Музейные истории
|
|
Адела_Василой | Дата: Среда, 16 Окт 2013, 02:00 | Сообщение # 26 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
| Очень красивая скульптура! Кардинал явно прогадал... :))
Поэзия - это состояние души.
|
|
| |
Адела_Василой | Дата: Среда, 16 Окт 2013, 02:28 | Сообщение # 27 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
| Цитата talassa ( ) А вот похожесть на Пушкина уже запечатлена в русской литературе. У Михаила Осоргина. Да вот, пожалуйста, почитайте -http://ruslit.com.ua/russian....page=25 Спасибо за ссылку, Никита! Засечательный рассказ! :))
Поэзия - это состояние души.
|
|
| |
talassa | Дата: Среда, 16 Окт 2013, 20:40 | Сообщение # 28 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Спасибо, Адела!
Обычно современники не могут оценить уровень произведения - будь то скульптура, картина, или стихотворение.
Я люблю Осоргина. Это настоящая проза, которой в наше время - днем с огнем...
Никита Брагин
|
|
| |
Адела_Василой | Дата: Вторник, 22 Окт 2013, 22:35 | Сообщение # 29 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
| Цитата talassa ( ) Это настоящая проза, которой в наше время - днем с огнем...
Да, это правда... потому и не особо тянет её читать. Но по Вашей рекомендации знаю, что не ошибусь. Спасибо, Никита!
Поэзия - это состояние души.
|
|
| |
talassa | Дата: Понедельник, 28 Окт 2013, 20:47 | Сообщение # 30 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Гармония в абстракции
Посмотрите на это изображение. На правда ли, напоминает произведение авангардного художника ХХ века? Да, тем более, что это действительно произведение живописи. Но только есть в нем нечто, отличающее его от моря абстрактного искусства Европы и Америки, да и других стран (благодаря глобализации и интернационализации абстракционизм проник во все уголки мира, как верлибр). Это нечто трудно определимо. Суть его заключается в спокойствии, излучаемой этой картиной, каком-то чувстве удовлетворенности, покоя. И главное – гармоничности – как живописной гаммы, так и рисунка, неназойливая геометричность которого заставляет вспомнить старинные народные орнаменты, или узоры древних античных ваз (геометрического стиля, разумеется). Все объясняется просто – это действительно абстракционистская картина, но не кисти современного цивилизованного европейца, или американца, или иного по крови и цвету кожи обитателя бетонно-стеклянных джунглей. Это работа австралийца-аборигена, одна из многих, рядовая, в общем-то работа, как, например, какой-нибудь не для музеев и богачей, а для себя сотканный дагестанский ковер, или елецкий кружевной подзор, или хлебная доска с мезенской красно-медовой росписью. Перед вами произведение народного искусства, и только этим объясняется его гармоничность и естественность, в отличие от выдуманности и даже вымученности абстракционизма профессиональных художников… Картины австралийцев интересны еще и своим символизмом – в их причудливых узорах то и дело угадываются живые существа, растения, люди. Особенность видения мира австралийским художником – так называемый dreaming, понимаемый как духовная реальность, живущая в самой обычной жизни. Эту картину, и еще множество подобных, выполненных в той же манере, мне посчастливилось увидеть в Париже, в этнографическом музее на набережной Бранли.
Никита Брагин
Сообщение отредактировал talassa - Вторник, 29 Окт 2013, 11:15 |
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 12 Ноя 2013, 16:05 | Сообщение # 31 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Битва Поста и Масленицы
Довелось мне однажды побывать в Вене, и там я, разумеется, посетил Музей Изящных Искусств, прежде всего ради любимого мной Питера Брейгеля Старшего. Эпизод одного из многочисленных полотен мастера оказался столь примечателен, и вызвал столько воспоминаний, что не могу промолчать. Дело в том, что шутовское сражение, изображенное на картине «Битва Поста и Масленицы», известно в литературе, причем появилось оно на бумаге гораздо раньше, чем на холсте – в XIV веке, в поэме испанского архипресвитера Хуана Руиса «Повесть благой любви». Картина Питера Брейгеля Старшего оказывается иллюстрацией к соответствующим местам поэмы!
Судите сами – Четыредесятница (Пост) вызывает на бой Мясоеда (Масленицу) –
«Я, донья Четыредесятница, та, в чьей охране Нуждаются души, чьей воды покорствуют длани, Тебе, Мясоед ненасытный, шлю вызов заране: Предел положу я чреде твоих гнусных деяний» (здесь и далее пер. М.А. Донского)
И Мясоед, напуганный вызовом, собирает свои войска – «Затем арбалетчики встали в шеренгу, стрелки: Копченые ребрышки, вяленые полотки, Бараньи лопатки и жареные индюки, Их залп сокрушительный выдержать – не пустяки… Явился дон Окорок, с ним его шустрые шкварки, Они прихватили для рыболюбивой сударки Скоромные, сальные, скажем точнее, подарки…»
Битва, однако, кончается полным поражением дона Мясоеда, ибо наступает великий Пост:
«а постное воинство время не тратит, не ждет, оно устремилось в атаку под крики “вперед!”. Был первым порей белоглавый: вонзился с налету Он в глотку врага Мясоеда и вызвал харкоту; ликует Воительница: все идет по расчету,… сардинка соленая тут подскочила бочком и жирную курочку как саданет плавником; а дон Мясоед от расстройства теряет шелом ”.
Вот такая веселая карнавальная сцена описана средневековым испанским священником Хуаном Руисом и воспроизведена Питером Брейгелем Старшим.
Никита Брагин
Сообщение отредактировал talassa - Четверг, 14 Ноя 2013, 15:54 |
|
| |
samusenkogalina | Дата: Четверг, 21 Ноя 2013, 20:55 | Сообщение # 32 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2932
Награды: 122
Репутация: 165
Статус:
| Никита, Вы так интересно обо всём рассказываете, захожу уже не первый раз и читаю всегда с неизменным удовольствием. Спасибо!
Мои куклы и живопись. Приглашаю. Моя авторская библиотека. Союзники IX моя страничка Мои сонеты. Коломенский текст Жили-были куклы Моя копилка на издание книги.
|
|
| |
talassa | Дата: Среда, 15 Янв 2014, 09:17 | Сообщение # 33 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Спасибо, Галина! Я давно не продолжал эти очерки. все времени не было. Но сейчас исправлюсь.
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Среда, 15 Янв 2014, 09:23 | Сообщение # 34 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Меч апостола Петра Во всех четырех Евангелиях, в рассказе о поцелуе Иуды и пленении Иисуса в Гефсиманском саду подчиненными синедриона, повторяется один и тот же эпизод – апостолы попытались оказать сопротивление, и один из них, ударив мечом раба первосвященника, отрубил ему ухо. Но лишь в Евангелии от Иоанна сказано, кто был защищавший Христа. Это был апостол Петр. Иоанна. 18, 10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? В других Евангелиях есть и дополнительные подробности, например, Лука рассказывает, что Иисус тут же исцелил Малха, а Матфей приводит слова Иисуса: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Но, при различиях в деталях, везде одна и та же история. В изобразительном искусстве многократно воспроизводились различные эпизоды из Священного Писания. Не стал исключением и меч апостола Петра. В большинстве случаев он изображен достаточно реалистично, но недавно мне пришлось увидеть совершенно уникальную живописную работу. Это картина Уголино ди Нерио «Поцелуй Иуды», находящаяся в собрании Лондонской Национальной галереи. Уголино ди Нерио – художник из Сиены, ученик и последователь знаменитого мастера Дуччо ди Буонинсенья, родился предположительно в 1280 году, работал в первой половине XIV века, умер либо во время великой чумы 1349 года, либо ранее. Картины Уголино ди Нерио хранятся во многих ведущих музеях мира. Только в России его работ нет. Вот деталь картины. Посмотрите – что держит в руке апостол Петр? Ну, совершенно не похоже на меч это «орудие». Отчетливо вижу опасную бритву – с тонкой рукояткой, относительно широким лезвием и характерно округленным концом. И апостол Петр скорее не бьет ей Малха, а режет ему ухо… Художник эпохи, переходной от Средневековья к Возрождению стремился показать «невоинственность» апостола, малость его оружия, стремясь подчеркнуть этим смиренность и богоугодность Св. Петра даже в эпизоде кровопролития. Но современное восприятие трудно смиряется с этим – слишком жесток и страшен прошедший ХХ век. Да и наше время не отличается смиренностью. И режущая бритва вызывает жуткие ассоциации, которых не мог и подозревать древний мастер Уголино ди Нерио.
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Пятница, 07 Фев 2014, 09:49 | Сообщение # 35 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Бегемотики
Вот этот небольшой странный череп с нижней челюстью, из которой торчат неожиданно крупные зубы, хранится в Археологическом музее города Лимасол (Кипр). Меня как палеонтолога, всегда интересуют подобные редкости. Что это за странный зверь такой, размером с кабанчика, да и с зубами, похожими на кабаньи? А близкий родственник свиней, гиппопотам. Только не большой африканский, а карликовый бегемот. Еще его называют кипрским карликовым бегемотом, в отличие от родственных форм, живших на Крите и Мальте. Кипрский карликовый бегемот давно вымер – около 9000 лет назад, и был описан по ископаемым остаткам. Его научное название - Hippopotamus minor Demarest, 1822. Он относится к тому же роду Hippopotamus, что и современный большой африканский бегемот. Как же возник, и почему вымер карликовый бегемот? Предполагают, что острова Средиземного моря (Кипр, Крит, Сицилия, Мальта) имели в геологическом прошлом связь с Африканским континентом, и тогда туда могли проникнуть типичные животные Африки. Но потом острова отделились от континента, и бегемоты оказались на небольших изолированных территориях, вследствие чего измельчали. Правда, кипрский бегемот весил все равно порядочно – около 200 кг, но с большим африканским ему, конечно, нельзя было сравниться. И жили эти бегемотики на острове, который не был заселен крупными и опасными хищниками. Главное – не было самого страшного хищника – человека. Ни питекантропы, ни неандертальцы на Кипр попасть не могли. Море служило хорошей защитой. Лишь человек эпохи неолита, научившийся плавать по рекам и морям на лодках и плотах, смог преодолеть морские проливы и появился на Кипре около 10000-9000 лет назад. И очень вероятно, что именно появление человека привело к скорому вымиранию карликовых бегемотов. И не только их. Были еще на Кипре и карликовые слоны – рослому мужчине до пояса… Вот такая идиллия, которой, увы, больше нет. Может быть, люди охотились на этих зверей, может быть, лишили их пропитания, разведя свой скот – тут можно гадать и гадать. Один факт непреложен – исчезновение кипрских карликовых бегемотов и слонов совпадает по времени с появлением человека. Впрочем, в Африке, кроме классического гиппопотама, ныне еще существуют свои карликовые бегемоты. Но они не родственны кипрским, и относятся к другому биологическому роду. Одно у них общее – современные карликовые бегемоты под угрозой вымирания…
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Четверг, 30 Апр 2015, 10:48 | Сообщение # 36 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Частный музей русской иконы в Москве
Часто в наше время приходится слышать, или читать длинные монологи о тяжком положении русской культуры, о бедственной ситуации с музеями, филармониями, литературными журналами. Обычно при этом звучит характерное риторическое восклицание – где же современные меценаты, где люди, способные повторить дела Мамонтова, или Дягилева? Где те, кто свои капиталы использует не на покупку британского футбольного клуба, или очередную яхту размером с большой противолодочный корабль, а на поддержку и спасение сокровищ национальной культуры? А они здесь. Они, в общем-то, рядом с нами, и занимаются делом. Только мы их почему-то не замечаем, то ли увлекшись обличительной риторикой, то ли потому, что мы сами «ленивы, и не любопытны». Не замечает их журналистика. Не было о них передач на ТВ (а если и были, то как-то незаметно прошли). Не видно рекламы их начинаний в метро, или еще где на щитах среди московских проспектов. И потому, в меру своих невеликих возможностей, хочу рассказать об одном из таких людей, создавшем в наше время прекрасный частный музей в Москве. Я люблю Москву. Этот город много и несправедливо ругают, обычно не зная его, не видя его красоты и оценивая его с помощью полубессознательных впечатлений от вокзалов, метро, пробок, гастарбайтеров и тому подобного. Я, как мне хочется надеяться, знаю Москву. Но недавно этот город преподнес мне удивительный сюрприз. Я отправился в свободное время на Таганку, прошел от метро к любимому миниатюрному храму Успения Пресвятой Богородицы в Гончарной Слободе с изразцами работы Степана Полубеса, а оттуда по Гончарной улице в сторону высотки на Котельнической. На этой улице есть комплекс храма Никиты Великомученика. Подойдя к нему, я с удивлением увидел на противоположной храму стороне улицы большую вывеску – Музей русской иконы. Конечно, я сразу туда зашел. Оказалось, что сюрпризы только начинаются. Музей оказался бесплатным и… почти пустым. А ведь в нем около 10 залов на трех этажах, но я увидел всего несколько посетителей. Удивила еще и роскошная отделка музея – мрамор, дерево, кожаные диваны, все с иголочки. Трудно представить себе, какие огромные средства ушли на это. Но главное – коллекция. Она велика, и для ее обстоятельного осмотра надо от двух до трех часов. В наше время большинство сокровищ русской иконописи находятся либо в крупных музеях, либо в давно собранных частных коллекциях, и мировые музеи, пытающиеся с нуля создать русские отделы, оказываются в нелегком положении – в этом я убедился, когда в начале 2013 года посмотрел коллекции русского искусства в Лувре и Пти-Пале. Однако собрание нового московского музея не просто велико, но содержит много прекрасных икон большой художественной ценности, а также много редких образцов. Кроме того, в музее представлено не только русское искусство. Пройдем по его залам. Первый же из них поразителен, уникален и в хорошем смысле слова экзотичен. Он посвящен христианскому искусству Эфиопии, далекой и загадочной страны. Когда-то русские ее называли Абиссинией, оттуда был родом крестник Петра Великого Ибрагим, по этой стране путешествовал Николай Гумилев, и русскому сердцу не чужда эта культура. Эфиопы – христиане-монофизиты, как армяне, их духовность понятна нам, при всей своей необычности. Первое, что видишь – множество крестов из серебра, реже бронзы, своей изысканной формой напоминающих ключи. Хочется видеть в этом символику (ключей от рая). Но не берусь судить. Масса каменных фигурок царя Эзаны (утвердившего христианство в IV веке), несущих какие-то отзвуки древневосточного, или древнеегипетского искусства. И – складни на дереве, иконы на ткани. Живопись на дереве, на шкуре антилопы. Большая картина на шкуре с изображением победы эфиопов над итальянцами – то, что мы сейчас причислили бы к «наивному искусству» по исполнению, только с изображением смерти. Яйца страусов с росписями на темы Страстей Христовых. Бутылочные тыквы с херувимами… До этого мне пришлось видеть эфиопское искусство в парижском музее Бранли, там я впервые с ним познакомился. Московская коллекция не хуже, и содержит такие экспонаты, каких в Париже я не видел. Оглушенный абиссинскими впечатлениями, я вышел оттуда, вспоминая Гумилева, который некогда сам собирал экспонаты для Этнографического музея в Петербурге:
Есть музей этнографии в городе этом Над широкой, как Нил, многоводной Невой, В час, когда я устану быть только поэтом, Ничего не найду я желанней его.
Я хожу туда трогать дикарские вещи, Что когда-то я сам издалёка привез, Чуять запах их странный, родной и зловещий, Запах ладана, шерсти звериной и роз.
И я вижу, как знойное солнце пылает, Леопард, изогнувшись, ползет на врага, И как в хижине дымной меня поджидает Для веселой охоты мой старый слуга.
Второй зал на первом этаже посвящен русским иконописным школам XIX - начала XX веков, тем самым богомазам, запечатленным в нашей литературе и живописи, и узнаваемым, особенно, когда мы называем Мстёру, Палех, когда мы прослеживаем эту традицию уже в советский период и в наше время. Есть там и несколько старообрядческих икон, написанных по канонам XVI века. Далее лестница ведет на второй этаж, а стены лестничных пролетов украшены фотографиями С.М. Прокудина-Горского (1863-1944), знаменитого мастера художественной фотографии дореволюционной России, и его современного последователя А.В. Нитецкого. Фотографии сами по себе прекрасны – это русские храмы, то плывущие как корабли на фоне нетронутого злом пейзажа, то стоящие монументальными крепостями, то возносящиеся как свечи, в вышину. Третий зал посвящен русским иконам XIV-XVI веков. Здесь есть замечательные экспонаты, особенно многочисленные псковские иконы, превосходный деисусный чин из Ростова Великого, прекрасный Архангел Михаил из Вологды. Есть тут и редкость – Ветхозаветная Троица конца XVI века из Архангельска, исполненная совершенно в ином каноне, непривычном для нас, помнящих классический образ, созданный Андреем Рублевым. На архангельской иконе помимо трех ангелов изображены Авраам и Сарра, прислуживающие посланцам Господа – Авраам ставит на стол чашу, стоя между двумя ангелами, а Сарра, опустившись на колени перед столом, подает еще одну чашу. Более того, между Саррой и зрителем (а, значит, в иконной перспективе ниже Сарры) еще один человек режет теленка. Кто он – Исаак, или один из рабов Авраама? На этот вопрос может ответить только специалист. Такой сюжет мне встречался только раз – в Историческом музее в Москве есть подобная икона, но более поздняя, уже XVII века. Небольшой четвертый зал – реконструкция мастерской иконописца. Далее, в пятом зале – уже XVII век, где внимательный взгляд сразу отметит Богоматерь Одигитрию работы Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты. Но кроме этого есть еще много интересного, например Иоанн Предтеча в пустыне (работы нижегородского мастера). Вокруг фигуры Крестителя настоящий средневековый бестиарий – львы, кони, фантастические звери с ярко-красными, киноварью выписанными головами. Запомнилась мне и икона Николы Можайского, вставленная в резной деревянный складень. Шестой зал посвящен Византии и Греции. Здесь наиболее интересна греческая часть. Иконопись собственно Греции не так хорошо известна русскому зрителю, знакомому больше с византийской традицией. Здесь же есть иконы так называемой критской школы, существовавшей на острове в XV-XVII веках, когда с материковой Греции, завоеванной турками в ходе крушения Византии, уезжали мастера. Крит был под властью Венеции. Наиболее известны многочисленные образы Богоматери критской школы – здесь их несколько, и это хорошие образцы, не хуже виденных мной в музеях Афин, Салоник, Берлина. Критские мастера испытали сильное воздействие культуры Возрождения – и в созданных ими иконах видны одновременно черты греческой Богоматери и итальянской Мадонны. Когда-то мне удалось написать стихотворение о критской иконе, и в нем я попробовал передать этот синтез двух культур –
Иконописец
Иконописец мудрый, не тебе ли Затрепетавшим золотом лучин Сквозь темноту пределов и причин Сияют ликов нежные пастели?
Твои ли губы от любви немели Предчувствием страданий и кончин? Твоя ли слава – иноческий чин И терние монашеской постели?
Но, силой духа поражая страх, Мазки ложатся, тонкие, как листья, Что разбудила дождиком весна.
И Матерь Божья с Чадом на руках Всё явственнее смотрит из-под кисти, Премудростью твоей удивлена…
Еще один уникальный экспонат этого зала – резной двухъярусный иконостас рубежа XVII-XVIII веков, созданный на Ионических островах. С 1960 года этот иконостас находился в доме берлинского издателя Делера, где он был вмонтирован в одну из стен кабинета и приспособлен под библиотеку. А для коллекции московского музея его приобрели в 2009 году. Иконостас барочный, с богатой вызолоченной резьбой. В нижней части иконостаса сохранились две иконы из его первоначального убранства. Одна из них – Три Отрока в пещи огненной. Другая – Моисей перед терновым кустом, выполненная иконописцем, который явно был знаком с рисунком Рафаэля на ту же тему. Седьмой зал посвящен XVIII веку в России. Для этой эпохи свойственны процессы обмирщения церковного искусства. Образы постепенно утрачивают духовность прежних времен, приобретают нехарактерную дотоле книжность. Отмечу уникальные иконы Праматери Евы и Праотца Авеля из Великого Устюга, которые трудно было бы представить в более ранних веках. Необычна икона Чудеса Богоматери из книги «Руно орошенное», где образ окружен пространным текстом в многочисленных овальных медальонах. Очень интересен восьмой зал, где представлено видение русской архитектуры в иконе. В основном тут образцы XVIII-XIX веков. Это прежде всего иконы святых – основателей монастырей. Среди них есть как общеизвестные (Нил Столобенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Савва Сторожевский, Сергий и Герман Валаамские), так и местные (Феодосий Тотемский, Иннокентий Иркутский, Александр Ошевенский). На этих иконах святой (или святые) изображены на фоне основанного ими монастыря, причем архитектура монастырей не выписана с натуры, а воспроизведена, или даже создана фантазией иконописца, и сильно отличается от реальной (в чем можно убедиться, вернувшись к фотографиям Прокудина-Горского). Иногда встречаются удивительные архитектурные композиции с множествами сложных вертикалей, усложненных барочными элементами. Кроме этого, здесь есть редкие архитектурные образы. Например, на иконе Убиение царевича Димитрия можно увидеть высокую башню с шатром наподобие кремлевского, перед которой совершается злодеяние. А на клеймах иконы Богоматери Тихвинской передано сказание об этой чудотворной иконе – деревянный храм, в котором была икона, пожар этого храма, новый каменный храм. Девятый зал - XIX век. Здесь тоже есть свои сокровища. Я отметил две редкие иконы. Первая – огромное Вознесение Христово со Страстями, двунадесятыми праздниками, избранными святыми, годовой минеей и чудотворными иконами Богоматери. Всего здесь несколько сотен изображений, выполненных как миниатюры. А вторая – старообрядческий Страшный Суд из Новгородской области. Маленькая икона (40 Х 50 см) написана в стиле больших средневековых храмовых икон во всех подробностях, письмом в стиле XVI века, с подробными подписями на боковых полях, сделанными каллиграфически (вероятно, это цитаты из Откровения Иоанна Богослова). И последний, небольшой по площади десятый зал, целиком посвящен старообрядческой культуре. Здесь наиболее интересна реконструкция старообрядческой часовни. Использован подлинный сруб такой часовни XIX века из деревни Бухолово Тверской области, он занимает большую часть зала. Часовня принадлежала одному из толков беспоповского течения, поэтому она отличается от привычной нам современной православной церкви. Иконостас не отделяет основной объем часовни от алтаря, он вплотную придвинут к задней стене, и представляет собой две полки, на которых расставлено множество подлинных старообрядческих икон, выполненных в XIX веке по древним канонам. Иконы находятся в порядке, на верхней полке они образуют деисусный чин. Между полками на стене висит много медных крестов, икон и складней. Перед иконостасом находится аналой с Евангелием, справа от него на клиросе лежит книга с крюковой записью церковного песнопения. Вдоль боковых стен установлены полки – правая мужская и левая женская, на них члены общины садились в течение очень долгой старообрядческой службы, точнее, в те ее периоды, когда это дозволялось. Должен сказать, что мне впервые удалось увидеть столь полную и так любовно восстановленную картину старообрядчества. А теперь пара фактов. Музей основан в 2006 году. А в здании на Гончарной он находится с 2011 года. Все было сделано за очень короткое время, и за очень большие деньги. И все это осуществил предприниматель и меценат Михаил Абрамов. О нем я могу рассказать немного, лишь то, что есть в интернет-ресурсах. Он москвич, в 80-х годах занимался кооперативным предпринимательством, а с 1991 года страховым бизнесом, сейчас он заместитель гендиректора Московской страховой компании. Собиранием икон Михаил Абрамов занимается с начала 2000 годов, но уже успел сделать очень много. Надо отметить, что он не просто собрал коллекцию (как делали и делают многие бизнесмены), но он организовал музей – а, значит, собрал коллектив музейных работников, пригласил экспертов, реставраторов, дал им работу. Добавлю, что он еще смог организовать научную экспедицию специалистов в Эфиопию для пополнения соответствующего отдела музея. И, как говорит сам Михаил Абрамов – «он лишь временный хранитель памятников, на самом деле являющихся достоянием нашего Отечества».
Никита Брагин
|
|
| |