ИЗРАИЛЬ
На экскурсию в Израиль мы выехали автобусом из Шарм-эль-Шейха в двадцатых числах апреля 2013 года в восемь часов вечера. Около полуночи автобус проехал город Таба и остановился в сотне метров от входа в таможню.
Шарм-эль-Шейх. Раннее утро
Египетскую часть таможни прошли быстро и почти без досмотра. На израильской стороне нас встретил лабиринт хромированных ограждений, через который можно пройти только по одному. Когда сорок человек нашей группы распределились змейкой равномерно по периметру лабиринта, над двумя из пяти установленных турникетных проходов включились зелёные лампочки, и началось медленное, с длительными остановками движение. На весь переход, включая досмотр вещей, ушло больше двух часов.
Струйка туристов медленно вытекала из дверей таможни и собиралась возле большого белого автобуса, который ждал нас на территории Израиля. Убедившись, что группа в полном составе, человек, сидевший рядом с водителем, объявил, что он наш экскурсовод, русский знает, так как школу окончил еще в советской Одессе. Потом вместе с родителями уехал на прародину предков, но язык детства не забыл.
- Моё имя Давид. У нас в любое время года много туристов, поэтому, когда выйдем из автобуса, старайтесь от меня далеко не отходить, чтобы не потеряться. В пути торопиться не будем, чтобы в Вифлием, с которого и начнётся экскурсия, прибыть к девяти утра, когда откроется доступ ко всем достопримечательностям. А сейчас, оставив слева невидимый в темноте курортный город Эйлат, пересечём пустыню Негев, минуем Мёртвое море, которое на 403 метра ниже уровня мирового океана, и направимся в сторону Иерусалима. Пока за окнами автобуса темно, микрофон выключу, а вы постарайтесь уснуть.
Разбудили меня солнце, заглянувшее в автобус, и голос Давида. Мы ехали вдоль высокой бетонной стены, разделяющей Израиль и Палестинскую автономию. В том месте, где стена почти под прямым углом к дороге стала подниматься по пологому горному склону, снизив скорость, но без остановки миновали контрольно-пропускной пункт и оказались за забором на территории Палестины.
Вскоре въехали в город Вифлеем, который находится в десяти километрах южнее Иерусалима, основан за 1600 лет до н.э. и название которого с иврита переводится как «Дом хлеба».
На Ясельной площади города в 326 году над пещерой Рождества был воздвигнут Храм Рождества Христова, больше похожий на крепость. Вход в храм имеет низкий свод. Его называют «врата смирения», проходя которые, каждый должен склонить голову. Рядом со спуском в пещеру Рождества находится чудотворная икона Божией Матери. На ней Дева Мария улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса. Считается, что это единственная икона с улыбающейся Божией Матерью, а также, что написал её св. Лука. В Гроте Рождества на месте рождения Иисуса Христа установлена большая серебряная Вифлеемская звезда.
Иконостас храма Рождества Христова
Осмотрев храм, мы прошли мимо находящей по соседству церкви св. Екатерины, где ежегодно проходит Рождественская месса, транслируемая по всему миру, и направились в кафе, чтобы позавтракать, а заодно и пообедать, поскольку в Израиле это обошлось бы гораздо дороже.
Пройдя тщательный досмотр на том же, что при въезде, пропускном пункте, наш автобус возвратился на израильскую территорию и остановился в Иерусалиме невдалеке от храма Гроба Господня (Воскресения Христова), установленного там, где был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.
Иерусалим
Храм состоит из нескольких зданий, соединённых между собой. В состав храма включены гора Голгофа и пещера Гроба господня.
Вход в храм Гроба Господня
Точно в назначенное время нашей группе разрешили вместе с потоком посетителей войти в собор. И мы медленно, в тишине, нарушаемой только шарканьем ног пёстрой непрерывной человеческой ленты, начали осмотр.
Пройдя первые приделы храма, мы оказались в ротонде главного здания, в центре которой находится часовня, установленная над пещерой – Гробом господним. Из вершины купола, покрывающего ротонду, ежегодно в день воскресения Иисуса Христа на верующих снисходит Благодатный огонь.
В зале, примыкающем к ротонде, стоит камень миропомазания, на котором тело Христа перед погребением было помазано смирной и алоэ. Около святого камня можно остановиться и прикоснуться к его прохладной поверхности рукой или губами, думая о вечных ценностях и бренности своего существования. Ну, или каждый о чем-то своём.
Одна из стен зала украшена огромным мозаичным панно из почти миллиона кусочков разноцветной смальты. На нём изображены последние прижизненные страдания Христа.
Посетили и Стену плача. Израильтяне называют её Западной стеной, а название «Стена плача» ей дали в шестнадцатом веке арабы, видя постоянно плакавших возле неё евреев. Здесь на вершине Храмовой горы когда-то стоял храм. Древние римляне во время Первой иудейской войны полностью разрушили Иерусалим, перебили тысячи жителей, а храм сравняли с землёй. Осталась только западная опорная стена, когда-то поддерживавшая земляную насыпь, сооруженную для увеличения площади горы под храмом. Возле неё израильтяне молятся, оплакивая печальное прошлое и свои грехи. В щели между известняковыми плитами стены они вставляют записочки с молитвенными просьбами о прощении грехов и об исполнении самых разных желаний. Записки не пропадают. Один раз в год их собирают и переносят в специальное захоронение святых текстов на Масленичной горе.
После краткой прогулки по городу наша группа вновь собралась у автобуса, и мы отправились в обратный путь. Ехали мимо небольших поселений, мимо победивших пустыню оливковых, финиковых и апельсиновых рукотворных рощ с подведёнными к ним оросительными системами и увлечённо слушали Давида, рассказывавшего обо всём увиденном в пути.
Рядом с Мёртвым морем остановились на плановую стоянку. Разрешили купаться. Те, кто не догадался взять с собой пляжные тапки, в их числе оказался и я, очень пожалели об этом, когда, превозмогая боль от острых наростов соли на дне, пытались добраться до более или менее глубокого места. Мёртвое море так насыщено солью, что погрузиться в него невозможно. И мы лежали на поверхности воды, широко раскинув руки и вдыхая просоленный воздух. Когда пришло время возвращаться, сверкая кристалликами соли, рассыпанными по всему телу, невольно вскрикивая от боли при каждом шаге, выбрались на берег, приняли душ и поехали дальше.
На границе с Египтом мы вышли из израильского автобуса, поблагодарили Давида за интересную экскурсию, быстро прошли через обе таможни, пересели на ожидавший нас египетский автобус и еще через четыре часа пути усталые, но довольные тем, что побывали в самых святых местах мира, поднялись в свой номер.