Деньжова Анастасия Олеговна, 16 лет, 10 класс - Литературный форум
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mickelson  
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Конкурс рассказов "Школьные истории" » Деньжова Анастасия Олеговна, 16 лет, 10 класс (Интересные случаи в школе.)
Деньжова Анастасия Олеговна, 16 лет, 10 класс
Гаврикова Нина Павловна (нинаюра)Дата: Среда, 14.05.2014, 14:38 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2510
Награды: 36
Репутация: 104
Статус:
Деньжова Анастасия Олеговна,
16 лет, 10 класс, школа № 9,
(выпускница школы № 10), г. Сокол, Вологодской обл.

Номинация: "Интересные случаи в школе."

«Юные литературоведы».

Вторая половина октября - время для школьников напряженное. Нужно напрячь все свои силы для достижения хороших результатов в плане оценок за первую четверть. А, если ты не в десятом классе, тогда опасаться, на первый взгляд, нечего. Но это всего лишь видимость. Правда состоит в том, что именно в это время проходит школьный этап всероссийских олимпиад школьников. И вот здесь-то и нужно постараться, если действительно стремишься показать, чего ты стоишь.
Наверно, одной из наиболее волнительных причин этого этапа, можно по праву считать олимпиаду по литературе. Не только потому, что этот предмет помимо изучения художественно-литературных произведений заключает в себе массу тонкостей, не постигнув которые, никогда не сможешь проникнуть в глубинную суть изучаемого. Но и осознание этого приходит не сразу, а постепенно, в процессе подготовки к самой олимпиаде. В нашем случае речь пойдет совсем не о подготовке к школьному этапу - мы перенесемся на ступень выше, когда круг "избранных" уже определен. И главной задачей теперь становится этих "избранных" подготовить к следующему этапу.
Наша подготовка началась в каникулы, когда школьные заботы остались позади. Волноваться, вроде бы, не о чем, да и причины на то будто отсутствуют. Но это иллюзия, если ты готовишься к олимпиаде по литературе - первой в сезоне. Когда, возможно, именно от тебя зависит, победит твоя школа в этой первой схватке или нет. Тогда ребята об этом не задумывались. Получив первое задание от учителя литературы Алевтины Семеновны, постарались его выполнить. Но выполнить задание и постараться это сделать – далеко не одно и то же. Этому нашу команду и научила первая встреча.
Само задание заключалось в следующем, необходимо выполнить комплексный анализ стихотворения Н. М. Рубцова "Видения на холме". Выполнять такой анализ следовало по строго определенному плану (а как иначе?). Пятого ноября, когда участники событий собрались в школе специально для того, чтобы обсудить свои работы, оказалось, что разобрать их с учителем нет возможности. Так же, как и перенести встречу на другое время. Таким образом, случилось то, что случилось, и это стало началом истории нашей команды.
Алевтина Семеновна определила план работы для ребят, опираясь на личный опыт и рассуждения: "вы у меня дети взрослые». Таким образом: присутствующим было поручено разобрать свои работы самостоятельно, а затем выбрать наилучшую из всех, что товарищи и попытались сделать. Все комплексные анализы действительно были прочитаны вслух, некоторые замечания сделаны, но, в конечном итоге оказалось, что не все выполнили задание добросовестно, а некоторые и вовсе не сделали его. Так или иначе, якобы "лучший" анализ был выбран, а что же дальше? Что могут делать девять школьников 15-16 лет в каникулы, сидя в школе без надзора учителя? В этом случае возможна масса увлекательных во всех смыслах вариантов, исключающих скуку.
- А давайте сыграем в "Мафию"! - раздался звонкий голос, который сразу же был подхвачен возгласами одобрения, будто товарищи только и ждали этого предложения.
Так в безудержном веселье, не отягченном мыслями о каких-либо занятиях, и прошла первая встреча команды по подготовке к олимпиаде по литературе. Будущими представителями олимпиады являлись: Марина, Нина, Петр, Вера, Анна, Даша, Надя, Люба и Оля. Они во время общей беседы прочитали сообщение от Алевтины Семеновны. Представили ее лицо и укоризненный взгляд, от которого сразу становится стыдно, даже если пока не знаешь, в чем, собственно, дело: "Милые друзья, мне кажется, не все внимательно прочитали тексты, которые я скинула выше...". Именно это и дало им понять, что избежать настоящей работы не удастся.
***
- Просмотрев ваши работы, я была удивлена... Ведь почти у каждого из вас в комплексном анализе литературного произведения упомянут... Хрущев! Дети, это не политическое стихотворение! Зачем вы такую тесную параллель с историей СССР выбрали?
- А я о Хрущеве не писала, - не теряя самообладания, но все же, с почтительной робостью в голосе произнесла Вера в ответ на удивленные слова Алевтины Семеновны, - я писала только об "оттепели".
- Но ты почти также тесно связала события, описанные в стихотворении, с периодом правления Никиты Сергеевича, как это сделала Даша, - переведя на девушку недоумевающий взгляд, ответила учительница, - дети, неужели вы и вправду думаете, что оно посвящено «хрущевской оттепели"?
- Лично я подумала, что в нем проводится параллель между монголо-татарским владычеством и временем, в котором жил Рубцов, - скромно заметила Анна.
В классе на какое-то мгновение воцарилась гнетущая пауза, ознаменовавшая мысли Алевтины Семеновны: "Все не просто..." Могла ли она тогда подозревать, что это только начало, и Хрущев в комплексных анализах литературных произведений еще долго будет преследовать ее?
***
Вскоре Алевтина Семеновна осознала: она работает с «удивительными» детьми! Поэтому, будучи человеком практичным и, между тем, специалистом своего дела, она не могла не задуматься над тем, чтобы немного подкорректировать методику работы с «юными литературоведами» - как она частенько называла своих учеников. Они же в свою очередь благоговели над каждым ее словом, негласно признавая ее превосходство над ними.
В корректив методики Алевтины Семеновны входила дифференцированная система работы над анализом как поэтических, так и прозаических произведений, которая незамедлительно начала приносить свои плоды: осуществляя разбор от названия до идеи произведения, ребята осознали, что же от них требуется на олимпиаде, начали анализировать глубже и искуснее, но без сюрпризов дело не обходилось. С того самого дня успех удачного выступления на столь важном мероприятии был поставлен под сомнение тем, что Никита Сергеевич Хрущев никак не хотел покидать умы юных дарований. Особую радикальность в этом вопросе, возможно, сама того не ведая, высказала Даша, которая, казалось, искренне видела во всех произведениях советской эпохи, если не прямое присутствие образа Никиты Сергеевича, то преддверие «хрущевской оттепели» или ее предпосылки.
Часто странным кажется то, как удачно череда, на первый взгляд, не связанных друг с другом событий, может трансформироваться в нечто настолько доказательное, что, читая это, можно либо всплеснуть руками, либо признать:
- Даша, а представь, если тебе на самом деле стихотворение о «хрущевской оттепели» на олимпиаде попадется, а ты, подавляемая мною в процессе подготовки, об этом не напишешь, - с долей иронии сказала как-то раз Алевтина Семеновна.
***
Работа над образами, символикой, темой и идеей, детальное рассмотрение хронотопа, авторского отношения и многое, многое другое занимало «юных литературоведов» в последние две недели перед олимпиадой. Но гром грянул вновь.
16 ноября 2013 года ребятам было дано задание: проанализировать стихотворение А. Я. Яшина «Живая душа», которое по «счастливой случайности» было написано в 1955 году. Алевтина Семеновна, считавшая своих детей способными к самоанализу и всячески это поощрявшая, предложила ученикам, для начала, самим осуществить критику своих же работ. До этого предусмотрительный преподаватель предвосхитила упоминание любимой темы своих учеников, заявив:
- Если я увижу там имя Хрущева или Сталина – прекращаю читать анализ!
Однако, не смотря на это, многие решили, что обобщение «имя Хрущева или Сталина» не исключает упоминания «хрущевской оттепели».
- Аня, у тебя там о Хрущеве, убирай, пока не поздно… - предупредила Оля рассеянную приятельницу в ходе online-обсуждения комплексных анализов.
- Да я, вроде, только об «оттепели» писала… Или это тоже считается?
- Два слова: ты попала, - констатировала Даша, ставшая экспертом в данном вопросе.
- Серьезно, я готова поклясться, там есть эта «оттепель». Разве нет?
«Оттепель»? Действительно. Была ли она там, если речь шла о заморозках? Алевтина Семеновна незамедлительно поспешила прояснить ситуацию:
- Есть стихотворения, в которых нет намека на реалии. Вечные они. И об этом я твержу вам уже две недели.
Это заставило ребят задуматься, но, видимо, не достаточно хорошо, ибо в дальнейшем один за другим произошли два резонанса, доселе не имевшие аналогов за всю историю подготовки к олимпиаде. Причиной первого, по-видимому, послужила история, а второго – английский язык.
***
- Даша, у тебя правда это стихотворение вызвало такие мрачные ассоциации – репрессии, ложь, средневековье? – недоумевая, вопрошала Алевтина Семеновна после проверки литературоведческого анализа одной из своих любимых учениц.
- Да, такие вызвало, - откровенно призналась девочка, - но я все обосновала. Это моя точка зрения.
- Ты пишешь: "Зима показывает, что страна еще не вышла из состояния страха перед властью, морального истощения", где же обоснование текстом? - не сдавалась Алевтина Семеновна, - по-твоему, Даша, стихотворение Пушкина "Я вас любил..." написано как отражение страшных репрессий на декабристов?
Дарья пыталась оправдаться, но после всего запуталась сама и засмущалась. Ее состояние разделяли и остальные "юные литературоведы", ведь они имели за душой свои огрехи в анализе "Живой души", которые их немало конфузили.
- О, боже, как мы пойдем на олимпиаду...- уныло констатировала факты Анна.
- Мне страшно уже, - вторила ей Нина.
- Нечто! - продолжала Алевтина Семеновна, - я упоминала о вечных темах уже не раз, и все равно - репрессии! Я устала... "Непрочный, как в сказке, узор,/ А в поле - поземка живая,/ Живой и манящий простор". Где? Где здесь моральное истощение? Дети, интерпретация должна быть основана на тексте, а не на выдуманных домыслах, - твердила она, - поймите, пожалуйста, политических стихотворений мало. Эпос с историей связан, и то не всегда. Главные темы здесь вечные: красота, смысл жизни, любовь, семья, пейзаж.
***
Немного позже ребята позволили себе отойти от главного, дабы немного отвлечься и оставить, хотя бы отчасти, осадок горького разочарования в самих себе позади.
- Мне кажется, что эта Дашина зацикленность на политике и истории уже выглядит немного комично. Хотя мне нравится, что она везде приплетает Хрущева.
- Аня, если она везде будет приплетать Хрущева... - несмело начала Нина.
- Да, я понимаю, просто это... будто ее стиль приплетать Хрущева.
- ... кроме нас этого никто не поймет.
Но свойственно это было не только Даше, но и всем остальным, поэтому, неудивительно, что подготовка к олимпиаде по литературе стала началом чего-то нового и необычного. Ребята и сами не заметили, как совместная работа сплотила их, объединила, что не могло не отразиться и на деятельности школьной газеты, члены редакции которой будто стали настоящей семьей. Но могло ли это стать возможным, если бы не Никита Сергеевич?
***
А тем временем близилось время для нового резонанса.
- Я этого не хочу, - хмуро начала Алевтина Степановна на этот раз на очном собрании. На ее лице отобразилась неизбежность сложившейся ситуации, которая заставила ребят мимолетно переглянуться. Они не знали, кто из них, на этот раз, преподнес сюрприз учителю. Но что-то им подсказывало: ничего хорошего это не принесет, - но я буду вас критиковать, выявляя плюсы и минусы - без этого не обойтись. Поэтому сейчас я хотела бы, чтобы вы услышали то, что написал Петр.
Текст был объемным, в нем присутствовало рассудительное объяснение позиций автора литературного анализа, но само содержание его просто обескуражило присутствующих:
- "Живая душа" - произведение, написанное в советские годы. Годы, когда отвергались все церковные учения, - так начиналось рассуждение. - Душа - это часть тела, в которой заключено понятие о религии, философии или психологии, но ведь религия была запрещена! То есть, автор сам лично нарушил запрет. >...< Живая душа - живой глас народа, который говорит о тех проблемах, которые есть. >...< Никита Сергеевич Хрущев правил после Иосифа Виссарионовича Сталина, - и вот мысль в тексте плавно перетекает в политическую стезю, - первое четверостишие, - пишет Петр, - это наследие, оставленное Сталиным. Следующие пять строк показывают то, что "Я" - лирический герой - отец, приверженец уклада правления и реформ Сталина. Он с ревностью смотрит на дочь, хочет показать ей, насколько красивы реформы - "узоры". Он стремился открыть ей, что есть у них благодаря Сталину. Дочь видит узоры, видит наследие, но смотрит "в поля" - мечтает о будущем. О будущем, которое создаст Хрущев. >...< Отец - приверженец реформ Сталина - просит дочь-футуристку остаться при отце...
На мгновение в классе воцарилась оглушительная тишина. Все присутствующие поняли, что здесь не так. Первой вышла из замешательства Марина:
- Не ожидала такого от Пети... - нерешительно и удивленно вымолвила она.
- Дети! - негодовала Алевтина Семеновна, - забудьте слово "футурист" навсегда. Это литературное течение 1910-1915 годов. Все! Больше никто не был футуристом: ни Сталин, ни Хрущев, ни дочь из стихотворения. Никто футуристом не был, Петя!
Петр виновато опустил голову, товарищи сочувствующе посмотрели на него.
***
Подготовка близилась к завершению, и, это может показаться удивительным, но «юные литературоведы» учли свои ошибки и даже думать забыли о том, чтобы упоминать в своих работах имена Хрущева, Сталина или любого другого политического деятеля. Однако, это не значило, что сделать они этого не хотели. Напротив, но страх разочаровать Алевтину Семеновну был сильнее.
Но не только это останавливало ребят каждый раз, когда они хотели связать тему и идею к тому времени уже прозаического произведения с историей или политикой. Покладистые ученики осознали: на олимпиаду они отправляются не просто так, а за победой, так что главным было показать, на что способна... их школа, ведь они шли защищать ее честь. В этой ситуации было уже не до веселья, шутки отошли в сторону: работа над прозой - дело тонкое и кропотливое. Как оказалось, именно в этом были сильны наши «юные литературоведы». Возможно, это и принесло им победу. Да, именно им, а не тем из них, кто завоевал первые и призовые места, ведь работали они вместе, анализировали не только заданные тексты, но и работы друг друга, учитывали ошибки, совместно с Алевтиной Семеновной выявляли плюсы и минусы. Они все вместе (и каждый по-отдельности) сидели допоздна, стараясь достичь лучших результатов, что и принесло победу их школе сначала в первой олимпиаде, а затем и во всем олимпиадном сезоне.
Намного позже, в конце апреля, когда пришло время подумать над выпуском последнего в этом году номера школьной газеты, подводя итоги всего свершившегося, ребята просто не могли не вспомнить об этом удивительном случае, в результате которого и образовалась такая дружная "Хрущевская семья" - иначе говоря, клуб «Любителей Никиты Сергеевича и "хрущевской оттепели".


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Ольга (zs1525)Дата: Понедельник, 19.05.2014, 20:08 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 300
Награды: 12
Репутация: 27
Статус:
Настя, мне, как учителю литературы, интересно было прочитать твоё произведение о юных литературоведах. Спасибо. Но всё же в таком виде оно, по-моему, больше похоже на очерк.
Успехов!


Ольга Логачева
 
Галина+Владимировна+Донина (Донина_Галина)Дата: Понедельник, 19.05.2014, 21:07 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2773
Награды: 108
Репутация: 345
Статус:
Цитата zs1525 ()
Но всё же в таком виде оно, по-моему, больше похоже на очерк.

Полностью согласна с Ольгой Логачёвой.
 
(Зигмунд_Фрэйд)Дата: Воскресенье, 25.05.2014, 22:36 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Анастасия Деньжова
16 лет, 10 класс, школа № 9 (выпускница школы № 10)
г. Сокол, Вологодской области.

Я провела работу над ошибками и внесла необходимые коррективы. Благодарю членов жюри за объективные отзывы.

Номинация: "Школьные истории"

«Юные литературоведы».

Осень размеренными шагами движется по планете, оставляя после себя сорванные с деревьев листья и жухлую траву. Вторая половина октября - время напряженное. Конец первой четверти, нужно напрячь все свои силы для достижения хороших результатов в плане оценок. Надя учится в десятом классе, опасаться, на первый взгляд, нечего. Но именно в это время проходит школьный этап всероссийских олимпиад школьников. От десятого класса ее и еще четверых обучающихся выбрали защищать честь школы. Так что придется постараться и действительно показать, чего они стоят.
Одной из наиболее важных причин этого этапа, можно по праву считать олимпиаду по литературе. Не только потому, что этот предмет помимо изучения художественно - литературных произведений заключает в себе массу тонкостей, не постигнув которые, никогда не сможешь проникнуть в глубинную суть изучаемого. Также Надя поняла, что и осознание этого приходит не сразу, а постепенно, в процессе подготовки к самой олимпиаде.
Стоит оговориться, что подготовка началась в каникулы, когда школьные заботы остались позади. Волноваться, вроде бы, не о чем. Но это иллюзия - готовиться к олимпиаде по литературе, тем более самой первой в сезоне оказалось не простым делом. Надя понимала, что именно от них зависит, победит ее школа в этой первой схватке или нет. Тогда как остальные ребята об этом, похоже, что не задумывались. Получив первое задание от учителя литературы Алевтины Семеновны, все постарались его выполнить. Но выполнить задание и постараться это сделать – далеко не одно и то же. Этому команду новоиспеченных литераторов и научила первая встреча.
Само задание заключалось в следующем, необходимо было выполнить комплексный анализ стихотворения Н. М. Рубцова "Видения на холме". Выполнять такой анализ следовало по строго определенному плану. Так вот пятого ноября, когда участники событий собрались в школе специально для того, чтобы обсудить свои работы, оказалось, что разобрать их с учителем нет возможности. Так же, как и перенести встречу на другое время. Таким образом, случилось то, что случилось, и это стало началом истории.
Алевтина Семеновна определила план работы, опираясь на личный опыт и рассуждения: "вы у меня дети взрослые». Присутствующим было поручено разобрать свои работы самостоятельно, а затем выбрать наилучшую из всех. Все комплексные анализы действительно были прочитаны вслух, некоторые замечания сделаны, но, в конечном итоге оказалось, что не все выполнили задание добросовестно, а некоторые и вовсе не сделали его. Так или иначе, но «лучший анализ» был выбран. И как Вы думаете, что могут делать девять школьников 15-16 лет в каникулы, сидя в школе без надзора учителя? Совершенно верно, здесь возможна масса увлекательных во всех смыслах вариантов, исключающих скуку.
- А давайте сыграем в "Мафию"! - раздался звонкий голос Петра, который сразу же был подхвачен возгласами одобрения Марины и Веры, будто они только и ждали этого предложения.
Так в безудержном веселье, не отягченном мыслями о каких-либо занятиях, прошла первая встреча команды по подготовке к олимпиаде по литературе. Будущими представителями олимпиады были выбраны ученики девятых и десятых классов. Марина, Вера, Петр, Анна учились вместе Надей в десятом классе, а Даша, Нина, Люба и Оля – девятиклассники. Но, когда в заключение встречи, они прочитали сообщение от Алевтины Семеновны и представили ее выражение лица с укоризненным взглядом, от которого всем сразу стало стыдно: "Милые друзья, мне кажется, не все внимательно прочитали тексты, которые я скинула выше...". Именно в этот момент они поняли, что избежать настоящей работы не удастся…
Следующую встречу Алевтина Семеновна начала с таких слов:
- Просмотрев ваши работы, я была удивлена... Ведь почти у каждого из вас в комплексном анализе литературного произведения упомянут - Хрущев! Случайте, это не политическое стихотворение! Зачем вы такую тесную параллель с историей СССР выбрали?
- А я о Хрущеве не писала, - не теряя самообладания, но все же, с почтительной робостью в голосе произнесла Надя в ответ на удивленные слова Алевтины Семеновны, - я писала только об "оттепели".
- Но ты почти также тесно связала события, описанные в стихотворении, с периодом правления Никиты Сергеевича, как это сделала Даша, - переведя на девушку недоумевающий взгляд, ответила учительница, - дети, неужели вы и вправду думаете, что оно посвящено «хрущевской оттепели"?
- Лично я подумала, что в нем проводится параллель между монголо-татарским владычеством и временем, в котором жил Рубцов, - скромно заметила Анна.
В классе на какое-то мгновение воцарилась гнетущая пауза, ознаменовавшая мысли Алевтины Семеновны: "Все не просто..." Могла ли она тогда подозревать, что это только начало, и что упоминание о Хрущеве в комплексных анализах литературных произведений еще долго будет преследовать ее? Вскоре Алевтина Семеновна осознала: она работает с «удивительными» детьми! Поэтому, будучи человеком практичным и, между тем, специалистом своего дела, она не могла не задуматься над тем, чтобы, немного подкорректировать методику работы с «юными литературоведами», как она частенько называла своих учеников. Они же в свою очередь благоговели над каждым ее словом, негласно признавая ее превосходство над ними.
В корректив методики Алевтины Семеновны входила дифференцированная система работы над анализом как поэтических, так и прозаических произведений, которая незамедлительно начала приносить свои плоды: осуществляя разбор от названия до идеи произведения, ребята осознали, что же от них требуется на олимпиаде, начали анализировать глубже и искуснее, но без сюрпризов дело не обходилось. С того самого дня успех удачного выступления на столь важном мероприятии был поставлен под сомнение тем, что Никита Сергеевич Хрущев никак не хотел покидать умы юных дарований. Особую радикальность в этом вопросе, возможно, сама того не ведая, высказала Даша, которая, казалось, искренне видела во всех произведениях советской эпохи, если не прямое присутствие образа Никиты Сергеевича, то преддверие «хрущевской оттепели» или ее предпосылки.
Часто странным кажется то, как удачно череда, на первый взгляд, не связанных друг с другом событий, может трансформироваться в нечто настолько доказательное, что, читая это, можно либо всплеснуть руками, либо признать:
- Даша, а представь, если тебе на самом деле стихотворение о «хрущевской оттепели» на олимпиаде попадется, а ты, подавляемая мною в процессе подготовки, об этом не напишешь, - с долей иронии сказала как-то раз Алевтина Семеновна.
В последние две недели перед олимпиадой «юных литературоведов» занимала работа над образами, символикой, темой и идеей, детальное рассмотрение хронотопа, авторского отношения и многое, многое другое. Но гром грянул вновь.
Шестнадцатого ноября ребятам было дано задание: проанализировать стихотворение А. Я. Яшина «Живая душа», которое по «счастливой случайности» было написано в 1955 году. Алевтина Семеновна, считавшая своих детей способными к самоанализу и всячески это поощрявшая, предложила ученикам, для начала, самим осуществить критику своих же работ. До этого предусмотрительный преподаватель предвосхитила упоминание любимой темы своих учеников, заявив:
- Если я увижу там имя Хрущева или Сталина – прекращаю читать анализ!
Однако, не смотря на это, многие решили, что обобщение «имя Хрущева или Сталина» не исключает упоминания «хрущевской оттепели».
- Аня, у тебя там о Хрущеве, убирай, пока не поздно… - предупредила Надя рассеянную приятельницу в ходе online-обсуждения комплексных анализов.
- Да я, вроде, только об «оттепели» писала… Или это тоже считается?
- Два слова: ты попала, - констатировала Надя, ставшая экспертом в данном вопросе.
- Серьезно, я готова поклясться, там есть эта «оттепель». Разве нет?
«Оттепель»? Действительно. Была ли она там, если речь шла о заморозках? Алевтина Семеновна незамедлительно поспешила прояснить ситуацию:
- Есть стихотворения, в которых нет намека на реалии. Вечные они. И об этом я твержу вам уже две недели.
Это заставило ребят задуматься, но, видимо, не достаточно хорошо, ибо в дальнейшем один за другим произошли два резонанса, доселе не имевшие аналогов за всю историю подготовки к олимпиаде. Причиной первого, по-видимому, послужила история, а второго – английский язык.
- Даша, у тебя правда это стихотворение вызвало такие мрачные ассоциации – репрессии, ложь, средневековье? – недоумевая, вопрошала Алевтина Семеновна после проверки литературоведческого анализа одной из своих любимых учениц.
- Да, такие вызвало, - откровенно призналась девочка, - но я все обосновала. Это моя точка зрения.
- Ты пишешь: "Зима показывает, что страна еще не вышла из состояния страха перед властью, морального истощения", где же обоснование текстом? - не сдавалась Алевтина Семеновна, - по-твоему, Даша, стихотворение Пушкина "Я вас любил..." написано как отражение страшных репрессий на декабристов?
Дарья пыталась оправдаться, но после всего запуталась сама и засмущалась. Ее состояние разделяли и остальные "юные литературоведы", ведь они имели за душой свои огрехи в анализе "Живой души", которые их немало конфузили.
- О, боже, как мы пойдем на олимпиаду...- уныло констатировала факты Анна.
- Мне страшно уже, - вторила ей Надя.
- Нечто! - продолжала Алевтина Семеновна, - я упоминала о вечных темах уже не раз, и все равно - репрессии! Я устала...
Непрочный, как в сказке, узор,
А в поле - поземка живая,
Живой и манящий простор.
Где? Где здесь моральное истощение? Дети, интерпретация должна быть основана на тексте, а не на выдуманных домыслах, - твердила она, - поймите, пожалуйста, политических стихотворений мало. Эпос с историей связан, и то не всегда. Главные темы здесь вечные: красота, смысл жизни, любовь, семья, пейзаж.
Немного позже ребята позволили себе отойти от главного, дабы немного отвлечься и оставить, хотя бы отчасти, осадок горького разочарования в самих себе позади.
- Мне кажется, что эта Дашина зацикленность на политике и истории уже выглядит немного комично. Хотя мне нравится, что она везде приплетает Хрущева.
- Аня, если она везде будет приплетать Хрущева... - несмело начала Нина.
- Да, я понимаю, просто это... будто ее стиль приплетать Хрущева.
- ... кроме нас этого никто не поймет.
Но свойственно это было не только Даше, но и всем остальным, поэтому, неудивительно, что подготовка к олимпиаде по литературе стала началом чего-то нового и необычного. Ребята и сами не заметили, как совместная работа сплотила их, объединила, они будто стали настоящей семьей. Но могло ли это стать возможным, если бы не Никита Сергеевич?
А тем временем близилось время для нового резонанса.
- Я этого не хочу, - хмуро начала Алевтина Степановна на этот раз на очном собрании. На ее лице отобразилась неизбежность сложившейся ситуации, которая заставила ребят мимолетно переглянуться. Они не знали, кто из них, на этот раз, преподнес сюрприз учителю. Но что-то им подсказывало: ничего хорошего это не принесет, - но я буду вас критиковать, выявляя плюсы и минусы - без этого не обойтись. Поэтому сейчас я хотела бы, чтобы вы услышали то, что написал Петр.
Текст был объемным, в нем присутствовало рассудительное объяснение позиций автора литературного анализа, но само содержание его просто обескуражило присутствующих:
- "Живая душа" - произведение, написанное в советские годы. Годы, когда отвергались все церковные учения, - так начиналось рассуждение. - душа - это часть тела, в которой заключено понятие о религии, философии или психологии, но ведь религия была запрещена! То есть, автор сам лично нарушил запрет. >...< Живая душа - живой глас народа, который говорит о тех проблемах, которые есть. >...< Никита Сергеевич Хрущев правил после Иосифа Виссарионовича Сталина, - и вот мысль в тексте плавно перетекает в политическую стезю, - первое четверостишие, - пишет Петр, - это наследие, оставленное Сталиным. Следующие пять строк показывают то, что "Я" - лирический герой - отец, приверженец уклада правления и реформ Сталина. Он с ревностью смотрит на дочь, хочет показать ей, насколько красивы реформы - "узоры". Он стремился открыть ей, что есть у них благодаря Сталину. Дочь видит узоры, видит наследие, но смотрит "в поля" - мечтает о будущем. О будущем, которое создаст Хрущев. >...< Отец - приверженец реформ Сталина - просит дочь-футуристку остаться при отце...
На мгновение в классе воцарилась оглушительная тишина. Все присутствующие поняли, что здесь не так. Первой вышла из замешательства Надя:
- Не ожидала такого от Пети... - нерешительно и удивленно вымолвила она.
- Дети! - негодовала Алевтина Семеновна, - забудьте слово "футурист" навсегда. Это литературное течение 1910-1915 годов. Все! Больше никто не был футуристом: ни Сталин, ни Хрущев, ни дочь из стихотворения. Никто футуристом не был, Петя!
Петр виновато опустил голову, коллеги сочувствующе посмотрели на него.
Подготовка близилась к завершению, и, это может показаться удивительным, но «юные литературоведы» учли свои ошибки и даже думать забыли о том, чтобы упоминать в своих работах имена Хрущева, Сталина или любого другого политического деятеля. Однако это не значило, что сделать они этого не хотели, напротив, но страх разочаровать Алевтину Семеновну был сильнее.
Но не только это останавливало ребят каждый раз, когда они хотели связать тему и идею к тому времени уже прозаического произведения с историей или политикой. Покладистые ученики осознали: на олимпиаду они отправляются не просто так, а за победой, так что главным было показать, на что способна их школа, ведь они шли защищать ее честь. В этой ситуации было уже не до веселья, шутки отошли в сторону: работа над прозой - дело тонкое и кропотливое. Как оказалось, именно в этом были сильны наши «юные литературоведы». Возможно, это и принесло им победу. Да, именно им, всем вместе, а не тем из них, кто завоевал первые и призовые места, ведь работали они вместе, анализировали не только заданные тексты, но и работы друг друга, учитывали ошибки, совместно с Алевтиной Семеновной выявляли плюсы и минусы. Они не зря все вместе сидели допоздна, стараясь достичь лучших результатов, и поэтому совместные усилия принесли победу их школе - сначала в первой олимпиаде, а затем и во всем олимпиадном сезоне.
В конце апреля, когда пришло время подготовить последний в том – 2013 году выпуск школьной газеты, нужно было подвести итоги. Надя, как редактор газеты, просто не могла не вспомнить об этих удивительных случаях. В результате, которых и образовалась такая дружная "Хрущевская семья" - иначе говоря, клуб «Любителей Никиты Сергеевича и "хрущевской оттепели".


Сообщение отредактировал Зигмунд_Фрэйд - Воскресенье, 25.05.2014, 22:38
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Конкурс рассказов "Школьные истории" » Деньжова Анастасия Олеговна, 16 лет, 10 класс (Интересные случаи в школе.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
© Все права защищены 2018. Союз писателей - академия литературного успеха, .
Раздача наград