Баба Яга против Кощея Бессмертного
|
|
Tanita | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 12:31 | Сообщение # 1 |
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
| О Бабе Яге сейчас ходит много версий, гипотез и опровержений устоявшихся аксиом. Мы привыкли встречать на страницах сказок Бабу Ягу в образе страшной и злой старухи, но сейчас многие опровергают и говорят о том, что, дескать, она была молодой и красивой волшебницей. обучающей детей-сирот в своей лесной школе. Имя же её трактуют как "Баба-Йога", дескать, она обучала детишек на Руси премудростям йоги, учила проходить через огонь, воду и медные трубы... Мне эта версия представляется ненаучной и бездоказательной. Но тема эта покоя не давала, поэтому постепенно у меня сложилась своя гипотеза о происхожении имени Бабы Яги. А, как известно, один из законов магии гласит: "Узнав истинное имя, мы можем получить полное знание о сущности того, кому это имя принадлежит". Этимология - наука сложная и неоднозначная. Однако, в словаре Даля есть любопытное слово "яглить", которое означало "кипеть, гореть желаньем, нетерпеливо, страстно хотеть чего". Это значение наводит на мысль о высокой температуре, об огне. Люди древнего мира обожествляли Небесный огонь - Солнце. От солнца зависит урожай, зависит сама жизнь на Земле. Солнце дарит не только тепло, но и свет. Солнечный свет знаменует собой начало дня. На рассвете гибнет и спешит скрыться любая нечисть – упыри, кикиморы и т.д. Эти демонические силы называются нечистью, и их название говорит о том, что они не чисты. Свет - символ чистоты. Ночь - тёмное время суток, поэтому ночь - это любимое время нечисти. И, кстати, слово "мрак" связано со словом "марать". Эти первые шаги в этимологию слова приводят интересному результату: Баба Яга - противница нечистой силы. Ведь, как известно из сказок, Баба Яга - ярая сторонница чистоты. Она так и норовит каждого гостя первым делом попарить в бане. Баня - место, где происходит процедура очищения. Процедура эта предполагает определённое мужество: не всякий человек может выдержать очищение огнём и водой в жарко натопленной бане. А на жар Баба Яга не скупится. У неё и баня-то не деревянная, а железная! Кому банька Бабы Яги не страшна - пожалуйста, есть и печка как вариант! Огонь в древности, когда спирт ещё не был изобретён, был распространённым методом очищения и дезинфекции. Зачастую это был единственный способ очищения. Отважный герой не боится огня и, приходя к Бабе Яге, в первую очередь требует приготовить для него баню! Этим он сразу даёт понять, что является честным человеком, добрым молодцом, а не нечистым духом, не оборотнем. И заодно показывает готовность пройти своеобразный тест-испытание жаром, то есть демонстрирует своё мужество и смелость. О связи Бабы Яги с огнём говорят и другие её привычки и поведение в сказках: она способна «грызть» деревья, лес; может «выпить» море (но не переплыть его!); она необыкновенно прожорлива (ср.: всепожирающий огонь), обитает где-то в недрах земли, и герои сказок приходят к ней за огнём; она дарит золотые предметы (золото – символ Солнца); летает по небу в ступе (ну чем не огненная колесница бога Солнца?), улетает по делам на весь день и возвращается к ночи. Так и солнце: «работает» весь день, а ночью возвращается к себе домой «отдыхать». Вот такая Баба Яга! Баба-огонь! Поговорим теперь о Кощее. Почему-то он считается закадычным другом-товарищем Бабы Яги. А так ли это на самом деле? Кощей Бессмертный, судя по всему, связан с зимним холодом, от которого всё о-косте-невает. «Окостенеть» = «окоченеть» = «замёрзнуть». На родство Кощея с зимнею стужей указывают такие признаки Кощея из сказок и мифов: он летает над землей по воздуху, как ветер; приковывает цепями своих пленников, либо сам прикован цепью. Мороз прилетает на землю на крыльях студёного ветра и сковывает воду и землю, налагает оковы. Местом обитания Кощея обычно является каменное царство, каменные горы (окаменевшие от холода?) и. наконец, само его имя можно понять двояко: Кощей Бессмертный и Кощей-бес смертный. Царство Кощея – царство смерти. Смерть Кощеева – в игле, игла – в яйце, а яйцо – это символ жизни! Зима – символ смерти или сна природы. Так, получается, что Баба Яга и Кощей Бессмертный - это Баба Жара и Дед Мороз!!! Две противоположности! Но самое интересное - это то, что слово "игла" может быть связано с именем Яга. Вспомним ещё раз слово "яглить", которое, помимо "кипеть" обозначает также "кольнуть, пырнуть", а "яглиться" – значит двигаться, шевелиться; сжиматься, сгибаться (что противоположно окостенению!). Есть растение "ягель", основное питание северных оленей. Название этого растения может быть связано со словом "яглить". Помимо этого, имя Яги часто видоизменяется и превращается в "Ёжка": Бабка Ёжка. Ёжка по звучанию напоминает слово "ёж", "ёжик", который может "ёжиться" - сжиматься, сворачиваться в клубок. Когда о человеке говорят, что он ёжится, то подразумевается, что от холода - так толкуют это слово толковые словари. А мне думается, что значение всех слов от корня "ёж" связано так или иначе с иглами. Вот почему и ёжика назвали ёжиком: он покрыт иглами, с помощью которых он может яглить - колоться. С точки зрения лингвистики это вполне возможно, так как звук "г" закономерно переходит в "ж": пирог - пирожок,дорога - дорожка, дорогой - дорожить... А связаны все эти слова между собой двумя основными звуками - "й" и "г/ж". Яга - это [й-а-г-а], Ёжка - [й-о-ж-ка], игла - [й-ы-г-ла]. В чередовании гласной в корне нет ничего необычного, и это не препятствует объединению слов в одну смысловую группу. Вот и слово "юг", обозначающее тёплую, жаркую сторону света, также содержит в себе звуки "й" и "г". Получается, что Баба Яга – воплощение жаркого солнца, она же – Кощеева смерть – игла, спрятанная в яйце. А яйцо – не что иное, как избушка на курьих ножках. Во многих загадках яйцо называется домом без окон и без дверей... В буквальном смысле слова мы, конечно, не найдём в яйце иглу, но на языке символов в каждом яйце есть дар Бабы Яги - маленькое золотое подобие солнышка, желток, символ возрождения жизни. Осталось добавить, что в английском языке название яичного желтка сохранило отзвук древнего корня й-г: yolk, что читается как "йэук".
Описание местонахождения кощеевой смерти в сказках - это тема для отдельного исследования.
Татьяна Попова
Координатор по Кемеровской области
Сообщение отредактировал Tanita - Понедельник, 27 Янв 2014, 12:45 |
|
| |
solveyg | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 12:46 | Сообщение # 2 |
Доцент НИИЧАВО
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 741
Награды: 24
Репутация: 22
Статус:
| Очень интересный вывод. Ещё раз внимательно перечитаю. Татьяна, Вы так серьёзно подошли к этому вопросу
Нельзя сидеть на месте — вдруг где-то рядом оазис? Антуан де Сент-Экзюпери
|
|
| |
Наина_Киевна_Горыныч | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 13:12 | Сообщение # 3 |
Хозяйка Сказочной страны
Группа: Друзья
Сообщений: 1044
Награды: 19
Репутация: 29
Статус:
| Цитата Tanita ( ) Tanita Танечка, у нас в моей Избушке-Читальне тоже Бабу Ягу обсуждают. Не хотите ли присоединиться? Я для Бабы Яги отдельное место в Сказочной стране выделила, уж очень интересный, неоднозначный и очень близкий Хозяйке Сказочной страны персонаж. Туда можно Вашу тему скопировать или перенести? Как пожелает дорогой автор замечательного исследования?
Баба Яга
|
|
| |
Томская | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 13:28 | Сообщение # 4 |
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
| Татьяна, я сейчас собираю материал для новой сказки, и столкнулась с интересными изысканиями в "Кощееведении". Вы думали, почему меняется буква в его имени: то Кащей, то Кощей? Перечитала ещё раз Веды. Столкнулась там с понятием "безсмертие" и "бесссмертие". В общем, тема безразмерная. И, может быть, мы как раз и будем теми авторами, кто вернёт героям их исконное значение, которое они потеряли в процессе смены религии на Руси? Новые сказки с героями в новом-старом облике? По крайней мере, одного из героев из ближнего круга Кащея я скоро на свет выведу. Пока секрет, кого. Он связан с моими камнями любимыми. Не останавливайтесь. Интересно может получиться. Удачи. Людмила.
Томская
|
|
| |
mixail | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 14:09 | Сообщение # 5 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 5987
Награды: 68
Репутация: 130
Статус:
| Цитата Tanita ( ) С точки зрения лингвистики это вполне возможно, так как звук "г" закономерно переходит в "ж": пирог - пирожок,дорога - дорожка, дорогой - дорожить... А связаны все эти слова между собой двумя основными звуками - "й" и "г/ж". Яга - это [й-а-г-а], Ёжка - [й-о-ж-ка], игла - [й-ы-г-ла]. У меня это рассуждение породило совсем другие выводы. И пирог, и дорога и дорогой - содержат "рог" - большое, как "ГОРа" отсюда и горы в дорогах и пирогах. А смена "Г" на "Ж" указывает на малое, на жизнь "рож"(жор - еда) и этим малым надо дорожить - жить и тогда исходя из формы букв длинный путь станет уклонением, а малый коротким (не прямым) "И" в "Х" = "Ж", т. е. короткий путь станет прямым . Так что Ёжка - говорит скорее о её размерах, т. е.уже не Яга, а только Ёжка. Я не касаюсь оценки образа, но полагаю, что имя было не только собственным, но и нарицательным, просто не могло не быть и в отношении человека и в отношении, к примеру, местности.
михаил
«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне». Митрополит Антоний Сурожский
Моя копилка на издание книги.
Сообщение отредактировал mixail - Понедельник, 27 Янв 2014, 14:41 |
|
| |
Tanita | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 15:32 | Сообщение # 6 |
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
| solveyg, Наина_Киевна_Горыныч, Томская, mixail, большое спасибо за внимание и отзывы!
Цитата Наина_Киевна_Горыныч ( ) Танечка, у нас в моей Избушке-Читальне тоже Бабу Ягу обсуждают. Не хотите ли присоединиться? Я для Бабы Яги отдельное место в Сказочной стране выделила, уж очень интересный, неоднозначный и очень близкий Хозяйке Сказочной страны персонаж. Туда можно Вашу тему скопировать или перенести? Конечно, Наина Киевна! Прочитала часть того, что там написано про нашу Бабушку... Многое знакомо, и кое-что новенькое узнала. Интересный персонаж!
Цитата Томская ( ) Вы думали, почему меняется буква в его имени: то Кащей, то Кощей? На эту тему я пока ещё не думала. А Вы встречали наименование "Кош" для Кощея? Тут ещё можно подумать над вариациями "ш" и "щ"...
Цитата mixail ( ) У меня это рассуждение породило совсем другие выводы. И пирог, и дорога и дорогой - содержат "рог" - большое, как "ГОРа" отсюда и горы в дорогах и пирогах. Михаил, вообще-то список примеров можно продолжить, и ко всем словам это правило не подойдёт. Бог - божок, творог - творожок, стереги - стережёт, бег - бежать, круг - кружить, гоить (словарь Даля) - жить, утюг - отутюжить...
Так же и с К-Ч: каблук - каблучок, лук - лучок, мука - мучной, скука - скучный, морока - заморочить, рак - рачок...
Цитата solveyg ( ) Вы так серьёзно подошли к этому вопросу Не думаю, что очень серьёзно. Скорее, с неожиданной, лингвистической точки зрения. ))
Цитата Томская ( ) Не останавливайтесь. Интересно может получиться. Спасибо!
Татьяна Попова
Координатор по Кемеровской области
|
|
| |
mixail | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 15:52 | Сообщение # 7 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 5987
Награды: 68
Репутация: 130
Статус:
| Цитата Tanita ( ) Михаил, вообще-то список примеров можно продолжить, и ко всем словам это правило не подойдёт. Бог - божок, творог - творожок, стереги - стережёт, бег - бежать, круг - кружить, гоить (словарь Даля) - жить, утюг - отутюжить...
Так же и с К-Ч: каблук - каблучок, лук - лучок, мука - мучной, скука - скучный, морока - заморочить, рак - рачок... божок, понятно маленький (не видим), творожок - ага появился, скоро увидим, но пока не видим, бежать - спешить жать, но урожай ещё не видим, гоить - жить, но как жить? Возможно, это обозначало определённый образ жизни. Относительно утюга, я знаю что стали гладить бельё, чтобы избавляться от вшей, а так не гладили. Но это недавнее время, как было раньше не знаю. А "К" на "Ч" мы видим (очи - Что видим) каблучок видим маленький, лучок видим маленький, скука тоже видна, это внУтри, а потому "У", а не "О" (утри -отри; утро -солнце ещё внутри), морока - видна, рачок тоже. Пока всё логично, даже более чем должно, по ощущениям.
михаил
«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне». Митрополит Антоний Сурожский
Моя копилка на издание книги.
Сообщение отредактировал mixail - Понедельник, 27 Янв 2014, 16:00 |
|
| |
Томская | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 16:44 | Сообщение # 8 |
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
| Кащей и Кощей. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого ” в яйце”, это - КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа - “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. Множество зла. Имя “Кощей” произошло от названия священных книг древних славян “кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли “кощеем”. Видимо, в период принятия христианства эти два слова слились в понимании? "Кошей" не встречала. Но так как материал у меня ещё не собран полностью, возможно увижу. Напишу. Цитата mixail ( ) Я не касаюсь оценки образа, но полагаю, что имя было не только собственным, но и нарицательным, просто не могло не быть и в отношении человека и в отношении, к примеру, местности. Интересное рассуждение. Если учесть, что Баба-Йога была положительным персонажем и временами сливалась в восприятии с какими-то ещё древними богами, возможно. Надо посмотреть в Ведах. Да, и в принципе, сравнить с мифологией Беловодья. "Продолжаем разговор"? Удачи. Людмила.
Томская
|
|
| |
mixail | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 17:34 | Сообщение # 9 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 5987
Награды: 68
Репутация: 130
Статус:
| Цитата Томская ( ) "Продолжаем разговор"? Продолжим. Всё не так однозначно, нельзя забывать, что нравы были далеки от современных не только в лучшую сторону. Просто то, что могло быть вполне допустимым тогда, неприемлемо для нас, между временами Гипербореи и нынешним много времени, нельзя забывать, что тот мир ушёл, а что приходило ему на смену, может быть далеко не полезно для современности. Достаточно упомянуть, что сказки вынуждены адаптировать для детей, по понятным причинам. Думаю, лучше дать ссылку на классический источник: В. Я. Пропп "Исторические корни волшебной сказки"
михаил
«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне». Митрополит Антоний Сурожский
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |
Liana | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 18:06 | Сообщение # 10 |
Её Величество Читательница
Группа: Автор
Сообщений: 924
Награды: 23
Репутация: 23
Статус:
| Tanita, спасибо за тему, очень интересно! Михаил, золотые слова mixail, Цитата mixail ( ) нельзя забывать, что тот мир ушёл, а что приходило ему на смену, может быть далеко не полезно для современности. меня больше интересуют причины трансформации образов, наверно, в этом есть какой-то смысл. "Положительные" герои постепенно становятся "отрицательными", а вот обратный процесс? возможен ли он?
Peregrinatio est vita. Electa una via, non datur recursus ad alteram
|
|
| |
Томская | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 18:37 | Сообщение # 11 |
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
| Цитата Liana ( ) меня больше интересуют причины трансформации образов, наверно, в этом есть какой-то смысл. "Положительные" герои постепенно становятся "отрицательными", а вот обратный процесс? возможен ли он Думаю, что кто-то должен в этом случае поработать на возврат положительного имиджа, тем более, что объективные показатели для этого процесса есть и у Кощея (не Ка-), и у Бабы -Йоги. Да, кстати, примеры есть и на нашем сайте. Три Бабки-Ёжки из сказки -победителя явно положительные персонажи. У Веры Рычихиной есть пример. Надеюсь, что и в моей будущей сказке про чёрный хрусталь Кощей будет не типичным. Кто ещё добавит информации, заранее: "Спасибо". Удачи. Людмила.
Томская
|
|
| |
Liana | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 19:08 | Сообщение # 12 |
Её Величество Читательница
Группа: Автор
Сообщений: 924
Награды: 23
Репутация: 23
Статус:
| Томская, Людмила, одно дело, когда трансформации идут эволюционно, значит, их причины - существенны, другое дело - искусственно, мне всегда это напоминает поворот сибирских рек вспять. Тем более, рассматриваемые образы - все-таки отрицательные. ИМХО. Дополнительная информация: могу дать ссылку (первоисточник - чем старее, тем лучше. Но, думаю, вы с ним знакомы). http://ia700502.us.archive.org/0....oft.pdf
Peregrinatio est vita. Electa una via, non datur recursus ad alteram
|
|
| |
natalia19 | Дата: Понедельник, 27 Янв 2014, 23:06 | Сообщение # 13 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 509
Награды: 14
Репутация: 18
Статус:
| Томская, Ах) как приятно-здорово читать))).....
Ежедневная радостная мысль о человеке равняется постройке рельсов для молниеносного моста, на котором можно научиться встречаться мыслями с тем человеком, о котором будешь радостно, чисто, пристально и постоянно думать.©
|
|
| |
Томская | Дата: Среда, 29 Янв 2014, 19:29 | Сообщение # 14 |
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
| Цитата Tanita ( ) А Вы встречали наименование "Кош" для Кощея? Татьяна. нашла. Кош в древних русских легендах -брат Кощея. Цитата Tanita ( ) Так, получается, что Баба Яга и Кощей Бессмертный - это Баба Жара и Дед Мороз!!! Две противоположности! И вот ещё добавление про приставки Безсмертно — т.е. вечно, приставка Без — указывает на отсутствии чего-либо, а Бес — на присутствии темных сил. Безсмерти — это вечность, бессмерти — это вестник смерти. Это важно, т.к. раньше не было делений на слова в тексте.
Томская
|
|
| |
mixail | Дата: Среда, 29 Янв 2014, 20:38 | Сообщение # 15 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 5987
Награды: 68
Репутация: 130
Статус:
| Если смотреть на слова "каша" и "кость" то первое, как еда - жизнь, а второе смерть, то да похоже что разделение было. Насколько эти слова древние? По идее всё связанное с едой должно иметь глубокие корни. Может ли это быть совпадением, вполне.Интересно, как считают лингвисты, ведь надо иметь полную карту мнений. иначе можно принять за истину не верное, а удобное нам для подтверждения.
михаил
«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне». Митрополит Антоний Сурожский
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |
Томская | Дата: Среда, 29 Янв 2014, 23:41 | Сообщение # 16 |
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
| Цитата mixail ( ) Если смотреть на слова "каша" и "кость" то первое, как еда - жизнь, а второе смерть, то да похоже что разделение было. Насколько эти слова древние? По идее всё связанное с едой должно иметь глубокие корни. Но не обязательно в русском языке (др-русском). Всё же, на мой взгляд, "каша"- слово заимствованное. Лингвист я, конечно, аховый, всё же 40 лет вне "родных причалов", но попробую. . Давайте пойдём от вариаций "Щ" и "Ш", как предложила Татьяна. "Щ" - звук двойной в старославянском языке. Варианты произношения: "ШЧ", "ШТ", "ТШ" -оба звука со смягчением. В результате в слове "Кащей" мы можем вычленить значимую часть "КАТ". Шаг следующий- вспоминаем значение слова "кат". Кат- убийца, палач (согласно почти всем действующим толковым словарям). Кто такой Кащей, как ни палач, похититель, убийца и не только живых существ, но обобщённо времени года - тепла. Превращения в стужу, зиму. Таким образом, мы пришли к предыдущему утверждению Татьяны, но другим путём. Цитата Tanita ( ) Кощей Бессмертный, судя по всему, связан с зимним холодом, от которого всё о-косте-невает. «Окостенеть» = «окоченеть» = «замёрзнуть». На родство Кощея с зимнею стужей указывают такие признаки Кощея из сказок и мифов: он летает над землей по воздуху, как ветер; приковывает цепями своих пленников, либо сам прикован цепью. Мороз прилетает на землю на крыльях студёного ветра и сковывает воду и землю, налагает оковы. Местом обитания Кощея обычно является каменное царство, каменные горы (окаменевшие от холода?) и. наконец, само его имя можно понять двояко: Кощей Бессмертный и Кощей-бес смертный. А вот из "Щ" сделать "СТ" при всем уважении к фольклору не могу. "Кащей" и "кость" в моём ощущении связываются поздними связями, основанными на восприятии образа.
Томская
|
|
| |
Tanita | Дата: Четверг, 30 Янв 2014, 10:06 | Сообщение # 17 |
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
| Цитата Томская ( ) А вот из "Щ" сделать "СТ" при всем уважении к фольклору не могу. " Людмила, это объяснение я встретила в газете при ответе на вопрос от читателя о происхождении слова "щи": Щ - от СТ, то есть "щи" - от "сыти". Сытный суп. По аналогии, "борщ" - от бор + щи - бурые щи. Бор - бур - здесь чередование гласной в корне: бор - это лес, где деревья имеют бурый (красноватый) ствол (у сосен и кедров именно такой ствол).
Татьяна Попова
Координатор по Кемеровской области
|
|
| |
Tanita | Дата: Четверг, 30 Янв 2014, 10:08 | Сообщение # 18 |
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
| А вот что про наименование Коша/Кощея/Кащея пишут в Интернете:
"Владимир Даль (связывает имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что является, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". Отсюда и весь смысловой "букетик", который автоматически накладывается на образ Кощея - "мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё" и т. п. (Даль приводит также узкие значения лексемы "касть" в различных диалектах: "мышь, крыса, гад" (тверск.) ; "грязь, распутица" (арханг.) ; "отбросы на бойнях" (южные области) ; "порча, вред, убыток" (псковск.) . Но ни в слове "кость", ни в слове "касть" на конце нет шипящего звука, придающего имени Кощей такой зловещий оттенок. В некоторых источниках владыка Царства Бессмертия поименован Кош Бессмертный. От «кош» - слово "кошевой", "кош" - это "казачий лагерь, пастушеский стан, стоянка кочевников" (а еще "обоз", "войлочная палатка", "шалаш, "юрта" и др.) . Слово заимствовано из тюркских языков, где слова с тем же самым корнем и по смыслу означают примерно то же самое, тем более что семантика слова имеет ярко выраженную "кочевническую" направленность.
7-й том "Словаря русского языка XI-XVII вв: Сслово "кошъ" ("кошь") еще сравнительно недавно употреблялось по меньшей мере в 9 (!) значениях (а сегодня и одно-то не каждый назовет) . Помимо упомянутого выше, это еще: 1. "корзина", "короб"; 2. "ларь", "ящик"; (Кстати, богиня МаКОШЬ из той же оперы, поди, и слово «каша». ) 3. "старое русло реки"; 4. "дружина, отдельный подвижный отряд, часть войска"; 5. "ставка князя, воеводы"; 6. "воинский обоз; "; 7. "укрепленный лагерь"; 8. "зимовье промыловика-охотника"; 9. "жребий, судьба". Еще одно важное понятие - "кощун" ("богохульник, насмешник") и глагол "кощунствовать" . Архаичная общеязыковая корневая основа "кош" породила множество других, не менее архаичных, слов и понятий: "кошель"; "кошма" ("войлок из овечьей шерсти"); "кошмар" (слово, хотя и французское, но содержащее в себе две древнейшие корневые основы "кош" + "мар"); "кошуля" (разновидность славянской одежды) ; "кошута" ("самка оленя") и др. Но и, конечно же, "кошка" Слово "кощей" употребляется в старописьменных русских текстах в смысле "пленник".
Санскрит . Есть лексемы, соответствующие русским корневым основам "кош" и "кощ" (а также "каш" и "кащ"). Следует лишь принять во внимание, что в санскритская фонетика не знает шипящего звука "щ" и вместо него используется смягченное "шь". слов по неволе приходится обращаться к кириллице. Скажем, санскритское слово koça (kosa) [читается "кошья" или "коща - далее русская транскипция санскритских слов даваться не будет] означает множество понятий, среди которых: "сундук", "кладовая", "сокровищница". "Там царь Кощей над златом чахнет…" Царь Кощей обнаруживает свое присутствие в совершенно ином культурно-историческом аспекте, но с тем же общеиндоевропейским корнем kаç. Речь идет об одном из божественных первотворцов ведийского и индуистского пантеона Кашьяпе (от санскр. kаçyapa (в некоторых изданиях значится kаsyapa - что означает "черепаха" и "чернозубый").. Санскритское слово kocagara означает "хранитель казны". Читается это слово как "кошягара" или даже "кочагара"."
Татьяна Попова
Координатор по Кемеровской области
|
|
| |
Томская | Дата: Четверг, 30 Янв 2014, 11:29 | Сообщение # 19 |
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
| Цитата Tanita ( ) Людмила, это объяснение я встретила в газете при ответе на вопрос от читателя о происхождении слова "щи": Щ - от СТ, то есть "щи" - от "сыти". Сытный суп Татьяна, честно сказать, все объяснения в СМИ, включая интернет, проверяю по словарям печатным, причём, желательно, до перестроечным. Щи-ЩТИ- помню точно. И чередование: СТ- Щ есть, но, мне кажется, это уже позднее наслоение понятий. Мне интересно первичное. К основному толкованию смысла слова "КАщей-Кощей" за такое долгое время добавились и вторичные толкования. Так что мы с вами друг друга не отрицаем, скорее, дополняем. Так как противоречий в восприятии практически не возникает. Цитата Tanita ( ) Владимир Даль (связывает имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что является, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". Цитата Tanita ( ) некоторых источниках владыка Царства Бессмертия поименован Кош Бессмертный. От «кош» - слово "кошевой", "кош" - это "казачий лагерь, пастушеский стан, стоянка кочевников" (а еще "обоз", "войлочная палатка", "шалаш, "юрта" и др.) . Слово заимствовано из тюркских языков, Цитата Tanita ( ) богиня МаКОШЬ из той же оперы, Цитата Tanita ( ) Еще одно важное понятие - "кощун Цитата Tanita ( ) Слово "кощей" употребляется в старописьменных русских текстах в смысле "пленник". Цитата Tanita ( ) санскритское слово koça (kosa) [читается "кошья" или "коща - далее русская транскипция санскритских слов даваться не будет] означает множество понятий, среди которых: "сундук", "кладовая", "сокровищница Цитата Tanita ( ) Речь идет об одном из божественных первотворцов ведийского и индуистского пантеона Кашьяпе (от санскр. kаçyapa (в некоторых изданиях значится kаsyapa - что означает "черепаха" и "чернозубый").. Санскритское слово kocagara означает "хранитель казны". Читается это слово как "кошягара" или даже "кочагара"."
Некоторые из толкований и изменений значения пришли к нам уже во времена принятия христианства. Но и персонажи Баба Йога и Кощей встречаются намного раньше, и, конечно, изменение отношения к ним было объективно. В любом случае, тема не исчерпана. В своей новой сказке я всё же решила имя Кащея не использовать, обошлась намёком. Спасибо, Татьяна. Интересная тема.
Томская
Сообщение отредактировал Томская - Четверг, 30 Янв 2014, 13:29 |
|
| |