Музейные истории
|
|
talassa | Дата: Суббота, 14 Сен 2013, 22:34 | Сообщение # 1 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Удивительное сходство
Один из берлинских музеев, так называемый Альтес Музеум, полностью посвящен античному искусству. На двух этажах здесь собраны великолепные коллекции древнегреческой и древнеримской скульптуры, фресковой живописи, керамики, мелкой пластики. ювелирных изделий... Я потратил на осмотр этого музея примерно полдня, и мои изыскания принесли, кроме вполне понятного чувства удовлетворения, неожиданную и забавную находку. Осматривая прекрасно сохранившийся мраморный саркофаг (так называемый саркофаг Медеи, относящийся к середине второго века до Р.Х.), я увидел на его торцовой стороне барельефное изображение атлета (или героя), борющегося с двумя разъяренными быками. Сам по себе сюжет барельефа вполне обычен для античного искусства, но дело не в нем, а во внешности героя. Прямой длинный нос, лоб с морщиной, пухлые губы, крепкий волевой подбородок, курчавые волосы, бакенбарды... Впрочем, судите сами, вот фотография. Узнаете? На мой взгляд, несомненный Пушкин, правда, чуток идеализированный в духе Кипренского (как сам Александр Сергеевич заметил, "но это зеркало мне льстит..."). Неважно. Но какой порыв, какое движение, какой восторг... Вспоминаются слова самого поэта:
Есть упоение в бою...
Он весь как божия гроза...
Подробно рассмотрев саркофаг, я увидел там изображения сцен, восходящих к трагедии Еврипида "Медея". А в самом герое узнал Ясона, побеждающего грозных быков царя колхидского Ээта с помощью волшебной мази, которую ему дала Медея. Бакенбарды у Ясона - это просто повреждение барельефа, создавшее такой удивительный эффект. Да, да, и все же...
Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман...
Никита Брагин
Сообщение отредактировал talassa - Суббота, 14 Сен 2013, 22:35 |
|
| |
Galina66 | Дата: Воскресенье, 15 Сен 2013, 10:11 | Сообщение # 2 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1419
Награды: 102
Репутация: 152
Статус:
| Фото старого музея Altes Museum в Берлине (Музей античного искусства)
Галина Безменова Моя страница
|
|
| |
Galina66 | Дата: Воскресенье, 15 Сен 2013, 10:18 | Сообщение # 3 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1419
Награды: 102
Репутация: 152
Статус:
| Сравним. Действительно, Пушкин очень похож на древнегреческого героя Ясона, изображенного на саркофаге Медеи. И время добавило недостающие для сходства бакенбарды. Памяти достойны оба.
Галина Безменова Моя страница
|
|
| |
talassa | Дата: Воскресенье, 15 Сен 2013, 10:45 | Сообщение # 4 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Спасибо, Галина! У меня почему-то не получилось поставить фото так, чтобы оно раскрылось. Почему?
Никита Брагин
|
|
| |
Galina66 | Дата: Воскресенье, 15 Сен 2013, 18:58 | Сообщение # 5 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1419
Награды: 102
Репутация: 152
Статус:
| Никита Юрьевич, надо последним пунктом в графе "прикрепить файл" нажать на запись "вставить в редактор" (Вы её, видимо, не заметили), и картинка появится в окне "новый ответ". Вход в Старый музей: перед его зданием расположена громадная чаша из гранита. Весит это произведение искусства работы Шинкеля 76 тонн, диаметр чаши – 7 метров.
Галина Безменова Моя страница
|
|
| |
talassa | Дата: Понедельник, 16 Сен 2013, 15:21 | Сообщение # 6 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Спасибо, Галина! Теперь у меня получится. Скоро еще выложу.
Никита Брагин
|
|
| |
МарЗ | Дата: Понедельник, 16 Сен 2013, 17:48 | Сообщение # 7 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Цитата (Galina66) Памяти достойны оба. Как интересно!!!))
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
talassa | Дата: Понедельник, 16 Сен 2013, 18:26 | Сообщение # 8 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| То ли еще будет... Пока попробую потренироваться - выставлю Пушкина в роли Ясона целиком, вместе с быками...
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Понедельник, 16 Сен 2013, 18:27 | Сообщение # 9 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| О, как он их...
Никита Брагин
|
|
| |
МарЗ | Дата: Понедельник, 16 Сен 2013, 18:38 | Сообщение # 10 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Цитата (talassa) О, как он их... Это - нечто))) Один бык - поэзия, другой - проза??)) А сам-то - герой)
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 17 Сен 2013, 21:50 | Сообщение # 11 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Да, Марина, действительно. Но теперь от героя перейду совсем к не-герою. Вот он -
Лже-Нерон Знатоки литературы помнят роман Фейхтвангера с таким названием, интересующиеся историей скажут, что смутное время после смерти Нерона ознаменовалось еще и Откровением Иоанна Богослова, Апокалипсисом, в котором отразилось происходившее тогда. Только я немного о другом – об «античном» артефакте, который оказался совсем не античным. Вот этот замечательный экземпляр мне довелось увидеть в музее Фицвиллиам (Кембридж, Англия). Вроде бы действительно профиль Нерона, который, как ему и положено, надменен, спесив, развратен, жесток. Но это не античная работа, хотя приобретена она была как древнегреческая. Вот как это случилось. Томас Холлис (1720-1774), английский философ и любитель искусства, в 1748-1749 годах совершил поездку в Европу, где купил ряд произведений искусства, в частности, несколько полотен Каналетто. В числе его итальянских приобретений был и этот медальон в форме диска с барельефным изображением головы Нерона. Холлиса уверили, что это работа греческого мастера I века, что это одна из сторон осциллума (диска с барельефами на обеих сторонах), что на второй стороне было персонифицированное изображение града Рима (в виде мужского профиля), что эта вторая сторона была отделена (каким образом, неясно) и продана некоему англичанину. В общем, изрядно намудрили продавцы! На самом деле это ремесленная работа XVI века, сделанная по образцу античной монеты, изготовленная в Италии из каррарского мрамора. На время изготовления указывает утрированная любовь к деталям и отделке, преувеличенность характерных черт внешности, и, конечно, манерность исполнения. Иначе нельзя – это Позднее Возрождение. Переход к новому стилю – маньеризму…. Нельзя не подивиться ушлости продавцов этой поделки, сумевших сплести такую историю и запутать молодого англичанина. Впрочем, подобные дела имеют давнюю историю и успешно совершаются и ныне.
Никита Брагин
Сообщение отредактировал talassa - Вторник, 17 Сен 2013, 21:53 |
|
| |
talassa | Дата: Среда, 18 Сен 2013, 20:26 | Сообщение # 12 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Сирена
Кто знает, как выглядели сирены? Да, те самые, мифологические, пение которых смог услышать Одиссей, привязанный к мачте своего корабля? Или давайте точнее сформулируем вопрос. Как древние греки представляли себе сирен? Как они их изображали, и где можно увидеть такие изображения? Ответ – в Греции, в Афинах, в Национальном музее. Среди огромного собрания скульптур встретилась мне и эта. Мрамор, II век до Р.Х., эллинистическая эпоха. Странное, причудливое существо, не вызывающее страха. Скорее жалость испытываешь, глядя на нее… Когтистые птичьи лапы плавно переходят в какие-то уж очень гладкие и округлые, мучительно бесполые бедра. Затем женский торс, грудь, ниспадающие на плечи локоны и странные крыла, словно у средневековых архангелов. И над всем этим – благородное и скорбное женское лицо. Своего рода античная химера, соединение прекрасного и ущербного, может быть, даже уродливого… Откуда эта странная мучительная скорбь? И какие песни должна была петь она, да так петь, чтобы люди бросались и плыли к своей верной смерти, зная, что это – навсегда? И о чем скорбит она? О тех ли, кого губит несбыточным чувством, невозможной мечтой, окрыленной дивным, чарующим пением? Или о себе самой, способной петь, но лишенной любви, неспособной чувствовать ее своим неземным бесплодным телом? И кто сама сирена? Уже не просто хтоническое существо, родившееся из крови и семени Урана вместе с горгонами и гидрой, но что-то большее в трагичности своей, безмерно привлекательное человеку, и безмерно опасное, смертельное для него, и скорбящее о нем, и немыслимое без человека, связанное с ним навсегда невидимой роковой нитью… Не уподобляю ли я Сирену Музе, которая тоже влечет к бесконечному и невозможному, и не отпускает никогда? А, может быть, в этом и заключена истина?
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Четверг, 19 Сен 2013, 11:39 | Сообщение # 13 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Жертвы революции
Великий собор Нотр-Дам-де Пари знают, кажется, все, а в наши либеральные времена немалому числу соотечественников удалось и воочию увидеть, что этот шедевр, о котором они читали у Виктора Гюго, действительно существует. Да, и так же существуют и каменное кружево его порталов, и пурпурно-алые витражи, и сонмы статуй – ангелов, святых, царей, воинов, и устрашающие морды горгулий там, в лазурной вышине… Но, кажется, не все знают, что в годы революции 1789-1794 собор был разграблен и осквернен, и что все великолепие скульптур его западного портала было варварски уничтожено. Санкюлоты стремились уничтожить все изображения королей – а коль скоро на портале собора стоят статуи библейских (ветхозаветных) царей Израильских и Иудейских – то и их туда же. А как же нынешнее скульптурное великолепие Нотр-Дама? Это воссоздание XIX века, которое выполнил Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (1814-1879), архитектор, реставратор, искусствовед, военный инженер, а главное – талантливый человек и патриот. Многие замечательные памятники Франции в первой половине XIX века пришли в полное запустение. К счастью, тогда было кому защитить культуру. Дело начали Проспер Мериме и Виктор Гюго - своими обращениями. А Виолле-ле-Дюк в течение десятилетий восстанавливал, и не только Парижский Нотр-Дам. но и соборы Сен-Дени, Амьена и многие другие. Вот он-то и есть автор тех статуй и химер собора, которыми ныне любуются туристы. А что же стало с настоящими скульптурами? Они бы никогда не вернулись к нам, если бы не счастливая случайность. В 70-х годах во время рутинных земляных работ при прокладке коммуникаций были обнаружены многочисленные фрагменты каменных скульптур XIII века – тех самых, что были сброшены и разбиты во время революции. Теперь эти фрагменты можно увидеть в парижском музее Клюни – музее Средних Веков. Вот некоторые из них.
Никита Брагин
|
|
| |
Коровьев | Дата: Пятница, 20 Сен 2013, 10:51 | Сообщение # 14 |
Член жюри
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 203
Награды: 2
Репутация: 0
Статус:
| Да, досталось царям... Печальное зрелище...
Сообщение отредактировал Коровьев - Пятница, 20 Сен 2013, 10:53 |
|
| |
talassa | Дата: Пятница, 20 Сен 2013, 10:55 | Сообщение # 15 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Талант
Скажите, многим ли доводилось видеть талант? Воочию видеть? А – потрогать, взять в руку, поднять? Скажете – разве это возможно? Ну, смотря, что понимать под словом «талант». Или, еще лучше, если сразу обратиться к первоначальному смыслу этого, так всем знакомого слова. Итак, талант изначально мера веса, а также стоимости. Само греческое слово «талантос» означало в древности «весы», или «груз». Но в разные эпохи масса таланта была разной. В эпоху Гомера (VIII век до Р.Х.) талант равнялся 16,8 кг, позднее, в эпоху Солона (VI век до Р.Х.) достигал 35 кг, а при Александре Великом (IV век до Р.Х.) равнялся приблизительно 26 кг. Таланты отливались в виде слитков различной формы. Некоторые сохранившиеся можно видеть в музеях. Чаще всего это плоские медные или бронзовые слитки треугольной, или трапециевидной формы. Но бывают и более оригинальные. Вот этот прекрасно сохранившийся медный талант экспонируется в персидском отделе Лувра. Форма его узнаваема – это кость, игральная бабка. Сверху ручка, чтобы поднимать и нести, а на гладкой поверхности слитка хорошо видны угловатые греческие буквы. У этого таланта интересная история. Отлит он был в конце VI – начале V веков до Р.Х. в городе Милете, который был одним из наиболее известных и богатых греческих городов Малой Азии. Именно с Милета начались знаменитые греко-персидские войны. Правитель Милета Аристагор в 499 году до Р.Х. поднял восстание против персов. Первоначально греки добились некоторых успехов. Но в 494 году армия персов взяла штурмом Милет. Во время взятия города жители были обращены в рабство, а городская казна отошла царю Дарию I. Видимо, тогда этот талант в числе прочих трофеев был отправлен в Персию, а через много сотен лет был обнаружен археологами вместе с другими артефактами, среди которых были и восточные (вавилонские и персидские) таланты – в виде медных львов с ручкой на спине. Богата была талантами сокровищница персидского царя…
Никита Брагин
|
|
| |
Galina66 | Дата: Пятница, 20 Сен 2013, 17:25 | Сообщение # 16 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1419
Награды: 102
Репутация: 152
Статус:
| Спасибо, Никита Юрьевич.
Галина Безменова Моя страница
|
|
| |
talassa | Дата: Пятница, 20 Сен 2013, 18:12 | Сообщение # 17 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| И Вам, Галина, спасибо. Сейчас уезжаю на 2 недели. Но перед отъездом еще одну вещицу выставлю. Вот -
Корона Священной Римской Империи Немного сохранилось древних корон. А эта и вообще особенная. Ее еще называют короной Карла Великого. С древних времен и до начала XIX века ей короновались императоры Священной Римской империи, она побывала на головах таких знаменитостей, как Карл IV Люксембург, основатель Пражского университета, Карл V Габсбург, жестокий глава контрреформации, разоритель Рима, и в то же время главный заказчик Тициана, наконец, Рудольф II Габсбург, мистик, чернокнижник и алхимик… Корона эта хранится в императорской сокровищнице, в Вене. Она имеет удивительную восьмигранную форму, и состоит из восьми пластин из высокопробного золота, увенчанных крестом и гребнем. Она очень богато украшена. Крупные самоцветы, изумруды, рубины и сапфиры, среди которых есть камни чистой воды, сочетаются с крупными, большей частью правильно сферическими жемчужинами, которые очень хорошо сохранились, несмотря на почтенный возраст. Камни, конечно, не ограненные, просто шлифованные. На четырех пластинах симметрично расположены превосходные перегородчатые эмали с сюжетами из Ветхого и Нового Завета. Корона эта многократно изображалась художниками. Одно из наиболее известных изображений – «Портрет Карла Великого» работы Альбрехта Дюрера, хранящийся в музее Нюрнберга. Там Карл Великий увенчан этой короной и держит другие регалии: меч и державу. Еще ее можно видеть на бронзовом памятнике Карлу Великому в Париже, рядом с собором Нотр-Дам. Там Карл Великий сидит на коне, на голове его эта корона с гребнем, а коня держат под уздцы два суровых франка. Но, скорее всего, Карл Великий никогда не был увенчан этой короной. Считают, что она была сделана лишь во второй половине Х века для императора Оттона I, или, возможно, для его сына Оттона II. Место изготовления тоже неясно – либо Германия, Райхенау, либо Милан. Но, конечно, все эти вопросы и нерешенные проблемы нисколько не умаляют ценность этой уникальной реликвии.
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Понедельник, 07 Окт 2013, 20:57 | Сообщение # 18 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Три вазы
Вот три китайские вазы из музея Фицвиллиам (Кембридж,Великобритания). Вроде бы, ничего особенного, работы эпохи Цинь, конца XVII века, таких многосохранилось в мире, их изготавливали в больших количествах, часто по заказам из Европы. Между тем, эти вазы стали знамениты благодаря в чем-то смешной, в чем-то печально, а в чем-то и поучительной истории, случившейся с ними прямо в этом музее.25 января 2006 года один из посетителей музея упал налестнице, покатился вниз и сшиб три вазы, стоявшие на широком подоконнике. Вазы разлетелись в куски. Сей посетитель, 42-летний мистер Флинн, впоследствии объяснял, что наступил на собственный развязавшийся шнурок. Беда, и только.Тем не менее, вазы эти и сейчас можно увидеть в музее. Всеосколки были собраны, затем их склеили, заменили мелкие утраты, восстановили роспись там, где она была повреждена. Вазы экспонируются недалеко от злосчастной лестницы, но уже не на подоконнике, а на специальном столе, под стеклом. Внимательно приглядываясь, я смог заметить кое-где следы соединений фрагментов, малозаметные трещины. Реставраторы превосходно сделали свое дело.А вазы стали знамениты. В музее они на почетном месте. Их всесмотрят. В музейном магазине продаются паззлы – надо собрать изображения этих ваз из множества кусочков. А на сайте музея есть забавная страница, посвященная трем вазам. Причем там имеется анимация, показывающая сам процесс разбивания ваз, правда, без изображения самого мистера Флинна. http://www.fitzmuseum.cam.ac.uk/pharos...._3.html В общем, из несчастья сотрудникам музея удалось сделать рекламу самого музея, иллюстрацию качества работы реставраторов, и некоторое количество новых сувениров для музейного магазина. В самом деле, надо же было как-то возместить колоссальный ущерб, большие средства, затраченные на восстановление ваз. И, как мне кажется, получилось хорошо.
Никита Брагин
Сообщение отредактировал talassa - Вторник, 08 Окт 2013, 10:31 |
|
| |
Адела_Василой | Дата: Вторник, 08 Окт 2013, 00:02 | Сообщение # 19 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
| Цитата (talassa) Прямой длинный нос, лоб с морщиной, пухлые губы, крепкий волевой подбородок, курчавые волосы, бакенбарды... Впрочем, судите сами, вот фотография. Узнаете? На мой взгляд, несомненный Пушкин, правда, чуток идеализированный в духе Кипренского Действительно, похож... Но все мы родственники, в конце концов,,, : Я на Стихире нашла точный портрет моего брата, а на художественном сайте FineArtAmerica - двойника моей сестры. Ну точная копия! Причём - девушка из далёкой Индии.
Поэзия - это состояние души.
|
|
| |
Адела_Василой | Дата: Вторник, 08 Окт 2013, 00:14 | Сообщение # 20 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
| Интересные рассказы и фотографии, спасибо, Никита!
Поэзия - это состояние души.
|
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 08 Окт 2013, 10:34 | Сообщение # 21 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Спасибо, Адела! В том же берлинском музее есть бюст мужчины из Капуи, 2 век до н.э., идеально похож на артиста Игоря Ясуловича.
Никита Брагин
|
|
| |
Адела_Василой | Дата: Среда, 09 Окт 2013, 10:45 | Сообщение # 22 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 995
Награды: 26
Репутация: 60
Статус:
| А всё-таки удивительно, конечно! Представляю, как неприятно, когда чей-то сын совершенно случайно оказывается, что похож на соседа...
Поэзия - это состояние души.
|
|
| |
talassa | Дата: Среда, 09 Окт 2013, 17:13 | Сообщение # 23 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Вот именно, Адела. Кстати, недурная завязка для рассказа - юмористически-авантюрного.
А вот похожесть на Пушкина уже запечатлена в русской литературе. У Михаила Осоргина. Да вот, пожалуйста, почитайте -
http://ruslit.com.ua/russian....page=25
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Четверг, 10 Окт 2013, 19:19 | Сообщение # 24 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Греки на службе ассирийского царя
В знаменитом Пергамском музее в Берлине можно увидеть множество прекрасных экспонатов античного мира и древневосточных культур. Среди них есть уникальные памятники. Об одном из них хочу рассказать. Это ассирийский барельеф (эпохи Новоассирийского царства, VIII-VII века до Р.Х.), на котором изображены отнюдь не ассирийские воины. А несомненные древние греки. Вот они – два воина, вооруженные длинными копьями. У них круглые, типично греческие щиты с умбонами (полусфера в центре щита). У ассирийцев щиты были прямоугольной формы и очень высокие, в человеческий рост. Далее, у воинов характерные шлемы, увенчанные гребнями, причем форма шлемов отличается от таковых классической эпохи (как на бюсте Перикла). Данные шлемы – архаические. Такие можно видеть на произведениях мелкой пластики и расписной керамике архаической Греции (VII-VI века до Р.Х.). Слева от плиты с греческими воинами можно видеть часть другого барельефа, на котором изображены ассирийские лучники. Интересно, что барельеф с греческими воинами имеет интересную параллель в древнегреческой лирике. Вот стихотворение Алкея, обращенное к собственному брату, который служил в конце VII — нач. VI вв. в войске вавилонского царя Навуходоносора. Ты с чужбины принес меч с рукояткою Из слоновой кости, вкованной в золото: Ты его заслужил при вавилонянах, Их народ из беды вызволив подвигом — Ты такого убил рослого витязя, Что пяти был локтей без четырех перстов... (перевод М.Л.Гаспарова) Греческие наемники служили многим царям – и египетским, и ассирийским, и вавилонским, а потом и персидским, так что и Александру Великому приходилось сражаться в Азии против своих соплеменников. Брат же Алкея, возможно, сражался против последних армий умиравшей Ассирии – не исключено, что против таких же, как он, наемников...
Никита Брагин
|
|
| |
talassa | Дата: Вторник, 15 Окт 2013, 21:44 | Сообщение # 25 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Мадонна Брюгге
Многие знаменитые соборы Европы сами собой представляют музеи. В них находится множество произведений искусства, среди которых есть великие шедевры. В Бельгии, в старинном городе Брюгге главным городским храмом является церковь Богоматери (ее еще называют собором Нотр-Дам). Она знаменита многим – и тем, что это самое высокое здание города, и тем, что внутри находится гробница Карла Смелого, герцога бургундского, и еще много чем. Но главное сокровище церкви Богоматери – это, конечно, мадонна Брюгге, творение самого Микеланджело. Великий мастер взялся за эту работу по заказу кардинала Пикколомини, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты». Микеланджело выполнил эту работу в 1504 году. Она должна была стоять в семейной капелле Пикколомини, но заказчику не понравилась вольность скульптора – Микеланджело изобразил младенца Иисуса обнаженным. Позднее это стало нормой, но в тот период считалось слишком смелым. В результате разногласий кардинал не стал оплачивать заказ. Но тогда скульптору помог его друг, банкир Джованни Бальдуччи, при посредничестве которого Микеланджело продал скульптуру братьям Мускрон, купцам из фламандского города Брюгге, торговавшим сукном в Италии. Так Мадонна покинула Италию и через некоторое время прибыла во Фландрию. В 1514 году ее поместили в специально сделанную мраморную нишу в соборе Богоматери. Много лет спустя, в 1944 году отступавшие немецкие войска вывезли Мадонну, но ее вскоре удалось вернуть. Особенность Мадонны Брюгге – ее неканоничность. Она выражается не только в обнаженном теле младенца, но и в том, что Христос уже не на руках Марии. Он почти стоит, у него практически взрослое выражение лица. Сама же Мария как будто погружена в саму себя, как будто прозревает грядущее своего Сына…
Никита Брагин
|
|
| |