[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Путь к творчеству, или С чего начать? (Советы родителям дошкольников и младших школьников)
Путь к творчеству, или С чего начать?
Nikolay Дата: Пятница, 29 Апр 2011, 17:32 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ, или С ЧЕГО НАЧАТЬ?
(Советы родителям дошкольников и младших школьников)

1. Путь к творчеству

Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.
Как воспитательный фактор, семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности.
Путь к творчеству поможет вашему ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью.
Естественно, этот долгий путь начинается с раннего детства, но нельзя думать, что в подростковом возрасте время уже упущено. Задача родителей в этот период не разрушить, а развить его творческие способности.
Что же способствует творчеству?
• Понимание. Но не снисходительное понимание «сверху вниз», а понимание на равных. Подросток должен знать, что он ценен сам по себе во всех своих проявлениях, независимо от его поведения и состояния в настоящем.
• Необходимо создать обстановку, в которой отсутствует внешняя оценка, а открыта для подростков возможность выражать сокровенные мысли и чувства.
• Предоставьте подростку свободу от навязанных извне указаний, ценностей и стереотипов поведения.
Конечно, и от самого подростка зависит, сможет ли он перенести творческий процесс из «детской песочницы» на уровень глобальных проблем. Но не надо забывать, что творчество, это не только создание культурных ценностей и научных открытий, а, прежде всего, умение найти себя в любых жизненных ситуациях; оно обеспечивает гармоничное развитие, облегчает приспособление к новым условиям, повышает уровень восприятия любых знаний и навыков.
Очень сложно дать своему ребенку в подростковом возрасте действовать самостоятельно, позволить делать ошибки, сложно не ставить ему в пример более послушного и примерного соседского мальчика и сдерживать упреки и наставления. Нет единого, правильного рецепта воспитания, важны индивидуальные особенности подростка, социальная ситуация, возможности родителей. Воспитание творческой личности – тяжелый труд, но результат стоит ваших усилий!

2. Как содействовать творческому развитию подростка?
С какими утверждениями вы согласны:

• Взрослый не должен признавать перед ребенком свои ошибки, чтобы не потерять авторитет.
• Любая деятельность должна завершаться конкретным результатам, сам по себе процесс творчества не имеет смысла.
• Ребенок во всем должен слушать своих родителей и поступать так же, как они.
• Ребенок – это неразумный и недоразвитый взрослый, который многого не знает, не понимает и не умеет.
• При правильном воспитании ребенок в будущем может стать умной и талантливой личностью.
• В творческом процессе взрослый обязательно должен помогать ребенку, следить, чтобы он все сделал верно, нигде не ошибся.
• Если ребенок делает что-то неправильно, необходимо сразу же указать ему на ошибку.
• Нужно заранее приучить ребенка к неудачам, чтобы в будущем ему было легче переносить тяжелые ситуации.
• Нужно всеми возможными способами оградить ребенка от противоречивой информации, он должен получать только четкие, однозначные указания.
• Процесс воспитания невозможен без похвалы и порицания, ребенок должен понимать, какую оценку он сегодня заслужил.
Результат: Не важно 7 лет ему или 16, каждый положительный ответ – препятствие к творчеству вашего ребенка.

3. От чего зависит эффективность эстетического воспитания?

Большинству родителей хочется видеть своего ребёнка художественно одарённым, эстетически тонким и воспитанным.
Успешному эстетическому развитию подростков способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д. Как же выявить потенциальные возможности подростка для развития его эстетических способностей?
Привитие интереса к родному языку. Необходимо воспитание с раннего возраста эстетического отношения к родному языку, к родному слову. Думается, что и сегодня по-прежнему актуальны слова К.Д.Ушинского: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка...»
И основным средством такого воспитания может стать поэтическая речь, стихи родных поэтов. Мир их поэтических образов понятен даже маленькому человеку. Созвучия, рифмы, поэтическая интонация помогают детям ощутить гармонию речи, учат чувствовать юмор, добрую насмешку, осуждение, восхищение.
Однако, приобщая подростка к поэтической речи, надо вводить в его духовную жизнь и огромный пласт русской классической поэзии, созданной для взрослого читателя. Чем раньше войдёт эта поэзия в круг детского чтения, тем значительнее и ощутимее будет её влияние на духовную культуру человека, тем меньше будет людей, которые, став взрослыми, признаются без особенного огорчения в своей нелюбви к поэзии.
Совместное чтение книг в семье, обсуждение героев этих книг оставляет глубокий след в душе подростка, прививает с детства любовь к литературе.
Общение с книгой. Средством воспитания эстетического интереса может стать книжная иллюстрация, рисунок, карта. Даже многие подростки (особенно девушки) любят книги с «картинками», и для них выбор книги часто начинается с перелистывания, рассматривания иллюстраций и рисунков. Вместе с тем такая «картинка» может и должна стать средством эстетического влияния на личность подростка, пробуждать эстетический интерес.
Правилом для родителей должно стать обращение внимания своих детей на художника, оформившего книгу. Художественный и словесный образ обычно сливаются в сознании как ребёнка, так и подростка, но вместе с тем он должен научиться ощущать и самостоятельную ценность художественного иллюстрирования. Важно, чтобы эстетическое, художественное оформление книги не прошло мимо внимания и, возможно, обсуждения.
Эстетический интерес предполагает и специальные знания: о видах искусства, о жанрах литературы, живописи. Разумеется, сами родители в этом случае должны восполнить полученные в школе знания путем обращения к литературе.
Учите своих детей:
• Проводить больше вечеров, тратить чаще время на чтение серьезных книг, читать стихи, прозу и публицистику отечественных и зарубежных авторов.
• Читать книги со словарем, постоянно лежащим на письменном столе.
• Искать незнакомые слова. Пытаться найти применение этим словам с тем, чтобы их запомнить.
• Точно выражать свои мысли.
• Стараться говорить красочным языком. Например, слово красивый, можно заменить синонимами - элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.
• Стремиться к свежести в речи, создавая собственные сравнения.
• Пополнять словарный запас путем чтения хороших книг.

4. Прививаем любовь к родной природе

Какое богатство чувств, фантазии, воображения, наблюдательности выявляют у ребят прогулки на природе. Чтобы открыть даже подростку неисчерпаемую красоту природы, городского или деревенского пейзажа нужно лишь стремление взрослого дать толчок эстетическому восприятию прекрасного, умение отца или матери заполнить время совместных прогулок со своими детьми беседами, игрой и наблюдениями за окружающим миром.
Найдите «удивительное» дерево и объясните свой выбор, объясните, почему вы считаете его таким необычным, может быть, с ним связана истории вашей юности, или детства. С.Д. Лихачев в своих воспоминаниях писал: «…в детстве меня поразили старые деревья в Никитском саду, а в Петербурге во время неизменных праздничных прогулок на Острова я благоговейно смотрел на Петровский дуб, огороженный скромной решеткой. Стоя перед этим дубом, я шептал ему свои заветные желания: например, получить в подарок еще одну лучиночную коробочку с оловянными солдатиками или «настоящую» паровую машину — паровозик, который видел у приятеля. Странно — желания мои исполнялись, и я приписывал исполнение их не внимательности родителей, которые, конечно, о них догадывались, но доброму и всесильному дубу».
Попробуйте отыскать растение с гармоничным, приятным для глаза, сочетанием цветов, но не рвите его. Расскажите ребенку о своих ощущениях, связанных с формой, цветом и запахом разных растений.
Прислушайтесь к природе. Кто больше услышит звуков в лесу или в поле?
Придумайте вместе сказку (фантастический рассказ) о лесе и его обитателях.
Всмотритесь в небо с плывущими по нему облаками. Многим родителям известна своеобразная игра «На что похоже это облако?». Она становится импульсом творческого воображения, фантазии ребёнка, побуждает его к самостоятельному поиску сходства между совсем необычными для сравнения, как может показаться, предметами или явлениями. Созданный подростком образ может стать основой для какой-то событийной ситуации, увиденной глазами творчески думающего, фантазирующего человека.
Обведите внимательным взглядом пустынный городской двор, где с трудом принимаются посаженные кусты и деревья. Но вот чудо! Между стеной дома и асфальтом дорожки пробивается молодое деревце... Сколько радости, удивления и восхищения вызывает у ребёнка это стремление жить и тянутся к свету.
Обратите внимание на форму листьев, запах цветов, необыкновенные снежинки, крупные градины, бесконечное многообразие жизни — всё это надо помочь увидеть своему ребёнку с раннего детства, чтобы потом, уже став взрослым, он не мучился от неумения видеть многоцветный и многоликий мир природы в минуты творческих мук над творческими заданиями в старших классах, институте, на работе.
Воспитанное эстетическое отношение к природе становится впоследствии условием нравственного отношения к ней.

5. Учим слушать и слышать музыку

Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и прослушивание шедевров музыкального искусства. Возможно, именно музыка, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ведь язык музыки «интернационален», он не нуждается в переводе. И в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово.
Д.Д. Шостакович говорил: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…». Эти слова великого композитора хочется посоветовать всем родителям, желающим приобщить своих детей к прекрасному миру искусства.
В старшем возрасте такое творческое отношение к музыке приобретает огромное значение: оно от многого спасает, оберегает, помогает при неудачах в других сферах жизни. Именно поэтому так важен эстетический интерес, «эстетический мотив» в дальнейшей взрослой жизни. Он, по словам С.Л.Рубинштейна, является условием полноценного радостного существования.
Естественно, что современная молодёжь больше интересуется новыми музыкальными течениями. Это вовсе не беда, если молодой человек увлекается, например, роком. В любой направлении музыки есть «плохая» и «хорошая» музыка, т.е. профессиональная и непрофессиональная. Главное, чтобы молодёжь умела различать «хорошую» музыку от «плохой», чтобы она имела внутренний эстетический вкус к любому музыкальному течению.

6. Осваиваем азы народного творчества.

Народное искусство, писал Д.С.Лихачев, является основой многих современных художественных произведений.
Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка. Чувство материала, его весомости плотности, красоты формы отчетливо видны в русской деревянной посуде: в резных солоницах, в ковшах-скопарях, в виде утицы, которые ставились на праздничный стол.
А сколько открытий несёт познание мира национального костюма разных народностей! Что означают мужские и женские головные уборы, кафтаны, поясные и нашейные украшения, обувь и прочее? Разве это не интересно узнать подростку любого возраста. Большей части современной молодёжи (особенно в сельской местности) нравятся забытые народные песни, танцы, частушки и прибаутки, обычаи и обряды. Приобщение к истокам народного творчества порой происходит спонтанно, порой по личной заинтересованности подростков. Главное – не навязывать слепо подрастающему поколению то, что им в данный момент неинтересно.
Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности. Народное творчество учит понимать условность искусства. Форма народных произведений искусства – это форма, художественно отточенная временем.
В письме «Понимать искусство» академик Д.С.Лихачев пишет: «Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить».

Особенности эстетических предпочтений учащихся
в связи с их возрастными особенностями.

Младшие школьники уже имеют некоторый опыт художественно-эстетической деятельности, обладают определенным запасом знаний в области искусства, культуры поведения. В их творческих работах (сочинениях, сказках, поделках) проявляется богатство фантазии, воображения, образного мышления. Этому возрасту свойственны пытливость и любознательность, стремление проявить себя в общественной деятельности, в художественном творчестве. Свое отношение к прекрасному они выражают в бурных восторгах, ярких переживаниях. Эстетические предпочтения у них еще недостаточно ярко выражены. Как девочки, так и мальчики с одинаковым удовольствием танцуют, поют, читают стихи, лепят, рисуют, ухаживают за растениями и животными, коллекционируют марки, открытки, репродукции картин. В силу своей эмоциональности и подвижности дети в этом возрасте не способны длительное время слушать музыку, рассматривать картину и т. д., поэтому восприятие искусства у них поверхностное. После просмотра фильма или спектакля они могут пересказать действия отдельных героев, эпизоды, яркие сцены, но не уловить основную идею произведения. Рассматривая картину, они, наоборот, больше внимания уделяют содержанию (что изображено на картине), но еще не способны осмыслить художественные достоинства произведения.
Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.
В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.
Все чаще подростков, волнуют вопросы: какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов).
Ранняя юность — это период активного формирования мировоззрения, моральных качеств, эстетических вкусов и идеалов. Критическое отношение к миру и самому себе накладывает определенный отпечаток на поведение старшеклассников. Вместо желания «быть, как все» появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность. Они высоко ценят общую культуру и эрудицию своих старших друзей, учителей, доброжелательный, уважительный тон по отношению к ним.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Как воспитывать ребят без напряг и передряг: оригинальные методы воспитательной работы в 8 – 11-х классах / Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 313 с. (с. 51 – 59)).
***


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Пятница, 29 Апр 2011, 17:33
 
Nikolay Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 07:56 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Как с детства с книгой подружиться

Проверенная веками старинная русская пословица гласит: «Воспитывай ребенка тогда, когда он поперек лавки лежит». Не правда ли очень мудро? На Руси лавки чаще всего были деревянными из одной широкой доски. Поперек лавки мог поместиться ребенок до года или до двух лет. Значит, воспитание эффективно именно в возрасте до 3 – 4 лет? А почему бы и нет!

Не пропустите этот возраст! Ушедший поезд всегда тяжело догонять, лучше сесть в него за полчаса до отправления… Что вы не сумеете заложить в ребенка до трехлетнего возраста, то сделает позже за вас кто-то другой. Не забывайте никогда об этом.

Следовательно, проблема привития интереса к чтению и к книге заложена изначально в семье? Естественно! Именно от той среды, в которой проводит ребенок первые месяцы, а уж тем более первые годы своей жизни, зависит многое.

Каким бы ухоженным ни был дом, благополучие и мир в нём зависят от взаимоотношений в семье. Одно из важных условий гармоничных отношений в семье – умение уступать друг другу, взаимная терпимость. Важно проявлять интерес к личности, работе или учёбе членов семьи. Важно, чтобы участие членов семьи в домашней работе было продуманным, управляемым. Постарайтесь организовать домашних так, чтобы к вечеру все освободились и могли вместе провести свободное время. Где, как не в кругу близких людей полноценной семьи, можно разделить радости и горести, поделиться сокровенным, не опасаясь насмешки или предательства, получить и предложить новый импульс для личной жизни и профессиональной деятельности! Не существует семей без выяснения отношений; в хорошей семье это не становится нормой и не выносится на всеобщее обсуждение. Порой нам именно в семье не хватает элементарной вежливости. Недопустимо плохое настроение, вызванное проблемами на работе, срывать на домашних. Люди, позволяющие себе распускаться в общении с самыми близкими людьми, наносят урон здоровью всей семьи и теряют любовь. Уметь сдерживать себя в любой ситуации – обязанность каждого члена семьи, заботящегося о покое близких. Один нежный поцелуй, добрый взгляд или поступок, благодарное слово способны сделать очень многое. Семейные отношения лучше и прочнее всего строить на взаимном доверии. Помните, что дети в семье впитывают отношения родителей между собой и с детьми, а затем воспроизводят их в своей взрослой жизни.

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца», - утверждал известный педагог и писатель В.А. Сухомлинский. Трудно с этим не согласиться. От семейной среды общения родителей и близких зависят наши первые детские впечатления. Разве смогли бы появиться на свет великие литературные трилогии о детстве, отрочестве и юности Максима Горького и Льва Толстого без первых детских впечатлений, полученных именно в кругу семьи? Или теребящие душу «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина или «Ташкент - город хлебный» Александра Неверова? Выросли бы из известных ныне творческих личностей Никиты Михалкова, Эдварда Радзинского или Виталия Вульфа гении слова без колоссальной подпитки от отношений знаменитых людей, составляющих круг общения их родителей?

Старые русские пословицы, которые встречаются еще у Владимира Даля, гласят: «Жизнь родителей в детях», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается». Вы думаете, что начинающий только ходить ваш ребенок еще ничего не понимает? Заблуждаетесь! Он – «маленькая губка», впитывающая отношения взрослых. Любой крик в доме, шум или, наоборот, «сюсюканье» и излишняя «слащавость» воспринимается им пока бессознательно, но происходит постепенный процесс «привыкания» к этой среде. Да, да! Уже в двухлетнем возрасте ребенок привыкает к отношению окружающих его людей и начинает подражать их действиям. Почти, как ваш домашний попугайчик, который вдруг сам научился «говорить» такое словечко, которому его никто не обучал. Позже маленький ребенок начнет копировать и слова, и отношения взрослых. Это естественный процесс, от него никто и никогда не избавится.

А если этим процессом научиться управлять в семье с грудного возраста ребенка, то успех воспитания обеспечен. Но, как гласит еще одна старинная русская пословица, «отца и матери на всю жизнь не хватит». Надо суметь заложить это стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию с детства, тогда процесс развития вашего ребенка пойдет по естественной жизненной спирали: он научится противостоять жизненным трудностям, выживать в реалиях современного бытия, обеспечивать себя и свою будущую семью. Прав был В.А. Сухомлинский, утверждавший, что «воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

И эта истина не нова. Средневековый немецкий писатель, гуманист и сатирик Себастьян Брант очень метко когда-то подметил:
…Учится ребенок
У мудрого отца с пеленок,
(Кто думает не так — дурак,
Ребенку и себе он враг!)

А может быть над этой проблемой стоит задуматься еще до рождения ребенка? Молодой современный прозаик и начинающий поэт из Екатеринбурга Сергей Путин в одном из серии рассказов о своем сыне пишет: «…Я знаю, что время не заставит себя ждать, и уже совсем скоро у меня появится маленький сын. Удивительное и чрезвычайно волнительное событие в моей жизни, в жизни нашей семьи. Он будет потрясающе быстро расти, узнавать все больше нового, ежедневно меняться, наш милый малыш. У нас с ним будет целая куча занятий и увлечений. И вот сейчас, во время этого ожидания, мне вдруг неожиданно…совсем неожиданно пришел в голову вопрос - какую историю я расскажу ему первой? Ведь я должен буду ему рассказать… Почему-то именно сейчас мне это кажется важным, я хочу понять, разобраться в этом, и, возможно, в самом себе... А еще я совершенно четко осознаю, что, скорее всего, когда придет время, я упущу, прослежу тот момент, когда история будет рассказана, она легко и совсем незаметно выскользнет из моих рук, как ниточка воздушного шарика, и я в тот момент ничего не почувствую, даже не пойму и не вспомню потом, о чем она была. Возможно именно поэтому я думаю об этом сейчас, хочу заранее придумать и создать себе воспоминание о первой рассказанной истории…».

Согласитесь, как здорово сказано! Будущий отец еще перед рождением сына задумывается не о чем – либо, а именно «о первой рассказанной истории» своему ребенку. Естественно, это будет удивительный рассказ о любви отца к своему сыну. Но именно рассказ. Грудной ребенок с первых дней жизни прикоснется к великому искусству слова, произнесенному устами своего отца. Это замечательно! Вот где начинается процесс привития интереса не только к слову, но и к литературе. Не через слепую родительскую любовь, а через осмысленное привитие интереса к значимости родительского слова. «Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью», - утверждал когда-то Ф.Э. Дзержинский.

Так с чего начать этот удивительный процесс привития интереса к слову, к поэзии и литературе? Естественно с игры! Лучшего средства в процессе воспитания человечество еще не придумало. «Вся жизнь - театр, а люди в ней актеры», - очень метко заметил когда-то В. Шекспир. С раннего возраста мы, волей или неволей, вступаем в сложную игру – начинаем играть различные роли: от ребёнка (сына или дочери, внучки или внука, старшего брата или младшей сестры) до взрослого (родителей, бабушек и дедушек, наставников, педагогов и т.д.). Именно играем свои роли в великом жизненном театре взаимоотношений. Следовательно, игра сопровождает нас, в той или иной мере, от самого рождения до глубокой старости.

Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни их общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение старших, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Таким образом, в игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс, следовательно, игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.

Общаясь с детьми младенческого возраста, родители стремятся вызывать положительные эмоциональные реакции детей и ответ на свои обращения (улыбаются, ласково разговаривают, поглаживают, поют песенки, играют с детьми, читают стишки-потешки, показывают игрушки, стремясь поддерживать интерес ребенка к себе, радостное настроение и т.п.). Родителям, бабушкам или дедушкам желательно стимулировать развитие движений тела ребенка и его ручек (выкладывая ребенка в манеж, раскладывают игрушки так, чтобы малыш пытался дотянуться до них, подползти, ударить или подвинуть). Во втором полугодии используют игры, способствующие развитию движений: «Баба сеяла горох», «Ладушки», «По кочкам» или «Сорока-белобока».

Не забывайте и о создании условий для развития познавательной активности у детей, овладения действиями с предметами, совместной деятельностью. В данном случае можно помещать игрушки и красочные предметы в поле зрения и досягаемости ребенка, показывать их с различных сторон, демонстрировать их свойства; вo втором полугодии - показывать разнообразные действия с предметами, побуждая ребенка действовать по образцу. Во втором полугодии родители приучают детей к совместным со взрослым действиям (организуют игры, в которых чередуются действия ребенка и взрослого: катают друг другу мячик, машинку, поочередно вкладывают мелкие предметы в коробку). Включаются в совместные игры по инициативе ребенка, выполняют по его просьбе желаемые действия.

В этот период развития ребенка старшие приучают детей к овладению элементами игровых действий с сюжетными игрушкам - разыгрывают небольшие сюжеты, адресуясь к ребенку и предлагая ему включиться в игру (укачивают куклу, кормят игрушечную собачку, купают игрушку-пупсика). Не забывайте комментировать все действия ребенка и свои собственные в процессе игры с ласковой интонацией и отчетливой дикцией. Например, в процессе одевания ребенка мама приговаривает: «Сейчас мы с тобой, дочка, возьмем сухие ползунки, вот так; теперь оденем одну ножку, потом другую, потом пойдем спать».

Чаще используйте речевые игры с детьми в конце первого года жизни вашего ребенка, побуждающие его произносить звуки и слова по вашему образцу. Например, папа, нося ребенка на руках по комнате, показывает на картинку с изображением кошки и говорит: «Это киска. Скажи: Кис-ка. Что это? — Киска. Она говорит: «Мяу-мяу». И не забывайте, в этот период в семье должна царить атмосфера полного согласия родителей и старших членов семьи. Постарайтесь оградить ребенка от громкой музыки и шумных развлечений взрослых, резких криков и стуков. Ребенок подсознательно воспринимает все это и получает первую «дозу» раздражения, испуга и нервоза.

Период второго и третьего года жизни ребенка самый ответственный в процессе привития интереса к литературе и к книге. В этот период родители и старшие члены семьи поощряют инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Поощрения и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения. Порицания относятся только к действиям ребенка, не адресуясь к его личности. Например, папа порицает своего сына следующими словами: «Егорушка, ты хороший мальчик, но сейчас сделал плохо: не надо рвать у куклы волосики, нужно их вот так расчесочкой причесать».

Родители постоянно учитывают возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходят на помощь при затруднениях, не навязывают сложных и непонятных действий, стараются при взаимодействии и игре находиться на уровне глаз ребенка, подчеркивают его достоинство. Именно в этот возрастной период происходит великое таинство природы – освоение ребенком речи. Как пройдет этот период зависит почти полностью от всех членов семьи. Не важно на каком языке это происходит. На территории России проживают более стана народностей, сохраняющих свой самобытный язык или говор, к которому они приучают своих детей с раннего детства. Здесь главное литературный язык, та речь, на которой ребенок будет входить в жиз
нь межличностных отношений.
Напевая ребенку одну из самых популярных детских песенок «В лесу родилась елочка…», не стоит забывать, что это не русская народная песня, а у неё есть автор - учитель, библиотекарь и поэт Раиса Адамовна Кудашева, а автор музыки - Леонид Карлович Бекман. А автор знаменитого стихотворения
«Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
- известная поэтесса Агния Барто.

В эти годы родители начинают приучать детей к рисованию, развивая тем самым мелкую моторику руки. И это правильно. Но, может быть, начать не с детских раскрасок, изобилие которых привлечет внимание любого родителя, а с интересной развивающей игры? Например, прочитаем вместе с ребенком яркое по впечатлению детское стихотворение или небольшую сказку и дадим задание: «А ну, Васек, нарисуй, пожалуйста, что ты услышал? Кто в этой сказке самый главный?». Если такой прием удастся, то ни в коем случае детский рисунок нельзя критиковать, а обязательно разобрать с ребенком; «А почему девочку ты нарисовал черным цветом? А каким цветом надо раскрасить солнышко?» и так далее. Вот вам и развитие детского творчества, и мелкой моторики руки, и приобщение к искусству и литературе.

Организуя эмоциональные и подвижные игры, способствующие совместным положительным переживанием («ладушки», «сорока-ворона», «едем-поедем» или прятки), старшие помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками, если такие дети появляются в вашей семье: устраивают совместные эмоциональные и подвижные игры («прятки» или «догонялки»), организуют несложные совместные игры с предметами (совместные постройки из кубиков, игры с игрушками). Нельзя забывать и о создании условия для развития предметного взаимодействия с детьми (сотрудничества), предлагая им различные образцы действий с предметами. Именно в этот период раннего детства важно не упустить процесс понимания ребенком женского и мужского начала, жизненной роли мальчика и девочки. Взрослые знакомят своего малыша с игрушками и действиями с ними, характерными для игр девочек и мальчиков, формируя половую идентификацию: играя с куклой, девочка берет на себя роль мамы или бабушки, а мальчик — папы или брата; в то же время кукла может быть дочкой или сыном, в соответствии с этим они могут быть по-разному одеты.

Можно начать разговор и о женских или мужских именах, таких понятий, как курочка и петух, козочка и барашек, т.е. разъяснение понятий «он» и «она». Здесь родители играют с детьми в речевые игры, дают прослушать детские песенки ли зачитывают стишки и сказки, имитируя голосом «мальчиков» и «девочек». Одним словом, используют любую возможность для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, придумать вместе с ребенком интересную историю, пробуждая его фантазию, творческое воображение. Показывая детям образцы любого поля деятельности, взрослые дают им возможное действовать самостоятельно и не навязывают всей группе и каждому ребенку тот или иной сюжет, дают детям право выбора материала, с которым они хотят работать.

Привлекая внимание детей к эмоциональным моментам прочитанного стихотворения или сказки, прослушанной музыки, родители собственным примером и предложениями побуждают детей к проявлениям сочувствия, жалости, сострадания. При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогают ребенку координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступают в качестве доброжелательных участников игр.

В ходе семейных игр родители уже не ограничивают естественный шум в доме или квартире (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор), но следят, чтобы ребенок не увлекался. Здесь важно научиться самому не перекрикивать ребенка, а приучить его слушать старшего и подчиняться его ненавязчивым указаниям (движением рук остановить игру, а не громким окриком). В ходе игры или другого развивающего занятия родители терпимо относятся к затруднениям детей (позволяют им действовать в своем темпе, не акцентируют внимание на неуспехах ребенка, оказывают ему необходимую помощь и поддержку). Родители, предлагая детям образцы деятельности, не настаивают на их точном воспроизведении детьми младшего и среднего дошкольного возраста, а, порой, намеренно создают ситуацию, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку попасть мячиком в корзинку, взрослый ненавязчиво включается в это действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение.

Но наступает вечер и ребенка необходимо подготовить ко сну. За два часа до сна желательно исключить подвижные и эмоциональные игры и ненавязчиво произвести гигиеническую процедуру перед сном. Это должно войти в привычку. А перед самым сном совсем не желателен просмотр телевизора или компьютерные игры. Именно в этот момент возрастает роль тихой речи мамы или папы, бабушки или дедушки, старшего брата или сестры. Вот он момент истины! Пришло время вечерней сказки. Нет, не телевизионного варианта «Спокойной ночи, малыши», хотя и это вовсе не возбраняется, а силе слова и очень желательно – силе литературного слова. Прочитанная на ночь близким и родным человеком легкая детская сказка – самый правильный прием успокоения ребенка перед сном.

В этой связи вспоминаются романтические середина 60-х годов моего отрочества и детства двух и четырех летних моих племянников. Занятые целыми днями родители племяшей, иногда выкраивали свободный вечерок, чтобы сбегать на танцы в сельский клуб или на кинофильм. А с детьми оставался двенадцатилетний нянька. Мы залазили втроем в одну кроватку, и я начинал рассказывать всевозможные небылицы. Не читать, а именно рассказывать – фантазировать о неведомых городах и странах, о феях и добрых рыцарях, о приключениях благородных героев. Мальчик с девочкой открытыми глазами могли слушать под одеялом больше часа эти сказочные истории и обязательно просили продолжения. Порой уже и родители возвращались поздно вечером домой, а мои племяши только начинали засыпать, убаюканные моими небылицами. И что же? Парень вырос заядлым любителем книг, который сейчас уже своим внукам с удовольствием читает сказки. А девочка стала прекрасным и уважаемым учителем, воспитавшей двух взрослых детей с высшим образованием.

К концу второго года жизни у ребенка должна появиться первая книга. Именно его книга и он это должен осознать. Родители частенько закупают своим маленьким детям сразу несколько книг, и они превращаются в игрушки. Ребенок еще не осознал, что такое книга, а у него их уже много, столько же, как и других игрушек. Он сразу делает вывод, что с книгой можно играть. А вот этого нельзя допустить: любая книга – это не игрушка.
Так и просятся из души простенькие стишки для двух и трехлетних деток:

Книга – это не игрушка,
Не кровать и не подушка.
Книгу надо прочитать
И нельзя руками рвать.

В каждой книге есть секрет,
Наставленье и совет.
Если встретилась загадка,
В книге мы найдем ответ.

Книга многое расскажет,
И картинки нам покажет.
Кто захочет мир узнать,
Должен книгу в руки взять.

Старшие должны быть примером своему ребенку бережного отношения к книге. Ребенок должен понять, что на полке шкафа стоит самое дорогое и хрупкое для всей семьи, наряду со стеклянными бокалами и хрустальными вазами – книги. А среди этих книг стоит и его книга – хрупкое, как стекло, но интересная, как целый мир, дорогая ребенку вещь. Ведь не зря известный американский религиозный деятель Генри Бичер говорил: «Книги - окна, сквозь которые выглядывает душа».

Николай Дик,
кандидат социально-педагогических наук, член Союза литераторов России
***
(Источник – «Журнал «Союз писателей» (Новокузнецк), №2, 2011)

***


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Обо всем понемногу » Творческие способности ребенка » Путь к творчеству, или С чего начать? (Советы родителям дошкольников и младших школьников)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: