25 Июн 2014
Спасённый даман
Спасённый даман
Сказка

Далеко-далеко, высоко-высоко в горах, в той чужой и незнакомой стране солнышко встаёт раньше всех. Пробудившись, прихорошившись, оно принимается за привычную для себя работу: освещает, согревает своими горячими лучами землю, корни деревьев и норы всех живых существ. Ласкает каждый кустик, каждую веточку, каждый клочок земли и наливает силами каждое зёрнышко. Его ждут и любят звери, птицы, насекомые и весь растительный мир. С его помощью наши браться меньшие легко выполняют все главные функции, подаренные им при рождении умницей - природой.
Вот здесь на высокой скале рядом с лесной чащей поселилась семья даманов.
- Мой дорогой маленький читатель! Ты, наверное, не знаешь, кто такие даманы? Сейчас я расскажу тебе об этих удивительных живых существах. И ты полюбишь их.

Историческая справка

*Даманы – это небольшие зверьки, напоминающие по своему внешнему виду сурков. Живут они в горах, скалах, каменных россыпях. Селятся семьями от 5-6 до 50 зверьков. Если почва позволяет, роют глубокие, хорошо оборудованные норы. Или находят брошенные норы других землекопов и там живут, а также убежище в пещерах, или просто между камнями.
Они плохо переносят прохладную погоду, поэтому собираются всем семейством в одной норе для создания оптимальной для них температуры, а днём греют свои животики на солнышке. Даманы очаровательные и очень обаятельные зверьки. У них красивые глазёнки, как бусинки. Хоть туловище у них небольшое и коротенькие лапочки, они довольно упитанные и выглядят неуклюжими и грузными. Но на самом деле это им нисколько не мешает быстро-быстро бегать, прекрасно передвигаться, прыгать, скакать по горам и скалам. Глядя на них, никогда не поверишь, что им подвластны тяжёлые и дальние маршруты, а на самом деле они способны преодолевать любые расстояния. Даманы миролюбивые животные и частенько навещают населённые людьми жилые массивы, опять же в поисках вкусной и полезной пищи. Они очень любят растительную пищу: молодые побеги и листья, корни, корневища, клубни, луковицы, сочные плоды и даже кору деревьев любят, хотя никогда не упустят случая разнообразить свой рацион зазевавшимися насекомыми, а при нашествиях саранчи переходят в основном на нее. Как и многие жители жарких открытых ландшафтов, даманы едят в основном на рассвете и вечером, но могут вернуться к трапезе и при луне, главное для них, чтобы температура воздуха была достаточно высокой. Взрослые даманы очень осторожны и бдительны, поэтому выверяют каждый свой шаг.*

Вот такие красивые и миролюбивые животные в один прекрасный день поселились в маленьком городе, стоящем высоко-высоко в горах, окружённом роскошным сосновым лесом, где обителями являются дикие кабаны, шакалы, лисы, мангусты, змеи, скорпионы и многие другие животные и насекомые. Лес помимо древних сосен и елей вмещал в себя богатейшую и разнообразную растительность, а также кусты, кустарники. Даманов не смутило даже то обстоятельство, что по близости люди выстроили большой жилой массив. Они рядом с людьми чувствовали себя очень хорошо и комфортно. Люди облагораживали природу, насаждая красивейшими, пахучими и полезными растениями. Здесь росли фруктовые деревья и редчайшие породы кактусов, несколько подвидов лечебной софоры и, безусловно, дивные красивейшие цветники.
Теперь, после небольшого вступления, вернёмся к нашим героям.
Я познакомлю вас с одной семьёй даманов и расскажу захватывающую историю, которая произошла с их детёнышем.
Отец семейства - самый крупный даман из всей семьи: грузный, малоинициативный, вальяжный, очень серьёзный, и, безусловно, осмотрительный. Он мало занимался семьёй и её нуждами, больше самим собой. Папа-даман очень любил вылезать днём из норы, взбираться на вершину скалы, припадая всей грудью и животом к раскалённому камню, вот таким образом он нежился и принимал солнечные ванны. При этом передние его лапы вытягивались вперёд, а задние он подбирал под себя. Он так цепко захватывал своими пальцами скалу, что казалось, - он в неё врос. В этот момент его и, без того, большие глаза на крупной довольно упитанной мордочке, широко открывались и застывали в какой-то определённой точке, становясь просто неподвижными. Уши поднимались, как локаторы, по внутренней команде «смирно» и он подробно изучал обстановку, наблюдая за всем, что происходит в жилом доме напротив. Так он контролировал ситуацию. Время от времени он издавал довольно громкие гортанные звуки, которые походили на крики и очень напоминали кряканье уток-мам, когда они переводят своих малышей через реку. Только даман крякал на всю вселенную, чтобы его слышали все. Так он заявлял о своём присутствии и одновременно перекликался с другими взрослыми даманами. Он так старался, что у него на спине поднималась шерсть хохолком и стояла до тех пор, пока даман-папа не успокаивался.
А этим временем его же детёныши, улучив удобный момент потихоньку пробирались к дому и начинали там «хозяйничать», объедая в палисадниках и садах все самые вкусные молодые побеги, клубни, бутоны красивейших ещё не распустившихся цветов. Всё это происходило на рассвете, когда город мирно спал. А маленькие воришки, завершив первую часть трапезы, взлетали стремительно на деревья, перескакивая с ветки на ветку, объедая всё самое свежее, самое сочное и молодое. Надо было видеть, с каким аппетитом они поглощали деликатесы, выращенные людьми. Порой они позволяли себе наведываться во второй половине дня и приниматься за дело. И стоило им услышать, доносящийся из окна женский голос:
- Это кто здесь у нас хулиганит, а?
Они бросались вспять, и только пятки сверкали на лету.
Мама в противовес отцу семейства была хранительницей домашнего очага и не стремилась покидать нору и своих детёнышей. Лишь изредка она выходила с детьми погреться на солнышке и то, чтобы присматривать за малышами, их играми, забавами. Совсем недавно она освободилась от бремени, которое длилось семь с половиной месяцев. У неё родились забавные симпатяги - даманчики, кругленькие, как ёжики, только без иголок. Дети были очень привязаны к маме и не отходили от неё ни на шаг. Один детёныш сильно отличался от всех новорожденных. Он был подвижным, резвым, очень активным, с момента рождения. Рано начал бегать и живо интересовался всем происходящим во внешнем мире. Лесник, который наблюдал за лесными угодьями, частенько навещал даманов. Он и окрестил юного сорванца Кешей. А Кеша на удивление был ручным, не боялся людей, так лесник с Кешей подружились. Ему было интересно всё, что его окружало, он совал свой маленький носик в каждую щелочку безбоязненно, не думая о последствиях. Став немного старше, Кеша частенько убегал от мамы, взбирался на верхушки деревьев и оттуда наблюдал за полётом птиц. Можно предположить, что Кеша вдали о суеты, находясь в уединении, мечтал. Он и не догадывался о том, что есть птицы-хищники, которые не отказывают себе в такой вкусной добыче и охотно питаются даманами, более того, охотятся на них повсеместно.
И вот однажды, в один осенний сумрачный день в природе ощущалось какое-то напряжение. Невидимые силы на земле и в воздухе вели негласную войну, вызывая тревогу и неопределённость. И это состояние передалось небесам. Всё затихло в немом ожидании. Облака, ещё недавно просветлённые, ловкие, озорные, белых и голубоватых тонов безжизненно застыли, сменив окрас на бурый и насыщено чёрный. Нависла тяжёлая большая туча… Она как злобное страшное чудище необъятных размеров, зловеще протягивала свои лапы и застилала всё пространство. Этот знак не предвещал ничего хорошего. Все живые существа быстро попрятались в своих норах и убежищах. Только Кеша беззаботно резвился, играя со своими братьями и сёстрами. Мама позвала детей и приказала спрятаться в норе. В одно мгновение какая – то неведомая сила подхватила Кешу и он понёсся со всех ног подальше от норы. Мама в последний момент успела только крикнуть ему вслед:
- Не ходи, сынок, сейчас нельзя. Непогода. Не ходи. Прошу тебя. Это плохое предзнаменование. Я чувствую беду.
Но Кеша не слышал её, он летел, словно за ним гнались. По дороге ему повстречались: богомол, кузнец гигантских размеров, муравьи-труженики, бабочки, которые облюбовывали зелёную полянку, перелетая с цветка на цветок, большие чёрные жуки с высоким глянцевым горбом на спине, колоссальных размеров шмели, которые то и дело искали подходящее местечко, чтобы свить гнёздышко и отложить яйца, для продолжения рода. Ой, кого здесь только не было. Но Кеша не останавливался, он очень торопился. Что-то толкало его вперёд, к той удивительной по красоте софоре, ствол которой был самым мощным, самым крепким, а в период цветения, побеги благоухали и отличались неповторимым сладким пьянящим вкусом. Он обгладывал софору до голых ветвей.
Кеша, обогнув жилой массив, достиг чащи леса. Стремглав взлетел по стволу папоротникового дерева, затем по веткам перебрался на высоченную ель, взобрался на верхушку, поднял свою мордочку и стал смотреть в небо. Но вместо любимого солнышка увидел нависающие чёрные тучи. Это не обрадовало его. Он решил действовать дальше, перебравшись на софору. Теперь для него распахнулся весь обзор, и он увидел крошечных птичек-невеличек, с изумрудными переливающимися спинками, длинным хвостиком и крючковатым носом. Они перелетали с ветки на ветку то и дело опускали носики в чашу цветков папоротника, которые напоминали сиреневые колокольчики. Оттуда они добывали целебный нектар. Кеша застыл от неожиданности, загляделся на прелестных птичек, изучая весь процесс их трапезы.
И вдруг он услышал какие-то странные непонятные звуки над собой. Они напоминали хлопки. Он стал оглядываться по сторонам, но, к своему удивлению, ничего особенного не обнаружил. А хлопки звучали всё отчётливее и отчётливее, приближаясь к нему. Кеша поднял голову. От того, что он увидел, его охватил ужас, и он весь затрясся. В небе над ним кружили две огромные птицы, внешний вид которых производил ужасающее впечатление. Это были беркуты - хищники. Раньше Кеша их никогда не встречал. Он попытался сбежать с дерева вниз, но его тело не слушалось, оно окаменело, а ноги сковало. Кеша сжался комочком, поминутно поднимая голову, он смотрел в небо, в надежде, что страшные птицы не задержатся здесь. Но он заблуждался. Беркуты заметили добычу сразу. Ведь Кеша сидел на самой верхушке дерева и притягивал к себе внимание хищников. Беркуты решили обмануть Кешу и затеяли игру, чтобы усыпить его бдительность и отвлечь внимание. Они и не помышляли отказываться от вкусного обеда, цель была взята, теперь осталось настигнуть её. Один их беркутов начал в воздухе демонстрировать фигуры «высшего пилотажа». При этом, то удаляясь ввысь, то стрелой падая вниз. Он так задорно играл своим телом, веселился, отвлекая внимание и без того растерявшегося Кеши. А этим временем, второй беркут исполнял роль охотника, прицеливался, выжидая удобный момент для того, чтобы настичь жертву. Их затея удалась, второй беркут уловил мгновение, когда Кеша полностью расслабился и перевёл взгляд на «артиста» - беркута. Тогда второй беркут ринулся за своей добычей. Его глаза налились кровью, от напряжения они чуть ли не вываливались из орбит. Он на лету шипел в предвкушении лакомого кусочка. Бедняга - Кеша, услышав над собой гул и дикое шипение, перевёл взгляд и увидел совсем близко хищника: его огромные страшные сверкающие, колючие глаза, его раскрытую пасть. От сильного испуга он потерял сознание и свалился вниз. Беркут тут же устремился за ним, но в эту минуту раздался выстрел, и беркут, сложив крылья и поджав ноги, рухнул в ущелье. А Кеша приземлился на мягкую высокую плантацию розмарина, который принял его в свои объятия, как мать дитя родное, подставив пушистые и пахучие ветки.
- Что же произошло? – спросите вы.
- А вот что.
В тот самый момент, когда беркут ринулся за падающим Кешей, появился лесник, он обходил свои угодья и его привлек спектакль, который беркуты разыграли перед беззащитным Кешей. Он издали наблюдал за всем происходящим и успел вовремя обезвредить хищника.
Лесник обошёл все кусты, деревья в поисках Кеши и обнаружил его на ветках розмарина. Он взял его на руки, обнял и пошёл на выход из леса к скалам.
- Ничего, мой хороший. Всё плохое уже позади. Успокойся, пожалуйста. Сейчас я отнесу тебя к маме. И всё будет хорошо.
По дороге Кеша очнулся, узнав охотника, он даже не шелохнулся. Видимо потрясение, которое он перенёс не так давно, давало о себе знать. Ещё издали, на подходе к той высокой скале, внутри которой находилась нора семьи даманов, лесник увидел маму-дамана. Её поведение было красноречиво, оно говорило о том, что она очень волнуется. Заприметив лесника, она поднялась на задние лапы, вытянув своё тельце во весь рост, с нетерпением ожидая, когда лесник с Кешей приблизятся. Но, не выдержав, бросилась им навстречу. Лесник опустил Кешу на землю. А мама – даман, подбежав к своему детёнышу, стала его усиленно облизывать, проверяя каждый сантиметр на его тельце, при этом издавая страдальческие звуки. Трогательная до слёз сцена, развернулась на глазах лесника. Так мама-даман объясняла Кеше своё волнение, все пережитые ею чувства, в ожидании его. Кеша уткнулся маме в грудку и упивался маминой лаской. Немного успокоившись, они направились к норе.
С тех самых пор, Кеша стал бдительным, предусмотрительным и осторожным. И жизнь потекла своим чередом.
Сказки / 736 / Инна_Комарова / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2025. Художественная литература современных авторов