21 Янв 2017
"Я с ветром отправляю свой корабль..."
Феномен поэтического слова Вебер выражается в своём, утончённом видении и понимании жизни, ощущении жизненных процессов, движений сердца и души. «Я знаю больше чем дано тебе, я вижу мир другим…», – приоткрывает свой секрет автор в одноименном стихотворении. Знакомясь с поэтическим творчеством поэтессы, ловлю себя на том, что наслаждаюсь глубиной строк, фраз, её смелостью и талантом. Она умеет выделить суть происходящего, «осознать и разглядеть простое» и передать это «простое» в слове.
Каждое стихотворение имеет свою мелодику, свою тональность. Минорные нотки, звучащие в стихе позволяют читателю побыть в состоянии одинокой грусти, светлой печали. Мажорные нотки и экспрессия в ритмах таких стихотворений, как «Танец», «Фламенко! Жаркие гитары…», «Ах, этот джаз» точно передают импровизационный шарм и обаяние каждого вида искусства, дарят читателю радость и движение жизни. Незамутненное, простое и чистое око души Саши Вебер чувствует красоту окружающего мира, природы и запечатлевает эти мгновения прекрасного в великолепных образах, которые надолго оставляют неповторимый след в душе читателя. Вот незабываемые строки из стихотворения «Севан»:
Севан горит, как голубой топаз,
В оправе горной, не скрывая свет
Задумчивых, озерных синих глаз.
Новые вдохновляющие состояния для творческого человека необходимы, как воздух, поэтому Саша любит путешествовать и по родному краю, и далеко за его пределами. Географию путешествий можно проследить по названиям стихотворений: «Воспоминания о Фиоленте», «Остров Кижи», «Агарцин», «Армения», «Яшмовый пляж» и другие. По признанию самой поэтессы, путешествия для неё это: «Стихи и природа. Созерцание. Новые страны, моря и океаны, города, – и далее, восторженно уточняет: – Как они важны для моих настроений! Ярчайшие впечатления, расширение кругозора, восторг. Четкая фотография в стихах, фотография в фокусе, напечатанная словами. Это стихи, переписанные с картины увиденного мною нового мира. Я очень люблю эти состояния, состояния радости и восторга от новизны впечатлений». Из своих путешествий Саша привозит для читателей стихи-подарки с частичкой неповторимости тех мест, где она побывала. Так, в стихотворении «Кивач» красота властного и безудержного «седовласого царя карельских сказок» водопада Кивач предстает во всей силе и мощи, раскрывая перед нами тайны, хранящиеся в гармонии камня и воды. Вобрав в себя всю красоту строк из стихотворения «На корабле в Индийском океане» ещё долго находишься под волшебным впечатлением от преображения корабля, плывущего по Индийскому океану в океан космический. В этот момент читательское сердце, благодаря эмоционально-образному языку автора, вмиг переносится на это судно и переживает нереальную реальность всего фантастического путешествия:
Внезапный ветер сдувает вечер прочь.
С последним облаком исчезло небо,
По млечному пути медлительно, лениво
К волне спускается царица-ночь.
Вода зеркалит звезды, вселенная везде,
Корабль плывет в космическом пространстве.
Несмотря на то, что поэтесса делает первые шаги по пути поэзии, шаги эти достаточно уверенные, позволяющие оценить богатство её внутреннего творческого потенциала. Стихам Саши Вебер присуще не по годам сильное духовное начало – «к глаголам правильным устремлена душа». Отсюда и глубина образов, от которых, порой, дух захватывает, вот один из них: «Я лицом к облакам легла, пуповиной земле служить» в стихотворении «Ты женой меня не зови…». Зрелость поэтического слова делает творчество молодой поэтессы особенным, запоминающимся, притягивающим читателей разной возрастной категории.
А как слагаются стихи? Вы задавались этим вопросом? В стихотворении «На завтрак, вместо молока…» автор приоткрывает одну из тайн рождения стихов:
В сиянии солнечной дали,
В небесном зареве горения,
Переполняло вдохновение,
Рождались новые стихи.
Тайна рождения стихов интересует многих, но открывается, на мой взгляд, она только избранным, достойным её тяжелого венца. И всё-таки так хочется прикоснуться к этой тайне. «Стихи для меня – это чувства. Чувствовать красоту. Испытывать её и переживать. Быть. Быть в любви и нелюбви, в возбуждении и покое, в радости и печали, – поведала поэтесса о процессе стихосложения: – Стихотворение всегда рождается от переживания или яркого впечатления. И уже в первой строке закладывается весь его смысл. Вся эмоция. Как художник или фотограф вбирает всю картину происходящего одним взглядом, так я обозначаю эту картину чувств в один миг. Этот миг я ощущаю кожей. И ощущение это заставляет меня остановиться и удержать время. Написать о нём».
Издавна поэзия является особым средством выражения своих мыслей, чувств и переживаний через слово. Тому, как автор излагает чувства своей души невозможно научиться, с этим нужно родиться. С древних времен замечено, что каждое слово имеет свою вибрацию, и даже мысль еще не выраженная в слове уже вибрирует в пространстве и способна вызывать резонанс в других людях. Талантливое поэтическое слово Саши Вебер, имеющее сильнейшие вибрации красоты, способно достигать сердца других людей, порождать множество мыслей и ассоциаций.
Практически каждое стихотворение Саши – это отдельная неповторимая история со своим сюжетом, главной мыслью, которая звучит и развивается в авторском слове на протяжении всего произведения. Мастерство композиционного построения позволяет отчетливо увидеть структуру произведения, взаимную соотнесённость всех его компонентов, объединенных в единое целое: захватывающее начало, раскрытие темы в середине выразительно-художественными средствами и мощное завершение всего стихотворения делает его цельным, законченным. Художественная образность первых строк из работы «Лета непогода» мгновенно завладевает вниманием и интересом читателя: «Ливни, ветра – лето, словно не в образе, слышен простуженный крик глухаря…», – так начинается стихотворение о лете в Карелии. Захватывающее начало, новые, свежие сравнения и эпитеты, от неизбитости и точности которых «мурашки бегут по телу», придают неизгладимое очарование всей работе. Благодаря великолепным авторским находкам: «лето не в образе», т.е. «ливни и ветра» не дают возможности лету «вжиться» в свою привычную роль теплого и солнечного; «простуженный крик глухаря» не только усиливают ощущение холодного лета, а еще и порождают в душе ряд ассоциаций: постоянный холодный дождь, намокшая от дождя птица, одиноко сидящая на ветке, ей некуда деться от дождя, и в итоге – она простудилась, оттого и голос стал сиплый, простуженный. Главную мысль холодного лета продолжают в середине стихотворения и такие, не менее сильные по выразительности, строки: «Лето на севере лишь в очертаниях, сочно-зелёные в нём холода…» или вот другая – «В небе свинцовом редкие лучики – ягоде алой прививка тепла…». Завершающая строфа, звучащая мощным заключительным аккордом, передает своеобразную прелесть скупого на тепло и ласку короткого лета в Карелии:
Радость печалится в роскоши зелени,
В запахах трав, в ароматах цветов.
Словно, случайное, лето в Карелии,
Вылилось дождиком пасмурных слов.
И опять сердце погружается в красоту созданных автором образов, не переставая восхищаться поэзией авторского слова, плавностью мелодии стиха, переживая при этом одновременно и радость, и грусть, оживших в душе картин. Пользуясь контрастными словосочетаниями, такими как «сочно-зелёные холода», «радость печалится в роскоши зелени», «случайное лето в Карелии вылилось дождиком пасмурных слов» автору удаётся наиболее полно донести до читателя особенности лета в Карелии и уникальность природы этого края.
Искусство образного выражения заложено в самом понятии поэзия. Завораживающие поэтические образы в каждом стихотворении, созданные Вебер, подчеркивают и формируют цельность всего произведения. Одухотворение сил природы авторским словом, способствует сближению человека с природой, высвечивает взаимосвязи единения в общей картине мироздания, сотворенной Богом. Высокохудожественные образы трогают душу, восхищают и открывают сердце красоте. На мгновенье представьте себе, как «на плечи оранжевый шарф накинут, заката покров», «небосвод упал на плечи уставшего от солнца дня», «рассвет, не восторжествовав, звон колокольный ожидает», «закат припудрил рыжей краской деревьев головной убор», «ветер снимет рыжее манто, сбросит золотистую вуаль», «грустный свет на лавочки-сиротки опрокинул жемчуг фонаря» и многие-многие другие. Душа восторгается красотой и образностью обычных предметов и явлений природы, которые Вебер органично вплетает в ткань каждого стихотворения. У поэта Травнiка есть такое выражение: «Поэзия – это сотканная речь». Саша Вебер от природы владеет тайной стихосложения, умело вплетая и соединяя разрозненные нити слов и строк в самобытные стихотворные полотна, каждое со своим неповторимым рисунком. Отсюда и уникальность образов, созданных поэтическим словом Саши, подтверждающая непреложность истины: без глубины собственной души поэта – настоящая поэзия невозможна.
Ярко выраженная харизматичность личности автора проявляется в каждом произведении, особенно это касается стихотворений, посвященных любви – и земной, и небесной. Любовь – это основная тема, звучащая на страницах её книги. Тема любви в поэзии – это вечная тема. Во все времена, влюблённые разных эпох, охваченные этим воистину окрыляющим и воодушевляющим чувством, именно в поэзии находили выход своим переполняющим душу состояниям. В лирических стихах Саши отражаются различные душевные переживания, как то – восторг любви и разочарования, радость встречи и горечь расставания, мучительное ожидание и ревность. Эти полярные чувства знакомы многим читателям, и каждый может найти в стихах поэтессы отзвуки собственных волнений, сомнений и надежд. Названия, состоящие из первой строчки, говорят сами за себя, и в большинстве своём эта первая «строка-мысль», в которой заложен весь смысл стихотворения, есть то главное, чем оно наполнено и на чём построен его сюжет и его развитие. Вся палитра чувств и переживаний, свойственная любви земной отражена в таких работах, как «Любовь моя не угасает…», «Я не знала слаще поцелуя…», «Я не помню, как всё начиналось…», «Что мне просить твоей любви, любить уставшей в одиночку…» и других. Эти произведения исполнены глубиной переживаний души и зрелостью выражения этих состояний автором. Средство, которым пользуется Саша в отображении человеческой любви в своих стихах, символично выражено одной строкой: «Мои строчки диктуют чувства, Дух мой спит, не его черёд».
Философская нотка, звучащая в отдельных работах любовной лирики, придает им не только неповторимый флёр глубины и очарования, но и раскрывает для читателя совершенно иной, высший – духовный уровень любви – любви безусловной, пронизывающей собой всё мироздание, способной сделать человека счастливым. В такой любви нет места эгоизму, она принимает другого человека, таким, какой он есть на самом деле со всеми его достоинствами и недостатками. В стихотворении «На завтрак, вместо молока…» обращают на себя внимание строки-откровения поэтессы:
…Вглубь проникая, в безупречность
Зари, мне открывалась вечность
И безусловная любовь…
Обращение к понятиям вечности, тишины, безусловной любви настраивает читателя на более высокий уровень восприятия тончайших вибраций души человеческой и способствует соединению духа человека с Духом Творца. Безусловная любовь доступна немногим, но стремиться к ней необходимо. Первые строки из небольшого стихотворения «Не напророчила себе…» врезаются в душу откровенностью осознания поэтессой своего жизненного пути:
Не напророчила себе,
Но с детства ведала и знала:
Свой ключик золотой к судьбе
Я не в земной любви искала.
В стихотворении «Путь» Саша Вебер расширяет и углубляет тему безусловной любви, одним из главных уроков которой является научиться человеку любви и милосердию. Как научиться отдавать частицу самих себя, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами – жертвовать всем, кто в этом нуждается, поэтесса открывает в следующих строках:
В своем сердце зажги огонь,
С теплым ветром его неси.
Оставляя повсюду свет,
Ты взамен ничего не жди,
И поймешь через много лет:
Отдавал – значит, ты любил…
Уроки эти трудны в усвоении, «может быть ещё сто начал,
возвращений, пристанищ сток», но каждому, кто решится идти по этому пути совершенствования и научится отдавать свет своей души, всего себя без остатка в служении ближнему, откроется в помощь Божия благодать и наградой будет обретение в своем сердце настоящей Любви – Божественной:
И божественным даром
Воплотится в тебе,
Вся любовь неземная,
Что прошла по земле.
Эта строфа из стихотворения «Восхождение» продолжает поэтическое размышление Саши Вебер на тему возрастания личности человека, избравшего духовный путь жизни, чтобы узреть в себе «восхождения свет». Произведение захватывает узнаваемостью тех изменений, которые претерпевает каждый человек, решившийся идти по этому пути развития в своей жизни. Умение передать точным и ёмким словом всю сложность метаморфоз, происходящих с личностью человека, в сочетании с простотой изложения, подчеркивает силу и незаурядность поэтического таланта Саши.
Обращает на себя внимание стихотворение «Любовь есть суть и истина святая…», где автор раскрывает тему Любви Божественной. Бог есть Любовь – это главная вероучительная истина в православии. Найти Любовь в этой жизни, равносильно обретению Бога в этой жизни. Для человека этот поиск должен стать истинным смыслом всего его существования. Благодатная сила любви способна защитить от треволнений жизни и сделать человека сильным, счастливым и неуязвимым:
…Любовь. В любви – судьбы неуязвимость.
Любовь – души священный оберег.
Любовь – ярчайшая невыразимость.
Мой вечный зов – Любовь. Ей мой обет!
В этом четверостишии поэтесса, по сути, делает свой жизненный выбор – жить по закону Любви. Глубина, сила и мощь стиха ошеломляют, будоража и восхищая мысль – откуда в этой молодой женщине столько мудрости и опыта души зрелого человека? И слышу ответ: «Дар Божий. Благословение небес».
В поэзии Саши Вебер неоднократно встречается слово тишина. Понятием тишины автор обозначает своё особое состояние души, в которое, ощущая «неосознанную близость тишины с безмолвием души», ей необходимо время от времени погружаться: «Тишина мне необходима не для того, чтобы писать, а для того, чтобы вбирать. В тишине я нуждаюсь, это – особенная потребность. Заметила, что мое состояние пустоты перекликается с желанием тишины. В тишине я редко пишу стихи. Но она дает всё, для рождения этих стихов позже. Как пустой сосуд, наполняюсь ею до краёв, и потом, через время, появляются строки. Тишина очищает от всего наносного и суетного. Оставляет мне меня настоящую. В ней я вызреваю до стройности камертона, улавливающего всю чистоту происходящего, и пишу, позднее, как можно тоньше и точнее, передавая чувства или картину настоящего». Продолжение размышлений о тишине отражается в такой строке: «В тишине рождаются эпохи и творятся новые миры…».
В стихотворениях «Моей земле», «Руси» Саша выражает глубочайшую любовь и преданность к своей Родине – России. Неподражаемые художественные образы и эпитеты, такие как «Колокольная Земля Русская! Моя звонница, моя званница. Мать и крестная, ты – союзница…», «Свет очей – голубень славянская, Васильковая синь везде…», «Ты ладонями исповедуешь Силу духа Святой земли…» производят мощное воздействие своей торжественностью и силой, закладывая в душу читателя патриотические чувства и семена беспредельной любви к России.
Настоящей жемчужиной в представленном собрании стихотворений является «Скрипичный гений». Точность передачи виртуозной игры скрипача в поэтическом слове – восхищает. Стихотворение буквально пропитано музыкальными терминами, органично вплетёнными в ткань стиха, что позволяет поэтессе в мельчайших подробностях передать гениально-возвышенное состояние самого скрипача во время исполнения:
Он перекрещивает взмахами смычка
Ту музыку, что сердце произносит:
Секунды плач он достает со дна,
А света у чистейшей квинты просит.
Вся строфа буквально соткана из бесподобных авторских находок – художественных, выразительных образов! В заключение этого произведения звучит тема преображения пространства потоком музыки и любви, размывающего все границы материального мира, открывая и для слушателей, и для самого скрипача созерцание Божественной выси:
Как гениально он выводит мысль,
Смычок, взбешенный струны обнажает.
Любовь и музыка! Божественную высь
Он в просветлённом зале созерцает!
Поэзия Саши Вебер – это настоящее открытие и приобретение для её любителей и ценителей. Символичным является то, что 2015 год объявлен в России Годом Литературы, и именно в этот год на поэтическом небосводе Вселенной взошла и засияла новая звезда по имени Саша Вебер. Выход первой книги стихотворений в свет – это знаменательный жизненный рубеж, радость и большая ответственность для каждого поэта. Талантливое владение словом, эмоциональная насыщенность и глубина выражения мысли поэтессы в стихотворениях имеет свой ярко выраженный авторский стиль и является главным и необходимым условием для успешного плавания по бескрайнему океану Поэзии. С таким багажом Саша сможет уверенно провести свой литературный корабль через неизбежные штормы и качку, опасные отмели и рифы, благополучно преодолевая любые препятствия и испытания. Бесценный опыт, приобретённый в этом жизненном путешествии, открывает перед поэтессой беспредельную перспективу совершенствования её мастерства. «Отправляя с ветром» корабль Саши Вебер «под парусником из цветов рассвета» пожелаем ему попутного ветра и счастливого плавания!
Ирина Михайловна Соловьёва
психолог, публицист
18 августа, 2015
Канун Преображения
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,