22 Фев 2020
Непростые вопросы по книге "Неслучайные странности"
1. Назовите главные темы сборника?

Не так давно у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в книге «Мои мысли, воспоминания» мне довелось подсмотреть удивительную мысль: «Время – это форма (по-видимому, одна из форм) существования. И можно точно сказать, зачем нужна эта форма. Все убегающее от нас будущее необходимо для сохранения за нами свободы выбора, свободы воли, существующих одновременно с полной Божьей волей, без которой ни один волос не упадет с головы нашей. Время – не обман, заставляющий нас отвечать перед Богом и совестью за свои поступки, которые на самом деле мы не можем отменить, изменить, как-то повлиять на своё поведение. Время – эта одна из форм реальности, позволяющая нам быть в ограниченной степени свободными. Однако совмещение нашей ограниченной воли с волей Божьей, как я уже сказал, - это одна из тайн синергии. Наше неведение противостоит всеведению Бога, но отнюдь не равняется ему по значению. Но если бы мы всё знали – мы не могли бы владеть собою».
Наш, в принципе, современник – академик-ученый на все время! – самой атеистической на тот момент страны мира вдруг заявляет, что время – это одна из форм реальности… Жизни.
Получается, что есть и другая форма реальности, существования.
Какая?
Но не это главное. Здесь важно другое: великий ученый считает, что Время – есть величина неабсолютная в различных реальностях, а относительная «…позволяющая нам быть в ограниченной степени свободными…» на отпущенном нам на ней отрезке. И свобода эта заключается в нашем Выборе нашего понимания Добра и Зла на каждом временном отрезке и каждой реальности постигшей нас, даже виртуальной, о реальности которой сегодня не понимает разве что младенец или… глубокий старец.
Вот, пожалуй, этот поиск своего Выбора, точнее определения Добра… – во всех временных и даже вневременных реальностях, существующих не по нашей воле, как бы мы к этому не относились! – и есть, думаю, главная объединяющая нить пяти неслучайных странностей книги, куда нас забрасывает расшалившаяся фантазия длиной в Мысль.

2. К каким жанрам Вы обращались, создавая свои рассказы? Чем обусловлен выбор?

Честно говоря, я не очень-то задумываюсь, к какому жанру обращаюсь при написании тех или иных своих рассказов. Обычно, просто догоняю разбушевавшуюся вдруг саднящую Мысль. Вот и здесь она, однажды вдруг поверив нашему, несомненно, актуальнейшему сегодня современнику-академику в том, что Время одна из многих форм существования, вдруг рванула не просто каким-то фантазийным, а глубоко философским и даже, может быть, научным образом, анализируя и сопоставляя имеемые у неё факты, вперед по временному вектору...
(И на том спасибо, что не понеслась вслед за Рэем Брэдбери по временному пространству, к примеру, на Марс, Венеру, Юпитер).
…Вот так и получилось, что первая странность залетела в семидесятые годы, пройдя по моим мальчишкам и девчонкам семидесятых. Вторая – рассказала целую уйму во многом реальных историй на промежутке трех веков нескольких семей новгородской глубинки, ставших волей случая известных мне, и лишь чуть-чуть забралась в наше недалёкое и вполне прогнозируемое будущее. Третья и четвертая странности – это вообще простое наблюдение за странностью движения временных форм бытия в некоторых точках материи (земли-матушки), по крайней мере, в головах наших, что очень необычно и безумно интересно. Ну, а пятое, давнишнее размышление, преследующее ни одно десятилетие, над некогда услышанной интерпретацией теории эволюции Дарвина, в которой венцом развития явился вовсе не человек, а некий «Лучистый разум», сплетённое со случайно подсмотренной мыслью, кажется, самого гения Эйнштейна о том, что «…если божественное начало отвергается наукой, значит знаний не достаточно».
Ну, какой во всем этом может быть жанр?
Только один – простое повествование неслучайных мыслей на случайно пойманную тему в имеемой точке реальности, куда их вдруг занесло, который мне почему-то захотелось назвать так: страшно-философские искания длиной в Мысль!
Ну, а если серьезно, использую все жанры, которые вижу и читаю, в том числе и утопию и антиутопию («Мы» и «1984»), стихосложение, публицистику, деловой и нормативно-бюрократический язык, иногда даже живопись, позволяющие нарисовать иллюстрацию для несовершенного текста. Это, кстати, не менее интересно, чем просто катиться вдогонку за мыслями. В картинах есть та же искра, что и в настоящей поэзии: непредсказуемость для самого автора!

3. Можете дать определение понятиям Добро и Зло применительно к реальному миру?

После выхода книги, думаю, что могу, хотя конечно это слишком самонадеянно: «…кто …безгрешен, пусть первый бросит в меня камень!» (по памяти). Но, давайте порассуждаем!
Начнем со Зла.
Во все времена, да и, пожалуй, и у всех народов Мира самым большим и непримиримым злом считается ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Так, к примеру, павший ангел стал олицетворением этого зла для всего человечества, предав однажды своего Создателя, не согласившись с сотворением Тем помимо ангелов и человека.
Во всяком случае, так начинается летопись появления Зла на земле в Вечных Книгах.
Но почему ж тогда Всемогущий Бог, не уничтожает дьявола, хотя это Ему, безусловно, по силам, а лишь уравновесил его четырьмя архангелами.
Но оставим библейские истории в покое, не мне рассуждать о них.
Так вот, по-моему, не всякое предательство Зло. Уверен, каждый из нас может отречься… лично от себя, предав своё собственное естество (достоинство и даже честь) во имя чего-то или лучше кого-то более важного, чем он сам. И это не будет Злом в случае, если это предательство ведет к продолжению, укреплению, процветанию Жизни в целом. Это – самопожертвование! Всё, как у братьев Стругацких в «Пикнике на обочине»: «…пусть будет счастье для всех, бесплатно, и никто не уйдёт обиженным» (по памяти).
Итак: всё, что направлено на приумножение человеческой жизни – есть Добро, а на её уничтожение, причем уничтожение любой, даже кажущейся кому-то вредоносной формы, – Зло.
Во всяком случае, так видится это сейчас.
Посмотрим, что на это скажет наша форма реальности Время в других… форматах Жизни.
Много сложней, когда приходится жертвовать чем-то или кем-то, не принадлежащим лично тебе, но это другая, неличностная общественная и даже может когда-нибудь станет общечеловеческая философия, здесь не стану рассуждать о ней, хотя и в ней, уверен, приоритеты будут те же.

4. В чем, как Вы считаете, ключ к спасению человечества, чтобы оно не оказалось в утопично-антиутопичном будущем, как нарисовано в одном из рассказов на страницах книги «неслучайные странности?

А в этом и есть «Ключ» нашего спасения:
Во-первых, в осознании нашего истинного предназначения («…человеку нужен человек…» для полноценной жизни и любви во имя продолжения этой Жизни) и, одновременно, нашего постоянного искушения (стремление к получению «максимальных впечатлений» от преодоления, разрушения, всего того, что было до нас);
А, во-вторых, в достижении баланса между ними (предназначением и искушением) в личностном и общечеловеческом плане.

5. Давайте немного пофантазируем, тем более что чтение книги очень этому способствует. Представьте, что подобно герою «первой странности» Вы перенеслись в собственное прошлое. Решились бы Вы что-то исправлять или оставили всё как есть? Если не секрет, что бы Вы хотели сделать иначе?

Безусловно, мне, как и любому из нас захотелось бы предотвратить, предупредить всех-всех-всех об их предстоящей роковой неизбежности, которая волей случая «странности» стала известна мне, что, кстати, и делает увлекаемый временной петлёй личного предназначения в ней «мой герой» в первой странности книги. Если внимательно прочитать её, он таки необъяснимым для себя образом вмешивается в ход своей Судьбы, точней раскрывает некоторые глубоко скрытые от него уголки собственной памяти, которая, будьте уверены, ещё много чего предъявит ему (герою) от той встречи на страницах будущих книг в Вашем издательстве.

6. Условно «Неслучайные странности» можно назвать продолжением «Секретов нашего двора»?

Конечно!
Как и «Курсантские байки» и «Антилопа», уже изданные в рукописях в Вашем издательстве (обязательно передам Вам их на коррекцию и редакцию, вот только выберу форму, как это лучше сделать).
По сути «Неслучайные странности» – это завершающая книга-путешествие мыслей по временной плоскости… моего срока:
«Забытые диалоги…» (рукописи на проза.ру) – пятидесятые-шестидесятые годы и не только;
«Секреты…» – семидесятые годы;
«Курсантские байки…» – начало восьмидесятых»,
«Антилопа» – конец восьмидесятых;
«Феликс» (пишу теперь) – девяностые и двухтысячные;
«Удивления…», «Неумелые записки» и «Пересказки…» – десятые годы и настоящее;
«Странности» – обобщающий материал, уходящий в бесконечность, о которой осталось дописать лишь эпилог, который, в принципе оставшись незаметным, уже сжат в восемь строк очень сложной рифмованной формы, называемой у знатоков поэзии «квадратом».

7. Та книга рассчитана на детей школьного возраста. А что насчет новинки? Поймут ли её дети или читать её рассказы лучше родителям? Люди, с каким психотипом и менталитетом поймут и примут то, что Вы хотели до них донести?

Мне, кажется, уже доводилось писать, что «Секреты нашего двора» хотя и рассказывает о детях в основном десятилетнего возраста, но обращалась-то больше к сегодняшним родителям… сегодняшних школьников, рассказывая им жизни их родителей в семидесятые годы, потому как у них, на мой взгляд, безвременье девяностых украло их настоящее детство. Они не читали того, что читали мы в семидесятые, они не горели тем, чем горели мы. Им лишь досталось ослепление моего поколения искушением «разрушать», о чем писал выше. И вот теперь весы Времени, кажется, качнулись в сторону предназначения созидать Жизнь, на это и направлена была та книга, попутно увлекая в нашу увлеченность новое поднимающееся поколения десятых годов, которое, уверяю всех, много интересней нас вами.
Так вот «Неслучайные странности», как это ни удивительно, уже точно не нам с вами, а им сегодняшним подрастающим малышам: коротко и ясно раскрывающие Суть временной нити длиной в одну неравнодушную мысль. Там ведь на самом деле для них, закалённых отсутствием философских догм и правил вседозволенности, всё очень доходчиво и просто говорится о том, «…что такое хорошо и что такое плохо». Будьте уверены, они-то быстро это поймут, много быстрее нас, ибо их созидание Жизни полностью совпадет с вектором отвержения нашего наследия разрушения девяностых.
Но пока, безусловно, первыми читателями книги станете Вы, рожденные в девяностые, пока ещё молодые и преобразующие, да и первые выводы по книге делать Вам. Но не стремлюсь быть понятым здесь, стремлюсь быть просто услышанным, что бы, говоря словами Николая Островского, «…не было потом мучительно больно…» за недосказанность и, вслед за Рей Брэдбери шепнуть Миру, когда придёт на то время… напоследок: «Я не пытаюсь предсказать будущее – я пытаюсь его предотвратить».

8. Оба сборника вышли по гранту «Новые имена». Откуда Вы узнали о программе?

Из группы «Союз писателей» в «Контакте» и на страницах сайта Вашего замечательного Издательства, где зарегистрировался и публикую свои черновики около трех лет назад.

9. Трудно было решиться в первый раз подать заявку? В чем заключались Ваши сомнения и страхи на тот момент? Оправдались ли они?

Пожалуй, трудно.
Ну, это скорей всего связано с моим основным родом деятельности, весьма далёким от сочинительства. А ещё, безусловно, с полным отсутствием знаний в области издания книг, да и, пожалуй, правильной работы с художественным текстом. Ведь наличие богатого воображения и приличного жизненного опыта, хотя и важная, но лишь маленькая частичка в доведении своих откровений до читателей.

10. Нужны ли консультации с редактором и корректором или вы считаете, что без них можно обойтись?

Безусловно, нужны.
Они – профессиональные проводники в мир литературы слепцов писателей, одержимых необлеченной в броню переплёта своей голой идей.

11. Какие чувства Вы испытываете, когда держите в руках готовую книгу? Стоит ли это тех усилий, которые приходится затратить сперва на написание историй, а потом на их публикацию?

Как и в прошлый раз, прежде всего глубокого высвобождения от непосильной ноши некого сокровенного «знания», которое как-то неожиданно вдруг обрушилась на голову.
Теперь оно уже не моё!
Оно в надежных руках читателей и, конечно, её творцов – всего замечательного коллектива Издательства «Союза писателей», работающего над выходом этой книги!
Теперь в ней, как, кстати, и сказано в повести «Потерянная тетрадь», есть и Ваши, господа-товарищи, мысли, а скоро к ним добавятся мысли её будущих читателей. А значит, она будет жить уже совершенно своей не зависящей от нас всех жизнью.
Удачи ей в этом Пути!
Это ли не созидание Жизни?
А значит и мы с Вами положили свой кирпичик в своё истинное предназначение, в Добро.
Ради этого стоит затратить любые усилия!

31.01.2020г.

http://planeta-knig.ru/nesluchaynye-strannosti-valeriy-yekimov/
Публицистика / 693 / Ekvalpe / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов