• Страница 1 из 1
  • 1
У истоков педагогики
NikolayДата: Воскресенье, 03 Июл 2011, 07:43 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
У ИСТОКОВ ПЕДАГОГИКИ

С чего начиналась педагогика,
или «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670) - один из величайших умов в истории человечества, звезда первой величины эпохи возрождения, создатель научной педагогики, основатель педагогической дидактики.

Родившийся 28 марта 1592 года в Нивнице недалеко от моравского города Угерский Брод (Чехия), Ян — позже взявший себе второе, библейское имя Амос и прозвание Коменский по месту происхождения его отца (Комна близ того же города) — с детских лет был воспитанником Общины чешских и моравских братьев. После обучения в Герборнском университете (1611—1613) он вернулся в Моравию и по представлению моравского земского гетмана Карла (Карела) Старшего из Жеротина был определен главой братской школы в Пршерове, а в 1618 году Община назначила его проповедником в городке Фулнек, где он также стал руководить местной школой. Уже в этот период он занялся сбором материалов для будущих педагогических и общефилософских трудов, а, кроме того, написал первое из своих литературных сочинений — «Послания на небеса» (1619).

Главный труд – «Великая дидактика» (1632г.), в которой все законы и правила обучения и воспитания выведены из природы человека - отсюда и принцип природосообразности.

Взяться за этот титанический труд его подвигло ещё бытовавшее в те времена чувство сострадания. Первыми источниками, которые побудили юного Каменского задуматься над теорией педагогики, стали запискам «учёнейшего доктора богословия и профессора» университета в Ростоке Эйльгарда Любина (1565-1621).

После обучения в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии, Коменский стал проповедником, главой чешской религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учениям Коменский стал основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию.

Основные теории учения: принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания. Возникает своеобразное смысловое поле на базе знаний многих наук (философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. По мнению Каменского, общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил». Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый:
- детство - от рождения до 6 лет включительно;
- отрочество - от 6 до 12 лет;
- юность - от 12 до 18 лет;
- возмужалость - от 18 до 24 лет.

Именно такое ранжирование периодов взросления личности и легли в основу педагогической дидактики и теорий воспитания различных стран мира.

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека; в задачах воспитания доминирует духовно- нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке. Так впервые в истории Каменский попытался обосновать гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.

По Каменскому, цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание.

В дидактическом учении Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическими принципами. Он впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип постепенности и систематичности знаний;
- принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
***

«Лебединая песня» Песталоцци

Великий швейцарский педагог Иоанн Генрих Песталоцци родился в 1746 году. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало решительного обновления всего школьного образования.

С юных лет Песталоцци проникся искренним желанием облегчить участь крестьянских детей, не имеющих элементарных возможностей для своего полноценного физического, умственного и нравственного развития. Еще в студенческие годы у него пробудился интерес к педагогическим проблемам. Эти интересы стимулировались изучением сочинений Коменского, Локка, Гельвеция, Дидро, Базедова, других видных педагогов и просветителей XVII-XVIII вв.

Наиболее сильное влияние на него оказал Руссо. Песталоцци свидетельствовал, что овладевшие им до знакомства с сочинениями Руссо неясные благородные порывы и патриотические чувства приобрели конкретную направленность, заста¬вили отказаться от намерения стать свя-щенником и посвятить себя «благотворному для народа кругу деятельности нести улучшенные и упрощенные средства обучения народа в каждую семью».

Песталоцци была хорошо известна практика возникших во второй половине XVIII в., так называемых индустриальных школ, которые в условиях острой потребности производства в рабочей силе выполняли также и функции мануфактуры. Здесь учителя выступали как бы в качестве посредников между предпринимателями и учащимися. Обстоятельный анализ окружающей жизни «как она есть» привел Песталоцци к выводу, что организация, содержание и методы воспитания этой школы препятствуют развитию природных сил детей, обрекают их на нищету и вырождение, поскольку не обеспечивают им надлежащей подготовки, адекватной изменившимся социально-экономическим условиям. Идея о народной школе как инструменте «помощи путем самопомощи» соответствовала филантропическим устремлениям Песталоцци и была, по сути дела, социально-педагогической утопией. Однако она включала гуманистическую программу защиты человеческого достоинства путем воспитания, учитывающего требования социально-экономического окружения. Но отличие от «индустриальных школ», где учащиеся получали лишь узкоремесленную выучку, его проект предусматривал трудовую подготовку, которую он понимал как развитие всесторонней способности к труду путем стимулирования физических и духовных сил

В течение всей жизни он искал пути реализации своих идей и стал одним из первых организаторов опытных учебно-воспитательных учреждений. Это приют для нищих крестьянских детей «Учреждение для бедных» в Нейгофе (1774-1780), сиротский приют в горном кантоне Нидвальден-Станце (1798-1799). Созданные им научные институты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825) представляли собой комплекс средних школ с интернатами, служивший одновременно базой для подготовки учителей.

С деятельностью «Учреждения для бедных» в Нейгофе, детского приюта в Станце и школ для бедных детей в Клинди (1818) связаны его попытки организации народной школы по собственному проекту. Гуманист, человечно приветствующий, по словам И.Ф. Гербарта, все человеческое, он бескорыстно отдал свое состояние на проведение педагогических экспериментов. «Я жил в кругу нищих детей, — вспоминал сам Песталоцци, — я делил с ними в бедности хлеб мой, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески» (Избр произв. В 3 т. Т. 1 М. , 1961 С. 48).

В «Учреждении для бедных», где было собрано 17 мальчиков и 20 девочек от 7 до 14 лет, наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению, воспитанники получали общетрудовую, по меркам того времени, подготовку, работая в сельском хозяйстве, в прядильной и ткацкой мастерских под руководством квалифицированных ткачей и опытных прях. Правда, соединение обучения с трудом здесь было «механическим» работая в мастерской, дети одновременно следили за буквами, которые учитель писал на доске, слушали его рассказ, заучивали наизусть, упражнялись в устном счете и т.д.

Такая организация обучения практиковалась и в «индустриальных школах» Однако в отличие от них в учреждениях, созданных Песталоцци, ставились широкие воспитательные задачи, связанные с совершенствованием физических, умственных и нравственных сил детей. Для их физического оздоровления использовались различные упражнения, был налажен постоянный врачебный надзор Организация труда была ориентирована на развитие способностей к суждению, упражнение внимания, умения сосредоточиться, на воспитание трудолюбия, скромности, уважения к человеческому достоинству

В последующие годы, руководя научными институтами в Бургдорфе и Ивердоне. он превращает идею об элементарном первоначальном обучении в Определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци». В этот период свой метод как инструмент обучения детей, приобретения ими научных знаний он связывает с всесторонним развитием, формированием «ума, сердца и руки». Представления об этом аспекте его педагогических взглядов дают сочинения «Метод. Памятная записка Песталоцци» (1800), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806), «Памятная записка о семинарии в кантоне Во» (1806), а также речь, произнесенная 12 января 1818 года перед сотрудниками и воспитанниками его института.

В последнем произведении Песталоцци — «Лебединой песне» (1826) — его педагогические взгляды представлены в целостном виде. Здесь последовательно развиваются идеи педагогического активизма, согласно которым природные силы и способ¬ности детей совершенствуются только в деятельности.

В трактовке задач первоначального элементарного обучения Песталоцци исходил из положения о том, что способность внутренних сил ребенка к развитию дана, но не задана «Человек рождается способным развиваться, но неразвитым Он может оставаться неразвитым, может быть запу¬щен... но он не должен быть ни запущен, ни изуродован. Физически он должен стать сильным и ловким, умственно - разумным, душевно - нравственным» (Избр. пед. произв.: В 3 т. Т. 2. С. 436). Следовательно, первоначальное элементарное обучение должно ориентироваться на выбор таких средств обучения, которые вызывают «деятельность ума и активность сердца», стимулируют развитие внутренних сил детей: «Важнейшей чертой моего метода является общее побуж¬дение к деятельности каждого из сущест¬венных задатков» (там же. С. 221).

Воспитание, в понимании Песталоцци, природосообразно лишь в той мере, в какой побуждает внутренние силы, способности детей, включая их в специально организуемую педагогом деятельность.

Разрабатывая идеи о взаимосвязи воспитания и развития, Песталоцци отходит от руссоистской трактовки развития человеческой природы. Он говорит о решающей роли целесообразно организуемого воспитания в общественном становлении личности: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения» (Избр. пед. соч.: В 2 т. Т.1. С. 80). Существенно значимо, чтобы усвоение школьниками полезных знаний не было оторвано от умений их применения. Песталоцци раз¬мышлял о взаимодействии механизмов поз¬нания и умения как основы саморазвития, замечая, в частности, что «свобода приме-нения сил создает многосторонность их применения, а многосторонность приме¬нения — ощущение взаимосвязи всех сил» (Избр. пед. произв.: В 3 т. Т. 2. С. 437).

Несомненная заслуга Песталоцци состоит в раскрытии им решающей роли воспитания для побуждения к самодеятельности и са¬моразвитию природных сил, задатков и способностей, которые должны проявляться в трех направлениях: «В нравственном отношении это самодеятельность любви, в умственном — самодеятельность мышления, в физическом — самодеятельность тела» (Избр. пед произв.: В 3 т. Т. 3. С. 293). Ребенок, говорил Песталоцци, хочет всего, что возбуждает в нем силы.

Песталоцци впервые поставил задачу психологизации обучения, т.е. построения его тем естественным путем, которым поль¬зуется сама природа для развития ума человека.

Исходя из установленных им обшедидактических положений, Песта¬лоцци создал методику первоначального обучения. Он глубоко раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение изучения родного языка Овладение родной речью предшествовало у него обучению математике, развитие устной речи предва¬ряло обучение чтению.

Основу для всего последующего нравст¬венного развития ребенка Песталоцци пола¬гал необходимым заложить еще в семье, в этом, по его определению, святилище храма нравственной природы человека Школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным.

Несмотря на то, что идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения разработаны в педагогическом на¬следии Песталоцци недостаточно полно, особенно в части их психологического обоснования, они составили плодотворную основу для теоретических поисков педагогов последующих поколений.
***

Педагогика С.Т. Шацкого

Известный педагог Шацкий Станислав Теофилович родился 1 (13) июня 1878 года в Смоленске. По окончании гимназии учился одновременно в Московском университете и консерватории.

В 1905 году совместно с А.У. Зеленко организовал летнюю трудовую колонию для детей в Щелкове, под Москвой. Летняя колония положила начало организации клубов для детей и подростков из рабочей среды в районе Бутырок и Марьиной рощи.

По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого в 1906 году было создано общество «Сетлемент», которое с осени 1907 года поместилось в специально выстроенном по проекту Зеленко здании в Вадковском переулке. Хотя педагоги всячески сторонились политики, постановлением московской администрации общество было закрыто 1 мая 1908 года за «попытку проведения социализма среди детей».

В феврале 1909 года Станислав Теофилович добился открытия общества под новым названием «Детский труд и отдых», в 1911 году основал постоянную детскую трудовую колонию с сельскохозяйственным производством в Калужской губернии.

В последующие годы совместно с учениками создает систему опытных детских учреждений в разных городах России. В 1919 году по проекту С.Т. Шацкого создана Первая опытная станция по народному образованию в составе сельского отделения – в Калужской области и городского – в Москве. В ее составе были школы I и II ступени (в т.ч. школа-колония «Бодрая жизнь»), детские сады, внешкольные учреждения для взрослых, педагогическая выставка, фундаментальная библиотека для учителей, кабинет наглядных учебных пособий, курсы переподготовки и повышения квалификации учителей.

В 1920-ые годы С.Т. Шацкий стал крупнейшим теоретиком педагогической мысли, часто выступал в печати со своими педагогическими трудами. Вёл большую работу в Государственном учёном совете Наркомпроса, разрабатывая важнейшие теоретические направления педагогической науки.

Главная заслуга Станислава Теофиловича состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

С.Т. Шацкий сформулировал принцип самоценности детства, сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс, по мнению Станислава Теофиловича, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Через всю теоретическую и практическую деятельность С.Т. Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.
***

Обучение и воспитание по А.С. Макаренко

Основоположником теории «обучения через труд» стал великий педагог и писатель А.С. Макаренко.

Макаренко Антон Семёнович родился 1(13) марта 1888 года в небольшом городке Белополье.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 году окончил Полтавский учительский институт. В 20-30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной им. Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова.

А.С. Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 году переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития; педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Антон Семёнович разработал теорию воспитания в коллективе через коллективную методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и другое.

В методике А.С. Макаренко чётко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом.

Сущность своего педагогического опыта А.С. Макаренко определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно- морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. А.С. Макаренко многое сделал для развития теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей» А.С. Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Литературная деятельность Макаренко - редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Литературные труды А.С. Макаренко на многие десятилетия стали основой отечественной педагогики.

Умер великий педагог в апреле 1939 года в Москве.
***

От дидактики К.Д. Ушинского до педагогической практики В.А. Сухомлинского

Великий русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта по новому стилю) в городе Тула. В 1844 году окончил юридический факультет Московского университета. В 1846-49 годах - профессор Ярославского Демидовского лицея, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. Сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855). С 1854 года преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, с 1859 года инспектор Смольного института, в 1860 году - редактор «Журнала Министерства народного просвещения».

Стержнем педагогической системы К.Д. Ушинского стали требования демократизации системы образования и обучения. Ушинский понимал тесную связь между педагогикой и философией. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Воспитание Константин Дмитриевич рассматривал как общественное явление, «создание истории». Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы.

Материалистическая позиция Ушинского в понимании физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах К.Д. Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением русской педагогической мысли и получило всестороннее развитие в отечественной педагогической науке.

Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения.

В содержании общего образования Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления. В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) Константин Дмитриевич, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В методических руководствах для учителей Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной школе.

К.Д. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения - единства обучения и воспитания; оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран.

Умер великий педагог 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года по новому стилю) в Одессе, похоронен в Киеве.

Сухомлинский Василий Александрович (28.09.1918г. - 02.09.1970г.), известный педагог, заслуженный учитель школы УССР (1969г.), член-корреспондент АПН СССР (1968г., АПН РСФСР с 1957г.), Герой Социалистического Труда (1968г.), после окончания Полтавского педагогического института (1939г.) с 1947 года и до конца жизни был директором Павлышской средней школы. Разрабатывал вопросы теории и методики воспитания в школьном и семейном коллективах, всестороннего развития личности учащихся, педагогического мастерства, а также пропагандировал идеи гуманистической педагогики. В 1974 году за книгу «Сердце отдаю детям» был удостоен Государственной премии УССР.

В.А. Сухомлинский является одним из самых почитаемых педагогов среди российского учительства. Его идеи гуманной легли в основу разработки личностно-ориентированной педагогики.
***

Януш Корчак. Жизнь, отданная детям

Януш Корчак (1878-1942г.г.), писатель и врач, педагог-реформатор, великий гуманист минувшего века. В нашей стране дети зачитывались его повестью «Король Матиуш Первый». Менее известен в России уникальный опыт Корчака в воспитании детей-сирот, его педагогические идеи, изложенные в книгах «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение».

Польский еврей, Корчак стал гордостью и героем двух народов, двух культур. В оккупированной нацистами Варшаве он ценой невероятных усилий спасал жизни сирот, а в августе 1942г., отвергнув предложение бежать из гетто, остался с двумястами своими воспитанниками и вместе с ними погиб в концлагере.

Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 года в семье известного варшавского адвоката и получил воспитание, основанное на прогрессивных традициях польской культуры.

В гимназические годы Генрик много читает, пробует свои силы в литературе. После смерти отца он, вынужденный зарабатывать деньги, становится репетитором. Однако вскоре в этом занятии он начинает видеть больше, чем просто заработок. Работа с детьми пробуждает у него глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, заставляет размышлять об условиях жизни детей, о воспитании. По окончании гимназии Генрик решает стать детским врачом. Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, он продолжает заниматься преподавательской деятельностью.

В студенческие годы Генрик Гольдшмит не прекращает заниматься литературой: он пишет о детях. Его произведения публикуются в различных польских журналах. За драму «Каким путем» он в 1899 году получает премию на литературном конкурсе, в котором участвует под псевдонимом Януш Корчак. С тех пор этот псевдоним остается за ним навсегда.

В 1904 году Януш Корчак начинает работать врачом в детской больнице Варшавы и вскоре приобретает популярность как прекрасный, гуманный врач. Он слывет «доктором бедняков» – их он лечит бесплатно, а иногда отдает им на лекарства и пропитание свои гонорары.

В 1905 году, во время русско-японской войны, Корчак как врач был мобилизован в армию. По возвращении в Польшу Корчак продолжает работать в детской больнице. Медицинская практика дает ему возможность изучать психологию детей разных социальных слоев. Постепенно Януш Корчак приходит к выводу о социальной неустроенности жизни и о том, что главными ее жертвами становятся дети. В 1906 году он издает отдельной книгой печатавшееся ранее в журнале «Голос» произведение «Дитя гостиной», в котором обвиняет существующий строй в том, что он порождает разделение общества на противоположные классы.

Вскоре Януш Корчак становится членом правления общества «Помощь сиротам», принимает активное участие в разработке проекта специального здания для детского дома, участвует в воспитательной работе этого учреждения. В летнее время он бесплатно работает в детских колониях под Варшавой. Постоянное глубокое изучение воспитания детей приводит его к мысли о важнейшем значении педагогики в жизни. Он решает переменить профессию. В 1912 году Корчак становится руководителем «Дома Сирот» и остается им до конца своей жизни.

Первая мировая война прервала работу Януша Корчака с детьми. Его призвали в армию в качестве врача дивизионного госпиталя. На фронте он создает одну из самых замечательных своих книг – «Как любить ребенка». С рукописью этой книги Корчак возвращается на родину и с головой уходит в работу «Дома Сирот».

В 1919 году Януш Корчак начал работать в сиротском приюте на 50 человек под названием «Наш Дом». Там воспитывались сироты и дети политических заключенных. Почти в то же время Корчак в другом месте Варшавы создает еще один приют – для младенцев-подкидышей. А чтобы его воспитанники летом могли выезжать на природу, с помощью одного богатого варшавянина открывает Виллу «Ружичка» – что-то вроде летнего пионерского лагеря.

В 1926г., когда Корчаку было уже под пятьдесят, он создает первую в мире газету, выпускаемую детьми для детей, - «Малое обозрение». Кроме того, Корчак читает лекции в студенческих аудиториях и заседает в разных филантропических обществах.

В 1935-1936 годах. Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом Старый Доктор. Но в 1936 году власти запретили ему выступать по радио.

Когда началась вторая мировая война, Януш Корчак надел форму майора Войска Польского. Когда в 1942 году фашистские войска вошли в Польшу, то они добрались и до мирного «Дома Сирот». Друзья Корчака, стремившиеся спасти его от гибели, добыли для него соответствующие документы, но Старый Доктор отказался от этого всего, сказав Игорю Неверли : «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» Януш Корчак не мог и не хотел спасть одного себя…

Оригинальная система самоуправления, разработанная Корчаком, во многом не утратила своей ценности и в настоящее время. Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе корчаковской системы, для развития активности, самодеятельности, самостоятельности у детей, для создания такого нравственного климата в детском коллективе, который обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы.

Корчак – выдающийся педагог, он подарил нам новую педагогику, утвердив своими трудами бессмертие добра и человечности.
***

Источник: Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10-11 классах. («Сердце отдаю детям»).. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.

Добавлено (03.07.2011, 07:43)
---------------------------------------------
УЧЕНЬЕ — НАУКА
(Русские народные пословицы и поговорки)


Без муки нет и науки.
Без палки нет ученья. Не для сеченья — для ученья.
Богатые-то деньги учат, а бедные-те книги мучат.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
В борьбе силу одолевает ученье.
Век живи — век учись.
Всезнания (Все знать) бог человеку не дал.
Всему учен, только не изловчен.
Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Дай бог самому не разуметь, а людей не слушать!
День сегодняшний – ученик вчерашнего.
Дерево немо, а вежеству учит.
Для учения нет старости.
Досужество дороже досуга.
Женатому учиться — времечко ушло.
Жизни человека есть предел, учению – нет.
За прогул да за неуменье нет платы.
За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают, да и то не берут.
Знай больше, а говори меньше!
И медведь костоправ, да самоучка.
И медведя люди учат.
И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.
Идти в науку — терпеть муку.
Кнут (Плеть) не мука, а вперед наука.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Кто по толкам, а кто по складам.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Легко стать ученым, трудно быть (остаться) человеком.
Много учен, а не досечен.
Молодому учиться рано, старому поздно.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем (не умеем).
Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные.
Набирайся ума в учении, а храбрости – в сражении.
На ошибках учатся.
Наука — верней золотой поруки.
Наука в лес не ходит.
Наука не пиво, в рот не вольешь.
Наука учит только умного. Не всякому все дается.
Наукой свет стоит, а учением люди живут.
Научен горьким опытом.
Не боги и горшки обжигают (а те ж люди).
Невежды книги покупают, а ученые читают.
Не выучит школа, выучит охота.
Не далась ему эта наука. Ни аза в глаза не знает.
Не для муки, для науки. Наука — не мука (не бука).
Недоученный хуже неученого, переученный хуже недоученного.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Не побивши, не выучишь.
Не учи борючись, учи побораючи.
Не учи рыбу плавать! Поучи щуку плавать!
Не учи хромать, у кого ноги болят.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Опустя время учиться, что по ушлому гонять.
Переученный хуже недоученного.
По выучке мастера знать.
Повторенье — мать ученья.
По ученику и об учителе судят.
С неуменья руки не болят (спина не болит).
Учена учить только портить.
Учение без без умения не польза, а беда.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Учение да труд к славе ведут.
Учение образует ум, воспитание – нравы.
Ученику – удача, учителю – радость.
Учению - время, игре – час.
Ученый без дела – как туча без дождя.
Ученый везде почтенный.
Ученый (Умный) водит, неученый следом ходит.
Ученый муж говорит, как философ, а живет, как глупец.
Ученье — красота, неученье — простота (сухота).
Ученье - лучше богатства.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Ученье – свет, но без работы – тьма.
Учи других — и сам поймешь.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Чему учился, тому и пригодился.
Что мир учит, то людей мучит.
Что скоро скучит, то скоро научит.
Это не про (при) нас писано.
Это не ученье, а мученье.
***


Редактор журнала "Азов литературный"
Iyazare4nayaДата: Пятница, 26 Авг 2011, 22:23 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1601
Награды: 90
Репутация: 106
Статус:
Николай Францевич! Эта страница - важнейший показатель неустанного труда души ВАШЕЙ. Низкий Вам поклон! biggrin Поскольку поэзия несет в себе величайшую педагогическую направленность. "...Основные теории учения: принцип природосооборазности..."- его реализация на практике - высокая миссия, предназначение которой - сообразное преобразование личности.
"Только наука вносит сознательность и критическое отношение к труду, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни..."
С.И.Гессен.
Социализация личности, вне природосообразного пространства, подобна инородному телу, которое, рано или поздно, будет низвергнуто.

Это очень важное обращение к нам, читателям сайта и участникам проектов. Для себя я приняла как данность замечательное народное изречение :"Для учения нет старости".

С уважением, Ия.


Сообщение отредактировал Iyazare4naya - Пятница, 26 Авг 2011, 22:37
NikolayДата: Суббота, 27 Авг 2011, 09:27 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Ого, Ия! Приятно удивлен и даже чуточку поражен такой глубиной понимания педагогики и научным подходом к проблеме! Вы, наверное тоже имеете отношение к педагогике?
Спасибо огромное за добрые слова, а с Вашей позицией я полностью согласен:
Quote (Iyazare4naya)
Социализация личности, вне природосообразного пространства, подобна инородному телу, которое, рано или поздно, будет низвергнуто.

С уважением, Николай


Редактор журнала "Азов литературный"
Iyazare4nayaДата: Воскресенье, 04 Сен 2011, 18:21 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1601
Награды: 90
Репутация: 106
Статус:
Николай Францевич! Возвращаясь к первоначальной статье, к принципу природосообразности, не могу не вспомнить слова Л. Леонова о том, что понятие лес, входит в понятие Отечество.... А думы о зелени - думы о будущем. М. Пришвин " ...мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать... Рыбе - вода, птице - воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина...". Ж.Ж. Руссо в работе "Эмиль или о воспитании" : ".. от природы люди не бывают ни королями, ни вельможами, ни придворными, ни богачами; все родились нагими и бедняками, все подвержены бедствиям жизни, огорчениям, болезням, нуждам, всякого рода страданиям, всем, наконец, суждено умереть. Вот что воистину принадлежит человеку; вот от чего ни один смертный не избавлен. Итак, начинайте с изучения того в природе человеческой, что наиболее нераздельно с нею, в чем лучше всего выражается человечество." Все законы и правила обучения и воспитания выведены из природы человека - отсюда и принцип природосообразности.

С уважением, Ия.


Сообщение отредактировал Iyazare4naya - Вторник, 06 Сен 2011, 11:30
NikolayДата: Воскресенье, 04 Сен 2011, 20:48 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Ия, спасибо огромное за глубину проникновения в проблему. Но в "методе фокальных объектов" есть и спорные стороны, и, по-моему, его вряд ли можно отнести к проблеме педагогики, он более подходит к логике или психологии, ведь сам автор утверждает, что...
Quote (Iyazare4naya)
Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Спасибо Вам за любовь к педагогике, очень тронут.
С уважением, Николай


Редактор журнала "Азов литературный"
Iyazare4nayaДата: Воскресенье, 04 Сен 2011, 21:00 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1601
Награды: 90
Репутация: 106
Статус:
Не могу не согласиться, что психология познавательной деятельности ориентирована на развитие фантазии (воображения). Но качество и содержание этого процесса, собственно развитие - это педагогическая проблема. А используя метод в контексте воспитания, применяя на практике все выше упомянутые принципы - возможно качественное формирование продуктивных свойств и качеств личности.
Благодарю Вас!


Сообщение отредактировал Iyazare4naya - Воскресенье, 04 Сен 2011, 21:02
NikolayДата: Воскресенье, 04 Сен 2011, 21:46 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Согласен, не спорю, но если метод "не занаучивать", а "заземлять" или "развивать", тогда легче перейти от научных концепций к реалиям современной жизни, особенно в вопросах воспитания и развития детского творчества (в контексте и под "тяжестью" стандартов второго и третьего поколения, ЭГЭ в школе и "болонского процесса" высшей школы).
Спасибо, Ия, что Вы "нестандартный" педагог.


Редактор журнала "Азов литературный"
AseevaДата: Воскресенье, 04 Сен 2011, 22:48 | Сообщение # 8
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 566
Награды: 55
Репутация: 75
Статус:
Каждый ребенок неповторим, точно как неповторимы листья на ветвях деревьев, морозные росписи на окнах... Нет и никогда не будет в вопросах воспитания выработана какая-то общая концепция направленная на созидание из крохи человека... Все слишком индивидуально...Очень много значат гены вложенные в дитя, чувства живущие в семье, любовь между отцом и матерью, взаимоотношения между родней, и духовная жизнь общества, страны.... Из всех этих вещей формируется личность человеческая..., на нее влияют и песни, и книги, и ласки родителей..., слова, сказки, фильмы и мысли... Долгий, тяжелый и утомительный тот процесс, и нет! увы там общей технологии.... Относись к каждому ребенку, как к единственно-неповторимому..., люби, отдавай себя..., находи общий язык, разговаривай... Будь матерью, отцом..., учителем..., и тогда он ответит взаимностью и распуститься, словно прекрасный цветок.
NikolayДата: Понедельник, 05 Сен 2011, 08:23 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Елена, спасибо Вам за внимание к этой теме и проблеме. Под каждым Вашим словом подписываюсь, более того, в № 2 и №3 журнала "Союз писателей" (издательства нашего портала) в моих статьях в разделе "Учебный класс" почти слово в слово повторяется эта мысль - 80% в человеке заложено генами, 10% - процесс воспитания в семье до 5-6 лет (взаимоотношение родителей, приучение к этике, труду, воспитание доброты и самостоятельности и т.д.) и 10% - состояние общества и окружение, в котором в дальнейшем (особенно в переходном возрасте)воспитывается и формируется личность.
С уважением, Николай


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: