Nikolay | Дата: Вторник, 26 Фев 2013, 16:49 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
| Как помочь ребенку развить творческое мышление?
Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего и поэтому стремиться дать такую жизнь, которую хотел бы иметь сам. И именно по этой причине многие родители начинают развивать способности своих детей еще с младенческого возраста, с уверенностью в том, что в будущем эти способности пойдут на пользу ребенку. Многие современные методики, предлагают родителям и педагогам в первую очередь развивать в ребенке творческое мышление. Но, для того что бы начать его развивать нужно стимулировать речь, воображение, память и восприятие, одним словом говоря – психические процессы. Специалисты пришли к выводу, что начинать развивать творческое мышление в ребенка нужно еще в дошкольном возрасте. В этот период жизни детей они уже могут решать такие творческие задания, которые связаны с нахождением определенного предмета, только по его характеристикам, ведь уже хорошо знакомы с различными категориями, такими как цвет, форма, запах, размер, вкус. По мере того как ребенок взрослеет ему открываются новые тайны и уже к 5-6 годам дети умеют самостоятельно описывать свойства и качества предметов, составлять различные загадки связанные с этим. Когда ребенок работает со свойствами и качествами предмета, он постоянно развивает свое воображение и уже может представлять предмет, мысленно изменять его и составлять с известных и знакомых образов что-то совсем ему не знакомое и новое. Именно так и развивается воображение ребенка, которое психологи разделяют на такие направления как: активация воображения, целенаправленность и реалистичность. Ни для кого не является секретом то, что многие дети обладают нереалистичными фантазиями, это происходит вследствие того, что ребенок не может полностью понять или же различить причину и следствие между всеми явлениями и предметами нашего мира. Что бы этого не случилось родители или педагоги должны еще с 3-4 лет помогать ребенку, развивать умение прослеживать связи между причиной и следствием. Для этого нужно проводить с ребенком эксперименты и наблюдать за действием самых простых механизмов таких, например как действие магнита на металлические предметы, или остановка машинки, которая воткнулась в преграду. А когда ребенку уже исполнится 5-6 лет, с ним можно уже обсуждать различные передачи, которые он смотрит по телевизору и задавать вопросы: почему герои так делают, или его мнение по поводу того, что будет дальше. Дети в младенческом возрасте обладают хорошей фантазией, и поэтому ребенок, который имеет очень богатую, можно даже сказать бурную фантазию не вызывает в окружающих никакого удивления. Но если эта фантазия существует, но ребенок совершенно не умеет ею пользоваться для решения поставленных перед ним заданий, то это очень плохо. Плохо это в том смысле, что ребенок не может сосредоточиться на объекте действия, потому что его постоянно что-то отвлекает и таким образом он не может сформулировать свои мысли до конца и получается нагромождение одних историй и мыслей на другие. Рассказывая сказку, такой ребенок хоть и имеет множество фантазий, но не может сформулировать их так, чтобы в этой сказки появился смысл или определенная сюжетная линия, мало того - ребенок может даже забыть о первоначальном замысле рассказа и о главных героях. Главной проблемой творческого мышления такого ребенка является то, что он не обладает целенаправленностью, которую и следует воспитать в ребенке. Для начала нужно сосредоточить внимание ребенка на окончании его рассказа или сказки и подробно обсудить его, а после этого уже нужно продумать вместе с малышом, действия главного и отрицательного героев. Весь смысл такой работы скрывается в том, чтобы целенаправленно подвести ребенка к правильному сочинению рассказа или сказки, так как, по сути, само творение возникает уже в конце работы, что не дает ребенку заплутаться или придумать что-то новое. Целенаправленность можно развивать с помощью заданного малышу рисунка, к которому обязательно нужно выдвигать конкретные требования и о том времени, которое ребенок потратит на сотворение своего шедевра и можно судить о развитии у него целенаправленности. Для такой работы шестилетнему малышу понадобится всего 10 мину, без отвлечения его от работы. Уже давно замечено отрицательное влияние инерции мышления на появление новых идей. Это было замечено людьми творческих профессий, таких как художники, изобретатели и ученые. Основным аспектом такой проблемы является то, что появлению нового необычного и оригинального в первую очередь мешают уже знакомые варианты и решения поставленных задач, которые всплывают в сознании. Чтобы преодолеть такую проблему и активизировать в первую очередь творческий процесс, специалисты, работающие с этой сферой, разработали множество различных методов и приемов. Существует также множество методов, предназначенных для использования школьниками, для активации воображения и ее развития. (Источник - Раннее развитие детей, ГОЛЫШ.РУ; http://golysh.ru/tvorcheskoe-myshlenie) ***
Развивайте творческое мышление! Ольга Гаврилова (Советы психолога)
Не говорите глупостей! Давайте будем реалистами! Перестаньте сочинять! Это лишнее! Делайте, как все люди! Потише! Серьезнее! Не смейтесь! Как часто такие слова, произнесенные значимыми людьми, надолго оставляли вас в недоумении, лишали способности двигаться дальше, лишали вас творчества. А что такое творчество – это процесс свободного самовыражения, это рост личности. «Не говорите глупостей!». С чьей точки зрения глупость? Угроза внешнего оценивания и критических суждений рождает в людях страх делать ошибки и, как решение данной проблемы, такие люди не делают ничего, стоят на месте. И проживают свою жизнь, так и не став великими. Вы посмотрите, как меняется окружающая действительность – как курс доллара, прямо на глазах. Мир, в котором мы живем в настоящее время, требует от нас спонтанных решений, выдвижения идей – новых, оригинальных, часто не понятных окружающим, но единственно верных и порой спасительных для нас. Смелость преодолеть мыслительные шаблоны и ограничения вознаграждается чувством удовлетворенности. Вы приобретаете мудрость. Напротив, следуя стереотипу, вы печально подстраиваетесь под заурядное большинство. Вы будете выглядеть как все, но «с вами ничего не случится и ваша жизнь так и не начнется». В настоящее время многие психологи и педагоги все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления у детей. Рекомендуется обращать внимание на такие способности, как беглость – умение быстро генерировать поток идей, гибкость – способность рассматривать проблему с разных точек зрения, оригинальность – способность придумывать уникальные, необычные вещи, и, наконец, способность к детальной разработке – развивать, приукрашивать какие-либо идеи, рисунки. Обращая внимание на творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом. Учеными доказано, что «высокотворческие» люди имеют интеллект выше среднего. Кроме того, занятия творчеством гармонизируют эмоциональную жизнь ребенка, корректируют его поведение, помогая социализироваться в обществе. Что бы это ни было – слово, образ, идея – творчество, как вспышка способно освещать мир ребенка. В творческих упражнениях не бывает «неправильных» ответов. «Правильно-неправильно». Разве можно оценить по этой системе, когда, например, кто-то рисует на тему: «Что делает меня счастливым?» – все его ответы естественно правильные. Самый эффективный способ развивать себя – это максимально снизить внешнее, формальное оценивание, которого чересчур много в учебно-воспитательной процессе, и направить человека в русло самооценивания. Только таким образом можно научиться находить недостатки в своих произведениях, вносить коррективы в деятельность, быть самостоятельной, развитой личностью. Ведь именно таким хотелось бы себя видеть, не правда ли? Безусловно, развитием творческого мышления нельзя заниматься время от времени. Как и в любом деле, здесь важна система, причем наилучшее решение этой проблемы – записаться в кружки, развивающие творчество. Природа творчества требует, чтобы мы могли свободно выражать свои мысли и идеи в теплой дружеской атмосфере. Такой социально-психологический климат, со своими идеями, смехом, весельем, спонтанным и импульсивным поведением под силу создать людям увлеченным. Занятия творчеством полезны и приятны, и конечно принесут радость в ваш дом. Не теряйте время. Успехов вам! Ольга Гаврилова - педагог-психолог (Источник - Мама в сети; http://maminsite.ru/early.files/razv8.htm) ***
--------------------------------------------- Разрушительная сила музыки
Автор – Назаренкова Виктория Александровна, педагог дополнительного образования Дома Детского творчества г. Азова
В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка — не исключение. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. В последние десятилетия ХХ века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: жесткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффект . [1].
Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.
В культе Вуду применялся особый ритм, который, при специальной последовательности музыкального ритма и заклинаний во время языческих ритуалов, мог ввести человека в состояние транса или экстаза. Хорошо продуманная система ритмов управляла телом и психикой человека, как инструментом в руках жрецов Вуду. Американские негры, перенявшие эти ритмы, использовали их как танцевальную музыку, постепенно переходя от блюзовых к более тяжелым ритмам.
Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, а также с помощью подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь.
Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.
Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.
Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Преизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.
Монотонные повторения. Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.
Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дб, а в средине площадки до 140-160 дб. (120 дб. соответствует громкости рева взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб.).
Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или что он изучал, и умственно деградирует.
Светоэффект. Небезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как светоэффект - лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты, особенно под громкую и сумбурную музыку, приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля.
Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружениями, тошнотой.
Если для светоэффектов используется лазерный луч, то он может вызвать: ожог сетчатки, образование на ней слепого пятна, снижение ориентации, понижение рефлекторной быстроты реакции.
Еще давно голоса медиков и ученых, пытавшихся донести до молодёжи, что ритм, частота, чередование света и темноты, нагромождение звуков, полностью взятых из древних черномагических обществ - все направлено на разрушение человеческого существа, его насильное извращение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев, не были никем услышаны. Сегодня ученым остается лишь с грустью констатировать, что мало кто ускользает от всепроникающей стихии рок-музыки.
Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Музыка оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Она одновременно влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя воздействию рока и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы.
Литература
1. Ковтунович М.Г. Связь психоакустических и психоэмоциональных характеристик восприятия музыки // Мир психологии, 2003, №4. ***
---------------------------------------------
Психотерапевтический эффект музыки. Музыкотерапия
Автор – Назаренкова Виктория Александровна, педагог дополнительного образования Дома Детского творчества г. Азова
Еще в древности человек научился слышать и воспроизводить звуки, сформированные в музыку. С течением времени, обретая опыт, совершенствуя свои умения, он научился создавать шедевры. В современной жизни музыка занимает особое место. Она способна возвысить человека, украсить его жизнь, успокоить и придать силы.
Музыка (греч. - муза) – разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.
Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего.
Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить.
В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.
У греков музыка также считалась целительной. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души.
Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам [1, 2, 3].
В XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Так начала появляться музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. [1, 2, 3].
Музыкотерапия — одно из наиболее интересных и пока мало исследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом [1, 2, 3]..
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии: 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); 3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 4) повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. [4].
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: 1) коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия); 2) реактивной (направленной па достижение катарсиса); 3) регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).
Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.
Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое (ансамблевое) пение.
Работа музыкального руководителя в образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. В практике ведения музыкальных занятий музыкотерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, музыкотерапевтические методы, широко адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы музыкотерапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.
Мною было проведено эмпирическое исследование по вопросу выявления эффективности музыкотерапии и необходимости применения в детском учреждении данного метода. Были опрошены педагоги средней общеобразовательной школы г. Азова и педагоги дополнительного образования детей Дома Детского Творчества г.Азова. Им была предложена специально разработанная анкета. Другая анкета была предложена родителям, чьи дети обучаются в данных учреждениях.
В опросе педагогов приняли участие 30 человек: 15 – педагоги общеобразовательной школы, 15 – педагоги Дома Детского творчества.
Опрос педагогов показал, что применение метода музыкотерапии в детском образовательном учреждении необходимо – 63%. Данный метод считают отчасти эффективным – 33%, а не сомневаются в его эффективности – 40%. Применяют музыкотерапию в своей работе 57% педагогов: 49% из них получили положительные результаты, лишь у 8% изменений не произошло. Следует отменить, что ухудшения состояния вследствие применения музыкотерапии не наблюдалось. Целью применения музыкотерапии в дальнейшем педагоги выделили: 20% - для профилактики; 80% - для поднятия настроения, эмоциональной разгрузки и улучшения самочувствия.
В опросе родителей приняли участие также 30 человек: 15 человек, чьи дети обучаются в общеобразовательной школе, 15 – в Доме Детского творчества.
Проведенный опрос родителей учащихся в образовательных учреждениях показал, что о музыкотерапии, как методе лечения, знают или что-то слышали 90% опрашиваемых, и 73% считают этот метод частично или полностью эффективным. 60% опрашиваемых считают необходимым применение музыкотерапии в учреждениях, где обучаются дети, и лишь 40% дали отрицательный ответ (20%) или затруднились с ответом (20%). Среди опрашиваемых 57% обращались к данному методу лечения, среди них 50% получили положительные результаты данного лечения. Интерес и желание дальнейшего обращения к музыкотерапии проявили 60% респондентов.
Итак, на основе проведенного исследования можно говорить о музыкотерапии не только как о психотерапевтическом методе, использующем музыку в качестве лечебного средства, но и об эффективности данного метода, его лечебных свойствах. Также, основываясь на полученных данных, важно сказать о необходимости применения в детском учреждении данного метода не только в лечебных, но и профилактических целях.
В последние десятилетия интерес к музыкальной терапии возобновился. На Западе музыку применяют в трех направлениях: как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках и в качестве трудотерапии.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.
Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются также в Японии и США.
В Индии национальные напевы исполняются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.
Итак, можно сказать, что с течением времени музыка не утратила свои лечебные свойства, а, наоборот, совершает все новые открытия в области медицины.
Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно воздействуют на стабилизацию человеческой психики, нормализует эмоциональное и физическое состояние.
Фактов и научных экспериментов, доказывающих влияние музыки на организм человека, собрано немало. Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: «Организм человека – это система вибрирующая. А качественная музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом».
Литература
1. Герасимович Г.И., Эйныш Е.А. Применение музыкотерапии в медицине. // Медицинские новости, 1999. 2. Денер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. – Спб.: ПИТЕР, 2003. 3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы. – М.: «Клиническая медицина», 2000. 4. Шушарджан С.В. Интегративная медицина – путь в XXI век. /Тезисы докладов 1-го Международного конгресса по интегративной медицине «Синтез медицины Восток-Запад и современных технологий - путь в XXI век»/ - Кипр, 1997. ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |