[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Обо всем понемногу » Статьи, публикации » РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУШКИНЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ (( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» ))
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУШКИНЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ
leoivanov123 Дата: Воскресенье, 11 Ноя 2012, 20:19 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





1Наш краткий литературно-художественный анализ этого великого и
бессмертного произведения А. С. Пушкина мы начнем с того, что тут, в этом очень и очень своеобразном Евгении Онегине, тут явно преобладают, господствуют и доминируют две главные, центральные и основные литера-турно-художественные и общественно-философские темы, тема Любви и Дружбы между Мужчиной и Женщиной, да и вообще Любви и Дружбы между Людьми, а также и другая тема, тема России, России нынешней и вчерашней, ее нынешнего состояния и ее общественно-исторического и культурного развития, развития и пути, по которому она шла и идет сей-час, России вполне и чисто Русской, России Полурусской, а иногда и какой-то вообще совершенно Нерусской. Так как же он тут их развивает, рисует, показывает и изображает, две эти большие и огромные обществен-ные, философско-исторические и общечеловеческие темы? Делает он все это очень и очень красиво, красиво и легко, изящно и элегантно, делает просто, быстро и динамично, но в то же время как-то очень и очень хитро-умно... Хитроумно ? А почему так...? Так ведь написано все это у него так, что как следует и по-настоящему понять все эти его Картины, Рассказы и Сцены, все эти его Тайные и Хитроумные Внутренние Монологи и Размы-шления, все эти его диалектичные и очень, очень хитроумные литератур-но-художественные Законы и Закономерности, Правила и Принципы, За-дачи и Уравнения, а также и соответствующие Формулы, Постулаты и Теоремы могут сейчас (да и тогда) только лишь люди наиболее знающие, продвинутые и посвященные, то есть только лишь те, кто все еще хорошо знает и помнит Элементарную и Высшую Математику, Алгебру и Геомет-рию, Двойные и Тройные Интегралы, Системы Обычных и Дифференци-альных Уравний, Вторые и Третьи Производные, а также и соответствую-щий Математический Анализ, Анализ, Синтез и Аппарат...









Добавлено (11.11.2012, 19:49)
---------------------------------------------
А это почему так, почему и отчего...?... Дело в том, что весь свой глу-бокий, огромный, гигантский ум, знания, мысли, мышление, а также и со-ответсвующие Внутренние Размышления, --- все это он, Пушкин, показы-вает нам тут вовсе не «как обычно и как всегда», как все и всегда мы это обычно делаем, а можно сказать, совсем наоборот, показывает нам тут то-лько лишь какие-то очень маленькие, крохотные и крошечные осколки,ча-стички, кусочки, обрывки, клочки и фрагменты всех этих своих больших и огромных мыслей, теорий, идей, которые нам нужно теперь и тут как-то вполне самостоятельно и вполне правильно собрать, сложить и соединить в единую логическую цепь, в единую Картину, в единое, вполне логичное и гармоничное Мышление и Размышление о Мире, о Жизни и Судьбе, о Пользе и Добре, о Счастье и Любви, о Любви хорошей и нехорошей, счаст-ливой и несчастливой, верной и неверной, большой и небольшой, глубокой и неглубокой... Да, но как, как же нам все это сейчас сделать...? Может, сложить все это как-то по-своему, в меру своего же собственного ума и таланта...? Да нет, не так, совсем-совсем не так, ведь складывать все это нужно тут последовательно, как следует и вполне правильно, а значит, вполне научно, диалектично и точно, то есть по правилам и законам диа-лектики, а также элементарной и высшей математики.
А сейчас я вам покажу и расскажу, как это сделал я и как вы тоже те-
----- 9 -----
перь и можете, и должны все это вполне самостоятельно и вполне правиль-но складывать, делать и выполнять. Для начала я все это, всю эту огром-ную массу самых разнообразных и весьма, весьма противоречивых мыслей и слов, слов, слов как следует, то есть тщательно и глубоко проанализиро-вал и систематизировал, а потом все это мысленно собрал и поделил на три части. Первая часть --- это все то, что говорится и рассказывается тут нам о Любви и Дружбе, вторая часть --- это все то, что говорится нам тут о Рос-сии как о вполне конкретной и вполне определенной Общественной Сис-теме, Стране, Государстве, Стране, в которой всегда жили и сейчас живут люди чисто и совершенно русские, люди полу-русские и люди, в сущно-сти, совершенно нерусские... Так почему же я поделил тут все это на три части, на три, а не на две...? Дело в том, что Евгений Онегин --- это на самом-то деле произведе-ние большое, сложное и многотемное, многофакторное и многоцелевое, это произведение не только эпическое, но также и лирическое, и поэтому третья часть --- это, в сущности, все остальное, то есть все то, что как-то не вошло и не влезло в первые две части. Затем я как следует и еще раз про-анализировал и систематизировал всю первую часть, в которой говорится о Дружбе и Любви. И что же я тогда увидел и понял, узнал, нашел и обнару-жил...? Я понял, что в этой первой части имеются какие-то свои Главные вполне научные и в тоже время вполне литературно-художественные За-коны и Закономерности, какие-то свои Главные и Доминантные Мысли и Идеи, Правила и Принципы, Формулы и Аксиомы. Но в то же время тут имеется также и многое, многое другое, другое и в сущности, какое-то «поперечное» и «противоположное», что этих вот «внутренних противоре-чий» тут действительно очень и очень много, («противоречий очень мно-го», ---говорит нам тут об этом он сам). Так вот, все эти «тезы» и «антите-зы» я отделил друг от друга и собрал в две небольшие и довольно компакт-ные группы, группу А и группу Б. В группу С у меня вошли все те Образ-ные Примеры, которые он, Пушкин, сейчас использует тут в качестве ка-ких-то психологических и весьма мощных Аргументов и Фактов, в каче-стве каких-то вполне наглядных и психологически мощных Художествен-но-Образных Примеров, Эталонов и Экспериментальных Образцов, кото-рые он тут и сейчас использует в этих своих классических виртуально- ин-теллектуальных Экспериметах, которые должны нам всем сейчас как сле-дует показать и доказать полную правильность и глубокую справедливость всей этой только что созданной им совершенно новой и вполне научной Теории Любви.
Итак, что же я тут сейчас собрал в небольшую и вполне компактную группу А, какие именно правила и принципы, аксиомы и постулаты? В нее

----- 10 -----
сейчас вошли и были мною включены: Постулат 1 --- Нравственность в природе вещей.

Постулат 2 --- Любви все возрасты покорны...
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям;
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют ---
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Постулат 3 --- Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел,
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт и хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и иных долгов,
Кто славы, денег и чинов

----- 11 -----
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
Н. Н. прекрасный человек.

Постулат 4 --- Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной...
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.

Постулат 5 --- Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

Постулат 6 --- А счастье было так возможно,
Так близко...

Контрпостулат 1 --- Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Контрпостулат 2 --- Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
----- 12 -----
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал,---
но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Контрпостулат 3 --- О люди! Все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без него вам рай не рай.

Контрпостулат 4 --- Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем, и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий нам такой

----- 13 -----
Назначен строгою судьбой?
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать, ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.

Контрпостулат 5 --- На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.

Контрпостулат 6 --- Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и она мелодия...

Контрпостулат 7 --- --- И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь,
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Контрпостулат 8 --- Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей

----- 14 -----
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданых страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и временным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут --- мигом утешался;
Изменят --- рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А отпускал без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.

Контрпостулат 9 --- Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она.

Контрпостулат 10 --- Проникнутый тщеславием, он обладал сверх то-
го еще и особенной гордостью, которая побужда-
ет признаваться с одинаковым равнодушием в
своих как добрых, так и дурных поступках ---
следствие чувства превосходства, быть может
мнимого.
Из частного письма (франц.) ----- 15 -----
Так что же это такое --- «Нравственность в природе вещей»? Если перевести этот главный и основной пушкинский постулат с этого сложного и хитроумного научно-философского языка на наш современный русский, тогда получается, что вся наша человеческая нравственность, привычки, обычаи, традиции, законы (и в том числе любовь), как и вся наша нынеш-няя общественная и человеческая жизнь, что все это должно полностью соответствовать «природе вещей», т.е нашей же собственной естественно-биологической природе, законам и процессам, потребностям и возможно-стям нашего человеческого тела и организма, а вовсе не взятым и не пред-писанным откуда-то «сверху» правилам и законам, а также нормам, поряд-кам и традициям, которые всей этой нашей внутренней конституции и этой нашей общечеловеческой «природе вещей» зачастую вообще не соответ-ствовали и не соответствуют, и именно поэтому вся эта вполне естествен-ная и общечеловеческая земная любовь между мужчиной и женщиной впо-лне традиционно считалась (да и сейчас еще считается) чем-то совершенно безнравственным, каким-то великим грехом, пороком, развратом, позором, считалась чем-то грязным, постыдным и неприличным, считалась и, разу-меется, полностью запрещалась.
А как же! Именно так и должно все это у нас тут быть, и сейчас и всегда, --- говорит нам Пушкин, но только на самом-то деле, господа, все это у нас сейчас, конечно же, не так, не так, не так, не так и как-то совсем, совсем иначе... Разумеется, для него, для Пушкина этот вопрос был сейчас (да и всегда) весьма и весьма важен и остроактуален.
Да, но как же нам все это понять, какая «нравственность» и какая
именно «любовь» «в природе вещей»?... Любая...? Да нет, далеко-далеко
не любая, а только лишь такая, которая полезна, полезна для роста, разви-
тия, обогащения, процветания и усовершенствования всей этой нашей ны-нешней общественной и человеческой жизни, которая нужна и необходима нам для того, чтобы наша человеческая и вся наша общественная жизнь у нас тут были по-настоящему хорошими и честными, богатыми и счастли-выми, были умными и мудрыми, здоровыми и крепкими, культурными и цивилизованными, были вполне успешными, прочными и долговечными. Да, да, именно так! Все то, что нам полезно --- все это хорошо, хорошо, хорошо, --- говорит нам Пушкин.
Любви все возрасты покорны... Да, все «возрасты», но почему-то далеко не все люди. А почему так, а почему --- не все...?... Дело в том, что и ее, эту великую научно-литературную формулу и аксиому, этот Глав-ный и Основной Закон и Постулат всей этой Принципиально Новой Науки Любви, ее ведь тоже нужно читать правильно и точно, и значит,

-

Добавлено (11.11.2012, 19:59)
---------------------------------------------
----- 16 -----
совсем-совсем не так, как мы ее тут все и обычно всегда читаем, читаем, читаем, но как-то не понимаем, не понимаем, не понимаем... Ведь там, у него, у Пушкина, как написано...?
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям,
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют ---
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод.
Понимаете...?... А ведь мы, мы все, всего этого, всей этой хитроумной
пушкинской поэзии и гармонии, взаимосвязи и диалектики тут как-то во-обще не видим, не знаем, не замечаем, не понимаем... Не понимаем, что на самом-то деле это вот и есть вторая половина этого Главного и Основ-ного Закона Любви. А если все это действительно как следует увидеть и глубоко понять, и если все это действительно как следует диалектически сложить и затем все это тут же перевести, --- перевести на наш общепонят-ный русский, то что же тогда...? Тогда получается, что только при впол-не определенных и вполне благоприятных объективных и субъектив-ных внутренних и внешних условиях эта наша «спящая», «подавлен-ная» и «рецессивная» человеческая любовь действительно начинает в нас как бы пробуждаться и оживать, начинает зреть, созревать, рас-цветать, начинает царить, господствовать и доминировать в наших человеческих душах, умах и мозгах, в нашем человеческом сознании и
подсознании. Так что же нам всем для этого нужно...? В том-то и дело, го-спода, --- говорит нам Пушкин в этом своем романе, --- что нам всем нуж-ны для этого какие-то качественно иные условия всей нашей нынешней об-щественной, частной и семейной жизни и еще, конечно же, для этого нуж-ны люди... Люди нам для этого тоже нужны какие-то совсем, совсем не такие, не такие, как эти вот Онегин, Ленский, Татьяна... Не такие глубоко ошибочные и эгоцентричные, не такие «гордые», тщеславные и самолюби-вые, для этой Великой и Большой Любви --- для нее, конечно же, нужны и необходимы люди по-настоящему красивые и приятные, люди честные, добрые, щедрые, достойные, хлебосольные, люди умные и культурные, воспитанные и хорошо образованные,талантливые и интеллектуальные, знающие и умелые, люди нужные и необходимые, полезные и ценные, люди вполне свободные, здоровые, бодрые и энергичные, люди молодые, высокие и стройные, породистые и сексапильные, коммуникабельные и







Добавлено (11.11.2012, 20:02)
---------------------------------------------
----- 17 -----
толерантные... Понимаете...?... Но как же я все это сейчас понял...? Я как следует диалектически «сложил» и соединил в единое целое Онегина и Ленского, Татьяну и Ольгу, добавил к этим «новым людям» еще несколько соответствующих «специй» и «ингредиентов», ( разумеется, не своих соб- ственных, а только лишь его, пушкинских ), --- и у меня получилось имен-но то, что получилось...
А как же эти --- Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга...? А эти --- нет, нет и нет, а эти --- не то, не то и не то, --- говорит нам Пушкин, --- я ведь тут , собственно, именно для этого все это, конечно же, для всех вас создал и выдумал, сочинил и рассказал... Рассказал и написал о том, что каждый из вас, конечно же, и так сейчас хорошо знает, видит и понимает, рассказал и написал еще и о том, чего никто из вас сейчас как-то еще не видит, не знает,не понимает... Вот, например, Евгений Онегин, который отвечает Татьяне на ее письмо и говорит:
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый,---
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив...сколько мог!

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
----- 18 -----
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас
Начнете плакать; ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.

Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем, и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламеной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей....
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Так что же это он ей тут и сейчас говорит, что и как, что и зачем, что и почему...? Почему --- это, конечно же, нам теперь вполне понятно: гово-рит он все это сейчас только лишь потому, что он, Евгений Онегин, --- он
----- 19 -----
уже стал Вполне Социальным Человеком, и именно поэтому такая юная и такая вполне естественная любовь этой «бедной Тани» кажется ему сейчас какой-то совершенно ошибочной, глупой, ненужной, нелепой... Ведь он, Онегин, сейчас богат, и именно поэтому он, как и все богатые люди, дворя-не и помещики, как типичный представитель всех этих вполне социальных и сравнительно богатых людей, дворян и помещиков, он должен и обязан теперь жениться и жениться как следует, жениться выгодно и по расчету, жениться на невесте с хорошим приданым и конечно же, из какой-то хоро-шей семьи, невесте хорошей и достойной, невесте милой, пригожей, юной, молодой.
А как же! Именно так! Ведь все это --- само собой разумеется, ведь
он, Евгений, ничуть не хуже других, и даже наоборот, а эта его Наука
Страсти Нежной, ведь он же ее до сих пор так и не забыл, а ведь это же
оружие, это сильное и мощное оружие в борьбе за слабый пол! А как же,
именно так! Так в чем же дело...? А дело в том, что у него, у этого Онеги-на, имеются свои собственные внутренние и внешние принципиальные и характерные недостатки, которые он сам сейчас (как и многие из нас) как-
то еще не видит и как-то еще не знает, как-то еще не чувствует, не понима-ет и не замечает... Но зато он, Пушкин, --- он все это видит и все это знает, он все это очень хорошо понимает, и он по-своему, по-пушкински , рисует
и рассказывает нам об этих его основных, главных и характерных недо-статках:

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и временным успехом
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души
Зевоту подавляя смехом

----- 20 -----
Вот как убил он восемь лет
Утратя жизни лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут --- мигом утешался,
Изменят --- рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А отпускал без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.

Итак, Любовь для него, для Евгения, как-то постепенно сошла на нет, а затем и совсем перестала существовать, и как-то постепенно Евгений стал Инвалидом, Инвалидом Любви... Ну а Дружба, существовала ли для него когда-нибудь и где-нибудь какая-то Дружба? Тоже нет... Но ведь друзья-приятели у него когда-то водились? Приятели --- водились, но вот друзей --- друзей у него почему-то никогда не было... А почему так, а поче-му --- никогда...? Так ведь Дружба, как и Любовь --- это же Симпатия, это
же Симпатия и Влечение людей друг к другу, ну а он, этот Евгений, --- он ведь весь какой-то холодный, угрюмый, упрямый, злой, насмешливый, ци-ничный, некрасивый, несимпатичный, эгоистичный и эгоцентричный, так как же его тут было любить и как же тут с ним было дружить...? Вот то-то и оно...
Ну а с людьми он как, как он со своими соседями, родственни-ками, друзьями-приятелями...? А вот как:

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, ---
Поступком оскорбясь таким, ----- 21 -----
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон, он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все «да» да «нет», не скажет «да-с»
Иль «нет-с». Таков был общий глас.


Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и камень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.


Понимаете...? Так может ли он, Онегин, сейчас как следует, выго-дно жениться и взять невесту достойную и с хорошим приданым...?Да нет, конечно же, не может, не может, не может! А почему так, а почему --- не
может? Так ведь для этого мало иметь какое-то хорошее имение или состо-
яние, для этого также нужно еще уметь нравиться, нравиться, нравиться всем, --- и самой невесте, и ее родителям, родственникам, соседям, друзьям и знакомым... Но ведь дело-то тут не только в этом... Не только в этом? А в чем же еще...? Так ведь на самом-то деле вся эта «бедная Таня» далеко не бедна и даже в сравнении с ним, с Евгением, ее никак нельзя считать ка-кой-то «бедной Таней». А почему так, а почему --- нельзя...? Дело в том, что у этой «бедной Тани» есть мать, которая прекрасно умеет управлять своим собственным имением и хозяйством, которая делает все это как-то

Добавлено (11.11.2012, 20:08)
---------------------------------------------
----- 22 -----
по-привычке и как-то для удовольствия... Понимаете...? Еще не совсем? Так вот, если бы Онегин тогда действительно женился на этой «бедной Тане», то его нынешние доходы с его плохо управляемого имения вскоре значительно увеличились бы и возрасли бы примерно в полтора --- два ра-за... И он, Пушкин, конечно же, все это знал, не мог не знать, тем более что это были сейчас также и его собственные, личные проблемы (хорошо и вы-годно жениться, найти хорошего управляющего или же научиться управ-лять имением самому, что он и пытался впоследствии делать). Да, это бы-ла ошибка, это была огромная, гигантская ошибка всех этих нынешних онегиных...
А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО, ТАК БЛИЗКО...

А его Великая Наука Любви, которую он, Онегин, использует тут
тоже как-то глубоко ошибочно, неправильно, неверно, использует тут в
сущности, только лишь для того, чтобы доказать своему молодому прияте-
лю Ленскому, что его невеста, --- девушка очень и очень легкомысленная
и ветреная, неверная и непостоянная, и что жениться ему на ней никак не-льзя, не следует, не стоит...? Ну и как, доказал...? А как же, конечно, дока-зал! Доказал очень быстро и очень, очень просто, сказано --- сделано:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей.
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленьи. Ленский сам
Не верит собственным глазам.

----- 23 -----
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет --- и запылал
В лице ее самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильен ее зовет.

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара
Две пули --- больше ничего ---
Вдруг разрешат судьбу его.
И разрешили... Ленский гибнет на дуэли, а Онегин вскоре уезжает,
----- 24 -----
уезжает, видимо, только лишь для того, чтобы как-то развеяться и пови-дать дальние страны, края, города. Возвращается в Петербург он, видимо, года через два. И что же он тут видит? Видит Татьяну, она уже замужем, ее муж --- богатый и знатный генерал, князь, и к тому же старый приятель и дальний родственник Онегина, к своей молодой и красивой жене он совер-шенно равнодушен, Онегин получает возможность встречаться с Татьяной и у нее дома, и где-то в других хороших домах на домашних балах и зва-ных вечерах, встречаться чуть ли не каждый день, --- и говорить, говорить, говорить... Как это о чем...? Конечно же, о любви, о любви, о любви, --- и о той, первой любви, которая у них тогда, конечно же, была, но как-то не вышло и не получилось, и о той страстной и мощной любви, которая пол-ностью овладела сейчас Онегиным. Но теперь их роли совершенно поме-нялись, и теперь на эту новую любовь совершенно не согласна она, Татья-на. А почему так...? Этого нам Пушкин не объясняет... Ну так что ж... Мы ведь и сами можем все это как следует понять... Итак, читаем:

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь
И нынче --- боже ! --- стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...

