт знает что... — подумал он. — Завтра к утрени вставать надо, а у меня это чертобесие из головы не выходит... Тьфу! Но... когда же он ставится? Вот тебе и привычка! Вот тебе и набил руку! За сорок лет ни одного восклицательного! А?»
Перекладин перекрестился и закрыл глаза, но тотчас же открыл их; на темном фоне всё еще стоял большой знак...
«Тьфу! Этак всю ночь не уснешь». — Марфуша! — обратился он к своей жене, которая часто хвасталась тем, что кончила курс в пансионе. — Ты не знаешь ли, душенька, когда в бумагах ставится восклицательный знак?
— Еще бы не знать! Недаром в пансионе семь лет училась. Наизусть всю грамматику помню. Этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражениях восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств.
«Тэк-с... — подумал Перекладин. — Восторг, негодование, радость, гнев и прочие чувства...»
Коллежский секретарь задумался... Сорок лет писал он бумаги, написал он их тысячи, десятки тысяч, но не помнит ни одной строки, которая выражала бы восторг, негодование или что-нибудь в этом роде...
«И прочие чувства... — думал он. — Да нешто в бумагах нужны чувства? Их и бесчувственный писать может...»
Рожа юноши-критика опять выглянула из-за огненного знака и ехидно улыбнулась. Перекладин поднялся и сел на кровати. Голова его болела, на лбу выступил холодный пот... В углу ласково теплилась лампадка, мебель глядела празднично, чистенько, от всего так и веяло теплом и присутствием женской руки, но бедному чиноше было холодно, неуютно, точно он заболел тифом. Знак восклицательный стоял уже не в закрытых глазах, а перед ним, в комнате, около женина туалета и насмешливо мигал ему...
— Пишущая машина! Машина! — шептало привидение, дуя на чиновника сухим холодом. — Деревяжка бесчувственная!
Чиновник укрылся одеялом, но и под одеялом он увидел привидение, прильнул лицом к женину плечу и из-за плеча торчало то же самое... Всю ночь промучился бедный Перекладин, но и днем не оставило его привидение. Он видел его всюду: в надеваемых сапогах, в блюдечке с чаем, в Станиславе...
«И прочие чувства... — думал он. — Это правда, что никаких чувств не было... Пойду сейчас к начальству расписываться... а разве это с чувствами делается? Так, зря... Поздравительная машина»...
Когда Перекладин вышел на улицу и крикнул извозчика, то ему показалось, что вместо извозчика подкатил восклицательный знак.
Придя в переднюю начальника, он вместо швейцара увидел тот же знак... И всё это говорило ему о восторге, негодовании, гневе... Ручка с пером тоже глядела восклицательным знаком. Перекладин взял ее, обмакнул перо в чернила в расписался:
«Коллежский секретарь Ефим Перекладин!!!»
И, ставя эти три знака, он восторгался, негодовал, радовался, кипел гневом.
— На́ тебе! На́ тебе! — бормотал он, надавливая на перо.
Огненный знак удовлетворился и исчез.
Сообщение отредактировал libolev - Вторник, 12 Ноя 2013, 01:21 |
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 11:42 | Сообщение # 52 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Цитата LikaLika ( ) а для этого нужна высочайшая культура, о которой тут и печалились. не накопив ее, невозможно приступать ни к какому писательству. ни в части содержания, ни в части формы. Я в ужасе) может совсем сайт закрыть?) копить высочайшую культуру... На это ведь жизни не хватит, хотя, наверно, есть такие, кто ею обладает. Нам бы просто культуру какую-нибудь, а уж высочайшую...
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 11:46 | Сообщение # 53 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| libolev, Лев! Какая прелесть - я его не читала))) Спасибо) А ЭТО - МОЙ ЛЮБИМЫЙ РАССКАЗ)) http://www.rogdestvenskij.ru/lit80.html
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 11:58 | Сообщение # 54 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| не за что, Марина. неужели не читали? я рассказы Чехова обожаю просто... ещё один из этой серии "письмо ученому соседу". если тоже не читали, то рекомендую, не пожалеете.
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 13:27 | Сообщение # 55 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| libolev, спасибо, обязательно! Я Чехова для себя открываю сейчас по-настоящему. То, что было в школе и все мои "скорые" пятерки по литературе (к вопросу об образовании)), то - ничего общего с Чеховым не имеет. Я сейчас все перечитываю медленно, с пометками на полях) как в первый раз. До "высочайших вершин" чую, не дойду, зато хоть удовольствие получу.
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 13:37 | Сообщение # 56 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| к вопросу об образовании - именно в школе у меня отбили всякое желание читать классику. причем лучшая учительница района с кучей регалий))). но Чехов, его рассказы, попали в руки случайно... и с того момента не успокоился, пока не прочел все. а высочайшие вершины - это не про меня, никогда не дойду.
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 14:13 | Сообщение # 57 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Цитата libolev ( ) это не про меня, никогда не дойду. Мы до чего-нибудь другого дойдем - чисто логически, раз шевелимся в одном направлении) А у меня не отбили желания читать: еще хуже. Мои пятерки сделали меня бесчувственной) похвалили девочку - она и пошла, вся довольная. Я ооочень много читала - а толку? Нет, наверно что-то попало "внутрь") А разговора о "культуре" я даже боюсь, как и термина "интеллигент". Моего ума на это не хватает! За Чехова - спасибо! Я тут Моэма перечитала, Соммесета того... (Луну) Я вроде Вам писала - не помню. Тоже перевод, конечно, но те, кто в оригинале читал - подтверждают. Такая техника - абалдеть). А что там у него с грамотностью было? Страшно подумать - а вдруг и он...
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 14:28 | Сообщение # 58 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Цитата libolev ( ) именно в школе у меня отбили всякое желание читать классику
И это в советской школе, которую сейчас так хвалят и с таким восторгом вспоминают... И, увы, это чистейшая правда. Я это понял классе в седьмом и старался за лето прочесть всю программу. Мне только ужасно не повезло с Островским, до сих пор прекрасная драма "Гроза" для меня некий камень преткновения... ибо я ее не успел прочитать. Потом сына заставлял читать до "прохождения".
Никита Брагин
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 14:33 | Сообщение # 59 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| Цитата talassa ( ) И, увы, это чистейшая правда. а я так и не прочел ничего из школьной программы... только куски, необходимые для сдачи экзаменов, да и те забыл. всё-таки вопрос - "вот скажите мне, дети, что бы мог делать Печорин в нашем социалистическом обществе?" - сильно снижает интерес к прочтению))).
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 14:41 | Сообщение # 60 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Цитата libolev ( ) "вот скажите мне, дети, что бы мог делать Печорин в нашем социалистическом обществе?" Все то же самое. Я недавно перечитала, совсем конечно по-другому! посмотрела чудные картины Лермонтова, против Печорина уже ничего не имею)) Герой и нашего времени)
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
LikaLika | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 14:55 | Сообщение # 61 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
| и все же общий уровень был на порядок выше. (не путать со средней температурой по больнице!) это странный парадокс, потому что в советских школах гуманитарный кмпонент был жутко усечен и изувечен.
|
|
| |
LikaLika | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 15:01 | Сообщение # 62 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
| всем тем, что содержат ваши посты, Марина и Лёва, вы как раз и показываете, что не перестаете самообразовываться, то есть копить культуру, это потребность. я уже где-то говорила, что образование - дело интимное. неудовлетворенность собой - основная черта интеллигента.
|
|
| |
LikaLika | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 15:06 | Сообщение # 63 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
| Мне только ужасно не повезло с Островским, до сих пор прекрасная драма "Гроза" для меня некий камень преткновения... ибо я ее не успел прочитать talassa.[i]
Никита, вы ее до сих пор не прочли? или камень преткновения в чем-то ином? пьесы всё же лучше смотреть, - это для меня так... хотя читать их - отдельное удовольствие. особенно Чехова. всякая ремарка имеет много смысла...
|
|
| |
LikaLika | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 15:15 | Сообщение # 64 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
| а я так и не прочел ничего из школьной программы... только куски, необходимые для сдачи экзаменов, да и те забыл. всё-таки вопрос - "вот скажите мне, дети, что бы мог делать Печорин в нашем социалистическом обществе?" - сильно снижает интерес к прочтению))) libolev
Лёва, читает-то человек сам, а не затем, чтоб экзамен сдать. для меня лучше, чем книжка, не было в жизни ничего, слаще, притягательнее.
и потом, литература существует вне социальных рамок." Печорин" не изменился нисколько и в те времена, когда эту книгу стали открывать будущие строители коммунизма. А вопрос вашей учительницы, который в общем-то звучит по-идиотски, всего лишь реалия конкретного времени и отражает социальный заказ, который довлел над служащими системе.Что лермонтовскому роману до ее вопроса? а соцзаказ и сейчас есть. и не менее жуткенький...
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 15:42 | Сообщение # 65 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| Цитата LikaLika ( ) Лёва, читает-то человек сам, а не затем, чтоб экзамен сдать. да, конечно... только я читал совсем другое. и немало)))
|
|
| |
LikaLika | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 15:58 | Сообщение # 66 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1919
Награды: 19
Репутация: 93
Статус:
| и прекрасно. к тому, что ему нужно, опять-таки человек приходит сам. а Лермонтов - нужен. я тоже не читала и никогда не буду читать роман "Мать", это не литература, а трехпудовая агитка. и ясно это было еще в школе.
|
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:03 | Сообщение # 67 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Я давно прочел "Грозу", просто мне жаль, что не успел прочесть до школьного "прохождения". Камень преткновения - когда обращаюсь к ней, сразу вспоминаю школьные уроки. Не могу освободиться.
Никита Брагин
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:05 | Сообщение # 68 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| Цитата LikaLika ( ) а Лермонтов - нужен Ирина, я об этом не раз писал - я стихи всегда терпеть не мог, и не читал. где-то в 25 мне попался в руки томик Саши Черного... и понравился, вызвал интерес. на этом точка. не читал я Лермонтова и Пушкина, не читал поэзию классиков вообще. да и прозу обошел стороной. так уж сложилось...
|
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:09 | Сообщение # 69 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Цитата libolev ( ) не читал поэзию классиков вообще
Жаль...
Никита Брагин
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:14 | Сообщение # 70 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| Цитата talassa ( ) Жаль... конечно жаль, Никита... ведь столько потеряно. и времени и знаний. теперь навёрстываю... уже 5 лет.
|
|
| |
pantera2 | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:29 | Сообщение # 71 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
Статус:
| Насколько люди разные. Я в школе в удовольствием прочитала "Мать" и "Как закалялась сталь"
Марина Новиковская
Авторская библиотека http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:35 | Сообщение # 72 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| Цитата pantera2 ( ) Я в школе в удовольствием прочитала "Мать" и "Как закалялась сталь" это заметно...))))
|
|
| |
pantera2 | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:37 | Сообщение # 73 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
Статус:
| Цитата libolev ( ) это заметно...)))) Неужели? И в чем же эта заметность проявляется?
Марина Новиковская
Авторская библиотека http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1
|
|
| |
libolev | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:39 | Сообщение # 74 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 4051
Награды: 102
Репутация: 447
Статус:
| пламенный боец!
|
|
| |
pantera2 | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:40 | Сообщение # 75 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
Статус:
|
Марина Новиковская
Авторская библиотека http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1
|
|
| |