Mickelson | Дата: Понедельник, 22 Сен 2014, 22:30 | Сообщение # 1 |
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
| Ритм (от греч. – стройность, соразмеренность) – повторяемость в стихотворной речи однородных звуков, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определённые промежутки; упорядоченность её звукового строя. Ритм может быть однородным и неоднородным, плавным или динамическим, монотонным, преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или постепенным снижением энергии ритма. Ритмические повторения могут иметь свою кульминацию.
Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к ритму. Ритм речи связан с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется таким образом не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонаций: музыкальной и речевой смысловой. В дальнейшем своем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм лишь со средствами речевой выразительности. Этот отход стиха от песенности к разговорности (в широком смысле) вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность лишь устного напевного исполнения художественных произведений, и т. д.. Поэтому стих из песенного становится говорным, другими словами, переходит от музыкально-речевых средств передачи внутреннего содержания речи, ее эмоциональных оттенков и т. п. к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.
Ритм влияет именно на читабельность стихотворения. Смысл ритма - длина строк должна быть либо одинаковой по всему стиху, либо длина строк в четверостишии должна быть всегда одинакова. А то обычно одна строка в семь слогов, другая - в четыре слога или десять. Стих выглядит как лесенка, в лучшем случае. Бывает, что вот вроде слова нашел, а вместить их не можешь в короткую фразу и получается, что стих весь ровный и тут выползает такая длинная строка. Тоже неправильно - надо с этим бороться сразу, искать и находить фразы и слова нужные, подходящие. Так что написание стихотворения - это часто поиск фраз и слов. Когда одно и тоже обыгрываешь с разных сторон и разными словами. Посмотрите примеры с ямбом и хореем, там ритм выдержан и един. Именно этим достигается хорошая читаемость стихотворения.
Пример №1:
Я хочу искупаться в седых облаках И за ветром в мир дивный умчаться. Затеряться хочу я в минувших веках И волной в океане плескаться.
Вот, здесь раскладка такая:
- - + - - + - - + - - + - - + - - + - - + - - - + - - + - - + - - + - - + - - + - - + -
Как можно заметить, все весьма ровно - плюсик под плюсиком, минусы под минусами. Ритм не нарушается, четверостишие читается легко. Вот к такому написанию следует стремиться. Сразу видно, что человек ответственно подошел к сочинению своего произведения.
Пример №2
Люблю я, Родина, тебя, Твои леса, твои просторы, И звон хрустального ручья, Твои сверкающие горы.
Вот таков анализ:
- + - + - + - + - + - + - + - + - - + - + - + - + - + - + - + - +-
Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система. В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система. Русское стихосложение развивалось сложно, с "прыжками" от одной системы стихосложения к другой. Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный ("Слово о полку Игореве", "Плач Ярославны").
А не стоит ли нам, братья, начать на старинный лад печальную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же той песни по былям нашего времени, а не по замышлению Боянлову. Боян же вещий, коли хотел кому песнь творить, растекался мыслию по древу, носился серым волком по земле, сизым орлом – в подоблачьи: помнил он, молвится, прежних времён усобицы.
Однако начиная с 15 века русские поэты применяют заимствованную из польского языка силлабическую систему стихосложения (Скоринин, Кубасов, Полоцкий, Кантемир).
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Такие стихи для русского уха звучали как проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения. В 18 веке Ломоносов инициировал реформу русского стихосложения, положив начало силлабо-тоническому стиху. Державин и Пушкин способствовали возрождению исконного интонационного стихосложения, окончательно установив силлабо-тоническую систему, которая используется и по сей день. Итак, все системы стихосложения разделяются на две основные категории — метрические (количественные, или квантитативные) и дисметрические (качественные, или квантитивные). Метрические системы стихосложения — античная, силлабо-тоническая, силлабическая, тактометрическая; общий признак их — строение стиха на принципе ритмических модификаций. Дисметрические системы — аллитерационный стих, акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый (фразовик) и раёшный.
Примеры:
1. Краски неба О, как прекрасно небо надо мной! О, боже мой! Какие краски! Раскрылся купол, словно в чудной сказке, И брызнул свет оттуда неземной.
Звучит вокруг торжественная нота - На землю сверху льётся позолота!
2. Улыбка солнца Солнышко утром тебе улыбнулось. Сердце навстречу ему распахнулось. Маленький лучик в сердце попал, Душу согрел и внутри засиял.
Радость! О, радость! – в тебе всё светло. Ты излучаешь свет и тепло! С лучиком света станешь ты жить, Будешь, как солнце, миру служить!
3. УТРО
Умылись цветы в серебристой росе, Застрял ветерок у берёзы в косе. На ветке пичужка гимн солнцу поёт, И солнышко рано над лесом встаёт, И шлёт всему миру горячий привет, И дарит всем щедро улыбку и свет.
Да здравствует утро в родимом краю! Я сердцем своим ему славу пою.
Антонина Тесленко ( Mickelson)
ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"
Редактор журнала "Озаренок" Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник" Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск Руководитель МДЛК"Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |