Всего в канадской школе 12 классов. На частную школу денег не было. Сын прошел тест по оценке уровня знаний и нам предоставили список школ по району проживания: публичная школа, французская и католическая. Французский мы не знали, а потому отправились в публичную.
В здание мы вошли одновременно со звонком на перемену. Из всех дверей повалили подростки разодетые кто во что горазд, с серьгами в ушах, носу, губах, с волосами всех цветов радуги, всех существующих на Земле расовых принадлежностей. Сын отступил на шаг назад, посмотрел на меня и твердо сказал: «Нет».
На следующий день мы пошли в католическую. Формы ученики тоже не носили, но одеты были прилично, причесаны аккуратно, волосы, если и были крашеными, то преимущественно в натуральные тона. Короче, школа напоминала нашу «крутую», в которой учились в России.
Директор посмотрела на меня из-под очков и спросила: «Вы католики?», на что я, не задумываясь, ответила: «Конечно!» Вообще, я естественно-научный атеист, с Богом у меня свои, никого не касающиеся, отношения. Позже я узнала, что в католическую церковь принимали и христиан, но на тот момент я боялась только одного, что моему мальчику придется идти в публичную…
Сын пошел в 11 класс. Программа в российских школах на порядок выше, особенно по математике. В 11 классе проходили то, что наши закончили в 8-9, а потому отпрыск мой абсолютно расслабился и ничего не делал. Я была слишком занята, чтобы вникать в процесс обучения и слепо верила всей «просеянной для меня» информации.
Особенность обучения у католиков заключалась в ежедневной молитве по утрам, которую я относила к обязательной атрибутике, как привычная мне «врачебная линейка», а так же наличии предметов типа «истории религии», «религия в искусстве» и им подобные, вполне полезные для формирования мировоззрения и расширения кругозора молодого поколения.
В общем и целом, школой сына я была довольна. Увы, я так и не разобралась в системе кредитов, факультативных и обязательных предметов, о чем сильно пожалела в момент поступления сына в медицинский колледж. Но это было после. А в то время мы выбирали школу для младшей…
***
Малышня идет в школу в 5 лет. Первые 2 года – киндер-гарден – садик по-нашему. Детей приводят утром, до обеда они играют, немного занимаются и потом на школьном автобусе их развозят по домам или по «послешкольным» садикам. Дочь я решила отдать во французскую школу: Канада – страна двуязычная, есть смысл для детей, выросших здесь, владеть и английским и французским.
Интересный факт: дома мы говорили только по-русски, в садике все англоязычные, в школе всё на французском. Дома читали по-русски, в школе по-французски. Через пол года дочь писала, читала и говорила на трех языках. Как и когда научилась читать и писать по-английски – до сих пор загадка J
Учиться дочка любила, в школу ходила с удовольствием, но задания становились все сложнее, а помочь с уроками мы ей не могли. Тогда у нас в доме появилась «репетитор» - ученица 7 класса французской школы, которая за 15 долларов в час приходила помогать с домашними заданиями.
Я никогда не сомневалась, стоит ли идти в школу с дополнительным языком. Почему бы нет? Впервые об этом я задумалась, когда на 4м году обучения несколько девочек из нашего класса перевели в английский потому, что они не справлялись с программой.
- Бедненькие! – вздохнула я. – Откуда они? – спросила я дочку.
- Они канадские, - ответила дочь.
- То есть? Не иммигрантки? – удивилась я.
- Нет, - в свою очередь удивилась дочь.
- То есть английский – их родной язык? – пыталась я оценить ситуацию.
- Ну, - начинала утомляться школьница, не понимая, в чем вопрос.
- Так почему они не могут французский выучить? – никак не доходило до меня.
Дочь пожала плечами и пробормотала: «Не понимаю, о чем ты говоришь». Тогда я впервые подумала, что, наверное, это не так просто – освоить одновременно 3 языка, пусть даже с 4-летнего возраста. И стала смотреть на дочь с гораздо большим уважением.
Все годы обучения разделены на несколько этапов: после книдер-гардена в Альберте (провинция Канады) с 1 до 6 класса дети учатся в начальной школе. Каждый год у них меняется учитель и полностью переформируется класс – очень редко кто-то проходит с 1 по 6 класс вместе. Я считаю это недостатком системы, на мой взгляд такая «сортировка» лишает возможности завести настоящих школьных друзей. Хотя, с другой стороны, воспитывает навыки адаптации в новом коллективе.
С 7 до 9 класса – джуниор (средняя) школа. Здесь уже разные предметы ведут разные учителя: математику - математик, историю – историк. Во французской школе все предметы ведутся на французском, на английском только английский язык и литература, которая в старших классах меняется на обществоведение или что-то типа этого.
С 10 до 12 – старшая школа. После школы дети поступают кто в колледж, кто в университет. Поступление осуществляется не на экзаменационной основе, как в России, а по баллам аттестата школы, поэтому учиться в школе нужно хорошо, чтоб пройти по баллам на желаемый факультет в выбранный университет. На разные специальности и в разные университеты проходной бал разный. Как и в России.
Вообще, нужно признать, что молодое поколение адаптируется в новой стране быстрее взрослых, но не значит, что проще. К своим детям я испытываю безграничное уважение, особенно к сыну, который в свои 16 лет не впал в «трудный переходный возраст», а сознательно разделил все трудности первых лет иммиграции вместе со мной, взял на себя многочисленные обязанности по воспитанию сестры, чем несказанно помог мне. На выпускном вечере, когда она поднималась на сцену за дипломом об окончании школы, в глазах у него стояли слезы, как у всех родителей, провожавших взглядом своих чад, одетых в мантии и смешные квадратные шапочки с кисточками…
Только с дочкой я поняла, что такое выпускной – когда мы за несколько месяцев начали искать платье, туфли, сумочку, цветы на руку, цветы в волосы, записываться на прическу, ногти, ресницы, вносить залог за лимузин…
- А мы тебе никакой костюм даже не покупали! – смеясь, докладывала я сыну о наших походах. - И у тебя почему-то не было лимузина на выпускном? – спросила я его.
- Лимузин был, - улыбнулся он, - у нас денег не было…
- Но ты даже никогда не спросил! – ужаснулась я и потом долго ревела ночью, уткнувшись в подушку, осознав, как 14 лет назад внезапно окончилось у моего мальчика детство…
|
Всего комментариев: 2 | |
| |