• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: averinaaum, Mickelson  
Занятие 8
MickelsonДата: Понедельник, 22 Сен 2014, 22:30 | Сообщение # 1
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
Ритм (от греч. – стройность, соразмеренность) – повторяемость в стихотворной речи однородных звуков, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определённые промежутки; упорядоченность её звукового строя. Ритм может быть однородным и неоднородным, плавным или динамическим, монотонным, преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или постепенным снижением энергии ритма. Ритмические повторения могут иметь свою кульминацию.

Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к ритму. Ритм речи связан с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется таким образом не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонаций: музыкальной и речевой смысловой. В дальнейшем своем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм лишь со средствами речевой выразительности. Этот отход стиха от песенности к разговорности (в широком смысле) вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность лишь устного напевного исполнения художественных произведений, и т. д.. Поэтому стих из песенного становится говорным, другими словами, переходит от музыкально-речевых средств передачи внутреннего содержания речи, ее эмоциональных оттенков и т. п. к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.

Ритм влияет именно на читабельность стихотворения. Смысл ритма - длина строк должна быть либо одинаковой по всему стиху, либо длина строк в четверостишии должна быть всегда одинакова. А то обычно одна строка в семь слогов, другая - в четыре слога или десять. Стих выглядит как лесенка, в лучшем случае. Бывает, что вот вроде слова нашел, а вместить их не можешь в короткую фразу и получается, что стих весь ровный и тут выползает такая длинная строка. Тоже неправильно - надо с этим бороться сразу, искать и находить фразы и слова нужные, подходящие. Так что написание стихотворения - это часто поиск фраз и слов. Когда одно и тоже обыгрываешь с разных сторон и разными словами. Посмотрите примеры с ямбом и хореем, там ритм выдержан и един. Именно этим достигается хорошая читаемость стихотворения.

Пример №1:

Я хочу искупаться в седых облаках
И за ветром в мир дивный умчаться.
Затеряться хочу я в минувших веках
И волной в океане плескаться.

Вот, здесь раскладка такая:

- - + - - + - - + - - +
- - + - - + - - + -
- - + - - + - - + - - +
- - + - - + - - + -

Как можно заметить, все весьма ровно - плюсик под плюсиком, минусы под минусами. Ритм не нарушается, четверостишие читается легко. Вот к такому написанию следует стремиться. Сразу видно, что человек ответственно подошел к сочинению своего произведения.

Пример №2

Люблю я, Родина, тебя,
Твои леса, твои просторы,
И звон хрустального ручья,
Твои сверкающие горы.

Вот таков анализ:

- + - + - + - +
- + - + - + - + -
- + - + - + - +
- + - + - + - +-

Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система.
В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система.
Русское стихосложение развивалось сложно, с "прыжками" от одной системы стихосложения к другой. Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный ("Слово о полку Игореве", "Плач Ярославны").

А не стоит ли нам, братья,
начать на старинный лад печальную повесть
о походе Игоревом, Игоря Святославича?
Начаться же той песни по былям нашего времени,
а не по замышлению Боянлову.
Боян же вещий, коли хотел кому песнь творить,
растекался мыслию по древу,
носился серым волком по земле,
сизым орлом – в подоблачьи:
помнил он, молвится, прежних времён усобицы.

Однако начиная с 15 века русские поэты применяют заимствованную из польского языка силлабическую систему стихосложения (Скоринин, Кубасов, Полоцкий, Кантемир).

Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Такие стихи для русского уха звучали как проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения. В 18 веке Ломоносов инициировал реформу русского стихосложения, положив начало силлабо-тоническому стиху. Державин и Пушкин способствовали возрождению исконного интонационного стихосложения, окончательно установив силлабо-тоническую систему, которая используется и по сей день.
Итак, все системы стихосложения разделяются на две основные категории — метрические (количественные, или квантитативные) и дисметрические (качественные, или квантитивные). Метрические системы стихосложения — античная, силлабо-тоническая, силлабическая, тактометрическая; общий признак их — строение стиха на принципе ритмических модификаций. Дисметрические системы — аллитерационный стих, акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый (фразовик) и раёшный.

Примеры:

1. Краски неба
О, как прекрасно небо надо мной!
О, боже мой! Какие краски!
Раскрылся купол, словно в чудной сказке,
И брызнул свет оттуда неземной.

Звучит вокруг торжественная нота -
На землю сверху льётся позолота!

2. Улыбка солнца
Солнышко утром тебе улыбнулось.
Сердце навстречу ему распахнулось.
Маленький лучик в сердце попал,
Душу согрел и внутри засиял.

Радость! О, радость! – в тебе всё светло.
Ты излучаешь свет и тепло!
С лучиком света станешь ты жить,
Будешь, как солнце, миру служить!

3. УТРО

Умылись цветы в серебристой росе,
Застрял ветерок у берёзы в косе.
На ветке пичужка гимн солнцу поёт,
И солнышко рано над лесом встаёт,
И шлёт всему миру горячий привет,
И дарит всем щедро улыбку и свет.

Да здравствует утро в родимом краю!
Я сердцем своим ему славу пою.


Антонина Тесленко ( Mickelson)

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"

Редактор журнала "Озаренок"
Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник"
Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск
Руководитель МДЛК"Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: