• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: averinaaum, Mickelson  
ЗАНЯТИЕ 7
MickelsonДата: Четверг, 14 Авг 2014, 21:13 | Сообщение # 1
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
Поговорим о важном.

ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА


Поэты, литературоведы и критики много говорят о глагольной рифме. Что же такое глагольная рифма? Хороша она или плоха? Некоторые поэты морщатся, только услышав одно словосочетание глагольная рифма. Примените такую рифму в стихе два - три раза и вас тут же запишут в безнадёжные графоманы..
В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы" пишет: "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву - зову, жить - тужить. Так как придумать глагольную рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть, шуметь - лететь. Да, прав был В.В. Онуфриев: глагольных рифм много и рифмовать глаголы легко. Но ведь нетрудно рифмовать и прилагательные "прекрасный - страстный - опасный - ужасный", или наречия "прекрасно - страстно - опасно - ужасно". Да, и если уж совсем начистоту, 99% существительных рифмуется элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Сейчас стихи пишет каждый третий, каждый пятый считает себя уже состоявшимся поэтом. Поэтому, почти любую рифму (а не только глагольную) можно назвать "банальной", "затёртой до дыр". И мало найдётся современных поэтов, которые придумать десяток - другой рифм, ранее никем не применявшихся.
А что же делать начинающему поэту?
Вообще избегать глагольных рифм, или, не слушая критиков использовать их в своих произведениях постоянно? Нужно помнить, что в мире не существует стопроцентных истин. Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор в своей работе попытается использовать все разнообразные способы и версии стихосложения, все многовековые поэтические наработки. Нельзя отказываться от любых достижений поэзии, это в любом случае движение назад. Давно известно, что можно научиться стихосложению, но нельзя научиться поэзии (слова "талант от Бога" - актуальны всегда.).

Но вернёмся к глагольным рифмам. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждого слова на уместность использования в данном стихотворении и многое другое, без всего этого поэзия выглядит очень бледно. Глагол создаёт ДВИЖЕНИЕ в стихе, он - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу

СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Помимо видов рифмы, нужно различать и способы рифмовки. Они разнообразны, но наиболее распространенными являются лишь три: смежная, перекрёстная и кольцевая.
1. СМЕЖНОЙ называется рифмовка, связывающая строки, которые следую одна за другой.

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
А.С.Пушкин

Схема смежной рифмы ААББ.

3. ПЕРЕКРЁСТНАЯ - связывающая строки через одну, первого стиха с третьим, второго с четвертым.

Давно я расстался с любимой моей,
Но помню ту девочку юную...
Зачем обманул ты меня, соловей,
В ту ночь ослепительно-лунную?
Г. Ужегов

3. КОЛЬЦЕВАЯ рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвёртым, а второй с третьим.

Господь, я волк или овца?
Идти мне в стадо или в стаю?
Не знаю, Господи, не знаю...
И не узнаю до конца.
Н.Зиновьев

Схема кольцевой рифмовки: АББА.

4. ХОЛОСТАЯ рифмовка. Первый и третий стих не рифмуются.

Костры осенние
Туманом стелятся,
Любовь закончилась,
А мне не верится.
Г. Ужегов

Схема холостой рифмовки: АВСВ.

5. СМЕШАННАЯ рифмовка. При таком виде рифмовки чередование и взаимное расположение рифм может быть различным. Этот вид рифмовки может иметь различные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и др. О первых четырёх видах рифмовки говорится в предыдущей главе.

а) ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом с рифмовкой ААВВА. В лимериках количество стоп в 3 и 4 стихах меньше, чем в 1,2 и 5.

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала,
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
Э.Лир

б) МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме (АААА, АА-ВВ-СС).
В поэзии европейских народов почти не встречается. Распространен в странах Востока. Разновидности монорима: газель, фард и др.
Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади

в) РУБАИ. Рифмовка, распространённая в восточной поэзии.

Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему,
Если слов своих он не бросает на ветер-
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
Омар Хайям

Схема ААВА.

Более редко встречаются такие виды рифмовки как ПАНТОРИФМА (стих, в котором все слова рифмуются между собой), "квадратная" рифмовка (АВСД, АВСД), "треугольная" рифмовка (рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме (АВС, АВС).


Антонина Тесленко ( Mickelson)

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"

Редактор журнала "Озаренок"
Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник"
Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск
Руководитель МДЛК"Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: