• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: averinaaum, Mickelson  
Занятие № 14
нинаюраДата: Понедельник, 14 Ноя 2016, 10:56 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
ЧТО ТАКОЕ РЕПОРТАЖ?

Определение жанра

Репортаж - (франц. reportage, от англ. report: общий корень — латинский («reporto» — передавать, сообщать). Жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Виды:
Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа - показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.

Предмет репортажа - событие, сочетающее увиденное и услышанное. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, востанавливать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Репортер ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но и организатором.

Тематический круг явлений действительности почти не ограничен. Тематические виды: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения.
Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи - описание + фрагменты)

Что общего и в чем различия РЕПОРТАЖА И ЗАМЕТКИ.

ОБЩЕЕ содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

РАЗЛИЧИЯ

Репортаж - Изображает событие, как процесс.
Заметка - Сообщает о событии, как о свершившемся факте.

Репортаж - Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.
Заметка - Автор остается в тени.

Каковы же приметы репортажа?

1. Изложение ведется от 1-го лица, ведет репортер.
2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события
3. Документализм, объективная точность.
4. Эскизность речи.
5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

Построение репортажа.

В композиции репортажа традиционно выделяются три части:

1. зачин,
2. собственно репортажное описание - основная часть,
3. концовка.

Зачин – небольшой по объему композиционный элемент текста, который выполняет одну из следующих задач: 1) введение в тему; 2) название темы; 3) описание места действия; 4) описание характера или свойств действия; 5) авторская оценка события; 6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие. Зачин обычно выделяется графически.

Зачин должен быть динамичным, т.е. применяются односоставные предложения, безглагольные конструкции, может начинаться с прямого обращения к читателю.

Первый абзац - зачин, знакомит зрителей с предметом репортажа. В первых двух предложениях содержится интрига.

Пример. (((Алла Пугачева вновь ищет таланты! Корреспондент газеты «N» прошла кастинг, чтобы узнать, насколько честен отбор))).

Основная часть - сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части нередко идет последовательное изложение события. Иногда это четкое, хронологическое повествование о том, что происходило. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Порой основная часть может содержать не просто перечисление событий, но и подробно раскрытое содержание какого-либо события.

Воссоздать динамику можно, отобрав лишь наиболее существенные фрагменты – моменты изменений и поворотов».
Тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии. Обилие глаголов, желательно настоящего времени - впечатление «сиюминутности» происходящего (идем, разбегаются, просят, раскупаются), глаголов совершенного вида (нарисовали, спели), кратких страдательных причастий (виден, вывезен, принесен, свернут, выкачен).

Пример. (((Начало кастинга – в десять утра. Еду заранее. Но таких, как я, ранних пташек слетелось поутру в «Лужники» немало))).

Концовка – (часто) содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя.
Лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения)

Пример. (((И, уже обращаясь к залу, примадонна продолжает:
- Вот кто тут кричал и ругался? Смотрите, какой парень. Голос нормальный, на сцене двигается хорошо. У многих здесь голоса сильные. Но это не главное. Вот он вышел – и нас зацепил, и вас. А все потому, что харизма. Вот так надо. Надо зажигать! И тогда мы вас заметим!)))

Чаще всего концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

ЯЗЫК РЕПОРТАЖА

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного. Представлена преимущественно нейтральная лексика. Это словесная основа жанра, и она функционально связана с коммуникативной задачей репортажа – рассказать о событии, передать информацию. Для репортажа характерно взаимодействие нейтральной лексики и разговорной, нередко эмоционально окрашенной.

Пример: «Рыбы-мутанты – это так, мелочь... – Трудно представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...».

Разговорная лексика встречается не только в прямой речи, но и в повествовании. Использование разговорной лексики в репортаже тесным образом связано с авторским «я» - выражение авторских оценок.

Специальная терминологическая лексика, как правило, играет в репортаже дефинитивную (логико-определительную) и номинативную роль. В отличие от текстов научного стиля здесь термины используются в прямом значении. Специальная лексика должна быть доступна, помогает создать достоверность, очевидность, колорит описываемого события. Она может возникать в прямой речи героев репортажа.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, также служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы (Вадим Михайлов, Кремль)

Метафоры: Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина; Москва превращается в клоаку; Наша цель – сколотить бригаду; Почти два века отслужило подземное жерло. Все метафоры усиливают впечатление от рассказа автора о происходящем под Москвой.

В целях придания выразительности тексту, а также в целях экономии языковых средств используется в репортаже метонимия: «Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами (имеется в виду ногами) мутный поток»; «Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством, “Водоканал” – со своим (имеются в виду люди)».

Эпитеты («Вы не замечали легкое дрожание воздуха летними вечерами?») и сравнение: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков».

Антитеза (образованная постановкой в одно предложение двух антонимических понятий): «Здесь нет времени. День? Ночь?»; «Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников». Риторические вопросы и риторические восклицания - выполняют функцию призыва задуматься над происходящим: «А знакомые памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного?» Риторическе вопросы: «Кто такие? Часто ли здесь бывают?»

Памятка для тех, кто пишет репортаж.

1). Отобрать самое главное из того, что происходит.

2). Выразить свое отношение к событию.

3). Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал нинаюра - Понедельник, 14 Ноя 2016, 11:05
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: