• Страница 1 из 1
  • 1
Нужна ли сейчас кому интеллигенция..?
DENI30SДата: Четверг, 02 Фев 2012, 22:21 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Господа, а давайте задумаемся над вопросом - нужна ли в настоящее время нашему государству интеллигенция? Что мы все вкладываем в это понятие, и что вкладывают в это понятие сильные мира сего?
------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Известия

Недавно в беседе с двумя журналистками я был озадачен вопросом: "Существует Власть и Бизнес - Кремль и Мордашов, Совет Федерации и "нефтянка", Госдума и Газпром. А кому и зачем нужна интеллигенция?" Журналистки транслировали интерес массовой аудитории. И я понял, что за последние 15 лет Россия действительно стала другой страной. Интеллигенция не играет в ней сколь-нибудь существенной роли.

Новое пришествие или "тень отца Гамлета"?

В иные времена интеллигенцию боготворили и ненавидели, ее считали мозгом нации и обзывали экскрементами, ее боялись, уничтожали, возвеличивали, высылали на пароходах, пытались купить высокими постами, с ней заигрывали. Считаться интеллигентом было престижно. Само выражение "истинный интеллигент" говорило о том, что были и неистинные - многие пытались выглядеть интеллигентами. Тогда спорили о том, обязательно ли интеллигент должен быть в оппозиции власти, или он должен сам идти во власть, чтобы претворять в жизнь свои убеждения. Теперь власть увлечена спорами с бизнесом. Власть хочет денег, а бизнес хочет власти. Так ненавидят и любят друг друга, что просто сплелись в чувственном экстазе. Интеллигенция для них - третий лишний.

Ельцинский период - время очередной революции и смуты на Руси. Для многих - затмение и разума, и совести. Общество вдруг стало напоминать потерявшую человеческий облик толпу, бросившуюся громить винные склады. Теперь наступает отрезвление. Впрочем, далеко не все позволили себе запачкаться участием в погроме. Ни Дмитрия Лихачева, ни Даниила Гранина в рядах погромщиков не было. Сохранили человеческое достоинство и миллионы простых людей, продолжавшие делать свое дело: учить детей, лечить стариков, печь хлеб.

И не случайно в последнее время снова начали вспоминать об интеллигенции. Что-то в стране без нее не получается. Думается, без интеллигенции не может состояться воссоздание сильной, независимой России. А именно это, как становится все более очевидным при приближении к завершению срока президентских полномочий В. В. Путина, было его личным приоритетом. По мере укрепления властной вертикали выяснилось, что собирание страны воедино, применение административных рычагов весьма затруднительно без нравственных точек опоры.

Выяснилось, и что безнравственная экономика не может быть эффективна. Но самое главное - существенно меняются настроения рядовых граждан. Оказывается, что материальные ценности при всей их привлекательности не могут в России заменить ценности духовные. Таким образом, складываются новые предпосылки для востребованности интеллигенции. Но существует ли сегодня в стране истинная интеллигенция и способна ли она соответствовать новым вызовам эпохи?

Как это часто бывает, желание осмыслить настоящее и попытки заглянуть в будущее, тем более - на него повлиять, заставляют заново обратить свой взор в прошлое. В этой связи закономерен нынешний интерес к идейному наследию академика Лихачева, духовно-нравственному облику его фигуры: Дмитрий Сергеевич не только больше всех сделал для осознания глубинной сути, общественной природы интеллигенции, но и сам стал ее общепринятым олицетворением.

Нетипичный ученый

Лихачев для сегодняшней науки не типичен. Как насмешливо говорил Козьма Прутков, специалист подобен флюсу. Это в минувшие века можно было быть физиком, химиком, биологом, математиком и геологом в одном лице. И все же ученые-энциклопедисты появляются и среди нас. Правда, распознать их не всегда удается сразу.

В 80-е годы общественное мнение возвело Лихачева в ранг культовой фигуры общенационального масштаба благодаря его выступлениям в защиту культуры. Академик вступал в споры, когда власть проявляла невежество, и нередко одерживал победы благодаря научному авторитету, глубине своей аргументации и исключительной внешней простоте приводимых доводов, делавшей их понятными даже плохо образованным партийным функционерам.

