[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: averinaaum, Mickelson  
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Творческие уроки, Мастер-классы, Справочная информация » АЛЛЕГОРИЯ. ЗАНЯТИЕ 9
АЛЛЕГОРИЯ. ЗАНЯТИЕ 9
Mickelson Дата: Воскресенье, 12 Окт 2014, 19:49 | Сообщение # 1
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Материал подготовил член МСТС"Озарение", член ЛТО "Истоки Озарения" Константин Белых.

Аллегория – это способ выражения абстрактного понятия или явления через конкретные образы и предметы.
Для лучшего понимания того, что такое аллегория, сразу приведем несколько примеров. С чем у человека ассоциируется понятие "смерть", как ее изобразить визуально? Чаще всего мы представляем скелет в черном плаще с косой. Также мы ассоциируем правосудие с образом богини Фемиды. Это и есть приемы аллегории.
Чтобы более подробно рассказать, что такое аллегория в литературе, нужно сказать, что развитие ее началось на почве мифологии, и только позже аллегория нашла место и в изобразительном искусстве и в литературе. В произведениях литературы аллегория используется для изображения отвлеченных понятий, таких как совесть, честность, правда, истина.
Иногда для толкования смысла аллегории необходим целый ряд примеров, требуется изложить целое сочинение. А порой аллегория поясняется довольно прямолинейно. Например, легко помогут понять, что такое аллегория, примеры добра и зла очень часто используемы как в литературы, так и в изобразительном искусстве и даже в музыкальных произведениях.
В истории были случаи, когда известные литераторы и философы пытались искоренить аллегорию, считая ее лишь способом выражения символов. Тем не менее, им это не удалось, и в Средние века аллегория приобрела довольно широкую популярность в различных направлениях искусства, например, в стиле барокко и в классицизме. До сих пор аллегория довольно распространена, особенно в произведениях философской направленности.
Яркий пример аллегории в скульптуре — "Медный всадник" в Санкт-Петербурге. Это одна из лучших среди множества скульптур, украшающих улицы и площади разных городов мира. Громадной гранитной глыбе, являющейся постаментом скульптуры, придана форма морской волны. Она символ природных стихий. Пётр I построил город Петербург на топких берегах реки Невы, там, где, казалось, стихию не преодолеть и уж города, конечно, не поставить. Но Пётр I на коне изображён скульптором на гребне волны и как бы указывающим повелительным жестом: здесь будет город. Змея, раздавленная копытами коня, символизирует те трудности, те препятствия, те враждебные силы, с которыми пришлось столкнуться Петру I и которые он победил при основании Петербурга и вообще во всей своей государственной деятельности.
Главную идею памятника великолепно выразил А. С. Пушкин:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Вздыбленный конь уподоблен поэтом взбудораженной петровскими реформами России. Фигура Петра I "на звонко-скачущем коне", попирающем змею и взлетевшем на гребень гранитной волны, — всё это аллегория, рассказывающая о деятельности Петра I. Он и покоритель стихии, и преобразователь России ("...Россию поднял на дыбы..."), и победитель врагов, особенно врагов внешних, которые мешали развитию России, не давая выхода к Балтике.
В художественной литературе аллегорические образы чаще всего используются в баснях и притчах. Древнегреческий баснописец Эзоп прибегал к аллегорической форме выражения своих мыслей, так как не мог их высказать прямо. Под видом животных он высмеивал человеческую глупость, жадность, лицемерие. Позднее иносказательную манеру изложения мыслей стали называть эзоповым языком. В русской литературе в баснях И. А. Крылова широко используется аллегория. Примеры тому - образы животных, которые являются персонажами крыловских басен. Под ними подразумевается какая-то определённая человеческая черта характера. Свинья – аллегория невежества, лиса – хитрости, лживости, лести одновременно, осёл – глупости.
Иногда аллегорический образ выражает определённое отношение к тому понятию, которое он изображает. Например, Ильф и Петров используют образ золотого тельца, который олицетворяет богатство и деньги. Подчёркивая своё ироничное отношение к этому образу, они превратили тельца в телёнка. И уже несколько иной смысл приобрела общеизвестная аллегория - пример бессмысленной погони за богатством. Эту тему легко можно проследить во многих классических и современных литературных пьесах. Аллегория. Примеры в именах собственных Приём иносказания используется писателями в фамилиях персонажей. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб, у Гоголя – Собакевич, Плюшкин, Ляпкин-Тяпкин, у Фонвизина – Правдин, Стародум, Простаков. Эти «говорящие» фамилии тоже пример аллегории. Художественная литература, как и музыка, скульптура, живопись, изображает жизнь через художественные образы, которые несут в себе чувства создателя, понимание того или иного явления через личный опыт, мировосприятие. Чтобы художественный образ был более глубоким, чтобы наиболее точно передать свои переживания, писатели используют всё богатство и разнообразие языка, в том числе и аллегорию.
Аллегории бывают разные. Помимо шутливо-басенных, ещё и возвышенно-поэтичные, фольклорные и изысканно-светские. И ещё важно знать, что литература пользуется А. и в послекрыловские времена. Аллегоричны сны Веры Павловны у Чернышевского. Аллегоричны «Альбатрос» Бодлера и «Песня о буревестнике» Горького, «Марио и волшебник» Томаса Манна. Аллегорична речь героев есенинского «Пугачёва»:
Видишь ли ты, как коса в лугу скачет, ртом железным перекусывая ноги трав? Оттого, что стоит трава на карачках, под себя коренья подобрав...
Аллегориями же, наконец, изобилует сатира Шукшина «До третьих петухов».
Аллегория — это простое, но гибкое и очень важное средство красочного, «картинного» обобщения; а такие обобщения всегда нужны художественной литературе.


ЛТО "Истоки Озарения" Белых Константин в центре.
Прикрепления: 0042517.jpg (88.8 Kb)


Антонина Тесленко ( Mickelson)

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"

Редактор журнала "Озаренок"
Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник"
Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск
Руководитель МДЛК"Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Творческие уроки, Мастер-классы, Справочная информация » АЛЛЕГОРИЯ. ЗАНЯТИЕ 9
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: