[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: averinaaum, Mickelson  
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Творческие уроки, Мастер-классы, Справочная информация » Занятие 8 (РИТМ)
Занятие 8
Антонина (Mickelson)Дата: Понедельник, 22.09.2014, 22:30 | Сообщение # 1
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3207
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
Ритм (от греч. – стройность, соразмеренность) – повторяемость в стихотворной речи однородных звуков, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определённые промежутки; упорядоченность её звукового строя. Ритм может быть однородным и неоднородным, плавным или динамическим, монотонным, преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или постепенным снижением энергии ритма. Ритмические повторения могут иметь свою кульминацию.

Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к ритму. Ритм речи связан с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется таким образом не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонаций: музыкальной и речевой смысловой. В дальнейшем своем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм лишь со средствами речевой выразительности. Этот отход стиха от песенности к разговорности (в широком смысле) вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность лишь устного напевного исполнения художественных произведений, и т. д.. Поэтому стих из песенного становится говорным, другими словами, переходит от музыкально-речевых средств передачи внутреннего содержания речи, ее эмоциональных оттенков и т. п. к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.

Ритм влияет именно на читабельность стихотворения. Смысл ритма - длина строк должна быть либо одинаковой по всему стиху, либо длина строк в четверостишии должна быть всегда одинакова. А то обычно одна строка в семь слогов, другая - в четыре слога или десять. Стих выглядит как лесенка, в лучшем случае. Бывает, что вот вроде слова нашел, а вместить их не можешь в короткую фразу и получается, что стих весь ровный и тут выползает такая длинная строка. Тоже неправильно - надо с этим бороться сразу, искать и находить фразы и слова нужные, подходящие. Так что написание стихотворения - это часто поиск фраз и слов. Когда одно и тоже обыгрываешь с разных сторон и разными словами. Посмотрите примеры с ямбом и хореем, там ритм выдержан и един. Именно этим достигается хорошая читаемость стихотворения.

Пример №1:

Я хочу искупаться в седых облаках
И за ветром в мир дивный умчаться.
Затеряться хочу я в минувших веках
И волной в океане плескаться.

Вот, здесь раскладка такая:

- - + - - + - - + - - +
- - + - - + - - + -
- - + - - + - - + - - +
- - + - - + - - + -

Как можно заметить, все весьма ровно - плюсик под плюсиком, минусы под минусами. Ритм не нарушается, четверостишие читается легко. Вот к такому написанию следует стремиться. Сразу видно, что человек ответственно подошел к сочинению своего произведения.

Пример №2

Люблю я, Родина, тебя,
Твои леса, твои просторы,
И звон хрустального ручья,
Твои сверкающие горы.

Вот таков анализ:

- + - + - + - +
- + - + - + - + -
- + - + - + - +
- + - + - + - +-

Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система.
В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система.
Русское стихосложение развивалось сложно, с "прыжками" от одной системы стихосложения к другой. Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный ("Слово о полку Игореве", "Плач Ярославны").

А не стоит ли нам, братья,
начать на старинный лад печальную повесть
о походе Игоревом, Игоря Святославича?
Начаться же той песни по былям нашего времени,
а не по замышлению Боянлову.
Боян же вещий, коли хотел кому песнь творить,
растекался мыслию по древу,
носился серым волком по земле,
сизым орлом – в подоблачьи:
помнил он, молвится, прежних времён усобицы.

Однако начиная с 15 века русские поэты применяют заимствованную из польского языка силлабическую систему стихосложения (Скоринин, Кубасов, Полоцкий, Кантемир).

Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Такие стихи для русского уха звучали как проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения. В 18 веке Ломоносов инициировал реформу русского стихосложения, положив начало силлабо-тоническому стиху. Державин и Пушкин способствовали возрождению исконного интонационного стихосложения, окончательно установив силлабо-тоническую систему, которая используется и по сей день.
Итак, все системы стихосложения разделяются на две основные категории — метрические (количественные, или квантитативные) и дисметрические (качественные, или квантитивные). Метрические системы стихосложения — античная, силлабо-тоническая, силлабическая, тактометрическая; общий признак их — строение стиха на принципе ритмических модификаций. Дисметрические системы — аллитерационный стих, акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый (фразовик) и раёшный.

Примеры:

1. Краски неба
О, как прекрасно небо надо мной!
О, боже мой! Какие краски!
Раскрылся купол, словно в чудной сказке,
И брызнул свет оттуда неземной.

Звучит вокруг торжественная нота -
На землю сверху льётся позолота!

2. Улыбка солнца
Солнышко утром тебе улыбнулось.
Сердце навстречу ему распахнулось.
Маленький лучик в сердце попал,
Душу согрел и внутри засиял.

Радость! О, радость! – в тебе всё светло.
Ты излучаешь свет и тепло!
С лучиком света станешь ты жить,
Будешь, как солнце, миру служить!

3. УТРО

Умылись цветы в серебристой росе,
Застрял ветерок у берёзы в косе.
На ветке пичужка гимн солнцу поёт,
И солнышко рано над лесом встаёт,
И шлёт всему миру горячий привет,
И дарит всем щедро улыбку и свет.

Да здравствует утро в родимом краю!
Я сердцем своим ему славу пою.


Антонина Тесленко ( Mickelson)

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"

Редактор журнала "Озаренок"
Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник"
Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск
Руководитель МДЛК"Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Творческие уроки, Мастер-классы, Справочная информация » Занятие 8 (РИТМ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация