– Пересказки?
– Да!
– Опять?
– Не опять, а снова. А что?
– Да, ничего, конечно! Просто не могу «снова» не заметить…
– Это смешное слово?
– Да! И что…
– Нет такого слова в русском языке.
– Да!!!
– Знаю, что нет, но, понимаешь,…
– Вот только не надо снова по Екклесиасту, мол, «…что было, то и будет… и, что всё суета сует и… томленье духа»! Помню, всё помню!
– Но тогда дай просто напомнить, что Пересказки – это всего лишь мои удивления мыслями других авторов, как правило, великих в ракурсе собственного сомнения ими, поиска Истины и мечты для простого определения: «зовут» ли они меня к… собственным свершениям или нет.
Впрочем, справедливости ради, не могу не заметить, что далеко не всякое произведение должно звать к решению поставленной им же проблемы. Иногда сама постановка вопроса – это уже чудо! Но просто чудо, хотя, безусловно, и восхищает меня, но ни в коем случае… не зовёт в плане реализации собственной эмоции в данной мысли, а значит о таком чуде, достаточно и простого пересказа.
– И что сегодня?
– О! Сегодня есть что заметить и чем не просто восхититься, но и объяснить свой восторг.
«Любите ли вы театр, как люблю его…».
Впрочем, кто ж в здравом уме и живой памяти не любит театра?..
Итак, сути.
Сегодня ещё одна старая, но обычная, в сущности, история великого и ужасного рентгена человеческих судеб Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтемся», услышанной в прочтении непревзойденного наблюдателя нашей Жизни почти столетнего – склоняю голову в восхищении! – бессменного руководителя театра Буфф, народного артиста России Исаака Романовича Штокбанта.
Этой (1849 года) истории, великолепно сыгранной – особенно блистательными заслуженными артистами Евгением Александровым в роли Самсон Силыча и Михаила Трясорукова в роли Сысой Псоича – неподражаемой труппой театра на Шпалерной улице, уже почти двести лет. И о ней, пожалуй, уже давно всё сказано. Ну, что тут можно ещё добавить, пересказывать? Пожалуй, легче поговорить о старине «Короле Лире» Уильяма Шекспира 1608 года. Тот, по крайней мере, первым в литературе – в 11-ом, кажется, веке, – попытался удалиться от дел, добровольно передав – правильней предав! – свое королевство вместе со своими подданными таким же вот «своим людям». Ну, тем, что… обязательно «сочтутся» потом, как-нибудь, может быть…
Странно, но в этих, бесспорно, бесконечно гениальных произведениях нет никаких сомнений ни у героев, ни у авторов, нет поиска, нет даже мечты, а мне зачем-то вдруг вздумалось, пусть кратко, на бегу, но пересказывать их безудержно гадостную правду бытия нашего.
Какую?
Да всё ту же, открыто без всякой мишуры озвученную в начале семидесятых прошлого столетия для лучшей «усвояемости», что ли, нашему поколению, шакалом Табаки в мультфильме Романа Давыдова 1973 года «Маугли», снятого по «Книге Джунглей» Редьярда Киплинга:
«Каждый сам за себя! Вот закон Джунглей. Каждый сам за себя».
И что тут непонятного?
Всё понятно, – не правда ли? – ничего не добавишь и не убавишь.
Но это ли действительно мечта автора-рентгена?
Не знаю! Думаю, нет.
Но, всё-таки, почему он не идёт дальше, оставив мерзость в полном торжестве своего деяния? Почему не разоблачает и не показывает неминуемый итог? Он же гений! А как же быть с ИСТИНОЙ: «… каждому будет по делам его»? Почему талант пасует перед этой простой формулой.
Иногда, читая подобные сверхталантливые вскрывающие пороки человека творения, мне кажется, что поиск в себе потаённых дьявольских пакостей и есть мечта достигшего полного почти божественного совершенства автора. А это крайне прискорбно.
Ну, где тут, в пьесе, сомнение, в чем поиск автора, его мечта, и к чему, черт возьми, Александр Николаевич зовёт своего читателя-почитателя?
Вот именно – ни к чему.
Проблема им вскрыта – цель достигнута. Что ещё? При этом, чем гадостней от этой вскрытой проблемы в душе у присутствующих, тем сильней признается его мастерство у других признанных разрушителей любого социума во имя более светлого, как им думается, будущего. Но разрушение само по себе - это Тьма! Созидание – Свет, и в ком Он или хотя бы в чем он в пьесе, не пожелавшей даже б задуматься над вопросом несостоятельности мерзавца-победителя.
Правильно: а зачем над этим задумываться? Тут нет проблемы, нечего рушить, не за что бороться: зло – оно и есть зло!
А созидание, создание чего-то нового, великого, прекрасного, поиск новых идей и в построении справедливости?
Ну, что вы, братцы, это же скучно. Над этим, пусть – выражаясь словами некоторых моих любимых поэтов – размышляет посредственность, бесталантливость, коих среди нас с вами подавляющее большинство, что естественно, само по себе. Вы сами что-нибудь создайте, а мы уж тогда это откритикуем как надо, вскроем, так сказать, гнойники человеческого неразумения.
Вот уж, поистине: гениальность – это край, а край – это слепота.
И как результат, читая отзывы современников Александра Николаевича на его великолепную пьесу, лично мне всех ближе оказываются не восторженные высказывания великих Ивана Александровича Гончарова, Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого, а малоизвестного государственного цензора М. А. Гедеонова, написавшего, что: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха, отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». А от себя добавлю для каждого по-настоящему русского в душе человека, ведь там действительно нет ни одного положительного героя, ни одной стоящей для приятия мысли автора. Прочитай сам.
И ещё: спасибо Исааку Романовичу, режиссеру-постановщику просмотренного нами 14.12.2018 спектакля, где одним лишь штрихом – разбил под занавесь вдребезги огромную хрустальную люстру новообразованной семьи Подхолюзина, – он сделал всю скучную работу за автора пьесы, поставив жирную точку в искомой ИСТИНЕ: «…и каждому будет по делам его!».
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и совместный просмотр спектакля, а ещё своего неизвестного мне, но, безусловно, замечательного неравнодушного товарища-оппонента «минуса» неизменно отмечающего наиболее яркие записки своим прочтением и эмоцией.
09.12.2018г.