АФОРИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ТЕРЕНТIЯ ТРАВНIКА.
16.02.2017 203 0.0 0


 «Самый короткий афоризм есть Слово» Т.Травнiкъ Открывая мир литературного творчества современного русского философа, поэта и публициста Терентия Травника, обращаешь внимание на глубину и афористичность авторской мысли. Окунаясь в эту глубину, с удивлением обнаруживаешь, с какой легкостью через афоризм автором доносятся до нашего сознания фундаментальные принципы устроения нашей жизни, отношения человека и мира через многообразные его проявления, отражая сиюминутную действительность и актуальность насущности тех проблем, которые волнуют человека в сегодняшнем дне. Самые главные темы, которые отражает Травник в своих афоризмах – это тема жизни и тема человека – его душа, тело; его состояния и материальные устремления. Каждый афоризм автора дает иной взгляд, открывая разные грани жизни, отражающие и мудрость житейскую, и отношения человека с самим собой, и с другими людьми: «Глупец смотрит на мир, на мудрого – мир смотрит», «Добро не сеял в старости голодать», «Жизнь на потом не откладывается», «Жизнь разменял сперва на быт, потом – на бытовые склоки», «Заморские люди в Россию за душой приезжают», «Не учи, а научи», «Глаза смотрят, а видит душа» и многие, многие другие афоризмы на любые случаи жизни. Афористический мир, созданный словом Травника уникален, в нем отражается во всех мелочах реальность нашего бытия и жизнь человека, поглощенного суетой, зарабатыванием денег и нацеленного на материальность нашей короткой жизни – «собиранием богатства на земле». Автор видит это явление гораздо глубже и через афоризм ведет своего читателя дальше, раскрывая перед ним оборотную сторону богатства, тем самым предупреждая, что «Богатство может переродиться в опухоль души» и «Богатство ускоряет смерть», а «Горе чует запах денег» и «Для беды деньги всегда пахнут». Это ли не серьезный повод задуматься. В других афоризмах автор показывает, какое влияние богатство может оказывать на душу: «Бедность души всегда растет, коль растет внешнее богатство» или «В деньгах душа оскудевает». В каждом афоризме Терентия всегда прочитывается и его отношение к тем вопросам и проблемам, с которыми сталкивается современный человек. «Богатый, да еще и жадный к тому же», – словно иронизирует автор, указывая как одно страстное желание души в человеке порождает другое, а корень у них один – сребролюбие. В другом афоризме автор тонко подмечает, что «Утонувшего в роскоши откачать труднее всего». В чем особенность тем, которые поднимает Травник на страницах своих произведений? Ценным во всех размышлениях Травника является видение и называние им сути, причины того или иного явления жизни. Например, определяя суетливость, автор называет суть этого явления – «неполноту и невозможность», определяя бегство – «унижение себя», определяя такое качество души, как понимание – «приближение себя в другого» и т.д. Нестандартность образов и глубина размышлений в затронутом материале западают в душу и придают суждениям автора убедительность, доходчивость и запоминаемость. Он умеет видеть общую картину жизни, вычленять главное и оформлять это главное в виде афоризма. Например, «В школе жизни всегда пять классов: младенчество, отрочество, юность зрелость, старость». Всё верно, каждому возрасту свойственны свои уроки жизни: мы учимся ходить, говорить, любить, постигать законы жизни. И в каждом из этих «классов» есть свои задачи, наглядные пособия – жизненные ситуации, которые осваивает и решает человек. Никто не застрахован от ошибок, часто мы на своих же ошибках и учимся. Но Терентий нас ведет дальше нашего понимания жизни, он открывает нам еще одну жизненную правду: «В школе жизни последним экзаменом всегда раскаяние» и напоминает, что «Всякое раскаяние начинается с мук совести». С этим трудно поспорить и не согласиться, разве оглядываясь на свою жизнь и замечая себя в «делах постыдных, подлых, низких» не испытываем ли мы жгучее чувство вины, угрызения совести и приходящее вслед за ними чувство раскаивания за «бесцельно прожитые годы», растраченное здоровье, неблаговидные поступки? И несмотря на трудность этого экзамена, это большое благо для человека, что у него есть возможность сдать этот последний, главный экзамен, потому что перейдя черту невозврата из Времени в Вечность, возможность покаяния отнимется от души. Как напутствие воспринимается еще один афоризм Терентия: «Настрой ноту своего «я» по камертону совести и услышишь музыку сфер, и увидишь золото души, и познаешь вкус жизни». Притягивает в афористическом творчестве Травника не только глубина и выразительность, но и постоянная новизна понятий, образов нашей повседневности, которые, преломляясь в его душе, по-новому раскрываются и в душе читателя. Афоризмы Т.Травника имеют удивительное свойство по-особому звучать знакомые явления жизни, отношения с окружающими людьми, с понятием времени и понятием Бога, да и сам смысл человеческого существования открывается по-новому, например: «Формы бытия высекаются секундой», «Хочешь отругать – начни с себя. До другого дело, глядишь, и не дойдёт», «Время всё делает на ходу», «Время течет, смоет и радость и страх», и другие. Духовно-нравственная тематика является основной в размышлениях Т.Травника. В своих эссе автор поднимает вопросы, волнующие человечество во все времена от сотворения мира – это вопросы милосердия и справедливости, вопросы добра и зла, вопросы здоровья и болезни и так далее. Главным во всех размышлениях автора – это донесение до своего читателя, слушателя реальность существования духовных законов жизни. В ходе рассуждения автором на духовные темы в небольшом эссе, размышляя о причинах такого нередкого явления в нашей жизни, как осуждение ближнего, Травникъ постепенно подводит своего читателя к понятию человеческой справедливости, взращенной на жизненном опыте самого человека: «Справедливость есть весы, на одной чаше которых сам желающий правды, а на другой – все остальные». Отвечая на вопрос, «почему желание справедливости порождает случайные и невинные жертвы», Травник говорит о «неопытности человека в вопросах справедливости» и, развивая глубже свою мысль о справедливости, Терентию открывается закон Совести: «Закон Совести и есть закон Милосердия. Милосердие – есть форма Божественного суда». В этом афористическом высказывании автором называется причина вечной «борьбы за справедливость» человеком – это отсутствие милосердия и любви, нежелание смотреть в себя, а желание выделяться среди других и быть над ними. Через художественный образ весов, созданный Травником, достигается смысловое совершенство афоризма, что позволяет читателю по-новому открыть для себя понятия справедливости и божественного милосердия, в основе которого лежит божественная Любовь. Высказывает мысль о том, что «совесть и есть та самая тропинка, которая ведёт нас от справедливости к любви», автор обращает внимание на обязательное обращение к совести, которая соединяет воедино справедливость и любовь. Форма эссе является излюбленной автором для выражения своей философской мысли. И это естественно, ведь «эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику, выражающий индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора…» . Именно этот жанр позволяет Т.Травнику делиться с читателями своими размышлениями на разные темы, волнующие самого автора. Этим глубоким размышлениям свойственна непринужденность и естественность, характерная для обычного человеческого общения. Нередко, читая эссе Травника, создается впечатление, что он обсуждает ту или иную тему, затронувшую его, именно с тобой. В ходе рассуждения ставя вопросы перед самим собой, он тем самым приглашает к раздумью и своего читателя. В своих работах Терентий поднимает вопросы воспитания и образования, самораскрытия и саморазвития, правильного отношения родителей к детям, раскрывает тайну времени созревания души нашей и еще много чего нужного и интересного для каждого, кто отважится «идти путем тесным и узким» в обретении себя настоящего. Есть такое понятие – афористическое мышление, которое включает в себя умение воплощать результаты своих наблюдений в форме афоризма – краткой и оригинальной законченной мысли автора, лаконично выраженной в легко запоминающейся словесной форме. Такой тип мышления свойственен далеко не каждому автору. Афористическая мысль Т.Травника отличается не только меткой выразительностью и неожиданностью суждения, но и простотой подачи идеи, заложенной в афоризме, при этом раскрывающей глубину познания сути законов природы, бытия человека, тем самым оказывая мощное воздействие на сознание своего читателя оригинальностью формулировки своей мысли. Само понятие «афористическое мышление», подразумевает особый склад ума, состоящий из многих компонентов. Один из основных – творческое мышление в сочетании с логическим мышлением, высокая интеллектуальная составляющая, обязательный элемент эрудированности автора и его философский склад ума. Соотнесенность и взаимосвязь данных элементов афористического мышления, скрепляет между собой мастерское использование слова, которым Травникъ владеет практически в совершенстве. Афористическое слово Терентия объёмно и точно. От природы наделённый философским взглядом на жизнь, Т.Травник обладает удивительным даром создания такого художественного образа в афоризме, через который достигается и композиционное и смысловое совершенство выражения идеи, заложенной в конкретный афоризм. Поистине получаешь огромное интеллектуальное удовольствие и наслаждение при чтении афоризмов Терентия. Притягательность афоризмов от Травника для современников состоит не только в конкретной интеллектуальной задаче, которая даётся в афоризме автором, но и в том, что там же даётся намёк на решение этой задачи, задаётся вектор направления движения мысли, тем самым развивая и повышая интеллектуальную составляющую своего читателя. Например, афоризм «Безмолвия чудесная страна, где вызревает слово к человеку» вызывает не только наслаждение красотой этого афористического выражения, а побуждает естественное желание узнать, что это за страна такая и где она находится, указывая движение мысли читателя в определенном направлении – в глубь себя. Там находятся все ответы на любые вопросы, там происходит встреча человека с Богом. Или другой афоризм Терентия «До настоящей радости всю жизнь расти» уводит читательскую мысль, в сторону поиска ответов на вопросы: какую радость автор называет настоящей, откуда он знает о ней и т.д. Существует мнение, что глубинные истоки афористического мышления необходимо искать в системе ценностных ориентаций человека, ведь в стремлении к тем или иным ценностям выражаются наши потребности, а мышление, как известно, начинается там, где есть потребность. Исследуя афористическое творчество Т.Травника, невольно обращаешь внимание, что его афоризмам свойственно не только воплощение результатов своих жизненных наблюдений, но и тесная связь с православными христианскими истинами. Наиболее заметно эта связь выражена в афоризмах о жизни, смерти, смысле жизни, любви, вечности, предназначении человека. Библейские истины и евангельские заповеди, вложенные в меткое, запоминающееся выражение автора, обретают новую форму и, затрагивая сердце читателя, приобретают особое звучание в его душе. «Вера, надежда, любовь – есть аксиомы жизни», – кратко определяет Травник фундаментальные мировые ценности бытия человека, независимо от его вероисповедания. Автор обращает внимание своего читателя на то, что эти понятия аксиоматичны, т.е. не требуют доказательства, они являются базовыми, исходными положениями жизни, кроме того эти ценности лежат в основе любых других проявлений в реальности человека и мира. Также обращает на себя внимание и другая мысль Терентия о том, что все эти ценности даются каждому из нас в дар: «Любви научиться нельзя. Это дар. Ее только приумножить можно, как горсть зерен, коли посеять. Вера тоже дар, она умножается допущением. Надежда тоже дар, приумножается терпением. Ни любовь, ни вера, ни надежда не приходят, как только свыше – по подготовленности нашей к принятию оных. Мы все имеем, пусть малый, но задел каждой. Любовь сеяньем умножается. Дар – это только закваска, а дальше сей и отдавай этот дар и не оскудеет твоя любовь, но как зерно в колос взойдет, а там и нивой зазолотится. Любовь в душе не утаишь, ей приложение нужно – мир весь, как вере дела, а надежде обстоятельства». Иоанн Кронштадтский определяет понятие веры, как ключ к сокровищнице Божией и «духовными устами» через которые потоком входит в человека Божественные источники. Иными словами, «чем с большей открытой сердечностью поверит человек Божиему всемогуществу, тем с большей щедростью раскрывается для человека Божие сердце». Любые сомнения или неверие сжимают духовные уста и замыкается доступ к сокровищнице Божией благодати. Афоризм Терентия «Где нет веры, там нет основ в любых твоих начинаниях и делах» имеет продолжение в строках его стихотворения: «Когда тебе не верят – плохо…». Без веры любые дела обречены на провал, человек сам перетягивает своим неверьем, по образному выражению автора, «на шее бант», душит на корню любые благие намерения и никакое «радение и отвага» не поможет ему «вылечиться от рока». Если идти еще глубже в этих рассуждениях и коснутся вопроса смысла жизни человеческой, то например, человек, не имеющий веры в Бога, лишается и понимания цели своей жизни, не имея ответа на этот и другие фундаментальные вопросы не только земной, имеющей краткий миг, но вечной жизни. Прав был Федор Михайлович Достоевский, высказав мысль о том, что «только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель на земле». Терентий своими афоризмами призывает своего читателя вернуться к личной вере и библейским истинам. «Сильнее всех побед – прощение» – этот афоризм Т.Травника, несет мощнейший энергетический посыл душе человеческой. Всего-то – четыре слова! Но какие! Стержнем являются слова «победа» и «прощение». О какой победе говорит Т.Травник? Значимость факта прощения очень велика и необходима для жизни любого человека. Прощение несет физическое и психологическое здоровье каждому из нас. Но простить другого – это очень нелегкий труд для души и достигается оно огромной внутренней работой. Иногда такая работа длится годами. Ведь одного желания простить недостаточно для реального прощения. Именно поэтому Т.Травник и говорит о прощении как самой сильной из побед над самим собой, над обидами, разрушающими душу и тело человека. Прощение врачует раны сердца, нанесенные обидой, и избавляет человека от страдания, от боли, разъедающей душу. В одном из своих стихотворений Т.Травник пишет: Он был прощён. Исчезли боли. Грех смыт – рассеян едкий дым. Остаток дней провёл на воле – На воле Божьей, стал – святым… Он не заметил, как – случилось, Как в сердце простота вошла, Как стала лёгкой ношей милость – Несенье тяжкого креста. Прощение несет в себе сильный заряд преображения человека изнутри и имеет глубокие корни. В православной христианской традиции существует Прощеное воскресение – время покаяния и примирения друг с другом, несущее людям глубокую духовную истину, которая состоит в том, что наша душа способна на прощение и освобождение от тягостных чувств. «Обида, что забитый гвоздь, прощенье – вынутый руками», – художественный образ гвоздя, созданный Травником в этом афоризме, очень точно отображает суть явления обиды и прощения в жизни человека. Одним из корней слова «простить» является слово «просто». Когда мы прощаем, нам становится жить легко, просто и радостно, потому что «прощение одним – это всегда радость для обоих» констатирует автор в своем новом афоризме. В состоянии же непрощения, обида как внутренний гвоздь, забитый в бессознательное, вынуждает человека находиться в состоянии некомфорта и постоянного внутреннего конфликта, вражды – самого с собой, с другими, с Богом. Как часто в жизни, мы не в силах простить нанесенную обиду, пытаемся забыть ее, загоняя внутрь себя, создавая «завалы» в своей жизни, отравляющие и нас самих и все вокруг, делая нас раздражительными, неуживчивыми, злобными и вместе с этим – глубоко страдающими, несчастными. Т.Травник предупреждает о таких состояниях своего читателя афористическим высказыванием: «Не создавай завалов в своей жизни. На их расчистку уйдет гораздо больше времени, чем на их создание». В психологии именно внутренние конфликты – неврозы, психозы, лежат в основе не только личностных проблем человека, но и неизлечимых болезней. «То, что нас обижает, оно и разрушает нас впоследствии. Нельзя держать в себе то, что при раздражении извне съест нас изнутри», – пишет Травник в «Cirqulleum» о непрощенных и непроработанных обидах. Есть ещё одно свойство у афоризмов Травника – они побуждают задумываться и видеть бо́льшее в повседневных явлениях жизни, например таких, как смена дня и ночи, смена времён года. Мы привыкли к обыденности этих событий и воспринимаем эти явления, как естественный ход жизни. Но афоризм Травника «Вечность нас посещает не только два раза в году – весной и осенью, но и дважды за сутки – утром и вечером», действует, как неожиданный внутренний переворот, вспышка в осознании и понимании глубины привычных явлений жизни. В привычной смене времен года и смене дня и ночи, автор сумел увидеть сам и показать каждому из нас возможность соприкоснуться с вечностью. Само понятие вечность больше ассоциируется с «миром иным»: жизнь вечная, вечная память, вечные муки, т.е. всё то, что ожидает человека по ту сторону жизни. Как же вечность может нас посещать в этой жизни? Всё становится на свои места, когда начинаешь, словно под другим углом смотреть на пробуждение природы весной после безжизненной зимы. В это время года набухают и лопаются почки на деревьях, жизнь начинает звенеть бурлящими потоками тающих снегов, наливаются соком жизни деревья и травы, раскрываются бутоны цветов, воздух наполняется щебетаньем птиц, а небо – бездонной синевой. Всё в природе напитывается жизнью. Осенью же, наоборот, жизнь начинает замирать. Повсюду, даже в воздухе чувствуешь увядание, умирание. Природа плачет частыми дождями, капли дождя сбивают последние листья с деревьев, все замирает в ожидании зимы, когда холодом и белым саваном снегов укрывается земля. Точно так же утром мы, как и весной природа, пробуждаемся к новому дню, а вечером засыпаем, прожив целый день своей жизни. Ночь и зима – покой и умирание – это внешнее, видимое. А что происходит внутри? Это тайна. Вечность – это тайна, не раскрытая человеку, но доступная душе человека. Вечность – это неуловимая субстанция – её нельзя увидеть, потрогать доступными для человека органами и определелить материальность этого понятия, но ее можно почувствовать и ощутить в определенные моменты. «Вечность не может быть зрима и постоянна. Всё, что зримо – не вечно», – рассуждает в «Cirqulleum» о вечности автор. Он очень тонко раскрывает это понятие, указывая на смену времён года и смену дня и ночи, как на время перехода, момент «склейки» разных состояний и жизни, и человека. Терентий часто говорит об осознанности жизни, момента: На стыках секундных ищите ответы. На стыках, где между «уже» и «ещё» – Все тайные смыслы, энигмы, секреты Ждут час, чтоб начать воплощенье своё. На стыках дня с ночью и в пересеченьях Всех минусов с плюсами, яви и сна – Скрывается то, что здесь – меньше мгновенья, Но глубже, чем бездна его глубина. На стыке, где знания не различимы, А с первой строки говорит эпилог – Хранятся для будущих следствий – причины, Начало начал и итогов итог. Это стихотворение – самое настоящее открытие, призывающее всех нас жить в состоянии осознанности. Осознанность пробуждает дремлющее сознание. Жить осознанно – это тотально проживать каждое мгновение жизни. Только тогда, как в замедленной пленке, можно увидеть моменты «стыков» и «переходов», в которых «скрывается то, что здесь – меньше мгновенья, но глубже, чем бездна его глубина» и «хранятся для будущих следствий – причины, начало начал и итогов итог». При дальнейшем углублении в осознанность может и появиться ощущение вечности. Двигаясь дальше в своих размышлениях о вечности, начинаешь находить новые примеры таких переходов, ясно осознавая, что лето – это жизнь, день – это деятельность, движение, а зима – замирание жизни, ночь – время покоя для человека. Именно в момент перехода из одного состояния в другое, можно почувствовать вечность: «Вечность постигается в ощущениях», – продолжает свою мысль Травник. Утром, когда ты ещё не проснулся, но уже и не спишь или вечером, когда ты уже не бодрствуешь, но ещё и не спишь, в тишине, можно уловить дыхание вечности. Весной, слушая шорох лопающихся почек, а осенью шурша опавшей листвой под ногами, можно услышать голос вечности. Это как движение маятника, который раскачиваясь из стороны в сторону, от плюса к минусу, всегда стремится в нулевую точку покоя. Эта точка покоя и есть момент перехода в вечность, смена одного состояния другим: «Вечность – это переход. Она всегда неуловима». Афоризмы Травника обладают огромной силой, заряжают энергией движения и поддерживают человека, несмотря на возникающие затруднения в любой жизненной ситуации. Мы иногда впадаем в эмоциональный ступор при сложной жизненной ситуации, обессиливая себя мрачными мыслями, а Т.Травник предлагает увидеть красоту даже в неприглядной картине, что дает человеку мощный стимул продолжить начатое дело, жить дальше, а не зацикливаться на негативе и впадать в депрессию. «Не в лужу наступил, а по следам дождя пошел», – вот реакция Травника на бесчисленные неприятные ситуации в которые вынужденно ставит нас жизнь, предлагая тем самым, условия для роста нашей души. Согласитесь, ведь, создавая позитивные намерения в своей душе, намного приятнее ощущать себя, идущим «по следам дождя», нежели бессильно стоящим в луже. При таком восприятии ситуации любое жизненное испытание преодолевается с минимальными энергетическими потерями и максимальной пользой для личностного роста. Приведу еще один афоризм Терентия, помогающий преодолевать жизненные трудности: «Не важно, за что тебя гонят… важно, что время пришло уходить». Кто из нас не переживал сложные ситуации, связанные с потерей работы, особенно, в наше нестабильное время и известными трудностями в поисках новой работы. Этот афоризм Терентия помогает, что называется «удержаться» на плаву, переформатирует негативные мысли и даже в чем-то помогает удержать свою самооценку от падения. Терентий грамотно смещает акцент на то, что «пришло время уходить», что деятельность, которой человек до этого занимался больше не полезна для развития его души, а разъедающее душу самокопание «за что?» автоматически уходит на дальний план. Знаю некоторые такие случаи в жизни людей, когда этот афоризм буквально возрождал в них веру в себя и придавал им силу. Обращают на себя внимание работы Терентия в басенном литературном жанре. Известно, что басни – это особый вид стихотворчества, где вывод – это соль всей басни, чаще запоминается в форме басенного афоризма. Например, работа «Басня» заканчивается таким напутственным выводом-афоризмом в узнаваемой «травниковской манере»: Не разменяй жизнь на слова. И, как душа роднится с телом, Так слово пусть познает дело. Работы Терентия в этом известном с древних времен жанре, соединяющим стихотворную форму сатирического содержания с нравоучительным выводом, моралью, представлены в книге «Басни» (2009), в нее вошли его ранние работы с 1986 года. Тонкая ирония и мягкая сатира, звучащая в этих баснях, не оставляет равнодушным ни одного читателя. Через иносказания и использование олицетворений, придающих человеческие качества животным (басня о дроздах, басня про барсука), растениям (здравствуй, дерево), вещественным предметам (бублик с дыркой, былинная лопата), Терентий в своих остро-социальных баснях протаскивает и выставляет на показ все морально-бытовые уродства времен «перестройки и ускорения». Да и в наши дни ситуации и эпизоды из жизни, зафиксированные в баснях Терентия, увы, узнаваемы. Вся полнота афористического творчества Т.Травника представлена в уникальных книгах: «Письма тишины» (2005), «Cirqulleum» (2007), «Graffoslove» (2007), «Встреча с Драконом» (2006), «Лучина» (1992-2009), «Пути-дороги» (2012) – книга авторских афоризмов, «Белая радуга» (2014), «Сорок девять табул» (2015), «Размышления на каждый день месяца» (2015), «Точка отсчета» (2017). В этих книгах собраны, кроме собственно афоризмов, авторские притчи, философские эссе, размышления, табулы о настоящем, о слове, о времени, о лжи, о лицемерии и многих других известных нам явлениях нашей жизни, приглашающие вместе с автором поразмышлять на предложенные им темы, расширяя наше понимание законов жизни и мироустроения. Готовятся к изданию книги философских размышлений Т.Травника «Больше всего на свете»», «Tabulas», «Записка из зала», которые принесут новые идеи и открытия для своих читателей в познании жизни. В заключении приведу один забавный факт, озвученный Терентием: «Авторами афоризмов, известных нам со времён Гиппократа , который впервые ввел этот термин в заглавие своего Медицинского трактата, в подавляющем большинстве были и остаются мужчины». Интересная информация к размышлению, не правда ли? Сегодня афоризмы «от Травника», точно отражающие реалии современной жизни, пользуются неизменной популярностью, придавая любой речи или публикации своеобразный шарм интеллектуальности и эрудированности. 2012-2017 г


Читайте также:
Комментарии
avatar