redaktor | Дата: Вторник, 01 Фев 2011, 19:28 | Сообщение # 1 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| Можно ли обучить стихосложению?
Еще совсем недавно на прилавках книжных магазинов можно было встретить множество самоучителей, посвященных написанию стихотворений. Все эти книги обещали сделать из читателя поэта за n-ное количество дней. Однако авторы подобных произведений предпочитали не упоминать о том, что умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение — это две совершенно разные вещи.
Дело в том, что настоящая поэзия — это результат долгой работы разума, признак определенной душевной и интеллектуальной зрелости, приправленной особым мировоззрением, которое невозможно сформировать, просто прочитав учебник. Лучший пример здесь — детское восприятие. Малыши открыты к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают свои мысли порой крайне неожиданно.
Любая литература для них не просто изложение сути неких событий, мыслей или чувств автора — это ценнейший источник информации, сильное эмоциональное переживание, множество открытий. Люди, сохранившие такие способности к чтению, имеют все шансы стать поэтами. Конечно, во многом способности к стихосложению определяются и тем, каким было становление личности автора в детские и юношеские годы, что его волновало, что он видел, выходя из дома, каким был уклад жизни в его семье. Любые самые незначительные на первый взгляд детали могут послужить стимулом к развитию творческих способностей.
В результате истинный поэт — это сильная и глубокая личность, воспитать которую намеренно не представляется никакой возможности. Однако, если несколько лет назад предлагалось не то, что намеренное воспитание, а просто всевозможные обучающие курсы, результатом которого должно было стать появление поэтических способностей, то сегодня ведутся дискуссии о том, что «функции» стихотворца можно поручить компьютерным программам.
Действительно, если задать определенное количество слов, ритмические закономерности, принципы созвучий, то программа может сгенерировать стихотворный текст. Вполне вероятно, что в нем даже будет некий смысл. Однако настоящей поэзии, настоянной на жизненном опыте автора, приправленной особенностями общества и времени в котором он жил, насыщенной сильными эмоциями и глубоким смыслом, все равно не получится.
Так и выходит, что все попытки прийти к искусственному стихосложению, путем ли выработки навыка складывать рифмованные строки или составления специальных алгоритмов для работы с текстом, заранее обречены на провал. Ведь настоящая поэзия — это не столько слова, подобранные и расставленные в определенном порядке, сколько серьезная работа разума и души, результат которой не всегда должен укладываться в заданные ритмикой и законами созвучия рамки.
источник: http://pishi-stihi.ru/
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
Nikolay | Дата: Пятница, 23 Сен 2011, 19:14 | Сообщение # 2 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
| Теория стихосложения
Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи. Размеры стиха
Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их. Двусложные размеры
Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —E), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)
В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное.
—E —E —E — —E —E —E —E —E —E —E — —E —E —E —E
Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба E—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды
E— E— E— E— E— E— E— E— E E— E— E— E— E— E— E— E— E Трехсложные размеры
Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —EE), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно.
—EE —EE —EE —E —EE —EE —EE — —EE —EE —EE —E —EE —EE —EE — Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия E—E), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли E—E E—E E—E E— E—E E—E E—E E—
Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста EE—), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
EE— EE— EE— E EE— EE— EE— EE— EE— EE— E EE— EE— EE— Пеоны
До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах , которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:
I—EEE II E—EE III EE—E IV EEE—
В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:
I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.
Спите, полумертвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращенные творцом, Смятые невидевшим тяжелым колесом. "Придорожные травы"
Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева:
Фонарики, сударики, Скажите-ка вы мне, Что видели, что слышали В ночной вы тишине? Так чинно вы расставлены По улицам у нас: Ночные караульщики, Ваш верен зоркий глаз! ...
Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.
Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой, Что давно я не видалася с тобой, - Муж ревнивый не пускает никуда; Отвернусь лишь, так и он идет туда. А.П.Сумароков,1770
Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).
Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:
Одну минуточку, я что хотел спросить: Легко ли Гофману три имени носить? О, горевать и уставать за трех людей Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей. ... "Гофман"
Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.
Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания. Рифма и её разновидности
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой ивовой, чем ты поранила веточку вешнюю? Плачет у губ она утренней иволгой, плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
Леший бороду почесывает, Палку сумрачно обтесывает. Рифма точная и неточная
Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются: 1) по месту образования 2) по способу образования 3) по участию голоса и шума 4) по твердости и мягкости 5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).
Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982) Строки о строфах
Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение.
На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.
Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.
Наименьшей из строф является двустишие. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.
Существуют также строфы:
онегинские балладные одические сонеты триолет рондо лимерики Двустишие
Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).
Нестрофические встречаются: В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.
Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)
В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.
Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие.
Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.
Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь Строфические двустишия
Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.
Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"
Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент.
Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки: Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб).
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой. Октавой
Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.
Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.
Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!
Терцины
Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины: аба бвб вгв гдг дед и т.д.
Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.
Широкую известность терцинам принесло произведение Данте Алигьери "Божественная комедия". Истинно русской строфой терцине так и не удалось стать: обычно она встречается в подражаниях Данте и стилизациях, как, например, у Пушкина:
И дале мы пошли - и страх обнял меня. Бесенок, под себя поджав копыто, Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто, И лопал на огне печеный ростовщик. А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"
Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик: Одно стяжание имев всегда в предмете, Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете." Тут грешник жареный протяжно возопил: "О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил! Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" - Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный, Как будто тухлое разбилось яицо, Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо, Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале - И, камень приподняв за медное кольцо,
Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.
Онегинская строфа Онегинская строфа - 14-стишие 4-х стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, созданное А.С.Пушкиным ("Евгений Онегин" 1823 -31 г.); у других поэтов - как сознательное подражание. Балладная строфа
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.
Королева Британии тяжко больна, Дни и ночи ее сочтены. И позвать исповедников просит она Из родной, из французской страны.
Но пока из Парижа попов привезешь, Королеве настанет конец... И король посылает двенадцаць вельмож Лорда-маршала звать во дворец. Одическая строфа
Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Сонет Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:
абаб или абба абаб абба вбв вгв гбг гвг В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно:
Поэт! не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где огонь твой горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.
Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.
My mistress' eyes are nothing like the sun; Coral is far more red than her lips' red, If snow be white, why then her breasts are dun; If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damask'd red and white But no such roses see I in her cheeks; And in some perfumes is there more delight Than in that from my mistress reeks.
I love to hear her speak, yet well I know, That music hath a far more pleasing sound; I grant I never saw a goddess go; My mistress, when she walks; treads on the ground.
And yet, by heaven, I think my love as rare As any she belied with false compare.
Триолет
Триолет (франц. triolet) - твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.
Рондо
Рондо (франц. rondeau) - твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо. Лимерики
Лимерики(лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.
В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина.
Непослушную внучку из Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: "А не сжечь ли котенка?"- Невозможная внучка из Йены.
К удалому флейтисту из Конго Раз в сапог заползла анаконда. Но настолько отвратно Он играл, что обратно Через час уползла анаконда.
Теплокровный старик из-под Кобо Чрезвычайно страдал от озноба И доху на пуху, И тулуп на меху Он носил, чтоб спастись от озноба.
Составитель: Геннадий Апанович Информация взята с сайта "Что и Как? - Коллективный генератор стихотворений" (Источник - "Дневники слова", http://www.dnevniki-slova.ru/teory.html ) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |