04 Фев 2017
В гостях у троллейбуса
Я с детства любил троллейбусы. Мой отец, глубокоуважаемый мой батенька, прививал мне любовь к этому чудному транспорту чуть ли не с пеленок. Мамаша же моя предпочитала удобства и комфорт – она не переносила эту вечную давку и трясучку, и ездила на чем-то фильдеперсовом, а то и вообще не ездила. Мы никогда с ней не ладили.
Жили мы небогато, но у нас было всё необходимое – жаловаться не приходилось. С годами я всё больше убеждаюсь в том, что человеку, по сути дела-то, в этой жизни нужно совсем немного: крыша над головой, поесть да полюбить. К чему вся эта роскошь, излишества? С собой на тот свет ещё никто свои богатства не захватил. Ха, богатства! Какое дивное и неоднозначное словцо! Что такое – человек богатый? Тот, кто мешок с золотом имеет, или душу чистую? Уж рассудите как-нибудь сами.
Итак, троллейбусы. Что для вас кроется в этом простом, незамысловатом явлении? Средство передвижения, дескать, для пенсионеров, школьников и прочих бедняков. Ну да! Вы видели современных школьников? Ох и балуют же их родители! Куда им те троллейбусы… Разъезжая в оных, человекам часто не остаётся ничего иного, кроме как толкаться и материться – народ в троллейбусах по обыкновению хмур и угрюмоват. А чего, спрашивается? Вот недавно запустили по городу с десятка два новых троллейбусов – новёхоньких, чешских. Знаете, я не люблю новомодщину, и транспорт жалую в основном ретро, но эти новые троллейбусы – они же просто прелесть! Выглядят со вкусом, внутри – ничего лишнего, исправны. Что ещё надо? Прекрасные махины! А люди в них всякие ездиют. Давайте же посмотрим на них!
Первыми в глаза не могут не броситься две бабёнки, расположившиеся неподалеку от водителя. Кто такие бабёнки? Как правило, это женщины, преодолевшие рубеж бальзаковского возраста, уже изрядно увядшие, но ещё не старые. Короче, лет эдак около пятидесяти. Сидят, значится. О чём-то толкуют. На головах – береты, до жути забавные, их совершенно не красившие. Волосы короткие, крашеные – седины не видно. Не разглядеть, собственно, и сами волосы, окромя чёлочек, что намерено выставлены напоказ всякому глазу. Почему женщины их и более старшего возраста носят короткие волосы? Ну, серьёзно! Почти все – поголовно. Цвет естественный, стало быть, утерян, а седина им, видите ли, не к лицу. Что остаётся? Красить, красить, красить! А страна у нас бедная – краска денег стоит, да не малых! Так вот они и стригутся коротко – экономят! Жилка-то, жилка-то какова! Ну а до мужей своих им дела нет – нравится тебе или не нравится, хоть убейся! Я буду стричься коротко, краситься, носить берет и выставлять чубчик! Какие смешные! Не волнует нас то, о чём они беседуют – я только хотел обратить ваше внимание на их головы.
Так, идём дальше-с. Мужик. Такой себе дядька пенсионного возраста, в воду опущенный – едет стоя. На нём ветховатая куртка и фуражка с козырьком. Греет лысину? На улице зима, мороз, на минуточку, а у него фуражка с козырьком! Уши открыты ведь – вот в чём дело! Ну и где, спрашивается, мозги припрятаны? На кой чёрт ему убор головной, коль уши мёрзнут? Во чудак! А кроме этого можно понять, что живётся ему не сладко – это легко читается на его грустном, обрюзглом лице. Да-да, мужичок жизнью потаскан с лишком – смею заметить, что он довольно красив, но глаза его полны печали. Такие глаза обычно принадлежат вдовцам или неудачно женатым – как догадаться, кто есть он? Кольца на пальце не видать, но это ещё ничего не значит. Вообще, насколько мне известно, обручальные кольца, по поверью, символизируют вечную любовь супругов – мужчины и женщины, добровольно связавших свой союз брачными узами. Не лишним будет отметить, что пары нынешние, супружеские, то есть, пары, частенько пренебрегают своими «символами» и спустя какое-то время – иногда ближе к пенсии, а порой и вовсе спустя несколько лет совместной жизни, снимают свои кольца и расхаживают без них. Отчего же так получается? То ли пальцы жиреют, то ли чувства остывают, аль житуха собачья и совсем не до колец становится. Жалко его. Сразу видно – на заводе трудится. Вы когда-нибудь задумывались о том, как выделяются из толпы трудяги? Во-во – и я о том же. Этот парень – один из них.
А вот картинка более весёлая: молодая мама с дитём на руках. Это девочка, годков четырёх от роду – белокурая, с голубыми глазами. Чудо! Я вижу, как она пожевывает булку с кунжутом – если принюхаться, то можно уловить приятный сдобный аромат, подобный тому, что так благоухает в пекарнях. Булочка-то свежая! Я уверен в этом – они уселись вблизи от меня. Девочка так увлечена трапезой, что даже не задаёт своей матери никаких вопросов – это необычно для ребёнка её возраста. Мама тоже молчит, не издаёт ни звука – она заметно уставшая, почти выдохнувшаяся, ещё поди уснёт прямо в этом троллейбусе! Надеюсь, у этой малышки есть отец. Как ужасно, что мне доводится задумываться об этом – почему вообще на свете существует такое мерзкое явление, как безотцовщина? Конечно, попадаются семьи и без матерей, с отцами-одиночками только, но, право, можно ли это назвать семьёй? Честно, язык не поворачивается. Впервые я задумался об этой проблеме на школьной скамье – тогда подавляющее большинство ребят из моего класса росло без отцов. Как же так? Кто виноват? Отец ли, мать ли? Что делать? Это очень страшно, друзья, упаси вас Господь от такого безобразия.
В самом конце троллейбуса можно увидать группку старшеклассников – оголтелых, дурно воспитанных хулиганов. Они заслуживают сострадания – один ржёт, при чем очень противным и невежественным хохотом – нет, не как лошадь – они, лошади, то есть, хорошие, благородные животные, не путайте, а остальные уткнулись прыщавыми мордочками в экраны своих мобильников. Одним словом, деградируют. Периодически они отвлекают внимание друг друга, толкаются, и этим поднимают шумиху. Обычно у таких хлопцев никогда не бывает ученического билета, что даёт право школьникам на бесплатный проезд, и они, по сути дела, ездят «зайцем», а на вопрос контролёра «что у вас за проезд?» лаконично отвечают: «мы - школьники». И их не трогают. Так и чешется рука дать им пару подзатыльников! Но что ж с них взять, шпана – дай вам Бог умишка.
Их почти перекрикивает бабулька, которой не так давно уступил место какой-то гражданин в шляпе. Занятно он, кстати, выглядел, старомодно – описать бы его, да где-то в толпе уже успел затеряться, гадёныш. Бабулька же эта поёт соловьем – так громки её рассказы! Лет девяносто, ей Богу, а огонёк всё не тлеет! Уселась на уши своим соседям – те значительно моложавей её, но слушают охотно, не перебивают. Ох и бабулька! Зубов нет, кости дряхлые, а глаза сверкают; вот она - женщина старой закалки! Ведь в любой час помереть может, а ей хоть бы хны! В ней жизнь кипит, беседа льётся, и пока она говорит, пусть весь мир подождёт. Время от времени монолог старушки прерывается её же собственным смехом – тяжело разобрать её слова, но можно с уверенностью сказать, что она очень увлечена происходящим и, видно, любит находиться в центре внимания.
Глядя на неё, я вспоминаю одно застолье, что осталось в моей памяти ещё со студенческих лет – в нём принимала участие моя семья, а было это ни что иное, как День Рождения дедовой сестрицы – кажется, ей тогда стукнуло восемьдесят или около того. Впечатляет, да? Многие ли на нашем веку могут похвалиться столь солидным возрастом? Не обманывайтесь – немногие. Долгожители нашего времени – выходцы из Советского Союза, они были крепче, здоровее и живее людей следующих поколений. Протянут ли ребята из современной молодёжи до преклонного возраста? Посмотрим. Вернёмся-ка к дедовой сестре. Она очень походила на эту бабульку из троллейбуса, в том смысле, что она совершенно не смущалась по поводу своего возраста, и её скорая смерть ей была абсолютна безразлична. Тогда, за столом, она в красках и с воодушевлением рассказывала нам о том, как она недавно «забила» себе место на кладбище подле своих родителей и заказала себе там памятник на скорое будущее. Дедова сестрица непременно желала украсить свою могилку памятником «симпатичным и мраморным», как она сама изволила выразиться. Казалось бы, какое ей дело до своей могилки! Ан нет, беспокоиться. Чего её ещё в этой жизни надобно? Что интересует? Ложись, бабушка, чахни и грусти – вспоминай свою минувшую молодость и размышляй об уходящей старости. А не ложится! Не чахнет и не грустит – ни одна, ни вторая. Сестра дедова, к слову говоря, до сих пор ещё живёт и дышит, дай ей Бог здоровья. Так и наша бабулька в троллейбусе – болтает, хохочет и о кончине своей совсем не думает!
Да в ней жизни больше, чем во многих молодых людях! Разве вам не встречались депрессивные двадцатилетние девушки и юноши, по уши погрязшие в страшной меланхолии? О чём и речь! Ну чего, чего не живётся им радостно, скажите мне пожалуйста! Понимаю, чья-то тоска вполне себе обоснована – горе какое приключилось или ещё чего. Но я же говорю о той молодёжи, у которой нет ни причины, ни повода для печали. Что с ними не так? Вся жизнь впереди, долгая-долгая молодость и куча неизведанного, а они все депрессируют и бездельничают. Дорогие мои, депрессия – порождение лени и безделья, так что не рассказывайте мне сказки про свои несчастливые судьбы. Вздор! И скажите мне теперь, кто из них моложе на деле – бабулька эта хохочущая да сестрица дедова или эти юные страдальцы? Счастье и молодость – они внутри нас, друзья.
Неподалеку от выхода виднеется дамочка – нестарая женщина, готовая сойти на ближайшей остановке. Она всё ещё молода – на вид ей около сорока, но её красота, вся её женская свежесть, уже начинают испаряться и покидать милейшую. Она заметно опечалена, женщина эта. Ну, ей уже не двадцать лет, так что простительно. Она держится за поручень, её пошатывает и время от времени она чисто механически переставляет свои ноги - старается удержать равновесие. Взгляд её направлен в никуда – она кажется задумчивой. Можно с уверенностью сказать, что она незамужняя. Одиноких сорокалетних женщин узнать труда не составляет вовсе – их может выдать походка, манера речи и поведения, взгляд или улыбка. Они несчастны. Конечно, и среди замужних женщин отыщется уйма несчастных, но тему неудачных браков мы, пожалуй, пока оставим в стороне. Раньше таких дам называли старыми девами – замуж они не выходили по разным причинам. Сейчас же у некоторых запросы выше крыши: им подавай красавца-жениха с «тачкой, хатой и баблом» - короче, принца на белом коне. Как правило, такие девицы не дожидаются своих принцев, а если и дожидаются, то те, чаще всего, берут их просто «в аренду» - позабавиться, отведать вишенки и променять на следующую. Другим же, в том числе и хорошим девочкам, просто не везёт – размениваться на что попало и лепиться к кому ни попадя желания у них нет, что вполне понятно, а годные и ответственные хлопцы им всё никак не попадаются. Не судьба и всё тут! Эта же женщина производит впечатление приятное и кажется порядочной. Думаете, она из тех, кому просто не повезло? Пожалуй. Однако, попадаются в мире нашем случаи, когда молодые люди – девушки и парни мозгов умудряются набраться лет только к тридцати-сорока, а юность и молодость свою тратят на кутёж, интрижки и всякие прочие несерьёзные отношения, и когда им вдруг начинает хотеться тепла, любви и семейного уюта, они уже никому не нужные тётки и дядьки. Все хорошие женщины их возраста замужем, а мужчины женаты, ну, большинство подавляющее, свободными же остаются всякие неудачники и ненормальные. Так что женщину эту по-человечески жалко. Мне хотелось бы ошибаться на её счет – мало ли, чего твориться может в жизни её, но если я таки прав, то ей можно только посочувствовать.
Много ещё о ком можно рассказать – троллейбус полон всякого народу, но мне, во-первых, скоро выходить надобно, а во-вторых, уже и не охота как-то. Говорить о людях и жизнях их возможно до бесконечности – они все разные и по-своему увлекательны. Никогда не делите их на хороших и плохих, ибо не бывает на свете ни тех, ни других. Есть люди счастливые, а есть несчастные, есть заблуждающиеся более и заблуждающиеся менее.
Как часто мы судим других, не имея и тени представления о их жизни – прошлой и настоящей; как часто выгораживаем себя – в нас говорит вера в собственную правоту, непогрешимость и, конечно, самолюбие; как часто мы тычем других носом прямиком в болото, указывая на их ошибки, совершенно от них не отличаясь при этом.
Странные мы создания – люди. Я не могу сказать, что испытываю к ним любовь, ненависть или вообще что-либо конкретное. Они мне просто интересны. Я мало с кем общаюсь - друзей настоящих у меня практически нет, я чаще за ними просто наблюдаю, за людьми этими. Отчасти именно поэтому я и люблю ездить на троллейбусах – в них, по моему мнению, собирается самый интересный люд. Я изучаю их и открываю для себя уйму нового – вы себе даже не представляете, как много о человеке может сказать его внешность, его лицо.
Люди. Иногда они заставляют меня грустить, а порою смеяться. В этом и заключается вся прелесть – наш мир так любопытен, а люди в нём так разнообразны, что и целой жизни мало, чтобы успеть соприкоснуться со всем, что только может увлечь.
Простите, если я вам наскучил. Я просто слишком люблю ездить на троллейбусах – я в них смотрю на людей. Троллейбусы помогают мне думать. Вы в праве называть меня странным, или романтиком – мне всё равно. Я – счастливый человек, спешу к своей любимой; она – мой лучший друг, моя любовь, моё вдохновение.
Рассказы / 416 / aleksandrov / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2025. Художественная литература современных авторов