Тогда --- не правда ли? --- в пустыне
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне

----- 25 -----
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Ну и как...? Понятно...? Она ведь все еще страдает, страдает от сво-ей душевной раны, страдает от своей первой и такой неудачной любви, страдает и обижается за это на него, на Онегина... Да и потом, она ведь тоже теперь стала и Социальной Женщиной, и Социальным Человеком, и
именно поэтому она говорит ему не только о своем высоком обществен-ном положении, но также и о тех вполне возможных и неприятных послед-ствиях, которые она должна сейчас предусмотреть и решить, «да» или «нет»... Но для чего же ей сейчас говорить «да»? Этого она сейчас как-то еще не знает, не видит, не чувствует, не понимает... А почему так и что же заставляет ее сейчас быть именно такой, быть именно такой холодной, су-ровой и бессердечной...? Дело в том, что по своей человеческой и женской натуре она, Татьяна, на самом-то деле является женщиной «холодной», «холодной» и фригидной, так что на самом-то деле она тоже Инвалид, Ин-
валид Любви, и он, Пушкин, (в отличие от Онегина), конечно же, хорошо это знает, чувствует, понимает... И именно поэтому к теме «холодных
женщин» он, Пушкин, возвращается тут много-много раз, видимо, считая
всю эту тему весьма и весьма существенной не только для этой только что
открытой и изобретенной им Диалектики Любви, но также и для России,
для ее вполне успешной и полноценной общественной жизни, для ее сча-стья и процветания.
Но кроме этого, эта замужняя Татьяна является также женщиной Глубоко Ошибочной, Незнающей и Непонимающей, не способной никак понять всю эту тайную и истинную мужиковскую логику и психологию и
----- 26 -----
этого вполне конкретного Евгения Онегина, и многих, очень-очень многих других таких же онегиных, для которых именно теперь и именно эта заму-жняя Татьяна стала сейчас гораздо, гораздо лучше, приятнее и интереснее той, юной, невинной и незамужней. Ведь жениться на ней теперь уже не нужно, да и потом, дети, различные семейно-бытовые проблемы, заботы, расходы... Зато теперь --- теперь ничего этого уже не нужно, да и риска в этой оптимальной ситуации ни для него, Онегина, ни для Татьяны практи-чески почти никакого. А почему так? Так ведь он, Пушкин, он дал ей для этого такого хорошего и оптимального мужа, который, во-первых, являет-ся другом-приятелем, а также и дальним родственником этого Евгения Онегина, а во-вторых, его совершенно не интересует сейчас его собствен-ная молодая жена. Понимаете...? А как же! Именно так! Ведь это же про-сто чудесно, и он, Онегин, видимо, всю свою жизнь мечтал именно о такой замужней Татьяне! Да и не только Онегин... А он, Пушкин... разве он нико-гда не встречался и не любил таких вот молодых и замужних хорошень-ких татьян, да и не только татьян...? Вот то-то и оно...
Так что же, это тоже ошибка, глубокая и тайная ошибка этой вполне «правильной» и вполне «законопослушной» Татьяны...? А как же! Имен-но так! Ведь она же любит Евгения, в глубине души все еще его любит... И поэтому, отказывая ему в своей любви, она отказывает в любви в то же время и самой себе. А для чего и кому это нужно? Да никому это не нуж-но, --- уверяет нас Пушкин, --- да, да, абсолютно никому! Да и потом, поче-му же это она думает, что нынешняя Социальная Любовь Евгения --- это какое-то «мелкое» и неестественное чувство. Ведь это же тоже ошибка, глубокая, огромная, катастрофическая ошибка и заблуждение! Ведь на са-мом-то деле тут все обстоит с точностью до наоборот, ведь он, этот бедный Евгений, он никогда еще так сильно, так мощно и страстно не влюблялся и не любил. А почему так? Да просто потому, что его внутреннее Социаль-ное Начало в десятки и сотни раз сильнее и мощнее его внутреннего Есте-ственного Начала, и именно поэтому он говорит об этой своей великой и катастрофической Социальной Страсти так:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

Так почему же эта пушкинская Татьяна стала теперь такой «непо-нимающей», такой «холодной» и фригидной, почему и отчего...? Может,
----- 27 -----
во всем тут виновата ее же собственная человеческая и женская натура и жизнь и тот внутренний страх, который в ней постоянно сидел и сидел с самого раннего детства, --- размышляет Пушкин, --- а может, дело в том, что ее тут как-то не так воспитывали, а также били, пугали и стращали. По-нимаете, --- говорит он нам,--- ведь в этой вполне патриархальной семье главной, конечно же, всегда была ее мать, которая все и всегда делала са-ма...

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь ---
Все это мужа не спросясь.

Понимаете...? И у этой «хозяйственной» матери-помещицы сейчас
растут две дочери --- Татьяна и Ольга, Ольга --- любимая, а Татьяна --- не-
любимая... Так как же она их воспитывала? Видимо, как-то по Домострою?
А как же, именно так, и именно ее, эту «бедную Таню» она воспитывала
сейчас «как следует», то есть довольно больно, жестко, жестоко... И имен-но поэтому страх, страх и страх...

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;

----- 28 -----
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Но зато Ольга, ее любимая младшая дочь Ольга всегда была иной,
совсем-совсем иной:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...

Так случайно ли они сейчас, Татьяна и Ольга, были такие разные и
такие непохожие друг на друга? И случайно или нет их женские судьбы
тоже были сейчас такие разные и такие непохожие друг на друга? Ведь
Ольга вскоре выходит замуж по любви, выходит замуж за молодого и бра-вого улана...

Мой бедный Ленский! Изнывая
Не долго плакала она.
Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою...
----- 29 -----И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.

И скоро звонкий голос Оли
В семействе Лариных умолк.
Улан, своей невольник доли,
Был должен ехать с нею в полк.

Так значит, счастливая взаимная любовь тут все-таки возможна...?
А как же! Конечно, возможна! Но только к этому нашему Евгению Онеги-
ну это не имеет, конечно же, ровно никакого отношения... А почему так?
Так ведь он, этот Евгений Онегин, --- это же вовсе не улан, не бравый, ли-хой и удалой молодец и не красавец-сердцеед, а это --- в сущности, самый
обычный и заурядный массовый социальный человек, которому только лишь кажется, кажется, кажется, что он какой-то мудрый и дальновидный «философ» и наполеон, но на самом-то деле, --- на самом-то деле все это не так, не так, не так... И именно поэтому вся эта бегло, несколькими штриха-ми нарисованная тут элитная и элитарная любовь Ольги и ее красавца-ула-на не имеет к этому Евгению Онегину ровно никакого отношения. Будет ли она, эта новая любовь, долгой или же недолгой, верной или же невер-ной, счастливой или же несчастливой, --- этого он, Пушкин, сейчас пока еще не знает, да и не может он этого знать, но то, что фактически она яв-ляется тут вовсе не правилом, а лишь каким-то счастливым исключением из всех этих нынешних норм, правил и законов всей этой нынешней патри-аральной семьи и семейной жизни, --- это он знает хорошо, очень хорошо, и именно поэтому он тут художественно сопоставляет и сравнивает всю эту «нетипичную» женскую судьбу Оли и вполне «типичную» женскую судьбу ее матери:

В то время был еще жених
Ее супруг, но поневоле,

Добавлено (11.11.2012, 20:10)
---------------------------------------------
----- 30 -----
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле.
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.

Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она.

Так что же, в этой вполне патриархальной образцово-показательной
семье Лариных совсем нет места Любви, Настоящей Большой Любви? Да,
это так или же почти так, а как именно он, Пушкин, и сам не знает, не зна-
ет, но догадывается, ведь неподалеку от Лариных сейчас живет его быв-ший приятель, Буянов, ( Буянов, братец мой задорный... ), о буйных нравах которого говорит его собственн

 
Ворон Дата: Пятница, 30 Ноя 2012, 10:29 | Сообщение # 2
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Мой пламенный привет автору и всяческие благодарности за столь продуманную трактовку великого произведения незабвенного Александра Сергеевича ! Однако я не во всём с ним согласен .
 
Литературный форум » Обо всем понемногу » Статьи, публикации » РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУШКИНЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ (( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» ))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: