• Страница 1 из 1
  • 1
Людмила Улицкая
redaktorДата: Воскресенье, 13 Фев 2011, 11:03 | Сообщение # 1
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:

Новая книга Людмилы Улицкой «Зеленый шатер» появилась в книжных магазинах под Новый год. Длинная череда зимних праздников отложила презентации книги, и вот теперь автор и издатели наверстывают упущенное. В ходе литературного вечера, прошедшего в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы, Людмила Улицкая рассказала о книге и ответила на вопросы читателей и портала «Новости литературы».

«Такого скопления людей мы не видели здесь давно, – предваряя встречу, отметила директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева. – И это оправданно. Я не знаю российского писателя в нашей нынешней действительности, у которого было бы такое количество литературных премий, как отечественных, так и зарубежных – около 20. И поэтому когда заговаривают о Нобелевской премии по литературе, то Людмила Евгеньевна отшучивается, а я отношусь к этому совершенно серьезно».

«Этой книги не должно было быть, так как после последней книги я себе поклялась, что это последний текст такого масштаба. Мое устройство, и писательское, и человеческое – это устройство спринтера… Рассказ – это для меня нормальное и хорошее состояние. 21 страница, в понедельник начал, в пятницу закончил, в выходные гуляешь. Всякий раз, когда ввергаешься в такую огромную работу, это такое чудовищное перенапряжение, полное подчинение себя процессу – это рабский, галерный труд, – говорит Людмила Улицкая. – Но я уже предпринимаю попытки свернуть на параллельные дорожки: занимаюсь сценариями, есть замыслы поработать театром… Ничего тяжелее романа в 600-700 страниц для меня быть не может».

У нового плода «галерного труда» – особая предыстория. Роман вырос из рассказа. «Из одного из последних сборников рассказов, «Люди нашего царя», я вынула один – «Зеленый шатер». Он был очень существенным, с ним надо было работать отдельно. Я поняла, что не смогла сказать в рассказе всего, что следовало, о том времени, о шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых… Получившаяся книга имитирует сборник рассказов, но при этом им не является», – пояснила Улицкая. Сначала была идея назвать книгу по одной из его основных идей: «Имаго». Но когда путём опроса сотрудников издательства выяснилось, что подавляющее большинство людей не знает, что это такое, от идеи пришлось отказаться. Улицкая же, биолог по образованию, придала этому сугубо научному понятию метафорический смысл. Сегодняшнее поколение, не только в России, но и вообще в мире – это пример своеобразной социальной неотении, «синдрома Питера Пэна», и не всегда это имеет негативный смысл, отметила она. «Отчасти это замечательно – нет усталости от жизни, нет старческого занудства, но с другой стороны, ты и не принимаешь на себя никакой ответственности. Это очень двойственное состояние, такая прозрачная метафора современного человечества». Тема взросления, невзросления и последствий того и другого – одна из центральных тем «Зеленого шатра». Вторая тема – это тема времени, эпохи и людей, застигнутых историческими обстоятельствами. Что имеет в виду героиня книги, которая видит во сне зеленый шатер? Это символика «примирения сегодняшнего дня со вчерашним, где совершались большие бои и ссоры на кухнях, духовные баталии, на которых вырастали герои книги, и потом расходились – разъезжались, уходили в свою частную жизнь. Не все герои, есть и проигравшие, потерпевшие – почти все стали потерпевшими, потому что в ту эпоху каждая вольная мысль оплачивалась дорогой ценой. Всех их объединяет этот зеленый шатер», – объясняет автор.

Что предыдущий роман Людмилы Улицкой, что нынешний – оба они балансируют на грани художественной литературы и публицистики, ставя вопросы, которыми по сей день задаются не только литераторы и читатели, но и специалисты – историки, социологи, политологи. «Я не была уверена в том, что «Зеленый шатёр» будет востребован. Но перед самой публикацией меня осенило, что я написала актуальную книжку, – признается Улицкая. – В этом не было маркетологического расчета. Вспомните о шестидесятых годах. Мне совершенно не нравится то, что сейчас происходит. Это течение нас всех куда-то не туда ведет. Давайте вспомним времена, который были сравнительно недавно и из которых нам так радостно было уйти. Советская власть просто закончилась, закончилась сама. А сегодня мы иногда вдыхаем воздух, который доносит какие-то знакомые запахи. По крайней мере, сталинизация, которая совершенно осознанно проводится в стране, мне чрезвычайно не нравится. Я ощущаю какое-то дуновение страха, который уже почти ушел. Но, к счастью, новое поколение другое – оно бесстрашное, не дикое, это поколение тридцатилетних. Но в целом в стране появляется ощущение страха перед властью, перед чиновниками, подобострастие и раболепие. Это-то и пугает – то, что мы превращаемся в Акакиев Акакиевичей. Но если есть понимание того, что вам что-то навязывают – значит, вас уже на мякине не проведешь – значит, вам уже ничего не навяжут».

Тема эмиграции, в том числе и как способа выживания – один из основных мотивов «Зелёного шатра». Отчего это так, и что значила и значит эмиграция для самой Людмилы Улицкой? «Я живу в России, только этим летом уезжала, так как лечилась за границей, так что полгода меня не было, – отвечает писательница. – Иногда я, действительно, уезжаю – надо сказать, с большим удовольствием, и даже в последнее время, честно скажу – каждый приезд после длительного пребывания за границей требуется период адаптации. Чувство глубоководной рыбы: что-то дышится тяжело… Я проанализировала причины, по которым люди уезжают или не уезжают, показала несколько персонажей. В 70-е, 80-е этот вопрос действительно был актуален. Сейчас обстоятельства совершенно другие, другой знак этих объездов. Уезжают и возвращаются – не понравилось, не получилось. Тогда, когда происходят события «Зелёного шатра», отъезд был абсолютно моделью смерти. Приходилось навеки прощаться с людьми с близкими, со знакомыми улицами, со всем. Сегодня эмиграция имеет совершенно другой смысл. Какой выход? Я точно знаю – выход один. Творчество. Это единственное решение, решение экзистенциальное – как жить. Жить можно только творчески. Совершенно необязательно творчество должно быть связано только с искусством: оно может реализовываться в любой сфере жизни. У меня много друзей уехало. Но мотивированный человек, который знает, зачем он живет, может с равным успехом жить и у себя на родине, и в другом месте. Мир стал очень маленьким. И некоторые наши расхожие идеи – родина, малая родина – стали ужасно мелочными сегодня. Сегодня мы все стали космополитами. И это очень хорошо!»

Еще одна тема, которая то и дело возникает в романе – тема музыки. Точность деталей такова, что складывается ощущение совершенно профессионального подхода, хотя Людмила Улицкая не считает себя очень музыкальным человеком. «Музыка то была в моей жизни, то её не было, – поясняет она. – Но творческое начало в наше время – поднимало. Кто-то писал стихи, кто-то занимался наукой, кто-то музыкой. И это был момент преодоления очень душной и формализованной идеологической действительности, которая нас окружала. Из всех этих прорывов и пробоев, которые возможны для человека, музыка – самое великое и высокое, несомненно. Далеко не все люди туда проникают. У меня много друзей музыкантов, и я им говорю: вам хорошо, я хожу по опушке вашего леса, а вы наслаждаетесь его глубинами. И вот пока я писала эту книгу, то совершила довольно большой рывок в этот лес. Никогда не слушала столько музыки, сколько слушала в процессе написания этой книги. В этом смысле, как слушатель музыки, я сильно поднялась. Так человек умнеет в процессе работы… а мне удалось получить и немного того, чего я прежде не знала. Благодаря моим друзьям-музыкантам все, что в этой книге про музыку сказано – все проверено, настроено. Так что в некотором роде это коллективное усилие, и я их всех благодарю».

Один из частых вопросов, который приходится слышать Улицкой от читателей – «почему в ваших произведениях столько несчастных людей?» Хотя в целом Людмила Улицкая не согласна с этим мнением, она всё же отметила, что «Россия еще по преимуществу и страна несчастных женщин. Я нигде не видела столько несчастных женщин, как здесь. Возможно, это не факт, но близко к факту». В связи с этим корреспондент портала «Новости литературы» попросил Людмилу Улицкую рассказать о недавно врученной ей премии Симоны де Бовуар – премии, символизирующей защиту прав женщин.

«Вообще сама по себе история очень интересная, – говорит Улицкая. – Все это выглядело совершенно неожиданно. Вручение премии происходило в кафе «Де Маго». Это место, где сидел Сартр, Хемингуэй… Я среди них никого не знала, но дружила с Ириной Ильиничной Эренбург, дочерью Ильи Эренбурга, который всех их знал. А в зале сидела Маша Зонина, которая мои книжки привезла в Париж, а Елена Зонина, её мама, была секретарем Эренбурга, и они-то общались и с Симоной де Бовуар, и с Сартром, в те времена, когда они приезжали, и т.д. И в этот момент было самое сильное ощущение – что мы привязаны к мировой культуре, что мы там тоже есть – таким странным, длинным, кривым способом, но берешь вот так одного человека – и вытягивается огромный, колоссальный слой. Я срочно начала перечитывать Симону де Бовуар, её главную книгу «Второй пол». Это катехизис феминистического движения. И вот я читаю и понимаю, что это все очень скучно и, главное, производит впечатление невероятно устаревшего. Мы все это прожили. Это первая мысль. А потом в голову приходит другая мысль – что 50 лет назад эта книга была скандальна, она перевернула весь мир. Благодаря тому, что эта книга состоялась и тому, что она устарела, произошел колоссальный процесс. И сама Симона – я потом нашла у неё эту фразу – очень обрадовалась. Она сказала: чем скорее эта книга устареет, тем более завершенной я буду считать свою задачу. То, что тогда было сокрушительной новацией, сегодня общее место. Вообще, последние 100 лет были самыми важными для существования женщин мира. Мы не берем в расчет легенды о матриархате, амазонках и так далее. Только 20 век изменил эту ситуацию – ситуацию, прежде всего, образовательную. В конце 19 века женщины стали получать высшее образование. Сегодня в России женщин с высшим образованием больше, чем мужчин. Потом стиральные машины, пылесосы, все эти технологические новшества произвели очередную революцию. Те сферы, которые раньше были немыслимы для женщины, стали для нее естественными. Но то, что я говорю, справедливо для западной, иудео-христианской цивилизации, это не имеет отношения к востоку. Здесь мир разделен до сих пор железобетонной стеной, и неизвестно, сумеет ли она разрушиться. Вообще-то, для того, чтобы идеи феминизма работали, меняться должны мужчины. Пока же мужчины – мальчики, им по-прежнему хочется власти, войнушки, перевернуть машину и её поджечь – всех этих мальчиковых игрушек».

Один из самых известных романов Улицкой, «Казус Кукоцкого», несколько лет назад экранизирован. Очевидно, что писатели по-разному относятся к тому. Что их персонажи оказываются на кино- или телеэкране: у кого-то это вызывает удовлетворение, а у кого-то – и раздражение: сложно добиться полного совпадения «внутреннего видения» автора текста и режиссера. «Я дала Юрию Грымову текст и сказала ему: Юра, дальше работай сам, я не знаю, как. Он сказал, что знает, и то, что он сделал, меня не оскорбляет, я готова с этим согласиться, – отметила Улицкая. – Если бы экранизацию делала бы я, то сделала бы по-другому, но я сделала то, что могла и считала нужным. Я считаю, что «Казус Кукоцкого» – один из лучших сериалов, которые были в России. Хотя я не смотрела ни одного, кроме своего». (улыбается)

Людмила Улицкая – не только писатель; на её счету еще и окололитературные, социальные проекты. Участники встречи, в частности, поинтересовались, как поживает проект «Хорошие книги для российских библиотек». «Он поживает, – заверила Людмила Улицкая. – Мы находимся на заключительной стадии тяжелой задачи, маленького проекта внутри большого – «Добрые соседи». Это посылки хороших книг в сто точек по бывшему Советскому Союзу, для тех людей, к которым 20 лет не попадают русские книги – Прибалтика, Кавказ, Средняя Азия, Украина и Молдавия, причем не только для русскоязычных, но и для тех кто учился в России, для кого русский язык по-прежнему близок. Библиотечное сообщение практически прекратилось, и вот для того, чтобы внести свой небольшой вклад, мы собрали 100 посылок и теперь разошлем их в столичные библиотеки и университетские. Сейчас у нас 94 книги – думаем, будем ли докупать 6 или сразу уже начнем рассылать. Наверное, все-таки начнем. Это оказалось очень сложно, но все-таки делается, как и предыдущий проект – книги для детских домов».

Вероника Шарова

Прикрепления: 4778625.jpg (18.8 Kb)


Президент Академии Литературного Успеха, админ портала
redactor-malkova@ya.ru
bogunДата: Понедельник, 10 Сен 2012, 16:13 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 324
Награды: 8
Репутация: 27
Статус:
Когда-то переписывался с одним иерархом нашей церкви. Может быть, кому-нибудь тоже будет интересно. Этому посту уже шесть лет, но перечитал и понял, что ничего нового сказать не могу.

О кризисе культуры в современном мире.
Уважаемый о.Тигрис!
Продолжаем свои попытки разобраться в истоках и перспективах кризиса современной культуры: Действительно кризис? Почему? Случайность или закономерность? Каковы перспективы? И можно ли что-либо предпринять? Проблема представляется невероятно сложной. Особенно, извините, применительно к нашим возможностям. Но должен утешить, что и самые могучие умы тоже не в состоянии сегодня ответить достаточно чётко. Наблюдается изрядное разномыслие по этому вопросу.
Возникновение, развитие и угасание/закат культур в истории человечества происходил неоднократно. Мы знаем о существовании многих цивилизаций. Достаточно вспомнить шумеро-вавилонскую, египетскую, античную и другие. Они возникали, развивались и в силу каких-то закономерностей погибали. Естественна попытка обобщить исторический опыт и на этой основе объяснить нынешнее наше состояние, состояние нашей цивилизации, нашей культуры и попытаться понять, как можно избегнуть надвигающихся неприятностей. Знаменитый культурфилософ XX века Й. Хёйзинги. (1872--1945) писал: « …В настоящее время сознание того, что мы переживаем острый, гибельный кризис культуры, проникло в самые широкие слои населения… Неколебимый культурный оптимизм остается теперь уделом либо тех, кому недостает проницательности понять, в чем беда нынешней культуры и, значит, они сами втянуты в процесс фальсификации, либо тех, кто полагает, что благодаря своей спасительной общественной или политической доктрине держит будущее культуры в своих руках, дабы затем осчастливить обделенное человечество". Пожалуй, с ним можно согласиться. То, что мы имеем возможность непосредственно наблюдать, пожалуй, соответствует сказанному. В преамбуле итогового документа международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на уровне глав и правительств (1992) была зафиксирована ключевая оценка сложившейся к концу ХХ века глобальной ситуации: "Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние". Приходится и с этим согласиться поскольку, в меру нам доступного, повседневная практика такие заявления подтверждает. Кризис цивилизации проявляется как противоречиями внутри системы ценностей, внутри западной идеологии, так и нарастающим несоответствием действительности в западном мире этим декларируемым идеям и ценностям. Я цитирую эти два документа потому, что они достаточно ярко выражают позицию преобладающего большинства учёных мира.
Мнение людей веры однозначно: «европейская гуманистическая культура, корнями уходящая в эпоху Возрождения, пришла к своему концу. Причина этого в утрате христианской религиозности, которая якобы одна только может дать человеку гарант тех ценностей, что свойственны культурной традиции нового времени».
• Предположим, что это верно, но тогда остаётся много непонятного в отношении цивилизаций прошлого. Какую религиозность утратили, к примеру, древние египтяне? Веру в своих богов? Кроме того, такая идея/утверждение не приближает к решению проблемы. А как вернуть христианскую религиозность? Как убедить/заставить миллионы людей коренным образом изменить свои нынешние жизненные установки? Ведь они не случайны. Они образовались в силу действия каких-то фундаментальных причин. И если не уповать на чудо, решение проблемы не представляется возможным, т.е. призывы к возврату, к религиозности носят чисто декларативный характер и к решению проблемы, если таковое вообще существует, не приближают. Заключения высших авторитетов человечества весьма пессимистичны и рекомендаций по выходу из складывающейся ситуации не содержат. Видимо предполагается, что таковы естественные закономерности процесса развития человечества и какой либо существенной коррекции они не подлежат. Вот что мы находим по этой проблеме у Ф.Ницше:
"Быть может, уже все человечество есть лишь одна ограниченная во времени фаза в развитии определенного животного вида – так что человек возник из обезьяны и снова станет обезьяной, причем нет никого, кто бы был заинтересован в странном исходе этой комедии. Как с падением римской культуры и под влиянием его важнейшей причины – распространения христианства – наступило всеобщее обезображение человека в пределах римской культуры, так с каким-либо позднейшим упадком всей земной культуры может наступить еще большее обезображение и, наконец, озверение человека, вплоть до уровня обезьяны. Именно потому, что мы можем представить себе эту перспективу, мы, быть может, в состоянии предупредить такой конец истории»
Как видите, речь идёт даже о завершении человеческой истории. Под кризисом культуры обычно понимается мысль об её умирании под оболочкой внешне благополучной, "сытой", но духовно пустеющей цивилизации, что приводит постепенно к обрушению и самой цивилизации. При этом чаще всего говорится о гибели культуры под воздействием разрушительных сил технико-технологических достижений этой цивилизации. Однако при всех разнообразиях точек зрения явственно проявляется доминирующее чувство, выразившееся в сознании ХХ столетия в Западной Европе, - пессимизм. Такие понятия, как "хаос", "катастрофа", "перепутье", "неравновесие" начали входить в научный и литературный оборот с конца ХIХ века. Говоря о причинах кризиса большинство учёных склоняется к мысли, высказанной ещё лауреатом нобелевской премии человеком редкостной судьбы А. Швейцером. «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Равновесие ее нарушено. Восторгаясь успехами науки и практики мы – увы! пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения и не признаем значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы». Главной чертой/причиной кризиса он считал господство материальной жизни над духовной, общества над человеком, обезличивание и деморализацию последнего, так как человек попадает в современном обществе в зависимости, организующие его "бездумье", и даже обращающие во зло его порой и добрые намерения.
Почему развитие цивилизации идёт обычно именно таким путём – вопрос отдельный. Думается, он завязан уже на наши социально-биологические корни. Основная направленность всей человеческой жизнедеятельности всегда была ориентирована прежде всего на материальное обеспечение жизни. Культура возникает и развивается как бы попутно. Шпенглер – один из самых выдающихся и влиятельных философов ХХ столетия, считал, что кризисы в культуре не являются случайным «наказанием», эпизодом в ее судьбе или жестоким приговором. В мировой культуре такого рода процессы сопровождают всю историю. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры. Никакого перерождения культуры быть не может. Кризис -- это сигнал к окончательной гибели.
Весьма пессимистично. Такого мнения придерживаются многие учёные. Исторический опыт вроде бы этот пессимизм подтверждает. Возможен, однако, и иной взгляд на происходящее. Ведь ситуация нашего кризиса при всей внешней схожести с кризисами культур минувших эпох, протекает в совершенно иных условиях. Да, надо признать, что кризис культуры протекает пока без ясно осознаваемой ориентации. Однако никогда ещё научная мысль не была на такой высоте. Никогда ещё человечество не обладало столь высоким уровнем самосознания, способностью к самоанализу. Никогда в мире не было такой консолидации умов и возможностей, хотя всё это и поныне находится в степени всё ещё недостаточно высокой для безусловно эффективных глобальных действий. Представляется, однако, что деморализующая фатальность печального конца всё же неоправданна. Вполне возможно, что этот кризис ведёт к возникновению новой парадигмы, при мучительном рождении которой мы нынче и присутствуем. Не следует к тому же забывать, что гибель слабеющих цивилизаций прошлого происходила чаще всего под ударами соседних племён/государств. Понятно, что наши нынешние исламские соседи по планете вполне будут готовы исполнить эту роль, но условия существенно изменились. Изменение условий касается и прогресса в средствах вооружения. В нынешних новых условиях обороноспособность страны уже в меньшей степени зависит от количества и личного мужества военнослужащих. К тому же, как уже указывалось, «В первый раз культура может предвидеть, какой путь избрала для нее судьба. Последняя великая задача западноевропейской мысли -- осознать предначертания стареющей духом фаустовской культуры».( Шпенглер). Но задача нынешних философов, как писал Маркс, заключается не только в том, чтобы объяснить мир, но и попытаться изменить его, выработать, по крайней мере, некоторые рекомендации по его позитивному изменению. Желательно в пределах реальных возможностей человечества. Осознание надвигающейся угрозы наряду с существенным ростом возможностей делает такой ход событий весьма вероятным. Переход к новой парадигме может быть действительно весьма болезненным, но почему это должно превратиться для человечества в катастрофу? Можно представить себе катастрофу нашей цивилизации и даже всего человечества в результате космических причин, в результате деградации экологии или потепления климата. Что же до деградации культуры, её кризиса то скорей речь может идти о некой нежелательной направленности её развития. До ХХ столетия огромные массы населения были на очень низком культурном уровне. Стремительный рост науки, производительности труда, производства привели западные страны к существенному росту материального благосостояния, свободного времени огромных масс, что позволило и росту образованности, и культуры уже не избранных, но достаточно широких слоёв населения. Вот тут-то и произошло то, что не произойти и не могло. Сама социальная система, сам процесс функционирования экономики рыночного общества в сочетании с весьма невысокой всё же культурой масс предопределил направление дальнейшего развития, устремления интересов людей прежде всего к сфере материального. Нельзя говорить, что уровень культуры понизился. Число посетителей театров, всевозможных лекций на культурные темы, выставок и музеев, концертов классической музыки существенно возросло, хотя в относительных цифрах это выглядит иначе. Основная масса населения западных стран по вполне естественным причинам просто недоросла до высокой культуры. А наша и подавно. Тем более, что появилась для удовлетворения естественных потребностей людей некий упрощённый вариант - поп-культура. Уж она-то предварительной подготовки не требует, Она, используя современную технику, опирается не на сумму знаний, опыта, накопленных человечеством, а в значительной степени на инстинкты. Вот почему древне- африканская культура полудиких племён так хорошо, естественным образом вписалась в поп-культуру, в массовую культуру современности. Вот почему создаётся впечатление деградации культуры. А она просто пошла не тем путём, которым бы хотелось, но произошло это по вполне понятным причинам. Иначе, к сожалению, и быть не могло. Но так или иначе, ситуация с культурой западного сообщества действительно кризисная, но ведь необязательно катастрофиеская! Позволю себе процитировать из Вашей же статьи: «. В черной дыре нигилизма после последнего выдоха остатков гуманизма остаются зрелище, насмешка, эротизм, насилие и наркотики.
Картина нерадужная, скверная и пошлая...»

Разумеется, в рамках богословия эти проблемы объясняются гораздо проще. Как я уже говорил, призвав на помощь классическую пару бога-дьявола можно объяснить всё. Вещизм и обрядоверие, да и весь нынешний кризис цивилизации – это же несомненно происки дьявола при полном и малообъяснимом попустительстве Бога. Но, опять-таки, эти объяснения декларативны и для практических действий совершенно бесполезны. Однако вне Бога, на исключительно биологической основе разговоры о смысле жизни в определённом аспекте попросту не имеют смысла. Жизнь с позиций атеиста предстаёт перед нами как естественный процесс с полным отсутствием исходного целеполагания. В этом варианте говорить о смысле жизни столь же нелепо, как, скажем, о смысле дождя или смены времён года. Но неправомерно проецируя наше обыденное бытовое/повседневное целеполагание на мироздание, человек по образу земного правителя-вождя в реальной жизни измысляет нечто подобное и в жизни неземной, на небе. Аналогично возникает и целеполагание самой жизни, якобы возникшей для чего-то, для исполнения неких задач. Даже некоторые атеисты представляют себе человечество не как обычный естественный процесс наряду с другими, но как порождение природы якобы с целью самопознания. Тут уж и сама природа наделяется как бы неким разумом/сознанием, поскольку оказывается в состоянии ставить в процессе своего развития некие задачи. Да и самопознание ведь тоже должно иметь какую-то цель. Такое одухотворение природы представляется уже вариацией божественности и для атеиста - противника всяческой трансценденции, разумеется, неприемлемой. Жизнь, однако, достаточно самоценна. Главный смысл жизни в поддержании и развитии самой жизни. В постепенном ослаблении в человеке животного начала и росте духовного. В развитии подлинной культуры, а не того сурогата, который нынче порой за истинную культуру выдаётся.
Должен, однако, заметить, что по вопросу/проблеме трансценденции и её неприемлемости у меня в последние годы возникли новые соображения, но подробно об этом в другой раз.
Профессиональные атеисты большевистского толка религию просто отвергали. На уровне диалога Остапа Бендера с ксёнзами. Они в какой-то мере могли себе это позволить, поскольку произвели подмену веры. Вместо веры в Бога, в царствие небесное призывали верить в коммунистическое завтра, в царство справедливости, в грядущий рай на земле. Они понимали, что без веры вообще жить человеку. просто невозможно. Сталин откровенно называл марксизм религией рабочего класса. Сегодня в отношении происхождения религий можно себе представить два варианта. Возникшая в самых разных частях планеты религиозность, вера в нечто трансцедентное обусловлена сходством биологическим, сходством условий существования. Соответственно различию этих условий различаются и сами религии. Второй вариант: в свете последних достижений науки - особенно впечатляют многолетние исследования Ст. Грофа и самые последние исследования, когда воздействуя на мозг создают у испытуемого чувства, соответствующее видению чего-то божественного, ощущения присутствия Бога и т.д можно представить себе ситуацию примерно следующую: нечто, не воспринимаемое непосредственно органами чувств, возможно и впрямь существует. Только его называют сегодня по разному: учёные (не все, конечно) – Единым(информационным) Полем, психологи – Источником мысли, философы – чистым сознанием, а верующие – Богом. Мир устроен не так просто, как это представляется современной науке, большинству людей. Одна только квантовая физика способна поразить воображение. На заре человечества всё это приняло различные формы, завершившиеся тем, что мы сегодня называем религией. В разных условиях формы этих религий естественно различны. Века и тысячелетия создали традиции и преемственность. На них вот и Вы опираетесь в своей статье. Да что Вы? Всё, по сути, богословие. Думаю, что когда-нибудь восторжествует т.ск. макроэкуменизм и все придут к единому Богу. А, может быть, к тому времени нужда в нём отпадёт вообще, и всё будет определяться уже совсем иными терминами. Но до этого уж очень далеко. Когда с идеей экуменизма в конце Х1Х в. Вл. Соловьёв обратился к Папе, то он ответил ему, что это конечно было бы хорошо, но чтобы такое свершилось нужно, по меньшей мере, чудо.
Но я несколько отвлёкся от темы. Действительно, видимо, Швейцер прав и «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная». Но почему так происходит? Почему с ростом материального благосостояния, свободного времени происходит не расцвет, а именно упадок культуры. Существует мнение, что широкие массы просто неподготовлены к восприятию культурного наследия. В принципе – это, казалось бы, дело поправимое. В сущности, речь идёт вроде бы о недостатках образованности, дефектах обучения и воспитания в школах. Но, с другой стороны, мы можем наблюдать, как полученные (даже если) знания неприменимы в реальной жизни широких масс. Они, попросту говоря, не востребованы и порой просто забываются. Задача в том, что бы эту востребованность создать/обеспечить. Однако, для этого необходимо перестроить всю систему жизнеобеспечения, социальные отношения, политические системы, что сегодня вряд ли возможно. А, собственно, почему? Не то, чтобы перестроить, но хоть так сказать поставить в повестку дня! И не просто перестроить, но так, чтобы новые социальные конструкции обеспечивали, повторюсь, массовую востребованность образованности, культуры. Ни сегодня, ни в обозримом историческом будущем это, видимо, невозможно. Сегодня в мире, в мировой экономике доминируют рыночные отношения. Успехи капитализма неоспоримы. Особенно с учётом нынешнего биологического базиса людей. Капитализм оказался первой социально-экономической формацией, которая по своему экономическому, техническому, научному могуществу могла бы обеспечить все население земного шара достаточным количеством продовольствия и прочих материальных благ. Могла бы, но никогда не сделает этого, что сегодня уже не нуждается в доказательствах; все упирается в способ распределения. Но каким образом это изобилие было достигнуто? В капиталистической системе в полной мере задействуется личный интерес производителя. Не интересы человечества, не любовь и сострадание к ближнему, но беспощадный эгоизм, а порой и жадность. Полезность же для общества согласно Адаму Смиту проистекает помимо воли предпринимателей. Ему лично это чаще всего глубоко безразлично. В наше время дикость начальной стадии эпохи капитализма в значительной степени ограничивается законодательно. Но даже там, где законы доминируют, исполняются, движущей силой развития является/остаётся стремление к прибыли, к личному обогащению, для чего необходим в первую очередь дальнейший рост производства, расширение рынков сбыта. Но вот этому безудержному развитию, безудержному росту потребления всё острее препятствуют экологические проблемы, сырьевые ограничение планетарных возможностей. Становится очевидно, что действующая экономическая модель и соответствующая ей социальная конструкция делаются опасными уже для самого существования человечества и требуется некая радикальная перестройка на планетарном уровне. Успехи капитализма проистекают из соответствия естественных, биологических потребностей человека и принципов соответствующей социальной структуры. Попытки перейти на плановое ведение хозяйства, которое казалось безусловно разумными и целесообразными, потерпели крах. При социализме нашего образца не удалось обеспечить достаточную личную заинтересованность производителей в эффективности своей деятельности. Отсюда проигрыш в соревновании с капитализмом из-за проистекающей из такого положения низкой производительности труда. А Ленин ещё когда писал, что именно тот строй побеждает, который обеспечивает большую производительность общественного труда. Главная проблема сегодняшнего дня – это отсутствие новой дееспособной социальной конструкции, которая обеспечила бы эффективную экономику в сочетании с реальным справедливым распределением материальных и духовных благ, способствующую востребованности и интеллектуальному росту самых широких масс. Таким образом, деградация культуры масс увязывается с общей тенденцией социального развития. Последнее же упирается в некий биологический базис личности – наследие наших животных предков. Об этом убедительно говорит печальный опыт СССР в попытках воспитать нового человека, лишённого ряда негативных черт и тенденций. Видимо, качества, определяемые Высокой культурой как негативные (эгоизм, жестокость, стяжательство и т.д.) заложены в нас на генетическом уровне и воспитательными методами устранены быть не могут.

Буду рад прочесть Ваши впечатления от изложенного. И не стесняйтесь в осуждении. Только желательно аргументированных. Аргументация вне логики и фактов, аргументация contra, основанная на высказываниях церковных авторитетов, не желательна.
С уважением - В/В.Б.
МарЗДата: Воскресенье, 16 Сен 2012, 21:08 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
Quote (redaktor)
У нового плода «галерного труда» – особая предыстория. Роман вырос из рассказа. «Из одного из последних сборников рассказов, «Люди нашего царя», я вынула один – «Зеленый шатер». Он был очень существенным, с ним надо было работать отдельно. Я поняла, что не смогла сказать в рассказе всего, что следовало, о том времени, о шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых… Получившаяся книга имитирует сборник рассказов, но при этом им не является», – пояснила Улицкая.

Quote (redaktor)
Тема взросления, невзросления и последствий того и другого – одна из центральных тем «Зеленого шатра». Вторая тема – это тема времени, эпохи и людей, застигнутых историческими обстоятельствами. Что имеет в виду героиня книги, которая видит во сне зеленый шатер? Это символика «примирения сегодняшнего дня со вчерашним, где совершались большие бои и ссоры на кухнях, духовные баталии, на которых вырастали герои книги, и потом расходились – разъезжались, уходили в свою частную жизнь. Не все герои, есть и проигравшие, потерпевшие – почти все стали потерпевшими, потому что в ту эпоху каждая вольная мысль оплачивалась дорогой ценой. Всех их объединяет этот зеленый шатер», – объясняет автор.

Quote (redaktor)
Тогда, когда происходят события «Зелёного шатра», отъезд был абсолютно моделью смерти. Приходилось навеки прощаться с людьми с близкими, со знакомыми улицами, со всем. Сегодня эмиграция имеет совершенно другой смысл. Какой выход? Я точно знаю – выход один. Творчество.

Quote (redaktor)
Еще одна тема, которая то и дело возникает в романе – тема музыки. Точность деталей такова, что складывается ощущение совершенно профессионального подхода, хотя Людмила Улицкая не считает себя очень музыкальным человеком.


Эти слова мне многое объяснили! Действительно, кажется, что книга - сборник рассказов. Очень интересных, но - разных.
А как вы считаете что лучше - объединять их в такой громадный объем или наоборот - рассказы будут читаться естественнее?
Очень интересно мнение участников сайта.
Книгу советую прочесть, кто еще не читал!))


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
bogunДата: Вторник, 18 Сен 2012, 14:44 | Сообщение # 4
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 324
Награды: 8
Репутация: 27
Статус:
Произведения высокоталантливой Людмилы Улицкой читаешь с наслаждением в любом формате. На мой взгляд, собранное вместе впечатляет в большей степени. Но хочу отметить, что любые произведения имеют всё же своего т.ск. оптимального читателя."Зелёный шатёр", на мой взгляд, должен быть наиболее интересен молодому поколению. Нам же, жившим в то время, переживавшим описываемые события - это уже по понятным причинам не так интересно. Остаётся наслаждаться высоким качеством текста.

Валентин Богун.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: