Кто-то любит именно начало весны, половодье, пробуждение земли, а я – май. Даже в непогоду майскую, всё равно на сердце как-то и светлее, и веселее. Да и праздники в мае почему-то особенно напоминают молодые годы. Хочешь, не хочешь, вспомнишь демонстрации, бесшабашность озорства. И то, почти забытое уже, настроение и ощущение сопричастности к «будням великих строек», к «стране героев… стране мечтателей, стране ученых». Конечно, не обходилось без анекдотов про Брежнева и разного подхихикования по поводу непременного и неизменного «одобрямса». Но уж что касалось Великой Победы, - ощущение было у старого и малого одно – гордость за страну и благодарность ветеранам. И тут уж – никаких тебе сомнений и дополнений! Кажется, люди от ощущения этого внутреннего какого-то порыва даже ростом выше были. Конечно, - кажется, чего уж там! Но сильно. И под транспарантами никто от унижения в зарплате, под страхом внезапного увольнения по прихоти «босса» не гнулся. Хоть и опять же посмеивались над теми, кого несли.
Кстати, вспомнился анекдот: на демонстрации мужик, которого после 2-ой смены обязали нести члена политбюро, еле идёт, глаза слипаются. А ему сзади другой всё на пятки наступает, да подпихивает, мол, шевели ногами-то!.. Наконец, обозлившись, первый оборачивается и, замахнувшись портретом, рыкнул: «Отвали! Устал я! Щас, как вот дам этим бLЯдем, будешь знать!».
И всё равно. Люди чувствовали себя уверенней. В День Победы ни смеха, ни слёз не стеснялись. Праздновали как собственную, личную Победу. Может, потому что переживших её в то время намного больше было, было, кому вспомнить и рассказать, какой она ценой досталась?.. Тогда ветераны не сочувствие к возрасту или к немощи вызывали, - а уважение, благодарность, восхищение.
Сейчас, конечно, те, кто остались, сильно состарились. Большинство бы не слушать, а не трогать бы уже, - еле выговаривают, давясь челюстью. Кто от немощи, кто от обиды, кто от… результата. Вон они, недобитки-то бойцов Великой Отечественной, проросли из обрубков, шествуют с факелами по мостовым бывших из «15 сестёр» по ночам. Да и днём кое-где чеканят шаг, выбрасывая руки под бравурные фашистские марши…. Уму непостижимо! КАК могли такое допустить?! И почему побеждённые живут в лучших условиях, чем победители?! Некоторые ветераны так и померли в халупах среди старья, не дождавшись обещанных квартир.
Чего уж, крепко их обидели. Особенно в перестройку. Меченый предатель не только страну раскромсал, но и идеалы, единство народа в умах разнёс к чертям. Уж продал, так – продал. Что называется, с потрохами. Ну, это ладно, худо-бедно, - пережили. Слава Богу, нашёлся человек, который собрал по кусочкам то немногое, что уцелело от Великой державы, вопреки доморощенным шкурникам. Когда-нибудь ему это геройство зачтётся по достоинству. Хорошо бы при жизни. А то ведь есть у нас такая русская традиция: чествовать только - опосля жизни. Что артистов, что учёных, что героев.
Героев-то ведь у нас много! Всех при жизни одаривать – украсть из казны нечего будет.
Тошно от такой несправедливости. Ха, помню, как-то в детстве вякнула я было, что что-то там в нашем классе несправедливо, мама вдруг резко оглянулась: «Чего-чего?.. Справедливость?! Ишь ты, чего захотела!», - говорит, - «Отец вон всю жизнь её искал!». «И чё?», - спрашиваю, - «Чё, чё! Чевочка с молочком! До сих пор вон с лопатой, да с фонарём под фонарём бегает, - ищет!». Я и прикусила язык.
А потом, уже когда работать начала, на личном, так сказать, примере с несправедливостью жизни встретилась. Зашла к знакомой на работу, она была директором коррекционной школы для отстающих в развитии детей, - и обомлела. Санаторий! Вот, где действовал наяву, а не на плакате лозунг «ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ!»! Что мебель, что питание (и овощи, и фрукты, и десерты!), что … да всё там – лучшее!.. Там даже дорогущие игрушки были!.. Снаружи – обычное здание, внутри – сказочный, пряничный домик! Но у нас ведь (в младших хотя бы классах) тоже – дети! И почему бы им в переменку также не поиграть?! …
А моя директорша смотрит на мой бессовестно разинутый рот и смеётся: «А я тебе говорила, пойдём ко мне работать! Зарплата - двойная, с премиями! Детей – 5-7, ну, от силы, - 10 ребятишек в классе! Урок – 20 минут! Строить их дольше будешь, чтобы войти и выйти из класса! Ответственности за полученными ими знания – никакой! В праздник подёргаются детки под музыку (кто в такт, кто мимо него, - неважно!) перед родителями – и те счастливы будут несказанно! Нет, упёрлась, лура!»!
А я потом чуть ли ни полгода в себе шторма негодования успокоить не могла да гнала прочь безжалостное сравнение с убожеством оснащения обычной школы, в которой работала. В общем, сразило меня это посещение, как вражья пуля, чуть не под корень. Как же так, думала, почему у нас несправедливость такая?! Кто против, что об убогих или асоциальных (не знай, что хуже!) детях нужно заботиться?! Но в переполненных классах, в которых только и разнообразия, что развешанные стенгазеты, да столовка с унылым меню (какие там фрукты-десерты!), - глаз не на чем остановить! – дисциплину бы детей удержать и суметь вложить хоть что-то от урока! Всё! Да за 6-7 часов взбесишься от однообразия и безостановочной требовательности учителей! И они … бесятся. Хорошо, если учитель опытный да добросовестный, умет и отвлечь, и привлечь. А если нет?.. Спасибо ещё, тогда было на чём держаться советскому образованию. Система была, пусть не безукоризненная, но замечательная, что ни говори! Как надо «работали» экскурсии, походы, «Зарницы», спортивные и культурные соревнования, школьные хоры и обязательные абонементы в филармонию и театры, музеи, а то бы ещё раньше поколения потеряли. А военно-патриотическое воспитание какое было?! Один только Смотр театрализованной песни Великой Отечественной войны чего стоит! Кто в советское время учился, не даст соврать. Сколько проводилось тогда разных мероприятий, дети в них почти все задействованы были! И - другими были, да, озорными – как без этого?! – но доброжелательными, позитивными, искренними и куда более бескорыстными! А всё почему? Да потому что за их воспитание и родители, и учителя боролись единым фронтом. Как на передовой. Знали – это будущее страны, значит, фундамент должен быть крепким, надёжным, чтобы не расшатывался….
Так, «остапа понесло».
И всё равно, после посещения, как между нами называли, «дуршколы», стало обидно, что нормальные дети моей школы, и других тоже, хуже накормлены, хуже обеспечены. А они что, - хуже?! Разве нормально это?! Сначала доведём детей до дури, потом будем вкладываться, чтобы от этой же дури их избавить. И не факт, что получится. Это как у плохой хозяйки, которая сначала дала продуктам сгнить, а потом копается, выбирая из гнилья, обдувает, чтоб хоть что-то, как-то, куда-то использовать, - вот дурь-то!..
Не скрою, шевельнулся всё же шкурный червячок сомнения, а, может… перейти?.. Не перешла. За годы работы в школе дети своими стали. Ну, давай ещё я(!) их предам!.. Не знаю, по нынешним меркам, может, и зря. Глядишь бы, и пенсия сейчас другой бы была, да и ушла бы на неё раньше, авось и здоровье бы сохранила на лишних пару лет, кто его знает!..
Вот и с ветеранами также. Когда их осталось всего ничего, теперь будем ещё и ещё повышать доплаты, увеличивать пенсии, обеспечивать бесплатные проезды (когда многим кровать-то Христа ради бы уж не трясли, не только передвигаться да ездить куда!), а остальные старики - пусть доживают, как Бог даст, раз ни хрена «не умеют экономить», потому как в родной стране, победившей в Великой Отечественной семьдесят с лишним лет тому назад, «денег нет, но вы крепитесь». Взять бы на первомайскую демонстрацию портреты этих «умников», да как дать бы этими «бLЯдями» … по оригиналам!.. Как это «нет денег»?! А если по справедливости?! Фашистов победить во всём мире смогли, а «вонючую кучку» захватчиков, изменников, штрейкбрехеров, предателей и воров в собственной стране – нет?! Это как, «неможембоимси» что ли?! Или всё-таки … не хотим?.. Понятно. «Берём - чужое, а отдаём-то уже - своё», кто ж это своё-то захочет отдавать?! …
Да уж. Вот он тебе и «праздник… со слезами на глазах». И чего я завелась?..
Боже мой!.. Пока писала, листочки у тополей возле окна распустились! Надо же! Вот за это я май и люблю:
…Когда липнут на подошвы почки
И, впадая в трепет на ветру,
Зеленеют нежные листочки!
Нет ещё ни мух, ни комаров,
Никаких других кровососущих.
Можно начинать всю жизнь с азов,
Ощутив себя вдруг всемогущей!
«Всемогущей»!.. Придёт же в голову! Сквозняком что ли надуло?! Эх!.. Если бы….