- 2 -
Ждать ни два, ни три дня не пришлось. На следующее утро, когда лик солнца из красного превратился в диск расплавленного серебра, на крепостной стене у южных ворот появились трубач и бирич. Пронзительные звуки возвестили о начале переговоров. Бирич на ломанном русском языке, надрывая глотку, объявил о выходе посольства. Ворота распахнулись, на мосту появилось шествие булгарских бояр в богатых одеждах. До ставки великого киевского князя, расположенной в версте от города, слы шли пешком. Князь восседал в кресле, установленном на красном с чёрными узорами ковре. Рядом стояли воевода, ближние бояре, знаменосец, с голубого стяга на слов взирало красное солнце. Шествие в окружении гридней, приблизилось к ковру. Булгарские бояре поклонились большим обычаем. Заговорил тучный посол, одетый в соболью шубу нараспашку. Владимир смотрел на толстое лицо, покрытое каплями пота, старался поймать взгляд чёрных бусинок, прятавшихся под тяжёлыми веками. Посол закончил речь, длинный худой толмач резким, каркающим голосом начал переводить.
- Каган киевский Владимир! Хан Булгарский Ибрагим просит мира, готов заплатить дань. В знак мира высылает тебе дары.
«Где такого толмача нашли? Таким карканьем о брани возвещают, а не о мире договариваются».
Несколько минут Владимир, нахмурившись, молча смотрел на посла, затем сердито ответил:
- Хан Ибрагим нанёс обиду Руськой земле. Почто помогал вятичам в непокорстве Киеву? Почто дружину послал в Муром? Вятичи и Муром – то Руськая земля.
Выслушав перевод, посол вновь переломил тучное тело.
- Хан Ибрагим понял свою ошибку. Хан не хочет ссориться ни с Русью, ни с тобой, каган. Хан хочет жить в мире с Русью. Прими дары, каган.
Рабы поставили сундуки рядом с княжеским креслом, откинули крышки. Посол, осторожно ступая по ковру остроносыми сапогами, приблизился к сундукам, разворачивал паволоки, показывал золотые, серебряные блюда, чаши, кувшины. Владимир скучливо рассматривал дары, наконец, сказал:
- Добро Я принимаю дары. Я не хочу проливать кровь. Передайте хану, я согласен на мир. Но за обиду он должен заплатить дань мне, моим воям, городам Руським – Киеву, Чернигову, Новгороду, Смоленску, Белгороду. Мой боярин передаст свиток хану.
Приём закончился, слы удалились в город.
Белгород был новым городом, неизвестным за пределами Руси, по величине своей не мог тягаться с такими городами как Новгород, Смоленск, Чернигов. Но Владимир, как и Добрыня, видел в Белгороде оплот своей власти. Этот оплот требовалось укреплять, и по договорённости с Добрыней, Владимир включил малоизвестный город в список.
Слом к хану отправили боярина Позвизда. Ехать воеводе – терять достоинство. Позвизд был в самый раз. Собой дороден, статен, настоящий русский витязь. В речах разумен, напорист без пустой хвастливости. В поступках блюл достоинство, не терялся. Такой и перед лесным Лихом не сробеет, не то, что перед ханом. И в боярской иерархии был не из последних, поднимался вверх в ближние великого князя.
Посланец вернулся к вечеру. Хан просил уменьшить выплаты воям. Дело обычное, сразу никто не соглашался. Весь следующий день слы сновали меж городом и ставкой, согласовывая мелочи. Требование о выдачи в жёны булгарской княжны, Владимир решил выдвинуть лично хану.
Размер дани к согласию всех сторон был установлен. Нетерпеливые торки из опасения, что хитрые булгары подсунут негодных коней, ускакали к табунам. Торжественный выход хана в сопровождении булгарского боярства состоялся в полдень. Пели трубы, блестели на солнце парадные доспехи, разноцветными огоньками играли драгоценные каменья на пальцах.
Вчерашние враги, а сегодняшние союзники встретились в ставке великого князя. На предложение отдать в жёны дочь, хан с ответом медлил. Мялся, жевал губами, шевелил пальцы, сложенные на животе.
- Прими нашу веру, каган. Под покровительством всемилостивейшего и всемогущего аллаха ты обретёшь мощь и силу, познаешь восточную мудрость. Ты разумный, справедливый правитель, а поклоняешься идолам. Приди же к нашему Богу, прими магометанство. Наш Бог – истинный, иные боги есть блядословие.
- На Руси, в Киеве всякий славит любых ему богов. Притеснений русичи никому не чинят, - отвечал Владимир. – Так завещал старший над нашими богами Сварог, тому учит Даждьбог. В городах руських есть христианские церквы, есть и магометане, есть и жиды. Твоя дочь найдёт единоверцев, и останется в своей вере, коли захочет. В чём ваша вера, чему учит ваш бог? Ваш бог, как и жидовский, велит уды обрезать, то мне не любо. Ещё что он велит? – спросил обращаемый с усмешкой.
- Наш бог не велит пить вино и есть свинину. Свинья не чистая, правоверному грех есть не чистое мясо. Христианский бог велит жить с одной женой, а наш позволяет иметь жён, сколько захочешь. Когда же ты покинешь сей мир и придёшь к нему, то, ежели, ты был праведником, почитал его законы, аллах наградит тебя семьюдесятью девами. И ты будешь вечно пребывать в наслаждениях. Как наша вера может не нравиться настоящему мужчине?
Владимир ухмыльнулся, пригладил согнутым пальцем усы.
- То мне любо. Жен я люблю. Да вот как же без вина можно жить? Как трапезничать без чаши мёда? А веселие без вина? На Руси тако не можно. Пожду я ещё.
Владимир говорил за всю Русь, однако в отличие от своего наставника, знал только княжескую жизнь, пусть не всегда спокойную и насыщенную невзгодами, но как небо от земли, отличавшуюся от жизни простого людина, и мерил жизнь на княжескую мерку. Смерд да ремесленник тоже видели в питие веселие. Да только чаши с медами брали в руки по большим праздникам – на Рождество, Масленицу, в Ярилин день, купальские ночи, да на осенних свадьбах. На русском веселии земля ходуном ходит, да веселию тому – час, остальное время – работа.
- Пожду ещё, - повторил Владимир. Рассказать на пиру, как его хан магометанской верой прельщал – обхохочутся. – Что тебе до моей веры, хан? Ты в своей вере, я – в своей, будем жить в мире и согласии. Коли родит твоя дочь сына, посажу его на княжении в Муром, родятся ещё сыновья, дам им земли вблизи Булгара. Не того ли ты хотел, хан? Внук твой, плоть твоя станет княжить в Муроме.
Последний ли довод убедил хана, или же он был давно согласен, и упрямился, блюдя достоинство, но дочери его предстояло отправиться в Киев женой великого князя.
Хранить вечный мир хан поклялся на Коране, Владимир – на мече и в походном святилище Перуна. Поклявшись, булгарин витиевато добавил:
- Да будет меж Булгаром и Русью вечный мир. Стоять ему, пока камни не поплывут по великому Итилю щепками, а сухой хмель не канет на дно, словно камень.
На следующий день в сопровождении ближних бояр, старшей дружины Владимир конно въехал в Булгар гостем.
К вечеру бояре из старшей дружины вернулись в ставку. Заслуженным бойцам, не ведавшим страха в бранях, и предвкушавшим веселие по случаю докончания, обильные ханские яства без чаши доброго хмельного мёда не лезли в глотку. Пили и булгары, так что пили – сидшу! Владимир из государственных соображений, как будущий зять хана, остался на гостевание. Где князь, там и ближние, и сотня гридней и мечников.
Веселие охватило весь русский стан. Лишь дозорники, печалясь о своём невезении, блюли трезвость, с завистью слушая голоса пирующих сотоварищей.
Чужая жизнь разжигала любопытство и споры, да и самих участников гощенья распирало желание поведать о виденном. Меды делали своё дело.
- Э-э, да разве сравнишь Булгар с Киевом ли, Новгородом? Людие живут бедно. Богатый Булгар, богатый! Да, где оно то богатство? Избёнки из камыша, глиной обмазаны. Где-нигде деревянную увидишь. Потому летом булгары в полстницах живут.
Тут же возражали.
- Нешто у простых людинов скотницы с кунами есть? Зато и хан, и бояре, и гости в каменных хороминах живут. А где на Руси каменные хоромины видал?
- Есть в Булгаре каменные хоромины, да что с того? Лепоты как на Руси нету. У нас всё из дерева и избы, и хоромины, и детинцы, так и на улицах мостовая кладь лежит. А Булгар хоть и богатый, а улицы не мощённые. В жару и то лужи не просыхают. Ещё и овраг посреди города.
- Ещё куда вас водили?
- А вон Грудинец к княжьим ближним прилепился, в ханскую баню ходил.
- А ну, Грудинец, рассказывай. Нешто с ханом парился? Уд обрезанный видал? Га-га-га!
- Куды там, парился! Ничего не скажешь, хорошая баня, хитро излажена. Под полом дымоходы проложены, оттого пол горячим делается. Так булгарин сказывал. Да с нашей-то не сравнить. Каменки нету! А без каменки откуда пару взяться? Что ж за баня без пару? Мыться и в лохани можно.
- Тю-ю! Хитро, хитро, а главного нету.
Медов выпили достаточно. Уже и не поймёшь, кто побывал в Булгаре, кто нет, всё перемешалось.
- И что за вера булгарская! Свинину есть нельзя! Вина не пить! Конина в походе сойдёт, кто ж дома-то конину станет грызть?
Другой добавлял:
- Как же после брани, после похода да без пира, без веселия? Что за пированье без медов да вина? Не-е, то не по-нашему.
Вспомнив о молитвах магометан, даже плеваться принялись.
- На колени падают, лбом в землю, а задом кверху. Это как же небу, солнцу зад казать! Тьфу, сра-амота!
Великий киевский князь, хотя и нахваливал хану и хоромины каменные, и баню, и даже ропату, разделял мнение своих сподвижников о чужом городе. Нет в Булгаре той лепоты, что в Киеве и Новгороде, где провёл раннюю молодость. И на Руси беднота живёт в тесных, курных избёнках. Да всё ж не сравнить те избёнки с булгарскими камышовыми мазанками и юртами. Зато и хан булгарский и боярство живут в каменных хороминах. А где на Руси такие увидишь? И всё же не стал бы он жить в Булгаре. Не глянулся русичам чужой город. Но после гощения у хана точил Владимира червячок зависти. И не только из-за каменных хором. Не велик город Булгар рядом с Киевом. А уж земли булгарские с Русью и сравнивать нечего. А вот же чеканят в Булгаре свои ногаты, по-ихнему дирхемы. Обо всём том беседовал с Добрыней.
Нет на Руси каменщиков. Свои каменотесцы только и умеют капи тесать, про которые бывалые люди говорят, что смотреть срам. Каменников на Руси вдосталь, да что с того, ежели мастеров нет. И велика, и могуча Русь, а кун своих не имеет. Давно пора свои чеканить. И на тех кунах, как на византийских серебряных милисариях или золотых солидах, на коих лики басилевсов тиснены, его, Владимира, лик делать.
Мысль о ромеях не давала Владимиру покоя. Хитрая Византия плетёт которы против Руси, его, великого киевского князя считает князьком, вроде торкских или печенежских ханов. Киевским князьям льстят, когда те приходят на византийские рубежи с великой ратью.
Сравняться с византийскими басилевсами было затаённой мечтой Владимира. Но знал, сколько не пыжься, равным себе басилевсы признают его, лишь видя перед собой могучую непобедимую Русь.
Обрадованные коням, полученной дани, торки умчались в свои степи. За ними, нагрузив лодии, отплыли и новгородцы. Владимир с киевской дружиной пировал ещё седмицу. Угощали булгары, хорошо угощали, грызть жилистую конину не приходилось. Свадьбу справили в Булгаре по магометанскому обычаю, по русскому обычаю наметили сыграть в Киеве. Булгарыня Владимиру понравилась: черноброва, черноглаза, с яркими чувственными губами, высокой налитой грудью, полными бёдрами, но не толста, стан гибкий, тонкий.
Русская дружина вернулась домой. Не голосили вдовицы, не плакали сироты. С Булгаром урядились миром. За то славили киевляне своего великого князя.
Радмила, жена боярина Брячислава, пеняла мужу:
- Путята да Позвизд, чуть не вдвое молодше тебя, а уж в ближних ходят. А ты брюхо своё растрясти боишься.
Брячислав и сам досадовал на себя. Поход мирным вышел, а он немощным сказался. Великий князь такое долго помнит, и не прощает.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ [97] |
МОЙ ДНЕВНИК [965] |
БЛОГ РЕДАКЦИИ [36] |
Арт-поэзия [452] |
Басни [49] |
Гражданская поэзия [3613] |
Детективы [100] |
Для детей [1858] |
Драматургия [77] |
Ироническая миниатюра [250] |
История [3] |
Критические статьи [67] |
Любовная лирика [7715] |
Любовный роман [220] |
Миниатюры [8] |
Мистика [635] |
Пейзажная лирика [3842] |
Приключения [141] |
Психология [32] |
Публицистика [70] |
Путевые заметки [56] |
Разные стихотворения [41] |
Рассказы [1946] |
Религия [110] |
Сказки [517] |
Сказы [1] |
Стихи к Новому году [301] |
Стихотворения в прозе [260] |
Ужасы [63] |
Фантастика [250] |
Философская лирика [8041] |
Фэнтези [297] |
Христианская лирика [742] |
Элегия [11] |
Эссе [46] |
Юмор [1321] |
Юмористическая проза [164] |
На правах рекламы [217] |