Перелет из Ставрополя в Хараре был сложным. При вылете из России разрешения на пролёт стран по маршруту полёта были получены почти все. Несколько стран в конце маршрута должны были дать свои разрешения, когда самолет уже был в воздухе. После посадки в Наироби экипаж не вылетал, и стал ждать последние разрешения от Замбии и Малави. Разрешение Зимбабве было получено раньше. Наконец
Замбия дала «добро» и экипаж взлетел, надеясь, что Малави даст своё разрешение уже в полете. Малави страна маленькая. Через воздушное пространство этой страны надо было лететь по времени около пяти минут, поэтому все были уверены, что проблем с разрешением не будет. Когда же экипаж перешел на связь с Лилонгве, то оказалось, что разрешение до сих пор не получено. Надо было возвращаться назад в Наироби или садиться в аэропорту Додома. Когда граница рядом, нет особого желания возвращаться. Второй пилот попросил разрешение у командира "поговорить" с диспетчером.
- А что это даст? Без разрешения всё равно не пустят - констатировал командир экипажа, но, подумав, разрешил ему, махнув рукой, мол толку с этого разговора никакого.
Вопрос, который задавал диспетчеру второй пилот, длился по времени более пяти минут. Точнее, это был монолог второго пилота в эфире. Во время этого монолога эфир был полностью перекрыт. За это время самолет пересек территорию Малави и оказался в воздушном пространстве Замбии. Диспетчер растерялся, но вклиниться в связь, когда говорил второй пилот, он никак не мог. Теперь, чтобы экипажу запретить пролет воздушного пространства Малави, надо самолет возвратить обратно, то есть еще раз пересечь границу в обратном направлении. Диспетчер молчал. Он был поставлен в сложное положение, не зная, как поступить далее. Возвратить экипаж, значите еще раз нарушить установленные правила полетов. Не возвращать экипаж, значит признать легитимность произошедшего. После непродолжительного молчания диспетчер наконец произнес:
- Борт «Ромиа Альфа 516», если в вашей компании все такие разговорчивые радисты, то вам разрешений ждать вообще нет никакого смысла никогда и нигде.
Помолчав, он добавил:
- Пролёт страны разрешаю. Но имейте ввиду, что мы с вами нарушили установленные правила. Это есть нехорошо!
При этих словах самолет уже отошел от границы Малави почти на пятьдесят километров.
-Извините, сэр! Вышло совершенно случайно, - ответил диспетчеру командир. - Обещаем, что больше такого на повторится.
Затем командир обратился к экипажу:
-Мужики, если диспетчер сообщит в Сиви Авиэйшен о произошедшем, то нам скандала не избежать. Ведь разрешение на пролет страны, это не только разрешение на использование воздушного пространства! Это еще и дипломатическое разрешение, а это уже серьезно. Истребители вряд ли будут поднимать в воздух. Мы уже далеко от Малави, а через Замбию мы имеем все необходимые разрешения. Так что будем надеяться, что пронесет.
Экипажу повезло и в том, что диспетчер Лусаки не наблюдал самолет на экране своего локатора, а стало быть, не мог зафиксировать, что самолёт вошёл в зону Замбии без своевременной связи и необходимых предварительных согласований. Экипаж начал эти процедуры, пролетев в воздушном пространстве страны более пятидесяти километров.
К счастью эта история с незаконным пролетом территории Малави закончилась благополучно. Очевидно, диспетчер увидел и в своих действиях серьезные ошибки. Во всяком случае эта история не получила широкой огласки.