Mickelson | Дата: Пятница, 11 Июл 2014, 00:25 | Сообщение # 1 |
Помощник президента МСТС "Озарение"
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3200
Награды: 96
Репутация: 42
Статус:
| ЗАНЯТИЕ 6. Студия «Озарёнок»
1. ЗНАЧЕНИЕ УЧЁБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА Двести - триста лет назад в Европе существовали так называемые школы диодов, где кандидатов в барды учили поэтическому мастерству. Учение продолжалось 6-7 лет. Одарённые юноши постигали здесь язык поэзии и стихосложения, изучали сравнения, эпитеты и обороты речи, освящённые временем, традициями и церковью. Здесь учили считать слоги, прерывать их цезурою, подбирать ассонансы, изучать основы грамматики. Из таких учебных заведений выходили барды - странствующие певцы, умеющие изложить обычную речь в стихах и песнях. Однако таких учебных заведений было очень мало. В более поздние времена, да и в наши дни, писатели и поэты воспитывают себя САМИ, часто наперекор мнению родственников и знакомых, которые почти всегда считали писательское дело не престижным занятием. И даже если будущему писателю или поэту удаётся преодолеть этот барьер непризнания и недоброжелательства, никто не станет посвящать его в тайны писательского искусства. Каждый начинающий поэт или писатель открывает эти тайны для себя САМ, добывая их собственным инстинктом и разумением. Он с большим трудом открывает неизвестные тропинки литературного творчества (хотя эти тропинки давно уже протоптаны предыдущими поколениями поэтов и писателей) и ищет столбовую дорогу, ведущую его к признанию и славе. Вот что пишет о таких начинающих авторах известный теоретик литературы Ян Парандовский: " Кому из пожилых писателей не знаком молодой человек, робко входящий с набитой рукописями папкой под мышкой, роющийся в этой папке трясущимися руками, чтобы извлечь наилучшее, наиважнейшее, во что он вкладывает все надежды? По - разному кончаются такие визиты: или взаимным разочарованием, или - чрезвычайно редко, но как это бывает хорошо! - радостным изумлением, взаимной симпатией, дружбой." Каждый известный писатель или поэт постоянно получает письма и бандероли с рукописями молодых авторов, которые просят прочитать их произведения, дать им оценку. Он всегда является объектом паломничества начинающих литераторов и часто не знает: что делать? В литературном мире, особенно в мире поэтики, было много известных писателей, которые стремились помочь молодым подняться к вершинам литературного Олимпа. Это и Чехов, который в письмах-ответах давал ценные рекомендации молодым авторам и Райнер Мария Рильке (письма "К молодому поэту"). Традиция "помогать молодым" возникла ещё в Древней Греции. "Поэтика" Аристотеля, "Письмо к Пизанам" Горация, "Поэтическое искусство" Буало, "Искусство стихосложения" Дмоховского - вот основные вехи той школьной дороги, по которой шла европейская поэзия. Романтизм, возникший в конце 18 века, многое изменил в поэтическом искусстве. Ушли в прошлое старинные правила стихосложения, многие ценные советы и рекомендации древних. Однако, главное: структура, ритм, количество слогов в стихе, рифма - осталось. Не изменилась и структура сонета (четырнадцать строк). Любой начинающий поэт должен придерживаться этих, устоявших во времени, поэтических правил. А все новейшие веяния, такие, как символизм, "зеркальность" в поэзии, стихи, написанные лесенкой, в форме яйца или топора, просто не должны привлекать внимание начинающих авторов. Без серьёзности нет литературы. Жрецы искусства, его фанатики, даже в мелочах придерживались основных правил, выработанных классиками. Любое слово, помещённое в произведение, они рассматривали со всех сторон, стремились извлечь из него всё, что только возможно. Каждое слово в строке, будь то поэзия или проза, должно засверкать своим блеском, занять ТОЛЬКО своё место. Так же, как новая мебель не сразу устанавливается в квартире (она может не вмещаться на определённом пространстве, будет неустойчива и неудобна для пользования), так и слово должно прижиться в строке, куплете, стихотворении. Главная задача в воспитании писателя - научить его владеть словом, заставить его изучить и осмыслить тот язык, на котором он пишет. Некоторые писатели и поэты считают это необязательным, ссылаясь на таких же неучей, как они сами. Ещё реже работают они над распознаванием структуры языка, на котором пишут, не знают его истории, не думают о его своеобразии. Но, не познав величие и красоту родного языка, нельзя создать что - либо стоящее в литературе. В наше, насыщенное информацией время, нужно только не лениться, а найти любой справочник, любой словарь при желании можно всегда. Да и интернет является хорошим помощником любого литератора. В основе всякого искусства лежит учёба, и только тот, кому не суждено стать мастером не понимает этого и не хочет ремеслу учиться. Но кроме всего, что писатель может вынести из книг, школ, институтов, из произведений великих мастеров, из общения с людьми ему подобными, главное для своего творчества он добывает из собственного характера, темперамента и таланта.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Подбираем рифму к слогам на звук Н НА-НА-НА – НО-НО-НО- НУ-НУ-НУ- НЕ-НЕ-НЕ- НЫ-НЫ-НЫ – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : подобрать рифму к слогам на звук Ж 2. Работаем над словарем афоризмов: болото, расческа, душ, бинокль, туфли, фонарь, гроза, лопух. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : дополнить словарь афоризмов словами : корзинка, занавеска, ландыш, руль, ромашка, клей. ---------------------------------------------------------------- 3. Составить правильно четверостишье: Он не привык к подъемам, Лезет в гору напрямик, Не добрался вершины До, Всё оступался да съезжал . Знает кто все приемы тем, Легко подъемы одолеть. С песенкой поднимаясь, «лесенкой» и «елочкой» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Хитрый знак- мягкий знак. Никак его не назвать . Не произносится он, Но часто просится в слово. 4. ФОКУСЫ ИЗ СЛОВ Как тыква заквакала? Как из бани построили избу? Как клоун из дыма сделал дом? Как клоун превратил кота в крота? Как клоун карету запустил в космос? Ка клоун паром тнакормил всю деревню? Как во мрак выросли маки? 5. Составить сказку про клоуна. Слова: глаза, брови, нос, улыбка, голова, кудри, колпак, две пуговки, рукава, руки, справа дудука, слева бубен, брюки, слева сапог, справа валенок. ( нарисовать клоуна по описанию) 6. Придумать предложения так, чтобы в словах был обязательно звук С. 7. Придумать предложения так, чтобы все слова в предложении начинались на звук С. 8. Послушай и скажи, есть ли рифма: Телефон-мегафон Лопата –ребята Огурец- певец Валенок- теленок Бубен- нужен Верблюд – говорит Надо –шоколада Осень – день Летят-говорят Спешат-идут Мокрый-важный Скорей-милей Домой-тобой Знак-врач 9 . Придумай рифму к словам: Весь, растешь, ветер, трубач, обед, лентяй, калачи, каток, ребят, каток ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найди рифму к словам: старушка, пень, мешок, спросила, смех, желудь, крыльцо, мальчик. Составить четверостишье с теми, словами, к которым Вы подобрали рифму. ( любые) 9. Хорей. ТЕОРИЯ Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный - долгий - и следующий за ним безударный - короткий - слог. Хорей: трехстопный хорей: Мчатся, вьются тучи. Бледная луна...
четырехстопный хорей: Мчатся тучи, вьются тучи. Невидимкою луна...
пятистопный хорей: Мчатся тучи, вьются в небе тучи. Невидимкой бледная луна...
Вот как запомнить, что из себя представляют стихотворные размеры :
Хорей: / - Ямб: -/ Дактиль: / - - Анапест: - - / Амфибрахий: - / -
Наглядно, но не запомнишь.
А вот так ещё проще:
Хорей (рОза) Ямб (рекА) Дактиль (дЕрево) Амфибрахий (берЁза) Анапест (бирюзА) Хорей - хОрда-хОрда-хОрда-хОрда Ямб - ЯмАл-ЯмАл-ЯмАл-ЯмАл Дактиль - дАктили-дАктили-дАктили-дАктили Амфибрахий - АнфИса-АнфИса АнфИса-Анфиса Анапест - ананАс- ананАс- ананАс- ананАс ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: придумать четверостишье в хорее.
Антонина Тесленко ( Mickelson)
ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА МСТС "Озарение"
Редактор журнала "Озаренок" Координатор по городу Пятигорску, член МСТС"Озарение, член Международного союза писателей "Новый современник" Руководитель ЛТО"Истоки озарения"г. Пятигорск Руководитель МДЛК"Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |