Mickelson | Дата: Воскресенье, 12 Окт 2014, 19:49 | Сообщение # 1 |
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
| Материал подготовил член МСТС"Озарение", член ЛТО "Истоки Озарения" Константин Белых.
Аллегория – это способ выражения абстрактного понятия или явления через конкретные образы и предметы. Для лучшего понимания того, что такое аллегория, сразу приведем несколько примеров. С чем у человека ассоциируется понятие "смерть", как ее изобразить визуально? Чаще всего мы представляем скелет в черном плаще с косой. Также мы ассоциируем правосудие с образом богини Фемиды. Это и есть приемы аллегории. Чтобы более подробно рассказать, что такое аллегория в литературе, нужно сказать, что развитие ее началось на почве мифологии, и только позже аллегория нашла место и в изобразительном искусстве и в литературе. В произведениях литературы аллегория используется для изображения отвлеченных понятий, таких как совесть, честность, правда, истина. Иногда для толкования смысла аллегории необходим целый ряд примеров, требуется изложить целое сочинение. А порой аллегория поясняется довольно прямолинейно. Например, легко помогут понять, что такое аллегория, примеры добра и зла очень часто используемы как в литературы, так и в изобразительном искусстве и даже в музыкальных произведениях. В истории были случаи, когда известные литераторы и философы пытались искоренить аллегорию, считая ее лишь способом выражения символов. Тем не менее, им это не удалось, и в Средние века аллегория приобрела довольно широкую популярность в различных направлениях искусства, например, в стиле барокко и в классицизме. До сих пор аллегория довольно распространена, особенно в произведениях философской направленности. Яркий пример аллегории в скульптуре — "Медный всадник" в Санкт-Петербурге. Это одна из лучших среди множества скульптур, украшающих улицы и площади разных городов мира. Громадной гранитной глыбе, являющейся постаментом скульптуры, придана форма морской волны. Она символ природных стихий. Пётр I построил город Петербург на топких берегах реки Невы, там, где, казалось, стихию не преодолеть и уж города, конечно, не поставить. Но Пётр I на коне изображён скульптором на гребне волны и как бы указывающим повелительным жестом: здесь будет город. Змея, раздавленная копытами коня, символизирует те трудности, те препятствия, те враждебные силы, с которыми пришлось столкнуться Петру I и которые он победил при основании Петербурга и вообще во всей своей государственной деятельности. Главную идею памятника великолепно выразил А. С. Пушкин: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Вздыбленный конь уподоблен поэтом взбудораженной петровскими реформами России. Фигура Петра I "на звонко-скачущем коне", попирающем змею и взлетевшем на гребень гранитной волны, — всё это аллегория, рассказывающая о деятельности Петра I. Он и покоритель стихии, и преобразователь России ("...Россию поднял на дыбы..."), и победитель врагов, особенно врагов внешних, которые мешали развитию России, не давая выхода к Балтике. В художественной литературе аллегорические образы чаще всего используются в баснях и притчах. Древнегреческий баснописец Эзоп прибегал к аллегорической форме выражения своих мыслей, так как не мог их высказать прямо. Под видом животных он высмеивал человеческую глупость, жадность, лицемерие. Позднее иносказательную манеру изложения мыслей стали называть эзоповым языком. В русской литературе в баснях И. А. Крылова широко используется аллегория. Примеры тому - образы животных, которые являются персонажами крыловских басен. Под ними подразумевается какая-то определённая человеческая черта характера. Свинья – аллегория невежества, лиса – хитрости, лживости, лести одновременно, осёл – глупости. Иногда аллегорический образ выражает определённое отношение к тому понятию, которое он изображает. Например, Ильф и Петров используют образ золотого тельца, который олицетворяет богатство и деньги. Подчёркивая своё ироничное отношение к этому образу, они превратили тельца в телёнка. И уже несколько иной смысл приобрела общеизвестная аллегория - пример бессмысленной погони за богатством. Эту тему легко можно проследить во многих классических и современных литературных пьесах. Аллегория. Примеры в именах собственных Приём иносказания используется писателями в фамилиях персонажей. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб, у Гоголя – Собакевич, Плюшкин, Ляпкин-Тяпкин, у Фонвизина – Правдин, Стародум, Простаков. Эти «говорящие» фамилии тоже пример аллегории. Художественная литература, как и музыка, скульптура, живопись, изображает жизнь через художественные образы, которые несут в себе чувства создателя, понимание того или иного явления через личный опыт, мировосприятие. Чтобы художественный образ был более глубоким, чтобы наиболее точно передать свои переживания, писатели используют всё богатство и разнообразие языка, в том числе и аллегорию. Аллегории бывают разные. Помимо шутливо-басенных, ещё и возвышенно-поэтичные, фольклорные и изысканно-светские. И ещё важно знать, что литература пользуется А. и в послекрыловские времена. Аллегоричны сны Веры Павловны у Чернышевского. Аллегоричны «Альбатрос» Бодлера и «Песня о буревестнике» Горького, «Марио и волшебник» Томаса Манна. Аллегорична речь героев есенинского «Пугачёва»: Видишь ли ты, как коса в лугу скачет, ртом железным перекусывая ноги трав? Оттого, что стоит трава на карачках, под себя коренья подобрав... Аллегориями же, наконец, изобилует сатира Шукшина «До третьих петухов». Аллегория — это простое, но гибкое и очень важное средство красочного, «картинного» обобщения; а такие обобщения всегда нужны художественной литературе.
ЛТО "Истоки Озарения" Белых Константин в центре.
Антонина Тесленко ( Mickelson)
ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"
Редактор журнала "Озаренок" Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник" Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск Руководитель МДЛК"Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |