• Страница 1 из 1
  • 1
Версификация как стиходелие
АналитикДата: Среда, 15 Фев 2012, 09:26 | Сообщение # 1
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
Приёмы стиходелия. Владимир Вигский

…Да я могу
Не только что роман – передовую
Стихами сочинить, ей-ей – не лгу!
Угодно доказательства? Любую
Давайте тему: я не убегу…

В.Монументов

Пришлось ночами мне не спать
Истратить баррели чернил,
Размер пытаясь подыскать,
Чтоб стих мой складен был.

Гарри Грэм (1874-1936)

Стихосложение можно сравнить с зодчеством (сравнивал же Маяковский поэзию с добычей руды). Поэты – те же зодчие: одновременно и архитекторы и строители. Строительные материалы они заказывают и получают с пяти разных заводов. С двух из них, скажем, два вида кирпичей: ямб и хорей. С трёх других, например, три вида блоков: дактиль, амфибрахий и анапест. И только от архитекторов зависит, что из них будет построено: конюшня, бордель или храм.
В Статье «Как делать стихи?» Владимир Маяковский поделился с читателями своим опытом «делания стихов»:
«Нельзя придавать выделке, т.н. технической обработке, самодавлеющую ценность. Но именно эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению.
Т.е. без технической обработки стихотворное произведение «к употреблению» не пригодно. Его советы:
«Данные, необходимые для начала работы»:
Если из предложенного поэтом списка таких данных изъять некоторые одиозные на современный взгляд пункты, такие, как «социальный заказ», «ощущение желания класса», а также точку зрения поэта о том, что «лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу Коминтерна, имеющее целевую установку на победу пролетариата и т.д.», то оставшиеся установки будут вполне соответствовать духу нашего времени, например:
«Материал: постоянно пополняемый словесный запас.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок. На эти заготовки у меня уходит всё свободное время. Одно из главных условий делания настоящей вещи – записная книжка. Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях рассматривает только как материал для словесного оформления.
Оборудование: ручка…и т.д. В наш прогрессивный век всё «оборудование» может заменить персональный компьютер.
Индивидуальные навыки обработки слов: рифмы, размеры, (т.е. те самые «штуки», с которыми поэту «никогда не приходилось иметь дело»), аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание (видимо, имеется в виду графика) и т.д. В очередной раз рискуя навлечь на себя презрение поэтического сообщества, я всё-таки хочу поделиться с вами некоторыми приёмами из собственной практики стиходелия...
Всё начинается с подбора речевого материала под выбранную или заданную тебе тему с последующей ритмизацией и, преимущественно, рифмовкой. Ритмизация требует скрупулёзной «подгонки» выбранного речевого материала под намеченную метрическую схему. И если версификатор (попросту стихоплёт) разбирается хотя бы в азах теории стихосложения, он вполне способен сочинить более или менее приличную стихоподелку.
Чтобы эту стихоподелку создать, ему непременно придётся пройти несколько необходимых этапов.
Сначала – главный совет: не изобретайте велосипедов. Количество их конструкций и так не поддаётся статистике. Многие поэты, особенно начинающие и подающие надежды – личности достаточно амбициозные, полагающие, что аксиомы стиховедения написаны для кого угодно, но только не для них.
Но, если бы они придерживались хотя бы этих аксиом и азов стихологии, забытые сегодня и не вошедшие в «избранное» многие их творения, существенно продлили бы свою жизнь.

Памятка стихоплёту
Приблизительная последовательность отдельных этапов процесса стиходелия может выглядеть следующим образом:
Первый этап – это выбор темы. Здесь возможны несколько вариантов:
1. Тема сама выбрала тебя – это вдохновение, связанное либо с резкой сменой окружающей обстановки, вызванное острой жизненной ситуацией, либо с каким-то знаменательным (радостным или грустным) событием в жизни.
2. Тема тебе кем-то задана.
3. Экспериментирование в области стихосложения.
Конечно, могут быть и другие варианты, но, как сказал дедушка Козьмы Пруткова, нельзя объять необъятное.
Второй этап – выбор системы версификации. Здесь возможны два варианта:
1). Если вы поставили перед собой цель – создать простое моноразмерное произведение, вам следует остановиться на «непрерывной иктометрии».
2). При желании создать какой-то особенный шедевр, например, полиразмерное (полиритмичное) произведение (как правило, – это подражание Маяковскому) – выбирайте «дискретную иктометрию» и скалерную графику.
Третий этап – выбор базового размера:
– при моноритмии – это выбор базового размера стихо творного произведения в целом;
– при полиритмии – выбор базовых размеров монорит мичных звукорядов (ступенек-подстрочий) каждого стиха в отдельности. И это намного хлопотней.
Четвёртый этап – работа с внешними характеристиками стиха:
– подбор речевого материала;
– пдбор качественных рифм;
– строфика: выбор вида графического построения вашего стихотворного произведения;
– каталектика – выбор каталектической (в т.ч. рифмовой) формулы строф;
– эвфоническое оформление стиха.
Стиховеды считают, что нельзя научить профессионально писать стихи. Возможно, они и правы. Поэтому я попробую показать вам, как версифицировать, т.е. сочинять не стихи, а стихоподелки.
Возьмём простейший пример. Представьте себе, что, как в передаче «Спокойной ночи, малыши», вы, подобно Хрюше, якобы сочинили стишок «Наша Таня громко плачет». Подробно рассмотрим, как бы это могло выглядеть в соответствии с принятой нами схемой…
Выбор темы.
Тему подсказала ситуация. Ваша маленькая дочка (внучка, правнучка), впервые оказавшись на пляже, уронила мячик в воду и разревелась.
Вы её успокаиваете и впервые в её жизни снабжаете её полезной информацией о том, что мячики в речках, как правило, не тонут и, следовательно, плакать по этому поводу нет смысла и необходимости.
Выбор системы версификации.
Не мудрствуя от лукавого, остановимся на «непрерывной иктометрии», т.е. наш стих будет классически-моноразмерным.
Выбор базового размера.
«Наша Таня…» напоминает песенку, – значит это, скорее всего, хорей, причём наиболее популярный – 4-стопный.
Его формула – 4Х. Метрические и каталектические варианты стихов: 4Х-ж и 4Х-м. (женское и мужское окончания).
Выбор графики.
Выбор графики уже определился выбором базового метра – 4-стопного хорея. Кроме того, следует определиться с рифмовой формулой – порядком распложения женских и мужских рифм:
А-ж – А-ж – В-м – В-м.
Допустим, Вы выбрали рифмовую формулу: AAbb – два дву- стишия со смежными рифмовками.
Рифмовая формула обычно приходит с началом версификации. Это же касается и речевого материала. Неплохой эффект даёт манипулирование всеми тремя формулами рифм в ходе стиходелия.
Что касается эвфонии, то, не будучи поэтами, мы вряд ли будем себя этим озадачивать: дай нам Бог хотя бы выдержать ритм и более или менее приличную рифму.
Просольфеджируем (символически проскандуем) принятую нами схему – создадим фундамент или каркас строфы:

тАта – тАта – тАта - тАта
тАта – тАта – тАта - тАта
тАта – тАта – тАта - тА
тАта – тАта – тАта - тА

Именно под эту схему мы будем подбирать речевой материал, включая рифмы. Для начала не рекомендую облегчать себе жизнь с помощью «вольных» – неравностопных стихов.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Танечка, не плачь,
Не утонет мяч.
Чем-то такой стих мне напоминает табуретку с подпилен ными передними ножками. На ней неудобно сидеть: всё время куда-то сползаешь …
Подбор рифм
Речь шла о том, что Таня уронила мячик и расплакалась, а мы должны её успокоить: не плачь. Примем это за ключевые слова, которые желательно вставить в рифму:
тАта- тАта- тАта- плачет
тАта- тАта- тАта- мячик
Как видите рифмовая формула выбрала сама себя: в первом двустишии появились смежные женские рифмы. Это подсказывает, что во втором двустишии следует применить тот же принцип. После женских рифм напрашиваются мужские:
тАта- тАта- тА – не плачь,
тАта- тАта- тАта – мяч.
Ещё один случай послабления – холостая рифма. И у классиков и у современных поэтов такая примитивация стихов встречается довольно редко. Но случается, например, у раннего Бунина. Покажу это на нашем примере:

Наша Таня громко плачет:
Мячик в речку угодил.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Подбор речевого материала.
Виктор Максимович Жирмунский сказал, что речевой материал всегда сопротивляется законам художественной композиции» и, что в роли компромисса выступает ритм.
Ни в коем случае не допускайте такого компромисса!
Компромиссом может служить только речевой материал! Именно в скрупулёзном преодолении этого сопротивления, в тщательном подборе словесного материала поэт идёт на компромисс в пользу ритма.
Итак, нам предстоит преодолеть поэтический сопромат и скрупулёзно заменить наши «тататушки» живыми словами. …тА-та, Таня, не плач… явно нехватает двух слогов. тА-та, Та-неч-ка, не плач. Самое – то. Чем бы заменить оставшееся «тАта»? Можно было бы вставить «слушай», но с детьми так не разговаривают. Да! Мы же её успокаиваем! «не надо» - не подходит – это амфибрахий, а у нас хорей и моноритмия… Может быть «тише». Точно! Тише, Танечка, не плачь… Дальше – по аналогии.
Есть и «дилетантский» способ подбора рифм: можно выписать отдельно гласные, отдельно согласные и группировать их в разных вариациях… до посинения. Например, мы хотим найти рифму к синтагме «не плачь». Пишем на бумаге «ач», а затем начинаем слева подставлять буквы: бач, вач, гач… пока не доползём до буквы «м»: «мач».
И тут мы обнаруживаем, что это созвучно слову «мяч»! Мне даже страшно подумать как на эту методику среагируют стиховеды-профи. Не буду накликать на свою голову анафему. Просто я вам дал понять, что такое «муки творчества» рядового стихоплёта.
Покажу сочинение на заданную тему.
По окончании армейской службы, будучи на пенсии, я некоторое время работал замом Вице-президента Росгосцирка. Мой хороший друг, известный цирковой акробат Виктор Иванович Марченко попросил меня сочинить стихи, посвящённые памяти энаменитого клоуна Хасана Мусина.
В порядке отступления коротко расскажу о Викторе Марченко. Говаорят, парижские акробаты до сих пор отмечают годовщины его уникального трюка – стойки «голова к голове» –который он выполнил со своим напарником на перилах балкона верхнего яруса Эйфелевой башни.
Для решения поставленной задачи необходимо, прежде всего, собрать подробную информацию по заданной теме. Самое главное – чтобы она позволила составить для себя портрет этого человека, отразить какие-то особенности его характера, даже манеру говорить, крылатые выражения. В данном случае я получил только его характеристику как клоуна-профессионала и фразу: «… он был в одном лице Капур и Чаплин».
В результате получилась следующая эпитафия:
Памяти Хасана Мусина
В тот год в рядах волшебников арены
Оставил брешь неумолимый рок:
Перешагнув невидимый порог,
Ушёл Хасан сквозь цирковые стены….
Он отдал цирку до последней капли
И жизнь, и удивительный талант!
В профессии – непререкаемый гигант,
Он был в одном лице Капур и Чаплин.
Пластичен был он, как Марсель Марсо,
Как Пьер Ришар комически серьёзен,
И утончённо, хрупко грациозен,
Как “Девочка на шаре”, Пикассо.

Как я уже сказал, в самом начале была подсказка: «Он был в одном лице Капур и Чаплин». Затем придумалась фраза: «Как “Девочка на шаре”, Пикассо», оказавшаяся впоследствии финальной. Уже потом, отталкиваясь от этого стиха, я пришёл к остальным строкам последней строфы, которая была сочинена первой. А всё остальное, как в таких случаях принято говорить – приложилось. Вот как об этом писал Маяковский:
«Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишие, я уже прикиды-ваю, сколько таких нужно по данной теме и как их распре-делить для наилучшего эффекта».
И снова пятистопный ямб. Это, конечно, не означает, что я не сочинял в других размерах. Так, например, «образец армейс-кой лирики» в ранней молодости я написал хореическими сто- пами, а исходными фразами были две:
«Вот и я пошёл плясать от печки: две соринки и один просвет»; «Подтянувши свой алмазный пояс, сторожит без- молвье Орион».
Так в 1954 году появились «Лейтенантские стансы»

Вот и я “пошёл плясать от печки“:
Две соринки и один просвет…
Я служу теперь на Чёрной речке,
И тоскливей места в мире нет!.

Будний день походкою обычной
прошагал – пора шагать и мне…
Я пойду туда, где так привычно
Светит огонёк в твоём окне.

Шелестят берёзы, успокоясь:
Наступил осенний жёлтый сон,
Подтянувши свой алмазный пояс,
Сторожит безмолвье Орион.

Тощий месяц прятаться не хочет,
Тёплый вечер под окном притих,
Ласково лицо моё щекочут
Волны светлых локонов твоих.

Ночь прошла – и снова всё обычно,
Первый луч карабкается ввысь…
Я вернусь туда, где так привычно
Ротный даст команду: “Становись”!
Или вот пример на довольно сложный метр – «былинный» пятисложник «пентон третий» и белый стих. Это шуточная былина из «комсомольской прессы», в которой идёт речь о слабой физической подготовке труженика интеллектуальной сферы – писаря Миши Голеновича.

Былина о Михаиле Голеновиче, деревянном
коне и двух столбах с перекладиной

Ой ты гой еси, добрый молодец,
Михаиле-свет, Голенович-сын,
Тебе славу поют струны звонкие,
Струны громкие, форте-пьяные!
Ты прости, извини нас, пожалуйста,
Что осмелились тебе славу петь
Голосами своими дурацкими,
Голосами дурными, козлиными…
То не солнышко в тучи прячется,
Не перо скребёт по журнальчику:
К турнику идёт Миша, крадучись,
А турник скрипит скрипом жалобным...
Не хоромы ему уготовили,
Не постель-перину пуховую:
Два столба стоят с перекладиной,
Да сыра земля матом крытая.
А задание непомерное
Должен выполнить добрый молодец:
Цельных восемь раз бородой достать
Растреклятую ту перекладину!
Вот подпрыгнул он, что есть моченьки,
Повисел чуток и обрушился…
Не так страшен синяк на седалище,
Как кривые усмешки “дружинников”.
Поднялся он с землицы расстроенный,
Почесал поясницу убитую…
А уж тут черёд через конь скакать,
Через конь скакать двухметровую.
На исходном том положении,
В безысходном своём состоянии,
Голенович-свет, приосанившись,
Говорит коню таковы слова:
“Ой ты, волчья сыть, травяной мешок,
Мать твою за ноги деревянные,
Не таких, как ты промеж ног спущал,
И тебя спущу не колеблючись!”
Вот пошёл он к коню робкой поступью,
Разбежался шажком неуверенным,
Отпихнулся ножкой тихохонько,
От конца он сел лишь на три вершка.
Не кручинься над едкой былиною,
А задумайся ты над причиною,
Над причиною той объективною
Своей немощи непозволительной.
Чтобы статью быть добрым молодцем,
Чтобы силу иметь Ильи Муромца,
Заниматься надо гимнастикой
И в спортивный зал ежедень ходить!
Ленинград. Ленпех. 1953 год.

Обратите внимание на подбор стихотворного размера, соответствующего «былинному распеву» и «былинного» речевого материала. В то время я не имел достаточно серьёзного представления о метрике. Зато был знаком с былиной об «Илье Муромце и Соловье-разбойнике». Достаточно было воспользоваться одним куплетом из этой былины, чтобы в дальнейшем выдержать принятый ритм.
Именно это перекликается с приведенными выше словами Владимира Маяковского: «Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих…».

Экспериментирование в строфике.
В порядке тренировки способностей в искусстве стиходелия, весьма полезно обратиться к жёстким формам: Сонету, Рондо, Балладе, Триолету и др.
Структуры и рифмовые формулы этих стихов приведены в разделе «Жёсткие формы». Покажу несколько собственных стихоподелок по этой теме.
Сонет
Сонет классический: два катрена (четверостишия), два тер-цета (трёхстишия). Разделены графически. Сонет Шекспиров-ский: три катрена и двустишие. Так же разделены графически.
Архитектоника «Онегинской строфы» напоминает нераз-делённый шекспировский сонет. Нет обособленных катренов, т.к. четверостишие не обязательно содержит законченную мысль, она может перетекать в следующий катрен.
У строфы особая рифмовая формула: Аb Ab; CC dd; Ef fE. Покажу мой сонет английского типа:
Исповедь оптимиста
Какие к жизни могут быть претензии,
Когда она дала дожить до пенсии.
И от неё, даст Бог, не на беду,
Отсчёт годам по пальцам я веду.

Когда закончил пальцы рук и ног,
То закрепил на память узелок,
И начал вновь, крестясь на образа, –
Теперь мне хватит пальцев за глаза!

Ну, а пока не слишком озабочен…
Скриплю, конечно, но ещё не очень:
Легко встаю и быстро засыпаю,
И гололёд песком не посыпаю,

А уж когда расстался с гемо … оем,
Совсем себя почувствовал героем.
.
Баллада
В разделе «Жёсткие формы» я показал балладу символиста В.Шершеневича, написанную им «на пари» с Валерием Брюсовым. Правда, он слегка изменил классическую формулу баллады: АББА+БВВБ вместо АБАБ+БВБВ.
А что, если воспользоваться чужим стишком, слегка пере-фразировав Шершеневича?

Поведал Брюсов, что на «сердце»
Балладу написать хитро,
Хоть чачу выпей, хоть ситро,
И хоть усердствуй – не усердствуй,
А рифм на «сердце» - две иль т р и…
А чем плоха вам рифма «берцы»?
Захлопну в недоверье дверцы!
Пишу балладу на п а р и!..

Как уже было сказано, содержание по сравнению с формой, в стихах подобного рода, как нетрудно убедиться, вынужденно отодвигается на второй план: здесь – форма ради формы. В том же разделе я уже показал свои варианты рондо и триолета.


Сообщение отредактировал Аналитик - Суббота, 16 Июн 2012, 06:18
МеханикДата: Среда, 15 Фев 2012, 18:10 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Статус:
Quote (Аналитик)
Например, мы хотим найти рифму к синтагме «не плачь». Пишем на бумаге «ач», а затем начинаем слева подставлять буквы: бач, вач, гач… пока не доползём до буквы «м»: «мач». И тут мы обнаруживаем, что это созвучно слову «мяч»! Мне даже страшно подумать как на эту методику среагируют стиховеды-профи.


Э... И неоднократно... sad
Quote (Аналитик)
У строфы особая рифмовая формула: Аb Ab; CC dd; Ef fE. Покажу мой сонет английского типа: Исповедь оптимиста

А вот с приведённым ниже стихотворением, относительно формулы, у меня не сложилось понимания...


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
АналитикДата: Вторник, 06 Мар 2012, 17:27 | Сообщение # 3
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
Владислав, в теории стихосложения рассматриваются различные "жёсткие формы": сонет, рондо, триолет, онегинская строфа и т.д. Каждая из этих форм имеет свою каталектическую (рифмовую) формулу, в которой разными буквами обозначены заканчивающие стих рифмы.

Поведал Брюсов, что на "сердце"
Балладу написать хитро,
Хоть чачу выпей, хоть ситро,
И хоть усердствуй – не усердствуй,
А рифм на «сердце» - две иль т р и…
А чем плоха вам рифма «берцы»?
Захлопну в недоверье дверцы!
Пишу балладу на п а р и...

У меня буквой "А" обозначены рифмовые окончания слов: сердце - усердствуй - берцы - дверцы; буквой "Б" - хитро, ситро; В - три, пари. Так получилась немного изменённая формула: АББА+ВААВ
NikolayДата: Суббота, 24 Мар 2012, 11:43 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Перенос с другой страницы

Аналитик
Литература
1. В.Е.Холшевников. «ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ. Русское стихосложение». Издательство «Academia». Москва. 2002.
2. Б.В.Томашевский. «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэтика». Издательство «Аспект пресс». Москва.2003.
3. Виктор Жирмунский. «ПОЭТИКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ». Издательство «Азбука-классика». Санкт-Петербург. 2001.
4. Валерий Брюсов. «НАУКА О СТИХЕ. Метрика и ритмика». Издатель-ство «Альциона». Москва. 1919.
5. С.В.Калачёва. «СТИХ И РИТМ». Издательство «Знание». Москва. 1978.
6. М.Л.Гаспаров. «РУССКИЙ СТИХ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОММЕНТАРИЯХ». Издательство «Фортуна лимитед». Москва.2001.
7. М.Л.Гаспаров. «О РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Анализ поэтического текста». Из-дательство «Азбука». Санкт-Петербург. 2001.
8. М.Л.Гаспаров. «ОЧЕРК ИСТОРИИ РУССКОГО СТИХА. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика». Издательство «Фортуна лимитед». Москва. 2002.
9. М.Л.Гаспаров. «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИХ». Москва. 1974.
10. М.Л.Гаспаров. «ЗАПИСКИ И ВЫПИСКИ». М. Новое литобозрение. 2008.
11. В.В.Маяковский. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ т.12, «Как делать стихи», стр. 81, Гос. издательство художественной литературы, М. 1961.
12. С.П.Бобров. «ЗАПИСКИ СТИХОТВОРЦА». Издательство «Мусагет MD CCCC XVI», Москва, 1916.).
13. «СТИХОВЕДЕНИЕ. Хрестоматия». Изд. «Флинта. Наука», М. 2002.
14. БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, М. Научное изд-во1997.
15. Виктор Жирмунский. «ТЕОРИЯ СТИХА». Издательство «Советский пи-сатель», Ленинградское отделение. 1975.
16. Виктор Жирмунский. «ВВЕДЕНИЕ В МЕТРИКУ». Изд. «Academia», Ленинград. 1925.
17. Б.В.Томашевский. «РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ». Изд. «Academia». Съ-Петербург. 1923.
[ 188.123.245.8 (RU) ]
***

ойген
Дата: Четверг, 15.03.2012, 15:40 | Сообщение # 2

Меня ностальгия замучила: университет вспомнился! Сюда бы еще Лотмана со всеми его многочисленными исследованиями!
Eвгeния Poмaнoвa. Галерея "Уголок Ойген"
[ 178.66.23.128 (RU) ]
***

NeFakt
Дата: Суббота, 17.03.2012, 22:13 | Сообщение # 3

Quote (ойген): "Меня ностальгия замучила: университет вспомнился! Сюда бы еще Лотмана со всеми его многочисленными исследованиями!"

Аналогично
***

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПОЭТИКИ

"МЕТР(греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер, в более тесном – неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом последнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и метрическое стихосложение иначе называется стопным...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МЕТР (в стихе), упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых.
Большой энциклопедический словарь
МЕТР СТИХА
Этот термин появился еще в античные времена. Античное стихосложение значи-тельно отличалось от современного, в частности тем, что в современной поэзии стихо-творное звучание достигается последовательным чередованием ударных и безударных сло-гов, в то время, как античные стихотворцы добивались поэтического звучания, растягивая одни слоги и быстро произнося другие. Однако и в современной, и в античной поэзии стихо-творения имеют определенный повторяющийся ритм. Сочетание ударных и безударных слогов в современном стихосложении (или протяжных и коротких слогов в античном) и называется метром.
Интернет

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ФОРМУЛИРОВКА
СТИХОТВОРНЫЙ МЕТР– совокупность одноимённых классических стоп. (классические одноударные стопы: хореическая (^È) ; ямбическая (È^) ; дактилическая (^ÈÈ); амфибрахическая (È^È); анапестическая (ÈÈ^).
Пример:
Мой дя-/-дя са-/-мых чест-/-ных правил – четырёхстопный ямб – « È^ / È^ / È^ / È^È »
È (последнее в строке) – клаузула последней стопы. Продолжение следует.

СТОПА
Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой. Обычно в одной строке стихотворения пов-торяется не более 6 стоп. Часть стопы, на которую приходится ударение, называется теси-сом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы (у Брюсова – наоборот). Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.
Интернет
ПРЕДЛАГАЕМАЯ ФОРМУЛИРОВКА
В зависимости от структуры стиха (метрической или фонической) стопы так же бывают двух видов: метрические и фонические.
Метрическая стопа – упорядоченная совокупность одного ударного с одним безударным слогом (хорей, ямб) или одного ударного с двумя безударными слогами (дактиль, амфибрахий, анапест).

Фоническая стопа – односложная (арс) или многосложная совокупность одного ударного с несколькими (более двух безударных
Когда не в шутку | занемог

Примечание:
«когданевшУтку» – ритмическая синтагма фонической структуры стиха (просодический период Востокова – поэтическое слово Тредиаковского); «|» – малая цезура – разделитель стиха на полу- и третьестишия, ритмические синтагмы или подстрочия.
Сисволический вид: « ÈÈÈ^È » – многосложник «пентон четвёртый»; «У» – фоническая вершина строки по-Востокову.

РАЗМЕР (стихотворный)
Размер стихотворный – форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка.
В силлабическом стихосложении стихотворный размер определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих.
В тоническом стихосложении – числом ударений (3-ударный, 4-ударный стих).
В метрическом и силлабо-тоническомстихосложении – числом стоп (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль).
Обычно различаются понятия метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), стихотворный размер (определяющий длину стиха, например 4-стопный ямб) и разновидность стихотворного размера (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями или чередование 4-стопного и 3-стопного ямба). Однако эта терминология ещё не вполне установилась (в частности, термины «метр» и «стихотворный размер» иногда употребляются как синонимы).
Различные стихотворные размеры по-разнрму соотносятся с члененипем речи на синтагмы и колоны и. следовательно, с её мнтонационным строением.
М. Л. Гаспаров
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР
Стихотворный размер — определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях (или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей — способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.

Интернет

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ФОРМУЛИРОВКА
Стихотворные размеры – название метрических и фонических стоп и метров (с указанием стопности): арс, ямб – анапест, пеон с 1-го по 4-й; пентон с 1-го по 5-й; прочие многосложники с указанием местоположения ударного слога: шестисложник третий (секстон-3?)
***


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: