В тот год, когда русалочкам принцессам из королевской династии Ковальских близняшкам Ангелине и Розалине исполнилось двенадцать лет, император Василий Первый на своем лимузине поплыл на реку Волгу, чтобы повидать своих родственников. Там, где Кама впадает в Волгу, в Куйбышевском водохранилище находился особняк, в котором жила русалочья семья. Местные речные русалки встретили их вполне дружелюбно. Каждый вечер, спрятавшись подальше от людских глаз, русалята любили всплывать наверх и любоваться закатами и белоснежными красавцами теплоходами. На пристани было всегда полно народу. Речные круизы случались чуть ли не каждый день. А вот то, что произошло в тот год, ни русалочки, ни люди не забудут никогда.
Никто не мог представить, какой трагедией обернется обычный круиз по реке. В воскресение, 9 июля, когда ярко светило солнце, дул теплый легкий бриз и на лазурном небе не было ни облачка, люди столпились на палубе в ожидании теплохода. Какое же было их разочарование, когда они увидели дизель-электроход с креном на правый бок! Но никто не протестовал: видимо, так надо. Целыми семьями они входили в него и располагались по каютам. Но вот капитан Александр Дубровский дал прощальный гудок, и корабль двинулся в путь. Вряд ли кто из пассажиров мог представить, что это был билет в один конец..
Дети столпились на палубе. Они кричали, махали рукой тем, кто остался на пристани. По обыкновению, русалки, о которых люди не знают, тоже всплыли наверх, чтобы полюбоваться речным пейзажем. Они осмелились подплыть поближе, чтобы разглядеть людей. Отдыхающие собрались в ресторанах и барах. На судне было время обеда. Дети вставали у носа корабля, изображая сцены из Титаника и шутили про него. Но они не подозревали, что сцены из кино могут повториться в жизни.
После обеда резко изменилась погода. Началась гроза. В воду били молнии, скорость ветра достигала до 30 метров в секунду! Но пассажиры не чувствовали опасности. Около пятидесяти детей собрались в музыкальном салоне. Среди них была и девятилетняя Полина, которая поехала в этот круиз вместе с бабушкой. Она словно предчувствовала беду, и когда люди ехали в речной порт, вдруг спросила:А если мы будем тонуть, нас точно спасут?» Взрослые постарались успокоить девочку: «Ну что ты такое придумала? Конечно, спасут! Там в команде столько мужчин!»
В этот момент судно находилось в трех километрах от берега. Но капитан резко повернул вправо, так что крен составил около четырех градусов. Его усиливали боковой ветер и волны. Вода заливала палубы, попадала в нижние иллюминаторы, которые открыты потому, что в корабле не работали кондиционеры. Первыми забили тревогу девушки, которые находились не в каютах, когда теплоход начал тонуть. Побежали будить парней. В трюме было уже по колено.
Между второй и первой палубами дорогу к спасению преградили матросы. Не пускали к выходу, обещая выровнять судно. Но молодежь прорвалась. Только времени уже не осталось.
Альбина одной рукой зацепилась в лестничную перекладину, другой держала Айгуль. Когда «Булгария» завалилась набок, сестра упала в воду. Крик о помощи до сих пор не даёт покоя. Но что могла сделать девочка, которая, не умея плавать, секунду спустя сама полетела вниз и оказалась во власти мощного потока? Она убедила себя, что не спасется, и перестала сопротивляться. А выдыхая последний воздух, нашла выход на поверхность, где вода почти поглотила теплоход и нырял Руслан, выкрикивая имя Айгуль. Там Альбине повезло ещё раз. Беспомощную девушку вынесло прямиком к плоту. Она успела схватиться за окантовку, прежде чем вновь начала тонуть.
В этот момент раздавался крик капитана, который просил всех перейти на левый борт.Пассажиров по громкой связи предупреждают об опасности и просят надеть спасательные жилеты. Пассажир Николай рассказывал, что когда корабль начал накреняться, к нему и его жене прибежал ребенок и сказал, чтобы они надевали жилеты.
На борту началась паника. Люди кричали и плакали. Команда пыталась выровнять судно, но все было безуспешно. Корабль даже сигнал SOS не мог подать!Из музыкального салона все еще звучала музыка, но ее заглушали крики о помощи.
Воды уже по колено. У многих не выдерживали нервы. Лишь единицы сохраняли хладнокровие. Все в основном одевали спасательные жилеты и бегали по коридору, искав своих родственников.Казалось,больше всего людей на верхней палубе. До нее несколько лестничных пролетов. Преодолеть их и добраться до шлюпок пассажиры не успевали. Вода стремительно заполняла коридоры, теплоход полностью заваливался набок.
Минуты кажутся вечностью. У тех, кто находился в каюте, нет шанса выжить.Плоты раскрыты, но их только два.Шлюпки не успели спустить на воду. Всем места не хватало. Кто-то вплавь направлялся в сторону берега. Судно ушло под воду за 2 минуты, образовалась воронка, потом произошел хлопок - вышел воздух. То есть, все перегородки сломались и похоронили шансы на выживание.Музыка прекратилась. Теперь слышны только крики о помощи.
Десятки людей одновременно оказались за бортом.Длина Куйбышевского водохранилища во многих местах достигает более ста метров.Где ближайший берег? Сориентироваться в открытой воде неподготовленному человеку крайне сложно. Опять началась паника. Кто-то пытался спустить на воду шлюпки, кто-то лихорадочно искал спасжилеты. Команде и пассажирам терпящего бедствие судна удалось спустить на воду два плота, каждый из которых рассчитан на двадцать человек. Остальные выживали, кто как может.В холодной воде, цепляясь за круги и обломки палубы они провели несколько часов.
Гульнара одна из пассажиров тонущего судна. Она плохо помнит, что именно произошло.Женщина обязана жизнью своей дочери. Девушка каким-то чудом вытащила ее, когда мама была без сознания. Глядя на хрупкую студентку, трудно представить, что это она спасла несколько человек. Регина с детства занимается плаванием, и она оказалась одной из немногих, кто не поддался панике.Впрочем, многие пассажиры рассказывали и о тех, кто рискуя собственной жизнью, спасал других, совершенно незнакомых людей.
Поверив заманчивой рекламе, обещавшей комфортабельный отдых, многие отправились на теплоход целыми семьями. На борту было множество детей.В просторном празднично украшенном салоне играли не меньше 60 детей. Когда судно дало крен, и малыши начали падать на пол,вспоминают очевидцы, один из аниматоров попросил детей успокоиться и оставаться в зале, а сам пошел посмотреть, что происходит. Дети оказались взаперти. Десятилетняя дочь пассажирки Светланы погибла на ее глазах.Но и среди тех, кто успел прыгнуть в воду, спастись удалось далеко не всем. 84 человека ждали помощи на воде, и только 20 из них были в спасательных жилетах. Пассажиры рассказывали, как теплоход Волганефть и баржа проплыли мимо и не остановились, а пассажиры снимали тонущих людей на мобильные телефоны.Когда вдалеке показалось еще одно судно, многие уже потеряли надежду. К счастью, экипаж теплохода "Арабелла" заметил спасательные плоты. Речники довольно быстро сориентировались и подняли терпящих бедствие на палубу.
К месту трагедии стали подходить новые силы. Водолазы МЧС погрузились, чтобы обследовать затонувший теплоход.Спасатели думали, что на двадцатиметровой глубине остался хоть какой-то воздух. Надежда найти выживших таяла с каждым часом. Спасатели говорили, что они делают все возможное, чтобы найти людей. Тем не менее работы ни на минуту не прекращались.
Сколько пассажиров находилось на борту? Вопрос, на который до сих пор точно не может ответить никто.Ясно одно: из порта теплоход вышел перегруженным.
В порт Казани теплоход Арабелла, на котором находились выжившие, пришел с тридцатиминутной задержкой. Списков тех, кого удалось спасти, не было до самого последнего момента. Для родственников пассажиров затонувшего теплохода это были самые трудные минуты.Здесь в порту были и слезы счастья, но тех, кто так и не дождался своих близких, оказалось гораздо больше. Пассажир Сергей ждал из круиза жену с ребенком и близких друзей, а встретил только сына.
Люди, которые по-прежнему ничего не знали о судьбе своих родных, и не думали уходить с пристани.В ночь с воскресения на понедельник сотни человек провели в порту Казани в надежде получить хоть какую-то весточку. При появлении полицейских со списками в руках наступала мертвая тишина. Для одних эти листы стали приговором, другим подарили надежду.Судьба нескольких человек до сих пор неизвестна, но родственники уверены, что их сыновья, жены,дочери спаслись, просто не могут выйти на связь или ждут помощи на каком-нибудь острове или лодке. Рядом с теми, кто верил и ждал, постоянно находились психологи.Специалистам немало сил пришлось приложить, чтобы успокоить людей, когда кто-то в толпе заявил, что знает, где находятся их близкие.К несчастью, информация, которая многим подароила надежду, оказалась ложной.И специалисты начали готовить родственников пассажиров к тому, что они больше не увидят своих близких. Трагичных историй сотни, 10 июля 2011 г. забрала с собой гораздо больше, чем 122, живых душ. В дни памяти они собираются вместе, но каждый со своим горем.Маме Зухре и её дочери Эльвире, которой 24 сентября исполнилось бы 14 лет.
- Люди, столкнувшиеся с трагедией, говорят: «Привыкаешь с этим жить», но наша семья этого не чувствует, - рассказывает 23-летняя Миляуша Нотфуллина, племянница Зухры. – Когда умирает старенькая бабушка, как бы ни было больно, ты понимаешь, что её время пришло, жизненный путь закончился. С гибелью молодых, здоровых людей, а тем более детей, невозможно смириться.
Родные Зухры и Эльвиры сами позвонили в редакцию, когда узнали о нашей «Книге памяти», чтобы рассказать, какими были мама с дочкой, и о том, что память о них в семье жива. На встречу приехала Миляуша, которая называет тётю Зухру второй мамой, а для Эльвиры была обожаемой старшей сестрой и советчицей.
Зухра никогда не жаловалась на трудности Фото: АиФ-Казань / Из семейного архива.
- Я продолжаю слышать Эльвирин смех, - говорит девушка. – Из двоюродных братьев и сестёр она у нас была самой младшей, всеобщей любимицей.
…В небольшое путешествие на «Булгарии» Зухра Сабирова поехала вместе с коллегами – поварами одного из казанских санаториев. Погибла вся их смена. Там, на борту теплохода, 9 июля они вместе отпраздновали день рождения Зухры. Теперь две даты: день появления на свет и смерти – 10 июля, стоят в календаре рядом.
Кроме 11-летней дочки женщина хотела взять в поездку и старшего сына Альфиса, даже купила для него билет. Но у 16-летнего парня оказались другие планы. Зачем плыть два дня с мамиными подругами, если дома в деревне друзья и футбол! После трагедии семья посчитала его решительный отказ чудом.
Дорогие мелочи
Миляуша смотрит в сторону и вспоминает ушедших родных. Но в голову приходят не семейные истории, а дорогие сердцу мелочи. Тётя на кухне, задушевные разговоры, горы журналов с рецептами и запах пирогов. Будучи профессиональным поваром, Зухра всегда умела удивить родных, учила племянницу готовить, делилась маленькими хитростями. И сейчас, кажется, зазвонит мобильный, и родной голос скажет: «Жду тебя в деревне в выходные». Удалить из телефона их с Эльвирой номера до сих пор не поднимается рука.
- Тётя никогда не жаловалась, даже если приходилось трудно, - говорит Миляуша с восхищением. – Жила для других, а о себе думала в последнюю очередь.
Жизнь Зухры, и впрямь, не назовешь безоблачной. После гибели мужа в аварии она осталась с двумя детьми на руках. Растила сына с дочкой, старалась радовать их подарками, походами в цирк и на детские спектакли. Поддерживала свекровь, продолжавшую жить с ними, держала в порядке деревенский дом. На работу в Казань ездила на электричке, отказывала себе в отпусках. А когда однажды предложили лечь в больницу, только отмахнулась: «Какое лечение? Некогда!»
Эльвиру старшая сестра называет егозой, любопытной и подвижной. Девочка обожала танцы, не сидела на месте и минуты. Закидывала эсэмэсками.
- Я не успевала одно сообщение прочитать, приходило следующее: «Почему не пишешь?», - вспоминает Миляуша с доброй улыбкой. – А как она радовалась, когда узнала о поездке на теплоходе! Для неё это было целое приключение!
Cтранности
На «Булгарию» повара чуть не опоздали. Ехали в речпорт в ливень, отработав 12-часовую смену. Из-за отключения электричества в санатории едва успели приготовить ужин постояльцам.
В последний раз родные звонили Зухре за час до трагедии, чтобы узнать, во сколько встречать их с дочкой в порту.
- Сказала, плывут обратно, - вспоминает Миляуша. – Я удивилась, когда она заговорила о поездке. Мол, неудачно получилось, теплоход странный. Раз уж моя терпеливая тётя пожаловалась, значит, было совсем плохо! Но потом она, верная себе, добавила: «Ладно, нам пойдёт, не так часто куда-то ездим».
А дальше трубку передали Эльвире, которая привычно стала тараторить, как она подружилась с другими девочками. С ними же вскоре она ушла играть в музыкальный салон.
…События последующих часов и дней врезались в память Миляуши в деталях. Звонок родственницы, услышавшей о затонувшем теплоходе в новостях, имя Альфиса, ошибочно оказавшееся в списке пропавших без вести. Масштаба трагедии сначала не поняли. По-настоящему стало страшно, когда с «Арабеллы» начали спускаться спасённые пассажиры, и выжившие мужчины плакали навзрыд.
О горьком ожидании Миляуша говорит очень подробно. Вспоминает, как группами привозили погибших, а родственников приглашали опознавать их по фотографиям.
- Стоишь в очереди, ждёшь, и вдруг впереди раздаётся громкий плач. Остальные люди молча расходятся – ждать дальше. Сначала мы радовались, что привозили не наших. Не верили, что тёти с Эльвирой нет. А когда пришло осознание, молились, чтобы их нашли, и мы могли проститься. Только бабушке говорили, что есть шанс. Но она сама всё поняла после вещего сна. Увидела, как тётя Зухра ушла в воду за какой-то потерянной вещью.
Горе в стихах
Спустя два года Миляуша продолжает ездить в деревню. В гости к Альфису и его бабушке. Взять осиротевшего паренька, простившегося с детством за считанные часы, хотели казанские родственники. Но внук и бабушка решили не расставаться.
- Очень переживали за него, - говорит девушка. – До сорока дней я жила в деревне, видела, как брат становился серьезным и тихим. Но мы стали ближе друг другу. Альфис учится в техникуме, а мы все вместе стараемся ему помогать, хотим, чтобы был достойным человеком, как и его мама.
В деревенском доме, где раньше жизнь била ключом, стало тихо. Особенно пусто в кухне – царстве Зухры. Но в каждом уголке живут воспоминания.
- Тётя с сестрёнкой постоянно в наших разговорах, - рассказывает Миляуша. – Звучит песня по радио, и кто-то говорит: «Её любила Зухра». Слышу другую мелодию, перед глазами стоит танцующая Эльвира. Только трудно бывает видеть девочек её возраста. Понимаешь, что и у нас могла быть такая же повзрослевшая сестрёнка.
А двоюродный брат погибшей девочки Ильнар сочинил стихотворение на татарском языке – в память о тех, кто не вернулся из страшного круиза. Молодой человек пишет о похороненных надеждах и задаётся вопросом, почему высшие силы допустили гибель детей, едва начавших жить: «Вспоминаются близкие, которые ещё недавно были с нами, - говорится в незамысловатых строках. - Скучаем. На глаза наворачиваются слёзы…»