В то время многие начали завидовать его популярности. За глаза стали упрекать Лихачева в популяризаторстве в ущерб академизму. По сути - в легковесности. И только теперь, когда страсти поутихли, когда его работы оказались снова востребованы, когда появилась возможность обстоятельного ретроспективного анализа, стала высвечиваться научная значимость, казалось бы, популяризаторских работ академика, выполненных им "на общественных началах".

Происходит третье (после литературоведческого и общественного) признание Лихачева - как крупнейшего ученого-гуманитария и выдающегося российского мыслителя двадцатого века.

Дмитрий Лихачев и русская интеллигенция

Одна из самых ярких работ Д. С. Лихачева - статья "О русской интеллигенции". Понятие это по Лихачеву - чисто русское. Интеллигенцию нельзя считать социальной группой, слишком она разнородна: дворяне, люди литературы и искусства, ученые и др. Интеллигентностью способны обладать рабочие или, к примеру, поморские рыбаки.

У Дмитрия Сергеевича не вызывало возражений, что интеллигент

- это образованный человек, обладающий большой внутренней культурой. Но дальше выделялись черты, неведомые официальной советской науке. В первую очередь - свобода, понимаемая как "независимость мысли при европейском образовании". В России, в условиях деспотизма, такая свобода принимает черты "тайной", о которой писали и Пушкин, и Блок. Открыто выражать свои мысли трудно, а скрывать их - еще труднее. Отсюда - особое отвращение к деспотизму как специфическая черта русской интеллигенции.

Свобода для интеллигента - это нравственная категория. Не свободен он только от совести и от своей мысли. Совесть в представлении Дмитрия Сергеевича - это "рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни".

Труды Лихачева - настоящий гимн русской интеллигенции. Ученый считает, что она в целом выдержала испытание временем: "Мужество русской интеллигенции, десятки лет сохранявшей свои убеждения в условиях жесточайшего произвола идеологизированной советской власти и погибавшей в полной безвестности, меня поражало и поражает до сих пор. Чем сильнее было сопротивление интеллигенции, тем ожесточеннее действовали против нее. Два парохода понадобилось осенью 1922 г., чтобы вывезти из России только ту часть интеллигенции, против которой не могли быть применены обычные меры ввиду ее общеевропейской известности".

Читая описания этого геноцида, невольно приходишь к сравнению с гонениями на христиан. Принципиальное отличие, пожалуй, в одном. Верующие в Христа были носителями хотя и сформировавшихся на огромном духовно-историческом материале (включавшем римскую философию), но все же новых взглядов. Интеллигенты же отстаивали хорошо известные ценности, выработанные в ходе всего развития человечества. И если гонители христиан были в общем-то вульгарными консерваторами, вполне обычными людьми своего времени, то душители интеллигенции выступали против традиционной, высшей в ряде отношений линии в развитии мировой культуры и оказались в своем роде "недолюдьми".

Переосмысление старых истин

В середине 90-х годов нам с профессором Владимиром Триединым удалось организовать ряд общественных дискуссий по проблемам интеллигенции с участием, пожалуй, самых крупных российских мыслителей того времени. Ученые: Дмитрий Лихачев, Николай Карлов, Никита Моисеев, Борис Раушенбах, Моисей Каган, Борис Парыгин, Владимир Ядов, Николай Скатов; писатели: Даниил Гранин, Михаил Чулаки, Вадим Кожинов и другие собирались для того, чтобы в своем кругу найти современные ответы на некоторые старые вопросы.

Материалы этих дискуссий опубликованы нашим университетом в книге "Судьба российской интеллигенции" в 1999 году. При большом различии взглядов мы сошлись на том, что образование без совести и независимости дает обществу иной типаж, смачно названный Солженицыным "образованцем". Обычно образованцы выдают себя за интеллигентов. Именно они льнут к власти и не брезгуют обслуживанием бизнеса.

Дмитрий Лихачев отмечал, что уже на рубеже XI-XII веков внутренней свободой обладал киевский князь Владимир Мономах, являвшийся прообразом интеллигента. Другим прообразом на рубеже XV-XVI веков был монах Максим Грек. В конце XVIII века, по мнению академика, настоящими интеллигентами были Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин. Первое массовое выступление интеллигентов - это Декабристское восстание. Декабристы не только проявили внутреннюю свободу, но и пошли против своих сословных интересов. Характерно, что интеллектуальная свобода помешала им одержать победу. Они не смогли объединиться именно потому, что были интеллигентами. Тогда впервые одновременно и отчетливо проявились и организационная слабость, и духовная, нравственная сила интеллигенции.

С самого начала российская интеллигенция стала выступать как носитель гражданского и национального самосознания. Оказалось, что ее интересы не связаны ни с личной выгодой, ни с интересами классов. Интеллигенция - это не класс, не партия, не профессиональное объединение, у нее никогда не было писаного устава, иерархии, формальной организации. Однако русская интеллигенция всегда имела свои собственные символы веры, идущую изнутри дисциплину и традиции. Это - независимое, неформальное движение, одно из проявлений способности россиян действовать без подчинения какому-либо лицу, издающему декреты и налагающему на всех единую волю. Ведущий принцип интеллигенции - служение простому народу.

Отсюда и особая нравственная позиция интеллигенции, чувство гражданской и социальной ответственности, способность мучительно переживать протекающие в обществе процессы, а не замыкаться эгоистически и равнодушно в узких границах собственного бытия. Отсюда - и представление о ней как о разуме и совести нации. Спрашивать, зачем России нужна интеллигенция, то же самое, что спрашивать, нужна ли ей совесть. Общепринятых ответов на подобные вопросы не существует.

Интеллигенция, по мысли Лихачева, - это особый, в ряде отношений высший "продукт" мировой культуры, одна из вершин развития европейской (христианской) духовной традиции, явление, сформировавшееся на российской почве закономерным образом. Образование подобного слоя людей может быть расценено как высочайшее гуманитарное достижение России, торжество человеческого духа.

Судьба интеллигенции как открытый вопрос

Сегодня во власти есть люди, относящиеся к интеллигенции с большой симпатией. Два президентских указа об увековечении памяти Дмитрия Лихачева - наглядное проявление его личных взглядов. Тем не менее чиновничество в целом, конечно, будет вести себя по отношению к интеллигенции - как обычно: пытаться предельно цинично ее использовать, если не получится - дискредитировать. Бизнес же пока представляет себе взаимоотношения с интеллигенцией - как новые русские со своими секретаршами.

Думаю, власть и бизнес могут пристроить к обслуживанию своих потребностей образованцев, но не интеллигентов. Тем, кто этого не понимает, стоит вспомнить уроки XX века. Казалось, согнули, подчинили, купили, приручили. Но дело кончилось тотальным крушением режима. И кто был всем - стал ничем.

Вместе с тем интеллигенции присущи и отрицательные качества. Подтверждая законы дарвинизма, она нередко оказывается бессильна при столкновении с неинтеллигентностью, проигрывает в борьбе за существование. Сказывается и ее способность легко увлекаться яркими идеями, неумение педантично разрабатывать концепции и методы их реализации. В полной мере это проявилось в ходе революций начала XX века, идеологически подготовленных интеллигенцией. И благородный порыв к радикальному обновлению общества, выстраданный ею в 60-80-е годы, обернулся разрушительным кризисом для страны.

К тому же нарушены процессы воспроизводства интеллигенции. Ее перестали выращивать многие ведущие российские вузы, превратившиеся в очаги коррупции и образованщины. Сегодня мы являемся свидетелями возрождения в молодежной среде сословия новых мещан, стремящихся к бесконфликтному и безбедному существованию. Их помыслы не сопряжены с какими-либо нравственными исканиями.

Истощение слоя совестливых людей приводит к тому, что общество начинает жить суррогатами. Теперь власть пытается назначать своих лидеров для интеллигенции. И использует для этого образованцев...

Что делать?

Позиция интеллигента, по Лихачеву, должна зависеть от того, что власть делает для страны и народа. Если действует во благо - быть вместе с ней. В противном случае - быть в оппозиции. Идти во власть - не дело интеллигенции. Это неизбежно оборачивается поражением.

Возможно, власть когда-нибудь и научится прислушиваться к интеллигенции во имя высших интересов страны и тогда уподобится Богу. Но пока ей до этого немного далековато.

Быть может, отечественная интеллигенция возродится как разум и совесть нации. Другой сценарий развития - превращение российского этноса в обычный европейский народ, довольствующийся наличием интеллектуалов.

...Дмитрий Лихачев многие годы был открыт и научному миру, и обществу. Более того, он находился в центре внимания. Странно, но его жизненный путь на сегодня удивительно мало осмыслен. По-моему, понять Лихачева - означает понять лучшее, что есть в Петербурге, в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих. Чтобы быть хоть немного похожими на эту легендарную и почти исчезнувшую особую породу людей - петербургских, ленинградских интеллигентов.

А. С. Запесоцкий

(Полностью работа А. С. Запесоцкого публикуется в журнале "Нева", N 11, 2006 г.)

Справка "Известий"

Запесоцкий Александр Сергеевич - ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор культурологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. С Д. С. Лихачевым сотрудничал с 1992 года до ухода академика из жизни. В 1995-1996 годах организовал разработку "Декларации прав культуры" группой ученых под научным руководством Д. С. Лихачева. В 1999 году реализовал предложение Д. С. Лихачева по созданию Конгресса петербургской интеллигенции (учредители - Д. С. Лихачев, Ж. А. Алферов, Д. А. Гранин, А. С. Запесоцкий, К. Ю. Лавров, А. П. Петров, М. Б. Пиотровский). Председатель исполкома Конгресса. Автор книги "Дмитрий Лихачев - великий русский культуролог".

Панорама

"Он говорил тихим голосом..."

В Мариинском дворце открыта выставка "Д. С. Лихачев: гражданин Петербурга". В фойе перед залом, где заседает городской парламент, установлены стенды с фотографиями и документами, в том числе уникальные снимки из семейного архива, ранее не публиковавшиеся справки и отчеты НКВД. Они рассказывают об истории рода Лихачевых, о детстве и юношеских годах будущего академика, о его судьбе в переломные моменты истории страны: революция, сталинские репрессии, ленинградская блокада, послевоенные годы, хрущевская оттепель, брежневский застой, перестройка. - Дмитрий Сергеевич говорил простые истины тихим голосом, но его слышала вся страна. Он защищал самое бесправное и беспомощное в нашем обществе - культуру, - сказал, открывая экспозицию, член правления Фонда имени Лихачева Всеволод Багно.

От имени фонда городскому ЗакСу был передан только что изданный трехтомник Д.С. Лихачева "Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет".

Почта. Телеграф. Лихачев

В Центральном музее связи имени А. С. Попова состоялась церемония памятного гашения почтовой марки и конверта, посвященных 100-летию со дня рождения Лихачева. На почтовой миниатюре воспроизведена фотография, сделанная Валерием Брунцевым в 1990 году. Дмитрий Сергеевич считал этот снимок самым удачным своим портретом. Кстати, в здании Музея связи до революции размещалось Главное управление почт и телеграфов, где работал отец академика Лихачева. А семья, в которой 28 ноября 1906 года появился на свет маленький Митя, жила неподалеку - на Английском проспекте. Тираж юбилейной марки составляет 200 тысяч экземпляров, конверта - 10 тысяч. Почтовые знаки с памятным гашением поступили в коллекцию Центрального музея, а также - в Пушкинский дом и в Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

"Диалог с XX веком"

Официальное празднование 100-летнего юбилея Дмитрия Лихачева начинается сегодня торжественным заседанием в Мраморном дворце. На следующий день оно продолжится Международным конгрессом "Культура и будущее России". Более 200 ученых и деятелей культуры со всего мира соберутся, чтобы обсудить роль российской культуры в современном мире, судьбу исторических памятников, связь культуры с политикой и экономикой. В рамках конгресса в Государственном музее истории Петербурга откроется выставка "Дмитрий Лихачев: Диалог с XX веком". А в Юсуповском дворце пройдет церемония награждения премией имени академика за выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России.

Увековечен в бронзе

Сегодня на территории Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, на Аллее Славы состоится церемония открытия памятника академику Дмитрию Лихачеву. Бронзовый бюст академика выполнен скульптором, народным художником России Григорием Ястребенецким и отлит на комбинате "Скульптура".

Не только на родине

Помимо родного для Дмитрия Сергеевича Петербурга, его столетие празднуют в других городах России, а также - в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, в Москве открыта мемориальная доска выдающемуся ученому-филологу. Она установлена на доме N 4 в Первом Неопалимовском переулке, где располагается редакция основанного Лихачевым журнала "Наше наследие". "Мне хотелось передать всю уникальную жизнь академика, выразить духовность этого человека", - сказал на церемонии открытия автор доски скульптор Георгий Франгулян. Дни памяти Дмитрия Лихачева прошли в Ереване по инициативе Российско-армянского университета (РАУ). "Я благодарен судьбе за то, что побывал в Армении, что Армения очаровала меня", - писал академик. На торжественном вечере прозвучали доклады о жизни и творчестве юбиляра, отрывки из его произведений, были показаны кадры документальных фильмов. В здании РАУ открылся кабинет русской литературы имени Д. С. Лихачева, который должен стать "местом встреч всей творческой интеллигенци и Армении". Юбилей Дмитрия Лихачева отметили в Болгарии. Чествование великого русского ученого (кстати, почетного доктора Софийского университета Святого Клемента Охридского) проходило не только в столице Болгарии. Его именем решено назвать культурно-информационный центр в Велико Тырново, а также - несколько улиц в различных населенных пунктах.

Добавлено (02.02.2012, 22:21)
---------------------------------------------
Очень хорошо в своё время высказался об интеллигенции Дмитрий Лихачёв:

Человек должен быть интеллигентен!
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом - почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем, можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.

VolckovДата: Среда, 04 Апр 2012, 15:41 | Сообщение # 2
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Мало читал Лихачева, но то, что прочитал, произвело огромное впечатление.
Замечательная статья. Заставляет задуматься, по-новому себя оценить.
Жаль только, что это тема совсем не заинтересовала участников форума.

Iyazare4nayaДата: Среда, 04 Апр 2012, 19:49 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1601
Награды: 90
Репутация: 106
Статус:
Quote (DENI30S)
Господа, а давайте задумаемся над вопросом - нужна ли в настоящее время нашему государству интеллигенция? Что мы все вкладываем в это понятие,


Борис Тимофеевич Лихачев, известный русский педагог и педагогический психолог, данной проблеме посвятил множество работ. В ходе изучения трудов великого педагога современности, встретила такие размышления автора:

... интеллигенция в результате общественной деятельности дифференцировалась на подлинную, обладающую интеллигентностью, духовностью, и просто людей интеллектуального труда, не возвысившихся в своем развитии до уровня подлинной интеллигентности. Парадокс заключается в том, что не всякий интеллигент по социальному положению интеллигентен по духу. Занятия умственным трудом лишь ступень, одно из условий подлинной интеллигентности.
Между тем проблема воспитания различных социальных слоев интеллигентности становится все более актуальной и объективно необходимой.
Интеллигентность представляет собой определяющуюся общественным сознанием индивидуально-личностную целостность, включающую интеллектуальную, нравственно-эстетическую, эмоциональную, волевую развитость, достигаемую в результате овладения общечеловеческой культурой.
Самую суть интеллигентности составляют поиск личностью в себе и для себя человеческой духовности, через которую и происходит обретение внутренней нравственной свободы, свободной нравственной воли и ответственности. Становление духовности начинается с поисков человеческой радости, любви, со светлых и чистых представлений о человеке и обществе; с размышлений о человеческом мировом единстве, а также о путях преодоления классовых противоречий, о социальной справедливости.
Непоколебимая и неистребимая вера в идеалы, видение своей жизни в их свете, стремление к творчеству, творческому самопроявлению и самоисчерпанию, понимание своей роли в их осуществлении и есть высшая духовность человека.
Интеллигентность представляет собой сложнейшее социально-психологическое личностное новообразование, интегративное свойство личности, включающее в себя образованность и профессионализм, духовность и раскрепощенное мышление, готовность к творчеству, свободную нравственную волю и чуткую совесть. Воспитание интеллигентности в детях поистине гуманизирует и одухотворяет их гармоничное развитие.
Очень важная тема, требующая пристального внимания широкого круга общественности.

artsvet37Дата: Понедельник, 07 Май 2012, 07:29 | Сообщение # 4
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 598
Награды: 36
Репутация: 32
Статус:
"Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
... для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил."
Замечательные слова! Интеллигентное восприятие действительности необходимо сделать частью собственной внутренней культуры.


Светлана Артемьева
Авторский сайт
ВоронДата: Пятница, 30 Ноя 2012, 11:04 | Сообщение # 5
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
" Мы наш ! Мы новый мир построим ! Кто был никем тот станет ..... " В известной транскрипции он станет всем , ну и как же это понимать ? Кем всем или чем всем ? Разумным человеком , способным понимать происходящее здраво и умеющим самостоятельно принимать решения , причём без оглядки на власть , или " тварью дрожащей , всеми понукаемой и совершенно не имеющей воли ! Уберём интеллигенцию , кого в лагеря , кого к стенке , кого за пределы страны и чем это всё для нас кончится ? Полным и чрезвычайно бесповоротным развалом ! Ведь интеллигенция служит тем штурвалом , благодаря которому корабль спокойно идёт по волнам жизни , огибая рифы безграмотности и избегая мелей ханжества !
ТомскаяДата: Среда, 09 Янв 2013, 19:22 | Сообщение # 6
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Спасибо за повод для размышлений и за память об одном из лучших людей 20 века-Д.Лихачеве.
Но с самой постановкой вопроса не совсем согласна.
Цитата (DENI30S)
нужна ли в настоящее время нашему государству интеллигенция? Что мы все вкладываем в это понятие, и что вкладывают в это понятие сильные мира сего?

Интеллигенция, т.е. люди, зарабатывающие на жизнь интеллектуальным трудом, независимые от милостей государства, понятие объективное. И в данный момент это понятие становится реальным. В бытность люди, получающие зарплаты от государства, тоже считались интеллигенцией, а других-то вариантов не было! Но сейчас появилась целая прослойка специалистов, работающих на себя. Они сами организуют свой интеллектуальный труд и сами несут за результат труда ответственность. То есть, интеллигенция становится объективно независимой. Например, тот же писатель, не состоящий ни в одной организации, продвигающий свои произведения на свой страх и риск. Большой пласт старо-нового сословия находится в сегменте высоких технологий, программисты -топ категории, разработчики технологий... Примеров уже достаточно. Юристы, преподаватели, эксперты... Кто может им приказать замолчать и низко кланяться? Только работодатель-самоубийца, который ради амбиций способен своё дело поставить на грань краха. Но для того, чтобы стать подобным интеллигентом нужно приложить максимум усилий для своего развития и поддержания себя на актуальном уровне. Таким образом, считаю, что интеллигенция в настоящее время находится в состоянии новообразования и приобретения ею истинного смысла. Данную категорию отличают: высокий потенциал развития и независимость вкупе с ответственностью за себя и результаты своего труда.
А вот есть ли в стране интеллигентные люди? Конечно, есть. Но.... Многие ли из нас могут себя к ним причислить? Я бы не торопилась. Думаю, что для этого и образована поверхностно (хотя дипломов о высшем образовании несколько). Но образование у нас было "верхнее" , основы мировой культуры долго были недоступны. Слишком много было политизированных знаний, и мало умений. Приходится навёрстывать, но "поезд ушёл". Мало видели стран, почти не общались с другими народами. Да и сейчас многим из нас ещё не до путешествий, бедность.
И о душе мало думали. Вижу, что изменилось многое, но поколения воспитывались в невежестве и отрицании. Так что же делать? Мне кажется, лучше не скажешь:
Цитата (DENI30S)
Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

А в заключении своих размышлений я хочу ещё раз вспомнить Дмитрия Лихачева, вспомнить его лицо. Ничего красивее этого лица я не могу припомнить! Разве что лики икон? Я всегда говорю внучке: " Чтобы остаться надолго красивым, нужно чтобы красота светилась изнутри". Единственный верный секрет красоты.
Интеллигентные люди- явление, украшающее жизнь. А разве мир проживёт без красоты?.
Спасибо за повод подумать. Валерия.


Томская
pantera2Дата: Четверг, 22 Авг 2013, 22:34 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
Статус:
Цитата (verwolf)
Полным и чрезвычайно бесповоротным развалом ! Ведь интеллигенция служит тем штурвалом , благодаря которому корабль спокойно идёт по волнам жизни , огибая рифы безграмотности и избегая мелей ханжества !


А так оно и случилось. Мыслящие люди России кому-то ну очень мешали. Потому что такими людьми трудновато управлять,а тем более загонять в стадо.


Марина Новиковская

Авторская библиотека
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: