нинаюра | Дата: Среда, 22 Ноя 2017, 17:20 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
| Дорогие ребята, сегодня мы с вами вспомним или вновь изучим теорию азбуки стихосложения. Давайте разберемся, что такое стихотворные размеры. Сначала мы рассмотрим только два размера: хорей и ямб.
Стихотворные размеры: хорей, ямб
Размер — схема чередования ударного и безударного слогов.
Хорей — стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй— безударный.
В нЕбе/ тАют/ обла/кА, И, лу/чИста/я на/ знОе, В Искрах/ кАтит/ся ре/кА, СлОвно/ зЕрка/ло сталь/нОе.
Известный факт, что около 84% стихов А.С. Пушкина написаны ямбом
Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный:
ОпЯть/ стоЮ/ я нАд/ НевОй/, И снО/ва, кАк/ в былЫ/е гО/ды, Смотрю и я, как бы живой, На Э/ти дрмЕ/лющи/е вО/ды.
РИФМА - созвучие концов стихотворных строк. Важно, что рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
Виды рифм
РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:
Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать себя заст|авил И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).
В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:
Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);
Женскую рифму, где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;
Трёхсложную рифму, дактилическую, в которой ударение — на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА).
РИФМОВКА
Расположение рифмующихся строк в стихе. Существует три основных типа рифмовки:
1.Парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир, И вот на чем вертится мир
2. Перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье
3. Кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в эти каторжные норы Доходит мой свободный глас.
Источник: 1). http://www.bolshoyvopros.ru/questio....em.html 2). https://ru.wikipedia.org/wiki/Стихотворный_размер 3). https://www.kakprosto.ru/kak-66533-kak-opredelit-yamb-i-horey
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра) Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение". Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
Сообщение отредактировал нинаюра - Среда, 22 Ноя 2017, 17:30 |
|
| |
нинаюра | Дата: Понедельник, 04 Дек 2017, 22:59 | Сообщение # 2 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
|
Дополнительное занятие
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТАМ
Никогда не следует писать стихи ради того, чтобы кто-то сказал: «Вот он пишет стихи, он поэт!».
Любой поэт, даже начинающий, должен знать, что существуют определенные критерии оценки стихотворных произведений. Всегда надо помнить, что в каждом стихотворении должна быть новая идея, мысль, в нём должны присутствовать переживания автора, его чувства. И всё это должно быть изложено поэтическим языком. В каждом произведении, будь то проза или поэзия, необходимо правильно определить и строго выдерживать баланс формы и содержания.
Излагая свои мысли, надо чётко соблюдать правила того языка, на котором пишется произведение. Не обязательно быть виртуозом во владении языком, однако ясность изложения и грамотность – тот минимум, которым должен обладать любой автор для того, чтобы читатель мог его понять.
Вряд ли начинающий автор, изучивший учебники по стихосложению, освоивший стили и методики сочинения стихов, сможет написать искреннее, душевное стихотворение. Знанию законов и правил стихосложения всегда должен сопутствовать талант. Даже если есть хорошая идея, если главная мысль поэтического произведения оригинальна и нова, всю оригинальность и новизну может свести на нет неправильно выбранная техника исполнения или её отсутствие. В любом деле теория должна идти впереди практики. Без хорошей подготовки даже табуретку сделать невозможно. Поэтому прежде чем полностью отдаться литературному труду, особенно стихотворному, нужно изучить теоретические основы стихосложения. А иначе в произведении будут и хромающий ритм, и неточные рифмы, и корявость изложения.
Одним из наиболее важных компонентов поэзии является рифма. Начинающим авторам необходимо обратить на неё внимание в первую очередь. Ведь именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и стихотворение легко читается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов банальными, "избитыми". Приведем перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.
1. "Родина – смородина", "мне – тебе – себе", "любовь – кровь – вновь", "розы – слезы – берёзы – морозы", «осень – просинь» и другие. Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих.
2. "Глагольные рифмы" (подробнее о глагольных рифмах смотрите ниже). Например, "придет – найдет", "читать – знать". Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит.
3. Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.
4. Любому автору надо стремиться к тому, чтобы рифма в каждом стихотворении была уникальной, она не должна кочевать из одного произведения в другое. Важно помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка. Постарайтесь найти свою, но слишком мудрить тоже не стоит. Помните, что всё гениальное – просто. Если не получается какой-то куплет, постройте фразу иначе, измените строки, поменяйте их местами, если, конечно, смысл стихотворения не будет нарушен. В конце концов, куплет можно даже выбросить или заменить другим. Думайте – и рифма найдется сама собой.
5. Как можно больше читайте хороших поэтов, особенно классиков. И не бойтесь, что вы станете слепым подражателем того, кого читаете и изучаете. Сначала в голове будет каша, но потом всё станет на свои места, и вы даже сможете на слух определять имя автора по его стихам. Это – важно.
6. Если нет желания работать, не работайте. Займитесь текущими делами, съездите на природу. Почитайте хорошие стихи.
7. Бывает, что вдруг ни с того, ни с сего в голову приходит хороший образ, сравнение, метафора или куплет нового стихотворения. Не мешкая, сразу же сделайте запись в блокноте или специальной тетрадке. Даже ночью. Не сделаете этого – мысль будет утеряна.
8. Не слушайте мнение о собственных произведениях своих друзей и родственников! Они никогда не скажут вам правды. Они будут судить вас только предвзято. Они будут вас только хвалить. А постоянные похвалы приведут к остановке роста. Остановившись на какой-то промежуточной ступени, вы так на ней и останетесь. А поэт должен расти, он должен учиться всю жизнь. Запомните на всю жизнь: ваш друг – тот, кто вас ругает, ваш враг – тот, кто хвалит. Конечно, "похвала и кошке приятна". Но, чем требовательнее вы будете к себе и своим произведения, тем больших успехов вы достигнете в литературе (да, кстати, и в любом другом виде искусства). Единственный человек, могущий оценить ваше творчество, – это совершенно посторонний для вас человек, который любит литературу и умеет замечать как свои, так и чужие ошибки.
9. Не пишите в стол! Выносите свои стихи на публику! Принимайте участие в фестивалях и конкурсах! Стол вам не судья!
10. Не выбрасывайте старые стихи даже самые слабые. Это ваша "тысяча тонн словесной руды". А в "отработке" всегда можно найти что-нибудь стоящее. Начинающему поэту следует начинать со строгой классической формы стихотворений. В начале творческого пути не следует экспериментировать со стилями, рифмами, формами. Однако это совсем не значит, что нельзя выражать свои мысли свободным стилем, в вольной форме. Если рождаются белые стихи – пишите. В творчестве нет предела совершенству. Каждому начинающему поэту надо больше читать классиков и современных авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться правильно владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях – вот главные советы, которые можно дать начинающему поэту.
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра) Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение". Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
Сообщение отредактировал нинаюра - Понедельник, 04 Дек 2017, 23:12 |
|
| |
нинаюра | Дата: Пятница, 04 Янв 2019, 21:08 | Сообщение # 3 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
| Виды рифмовки Смежная рифмовка – способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:
Я тебя сегодня полюбила, Я про горе прошлое забыла, Я поверила сегодня в яркий свет, Я нашла потерянный ответ.
Перекрёстная рифмовка В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:
Мне недалеко уйти пришлось: Я забыла собственное сердце. Жаль, что прошлое когда-то не сбылось, Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Кольцевая рифмовка действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:
Я обошла давно весь свет. Тебя ли я в нём потеряла? Себя ли я тогда искала? Я не могу найти ответ. Сплетённая рифмовка – это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:
Никто не заставлял тебя страдать, Качаться, словно тонкая рябина И плакать, будто всё прошло, Ведь нам от жизни стоит брать, То, что даётся прямо в спину, И то, что нам с судьбой пришло. Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра) Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение". Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |