Nikolai | Дата: Понедельник, 23 Мар 2015, 06:02 | Сообщение # 2 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Статус:
| «Страна, которой грезил я».
(А. Головко "ЕСЕН,,,")
Долго не мог подступиться к очерку, не имея названия для него. В раздумьях блуждал по сайту пока не забрёл в одну авторскую тему, где затрагивался вопрос — а стоит ли писать о событиях, свидетелем которых ты не был (речь конкретно шла об Украине)? Мнения разделились: кто-то говорил, что не стоит, если ты не обладаешь знанием реальных фактов и если не был на месте военных действий, а другие возражали — стоит. Среди последних был и мой герой, он сказал буквально следующее: «Не обязательно видеть всё самому. Поэт сердцем чувствует. На ВОВ из нас уж точно большинство не было, но пишем же, о дедах, о том, как мы бы повели себя там... Да мало ли. Если болит про это, то надо писать, я так считаю». Прочитав, я понял, что мне недоставало именно этих слов, чтобы взяться за работу, обдумывая которую всегда пытался понять, что движет автором, посвятившим своё творчество Великой Отечественной? Где истоки чувства бесконечного уважения перед нашими ветеранами, перед памятью об их подвигах? Кроме того, в преддверии 70-летия Победы захотелось рассказать о человеке, который, не будучи профессиональным историком и литератором, проводил и проводит большую изыскательную работу, направленную на изучение военной темы в Ставропольском крае. Он не участник ВОВ, но много писал и продолжает писать о ней, потому что «… болит про это».
Александр Головко — известный на нашем сайте как поэт и публицист — принадлежит к поколению, родившемуся вскоре после победы над фашисткой Германией. Его «малая» Родина — село Переволоцк Оренбургской области. Родителей своих он почти не помнит: очень рано лишился матери. Отец, которому на тот момент было 71 год, испытывал трудности в воспитании Саши и его младшего братишки, поэтому он сдал мальчишек в детдом. Зато Александр хорошо помнит детский дом в селе Елшанка, давший ему начальное образование и осознание себя как личности. То далёкое, непростое время (с 4-го по 8-й класс) он вспоминает спокойно, с несколько задумчивой улыбкой, говорящей об отсутствии обиды на трудное детство. «Жили свободно, раздольно. — вспоминает Александр. — Летом лазили по садам, ловили рыбу, раков, целыми днями порой пропадая на реке Самарке. В детдомовском лагере работали на своём приусадебном участке, выращивая картошку и другие овощи, косили сено для своих коров, дежурили по кухне. Зимой катались на лыжах, гоняли банку на льду, мёрзли как цуцики, отогреваясь у печки-голландки, обняв её, как мать родную...»
Очень много читал, в детдоме была хорошая библиотека, а с книгами не расставался, даже когда шёл на занятия в школу. Природная любознательность, любовь к чтению, вольготное житье, не сдерживаемое рамками строгой дисциплины, замечательные педагоги, духовой оркестр, в котором Александр играл на многих инструментах, — на таком фоне развивалась душа подростка, склонного к поэтическому восприятию мира. Саша часто замечал за собой казавшуюся ему излишне сентиментальной способность радоваться обыденным вещам: воздуху после дождя, раннему рассвету, первой ласточке в небе или распустившемуся кусту черёмухи. Кипевшее где-то глубоко внутри него ликование требовало выхода и, не находя такового, пряталось ещё глубже. Однажды выплеск эмоций всё же произошёл, на уроке литературы в начале шестого класса, когда новая учительница задала писать сочинение. На Сашу как будто что-то нахлынуло, его так и обдало волной необъяснимого восторга. Он с воодушевлением, позабыв об окружающем, с горячностью и искренностью начинающейся юности стал излагать быстрые, перебивающие одна другую мысли. На следующий день учительница прочитала его сочинение перед классом и, прочитав, уверенно заявила: «Об этом ученике вы, ребята, ещё, надеюсь, услышите, когда он станет известным писателем». Слова эти врезались в память мальчика, удивив своей неожиданностью, далёкостью и оторванностью от мира, в котором он тогда жил. Какой писатель? Тут бы подумать о том, где жить после детдома…
Много, очень много утекло лет, прежде чем Александр познал горечь и сладость литературного творчества, вкус сочинительства. В некотором смысле, можно сказать, что слова учительницы сбылись, он теперь известная личность, известный писатель в определённых кругах Ставропольского края. В Ессентуках он живёт с 1977 года. Тогда же, в детдоме, он только посмеялся про себя, но, тем не менее, потом, в дальнейшем, часто оглядывался на этот урок по литературе как на один из самых прекрасных моментов в своей жизни. Вспоминая его, всегда чувствовал нечто вроде тайного призыва, побуждающего сесть за стол и что-нибудь написать, но было не до творчества. По окончании восьмого класса пришло понимание того, что никто не принесёт на блюдечке счастье или готовое решение, как поступить в том или ином случае, что всё придётся добывать самому. Надеяться было не на кого. Правда, ему очень помог старший брат по матери, живший в Переволоцке, он приютил Александра после детдома в своей семье на два года. Александр днём работал токарем на Переволоцком механическом заводе, а вечерами, как и было положено в то время, учился в вечерней школе рабочей молодёжи. Аттестат о среднем образовании он получал, когда уже был знаком со своей будущей женой.
Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы он не встретил в 16 лет девушку, к которой прилепился и с которой связал свою судьбу на долгие-долгие годы. Так редко, но бывает, — сталкиваются два человека и вдруг понимают, что никто им больше не нужен, что они понимают друг друга с полуслова, с полувздоха, что вдвоём не так страшно смотреть в лицо будущему, и что есть теперь рядом друг, всегда готовый прийти на помощь. А то, что было в ту пору одному из них 16 лет, а другой 17, не помешало их отношениям, напротив, даже пошло на пользу, потому что искренность и сила чувств помогли им удержаться вместе. Оба быстро повзрослевшие, оба вынужденные рано стать самостоятельными, они смогли оценить взаимную преданность и сердечную привязанность.
Поработав два года токарем, Александр без раздумий последовал за своей девушкой в город Прокопьевск Кемеровской области, куда её направили на отработку после окончания фармацевтического училища, где они прожили восемь трудных лет, пытаясь свить своё гнездо. В Прокопьевске началась по-настоящему самостоятельная жизнь, когда нужно было заботиться не только о себе. До армии работал на шахте. Вскоре после женитьбы отправился служить на Тихоокеанский флот. «Пока служил, — рассказывает Александр, — родилась дочка. После дембеля, устроился на Прокопьевский номерной завод, поступил в Прокопьевский электромашиностороительный техникум, получил специальность «техник-технолог, мастер холодной обработки металлов резанием».
Но по специальности удалось поработать всего лишь года три. Через 4 года после возвращения из армии семья увеличилась, родилась вторая дочка, и жить в коммунальном бараке с печным отоплением стало совсем невмоготу. Очередь за водой, которая бежала тонюсенькой струйкой, приходилось занимать в 12 часов ночи, а колонка находилась в 200-стах метрах от жилья. Там же в Сибири Александр написал небольшую повесть о любви в стихах и прозе, но, устыдившись своего писательского несовершенства, сжёг её после прочтения.
В 1975 году они с женой принимают решение ехать на Кавказ, там когда-то воевала тёща Анастасия Михайловна, посоветовавшая им перебраться в более благоприятные места. Там жили две двоюродные сестры супруги, которые и помогли устроиться на новом месте в городе Лермонтове. Но оказалось, что испытания только начались: приходилось браться за любую работу, лишь бы иметь заработок и надежду получить жильё. С последним было особенно сложно, поэтому, когда однажды Александр узнал, что в Ессентуках есть строительная фирма, которая даёт рабочим жильё в вагончиках, и что фирма планирует строительство жилых домов, он рванул туда. Однако «квартирное» счастье длилось недолго, через два года фирма разваливается и «всё начинается с нуля»: опять съёмные несколько квадратов, часто меняющиеся места работы, «работы самой тяжёлой, — как с горечью вспоминает Александр, — порой неквалифицированной, и всё ради призрачного будущего общежития». Приходилось часто трудиться на пределе физических возможностей, что основательно подорвало здоровье, появились различные заболевания, справляться с которыми помогала верная подруга — жена, фармацевт по специальности.
О супруге Александр отзывается с нежностью: «Ангел во плоти. В 15 лет — худенькая — начала жить самостоятельной жизнью! Я живу благодаря ей. Это она — та самая русская женщина, сначала маленькая хрупкая девушка, великодушно позволившая ухаживать за ней, признаться в любви в первый же вечер, а потом женщина, которая живёт со мной вот уже 46 официальных, а так почти 50 совместных лет. А уж в плане здоровья! Всех вытянула: дочь сильно болела, я со своими проблемами, всем помогала, за всеми ухаживала и продолжает это делать, хоть сама не отличается хорошим здоровьем. Она всегда уступала лидерство, бесконечно прощала все мои выкрутасы, растила наших дочерей, теперь внуков, а я, чем дальше, тем больше чувствую свой долг перед ней».
Молодость была хоть и трудной, но, как и во всякой молодости, в ней было всё, что делает этот период жизни человека невыразимо прекрасным: поездки к любимой на крыше вагона за неимением денег на билет, встречи на вокзалах Оренбурга, катание на троллейбусах, прогулки по вечерним скверам, купание в Урале, Самаре, а уж сколько было радости, когда удавалось купить билеты в филармонию, драмтеатр или в оперетту. Счастливое, незабываемое время!
Сдержанный на внешнее выражение чувств Александр, привыкший доказывать любовь делами, когда стал писать стихи, восполнил этот пробел во взаимоотношениях с женой поэтическими строками. В них он щедро одаривал верную спутницу прекрасными словами, будто пытаясь извиниться за свою многолетнюю скупость в словесном проявлении любви и за то житейское, не всегда приятное, что сопровождает супружескую долгую жизнь. Читая эти строчки, проникаешься неподдельной искренностью чувств поэта, его настроением, его мыслями и ловишь себя на том, что воспринимаешь стихотворение как отражение и своей души, какой-то её части, где прячется чувство вины перед близкими людьми. Начинаешь воспринимать чувства автора как собственные, а это уже есть определённое обобщение, что делает произведение глубоким по смыслу.
СЛОВА ЛЮБВИ.
Я о любви ещё не всё сказал, Виной тому моё немногословье. Смотрю в твои бездонные глаза, В два озера, что плещутся Любовью.
Смотрю на руки добрые твои, Трудов, забот им выпало немало. О, сколько бы им выпало любви, Когда бы счастья больше перепало...
Обманчива наружность, но внутри Разлита наших чувств сама безбрежность, Слова слетают с губ, как снегири, Чтоб донести на крыльях сердца нежность.
Теперь смогу сказать без суеты, Пусть, может быть, слегка высокопарно: Идём по жизни вместе я и ты, За что судьбе безмерно благодарны!
Коль виноват я в чём — меня прости! За чёрствость, невнимание, родная. Что обижал по глупости, не зная, На долгом, трудном, жизненном пути.
В открытую стучусь, наверно, дверь, Я знаю, ты давно меня простила: За скупость чувств, за горести потерь... Моя любовь, ты дай мне снова силы! Сентябрь, 2008
В Ессентуках, пытаясь заработать жильё, Александру пришлось побывать слесарем-ремонтником, слесарем-инструментальщиком, слесарем-сантехником, строителем, мастером прачечного оборудования, теплотехником и многое ещё кем, о чём Александр посчитал необходимым промолчать. Помотавшись по разным предприятиям, он устроился в ЖЭКе, и получил, наконец, комнатку в девять метров, «бывшую душевую, выложенную кафелем», — одну на четверых. Через год переселились в нормальную, настоящую «14-метровку», и вскоре — в малосемейное общежитие, где им выделили две комнаты. Александр вспоминает: — «Перешёл при этом же тресте в Хозрасчётный участок малой механизации слесарем строительным, потом стал бригадиром. Потом перевёлся в Управление дел ЦК КПСС, это громко сказано, на самом деле в хозяйственный двор при Управлении делами ЦК КПСС, где работал слесарем-наладчиком, механиком. Был председателем народного контроля, потом секретарём парторганизации. Успел получить однокомнатную квартиру».
Александр, несмотря на всегдашнюю занятость на работе, частую физическую усталость много и жадно читал. Знакомился с зарубежной литературой, читал русских писателей-классиков, которых «пропустил» в молодости. Особенно нравилась поэзия. Его завораживали стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцова, Кедрина, песни Высоцкого, Окуджавы, Жанны Бичевской и голоса неподражаемых исполнителей — Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Робертино Лоретти. С появлением собственного жилья можно сказать, что жизнь начала налаживаться. Дети подрастали, здоровье, хоть и подводило, но Александр научился справляться с недомоганиями, читая любимые книги; продолжал начавшееся сразу по приезду в г. Лермонтов сотрудничество с литературным объединением при старейшей газете в Пятигорске «Кавказская здравница»; стал её внештатным корреспондентом; начал пробовать себя в прозаическом жанре, как вдруг — перестройка. Неожиданно всё сдвинулось с привычных мест, всё перевернулось с ног на голову. Коммунистическая партия на глазах разваливалась. Хозяйственный двор разрушился, Александр перешёл работать в «Теплосеть» теплотехником, несмотря на общий хаос, появилась некоторая стабильность. Через девять лет, в 2004 году, случилось страшное — обнаружился порок сердца, за чем последовал переход на инвалидность, пришлось сделать операцию на сердце в Новосибирске.
«Ощущение было такое, что тебя выбросили за борт. — говорит Александр. — Но нет худа без добра. У меня появилась неодолимая тяга к творчеству. Попёрли стихи». Первый раз это случилось, когда Александр лежал в кардиохирургии, находясь в состоянии крайнего волнения, он вдруг услышал внутри себя, словно музыку, стихи, которые тут же записал. Дальше — больше. Мысли о болезни отошли в сторону, откуда-то появилось спокойствие и уверенность в том, что всё будет хорошо. Выйдя из больницы, Александр целый год ждал очереди на операцию, но вместо того, чтобы вести размеренный образ жизни, развил бурную деятельность, начал всюду печататься. «Я стал жить словно в ином мире. — продолжает Александр. — Новые друзья, интересы. Всё так непросто и волнующе. Боже мой, подумал тогда я, всё до этого времени было не настоящее, а теперь я будто заново родился... Конечно, поздновато всё это пришло, но я не жалею.
После операции познакомился с известным у нас на Ставрополье поэтом Сергеем Рыбалко (живём в одном городе), показал ему тетрадку со стихами и пошло-поехало». Этот человек, педагог по профессии, закончивший Калмыцкий университет, дипломной работой которого было творчество Сергея Есенина, сыграл большую роль в жизни Александра. Он стал не просто товарищем, не просто близким другом, он стал учителем для начинающего поэта. Не отказывая ему в практических советах, читал целые лекции по стихосложению, рассказывал об известных и не очень известных поэтах, писателях и их стилях прямо на дому у Александра, где надо — подбадривал, поддерживал, повсюду водил за собой, знакомя с литературной средой Пятигорска, Железноводска, Кисловодска, Минеральных вод и других городов Ставропольского края. Именно под его влиянием у Александра сформировалось понимание поэзии как вида литературы, в котором важна не столько внешняя сторона мира, сколько внутреннее, субъективное состояние поэта, его личные переживания и настроения. Это не шло в разрез с тем, что он чувствовал тогда: ему хотелось рассказать в стихах, что творилось в его душе, хотелось поделиться со всем миром бушующей в груди радостью и болью, осознанием своей способности выражать чувства через поэзию. Это казалось чудом, которое нельзя было утаивать.
Всё происходящее после операции настолько отличалось от прежней жизни, что Александра поначалу шатало от восторга. Вместе с физическим облегчением он почувствовал облегчение духовное, казалось, развязались невидимые путы на ногах, спали невидимые цепи, державшие в своей власти сердце, казалось, что после долгой и трудной дороги он нашёл, наконец, пристанище, которого не знал, но к которому стремился. Так тоже бывает, когда человек, задёрганный внешними проблемами, не имеет представления о том, к чему стремиться, кроме желания иметь нормальную жизнь и приемлемое здоровье, но при этом постоянно ощущает неясные движения души, вызывающие боль в сердце, подчёркивающие несоответствие между внутренним и внешним миром. С появлением же стихов, несмотря на царящий в стране хаос, несмотря на недавно перенесённую операцию, в душе воцарилась гармония. Горизонт раздвинулся, стали видны такие дали, которых можно было достичь, взметнувшись к ним душой. Это ли не счастье! Да, всё вокруг вроде осталось прежним, но всё было внове: его окружали другие люди, в доме зазвучала гитара, под которую пелись его песни и любимые песни разных композиторов, велись долгие разговоры о поэзии.
Александр начинает много писать. Вместе со «взрослой» лирикой сочиняет стихи для детей, песни, пробует себя в прозе, занимается самообразованием, учась у классиков русской литературы. В этом плане поэзия С. Есенина оказала на него наибольшее влияние, её песенность, напевность, её яркая образность и стройная простота нашли отклик в его душе, было к чему стремиться. Хотелось писать и писать, хотелось день и ночь работать над стихами, чтобы достичь в них предельной чистоты и ясности слога.
Белая кипень весны, Вишен, черешен цветенье, Словно волшебные сны Прошлого помню мгновенья.
. . . Больше не споря с судьбой, Снова весною мы вышли, Под белоснежною вишней Вновь целовались с тобой.
Это строфы одной из его песен, полной любви, высокой романтики и ностальгии по юной поре. Александр давно сроднился с местом, где живёт. Рассказывая мне о городе Ессентуки (прим. автора: где я, кстати, был лет 18 назад), он замечает: «Город изменился кардинально, промышленности почти нет, а воздух по-прежнему божественный. Климат — вечная весна с элементами поздней осени, вялотекущей зимы и короткого жаркого лета. Вокруг горы и ощущение полёта… Не зря Пушкин называл Бештау своим Парнасом, здесь даже ленивый начинает писать стихи». Я слушаю, соглашаясь, помня кавказский воздух, чистейший и бодрящий по утрам и чарующий по ночам, но про себя думаю о том, что детская способность Александра восторгаться природой, уметь замечать её переходные, порой едва уловимые состояния, чувства необъяснимой печали в его душе, переросли с годами в потребность писать стихи. Природа Кавказа, несомненно, способствовала тому, чтобы открылись невидимые шлюзы, и чтобы наружу хлынула поэзия. У Александра есть полушутливое стихотворение, отражающее его отношение к родному городу и к великому русскому поэту. А в стихотворении есть строчки, ярко иллюстрирующие внутренний мир Александра, его мечты и устремления.
ЕСЕН...
ЕСЕНин и ЕССЕНтуки − Созвучны звуки и тонки, Как песенки, как ветерки, Не зря, наверное, близки.
Есенин и поэзия − Страна, которой грезил я. Стихи и жизнь Есенина Пронзительно-весенние.
Порой, как глас неистовый, В душе звенят таинственно − Серебряно и искренне, Как камертон во мне!
Ессентуки − мне дороги, Живу в родном я городе. Цвела моя здесь молодость, Как в давнем, сладком сне…
И то не символично ли: Вплелись в мою жизнь личную Есенин и Ессентуки, Как берега одной реки! 2007г.
«Есенин и поэзия — страна, которой грезил я». — вот эти строчки, раскрывающие тайну Александра. Оказывается, он всё же грезил о стране под названием «Поэзия», тайно мечтал о ней, думал иногда с тех пор, как почувствовал радость от первых в своей жизни рифмованных строк, написанных когда-то в детстве, в шестом классе. Не «мечтал», а именно «грезил», потому что о таком и мечтать нельзя, слишком уж далёкой казалась та страна, ей не было места в жизни детдомовского мальчишки, в жизни слесаря-ремонтника, озабоченного вечными проблемами. Мечтать не смел! Оставались одни только грёзы, смутные грёзы о чём-то неясном, несбыточном, во что трудно поверить. И тут вдруг — сон наяву! Стихи живут не только в душе, они ложатся на бумагу, переносятся в книгу, их читают со сцены, им внимают слушатели! И всё это разом, в один миг. Хитросплетения судьбы привели в страну Поэзия!
Окрепнув после операции, Александр активно включается в общественную жизнь города Ессентуки, ходит во все литературные объединения, устраивает творческие вечера, встречается со школьниками, издаёт книги. Создав уже вместе с Сергеем Рыбалко и Ниной Селивановой литературно-творческое объединение «Синегорье», он становится заместителем руководителя этого объединения. Быстро освоил новые технологии — компьютеры, телефоны, что очень помогает ему в работе над альманахом «Синегорье», в котором печатаются и авторы из других городов Ставрополья и республик Северного Кавказа. Так в последнем, четвёртом номере, Александр значится как редактор и автор, но кроме этого — он полностью набирал номер, прежде приняв многие тексты и отредактировав их. Главный редактор альманаха и редактор стихов – Сергей Рыбалко. Эта работа нравится Александру своей значимостью для других людей. Он понимает, как важно для авторов быть принятыми в коллективный сборник. Поэтому, не считаясь с личными проблемами, отдаёт много времени редактированию чужих текстов, получая искреннее удовольствие, видя их напечатанными. В настоящее время приступили к созданию шестого номера альманаха.
В работе над словом Александру многое удаётся, из всех его произведений лишь немногие не закончены, но ждут своей очереди. Он кропотлив и настойчив, к своим произведениям относится критически, прислушивается к мнению товарищей, которых искренне уважает, очень ответственен и всегда привык добиваться результатов. К настоящему времени издано четырнадцать книг, из которых — 7 сборников стихов и сказок для детей. Печатается в периодике, в российских альманахах. Больше всего он дорожит сотрудничеством с районной газетой «Искра», которая охотно размещает все его материалы. У газеты тысячи читателей — сельчане, труженики. «Там ещё русский дух и Русью пахнет. — говорит Александр, подразумевая, что в глубинке сохранились энтузиасты общественной работы, ещё существуют «Ученические бригады», женсоветы. И тут же с горечью добавляет: — Но всё уходит. Теперь всё мельчает, разваливается: моральные устои, культура». Друзья ценят Александра за его преданность и постоянство, за то, что между дружбой и карьерой он выберет первое. А ещё он гордится тем, что в станице Ессентукской установлен первый памятник на Ставрополье всем матерям, на постаменте которого сверкают золотом его слова:
Тебя, родная мама, славлю Всем сердцем, полным нежных слов! Тебе я памятник поставлю Из золота своих стихов! 20013 г.
Кроме литературной деятельности Александр занимается пением, ходит в ансамбль классического романса, существующий ещё с советских времён. С грустью говорит о том, что «ансамбль на ладан дышит, всем его участникам за 70-т, за 80-т лет, я один такой «молодой». Все не профессионалы, но голоса подобрались уникальные. Сейчас, к сожалению, это не надо руководству Управления культурой, люди в ансамбле занимаются на голом энтузиазме, репетиции, концерты, дорога — всё за свой счёт». В словах Александра слышится боль, боль многих людей, считающих, что в Советском Союзе было не одно только плохое, но и много хорошего, а главное то, что, несмотря на нехватку жилья, люди жили дружно, с песней, и что не было межнациональной вражды, в любой части страны человек чувствовал себя как дома.
Военной тематикой Александр увлёкся в 2006-ом году, случайно. По совету знакомых оказался он как-то в Новопавловском районе в издательстве, где, как ему сказали, была дешёвая полиграфия. Книгу он там не издал, напечатал в другом месте, но получил от издательства подарок — журнал об адмирале Арсении Головко. Мысль о том, что он является однофамильцем знаменитого адмирала, вдохновила Александра, и он приступил к написанию первой исторической поэмы под названием «Легендарный адмирал». Собирая материал о своём герое, его поразил тот факт, что двадцатишестилетний адмирал в 30-тых годах прошлого столетия служил начальником штаба торпедных катеров во Владивостоке, там, куда в 1968 году прибыл Александр для прохождения срочной службы в качестве матроса-радиотелеграфиста морской авиации в одной из воинских частей города. Это как будто сблизило его с адмиралом, он представил, что мог быть его сыном (сыну адмирала столько же лет, как и Александру), и писал о нём с сыновней любовью. Произведение получилось торжественно-величавым и вместе с тем проникновенно-искренним. О поэме и её авторе напечатали в районной газете на родине адмирала в г. Прохладном Кабардино-Балкарии. В школе, где адмирал учился и где теперь находится музей, прошла первая презентация поэмы.
Потом была поэма-сказание «Белоугольский свет», рассказывающая о первой на юге России электростанции, о людях, строивших её, о тяжёлых годах войны, о восстановлении гидроэлектростанции, о послевоенных буднях. Один из героев В. Лягушов, зачинатель рабочей династии, он побывал в застенках Освенцима и Дахау. В предисловии Александр написал: «Очень жаль, что многие стали забывать о том, как жили при свечах и лучине наши деды. Потому-то я и обратился к истории зарождения, становления энергетики как явления, всколыхнувшего когда-то Россию и весь мир». Параллельно написанию «Белоугольского света» Александр включился в процесс борьбы за статус «музея» бывшего здания ГЭС вместе с энтузиастами Белоугольского посёлка — депутатом В. В. Арбузкиным и педагогом-ветераном Л. Е. Телиженко. Была развёрнута поисковая работа по нахождению тех, кто трудился на Белоугольской ГЭС. Написал для школы этого района «Белоугольский вальс», который теперь вроде школьного гимна, он звучит на торжественных линейках, под него весной танцуют выпускники.
Затем последовала поэма «Тацинское побоище. Комиссар Суворов», посвященная одной из уникальнейших военных операции ВОВ, — уничтожению немецких баз снабжения на станции Тацинская в Ростовской области, которая находилась глубоко в тылу врага. Написанию поэмы предшествовала большая изыскательская работа, направленная на поиски оставшихся в живых участников той операции. В процессе всего этого Александра заметили в городском Совете ветеранов, предложили войти в его состав, после чего у моего героя началась активная военно-патриотическая деятельность. Он стал регулярно встречаться с бывшими участниками ВОВ, писать о них в местные газеты, править их рукописи, помогать в написании воспоминаний. Так, вышло уже три книжки, четвёртая и пятая – в издательстве. В поле его деятельности лежит курирование нескольких школ и института «Бизнеса и права» по вопросу военно-патриотического воспитания учащихся. Часто выступает в санаториях, в различных учреждениях. Является членом Совета ветеранов ВОВ, труда, Вооружённых сил, правоохранительных органов города, работает в составе его культурно-массовой комиссии. Участвует в проведении конкурсов, посвящённых Дню Победы. Всего не перечислишь. И это — с больным сердцем. Человек не успокоился после операции с целью «беречь» себя от всяких жизненных невзгод и неурядиц, а, напротив, устремился навстречу жизни.
На мой вопрос «Зачем тебе это надо», Александр, не задумываясь, ответил: «Как «зачем»? Я не могу без этого. Стараюсь, насколько хватает сил, делать то, что мне интересно». А потом я прочитал его слова, с которых и начал свой рассказ, вот они: «Если болит про это, то надо писать»,— сказал Александр, подразумевая, что надо писать о том, что тебя волнует, в том числе и о ВОВ, и об Украине. Я же, в процессе работы над материалом, поймал себя на мысли, что сейчас в мире есть силы (да они были всегда!), которые хотят, чтобы наши сердца не «болели» о том, что делается сейчас на Украине, чтобы наши души не хранили бы в себе память о прошлом, одним, словом, чтобы мы жили, ни о чём не волнуясь, кроме как о меню на обед, но это, к счастью, невозможно. Мне вспомнились слова Достоевского, сказавшего «Ежели русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему, он не русский». Мой герой — любит. Любит такой, какая она есть. И эта любовь даёт ему силы писать о том, что он никогда не видел, в чём никогда не принимал участия, — о Второй Мировой Войне. Ведь память о ней — она в нём с рождения, как и в каждом, кто любит Россию.
16. 03. — 21. 03. 2015.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |