ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ, или С ЧЕГО НАЧАТЬ?
(Советы родителям дошкольников и младших школьников) 1. Путь к творчеству
Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.
Как воспитательный фактор, семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности.
Путь к творчеству поможет вашему ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью.
Естественно, этот долгий путь начинается с раннего детства, но нельзя думать, что в подростковом возрасте время уже упущено. Задача родителей в этот период не разрушить, а развить его творческие способности.
Что же способствует творчеству?
• Понимание. Но не снисходительное понимание «сверху вниз», а понимание на равных. Подросток должен знать, что он ценен сам по себе во всех своих проявлениях, независимо от его поведения и состояния в настоящем.
• Необходимо создать обстановку, в которой отсутствует внешняя оценка, а открыта для подростков возможность выражать сокровенные мысли и чувства.
• Предоставьте подростку свободу от навязанных извне указаний, ценностей и стереотипов поведения.
Конечно, и от самого подростка зависит, сможет ли он перенести творческий процесс из «детской песочницы» на уровень глобальных проблем. Но не надо забывать, что творчество, это не только создание культурных ценностей и научных открытий, а, прежде всего, умение найти себя в любых жизненных ситуациях; оно обеспечивает гармоничное развитие, облегчает приспособление к новым условиям, повышает уровень восприятия любых знаний и навыков.
Очень сложно дать своему ребенку в подростковом возрасте действовать самостоятельно, позволить делать ошибки, сложно не ставить ему в пример более послушного и примерного соседского мальчика и сдерживать упреки и наставления. Нет единого, правильного рецепта воспитания, важны индивидуальные особенности подростка, социальная ситуация, возможности родителей. Воспитание творческой личности – тяжелый труд, но результат стоит ваших усилий!
2. Как содействовать творческому развитию подростка?
С какими утверждениями вы согласны:
• Взрослый не должен признавать перед ребенком свои ошибки, чтобы не потерять авторитет.
• Любая деятельность должна завершаться конкретным результатам, сам по себе процесс творчества не имеет смысла.
• Ребенок во всем должен слушать своих родителей и поступать так же, как они.
• Ребенок – это неразумный и недоразвитый взрослый, который многого не знает, не понимает и не умеет.
• При правильном воспитании ребенок в будущем может стать умной и талантливой личностью.
• В творческом процессе взрослый обязательно должен помогать ребенку, следить, чтобы он все сделал верно, нигде не ошибся.
• Если ребенок делает что-то неправильно, необходимо сразу же указать ему на ошибку.
• Нужно заранее приучить ребенка к неудачам, чтобы в будущем ему было легче переносить тяжелые ситуации.
• Нужно всеми возможными способами оградить ребенка от противоречивой информации, он должен получать только четкие, однозначные указания.
• Процесс воспитания невозможен без похвалы и порицания, ребенок должен понимать, какую оценку он сегодня заслужил.
Результат: Не важно 7 лет ему или 16, каждый положительный ответ – препятствие к творчеству вашего ребенка.
3. От чего зависит эффективность эстетического воспитания?
Большинству родителей хочется видеть своего ребёнка художественно одарённым, эстетически тонким и воспитанным.
Успешному эстетическому развитию подростков способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д. Как же выявить потенциальные возможности подростка для развития его эстетических способностей?
Привитие интереса к родному языку. Необходимо воспитание с раннего возраста эстетического отношения к родному языку, к родному слову. Думается, что и сегодня по-прежнему актуальны слова К.Д.Ушинского: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка...»
И основным средством такого воспитания может стать поэтическая речь, стихи родных поэтов. Мир их поэтических образов понятен даже маленькому человеку. Созвучия, рифмы, поэтическая интонация помогают детям ощутить гармонию речи, учат чувствовать юмор, добрую насмешку, осуждение, восхищение.
Однако, приобщая подростка к поэтической речи, надо вводить в его духовную жизнь и огромный пласт русской классической поэзии, созданной для взрослого читателя. Чем раньше войдёт эта поэзия в круг детского чтения, тем значительнее и ощутимее будет её влияние на духовную культуру человека, тем меньше будет людей, которые, став взрослыми, признаются без особенного огорчения в своей нелюбви к поэзии.
Совместное чтение книг в семье, обсуждение героев этих книг оставляет глубокий след в душе подростка, прививает с детства любовь к литературе.
Общение с книгой. Средством воспитания эстетического интереса может стать книжная иллюстрация, рисунок, карта. Даже многие подростки (особенно девушки) любят книги с «картинками», и для них выбор книги часто начинается с перелистывания, рассматривания иллюстраций и рисунков. Вместе с тем такая «картинка» может и должна стать средством эстетического влияния на личность подростка, пробуждать эстетический интерес.
Правилом для родителей должно стать обращение внимания своих детей на художника, оформившего книгу. Художественный и словесный образ обычно сливаются в сознании как ребёнка, так и подростка, но вместе с тем он должен научиться ощущать и самостоятельную ценность художественного иллюстрирования. Важно, чтобы эстетическое, художественное оформление книги не прошло мимо внимания и, возможно, обсуждения.
Эстетический интерес предполагает и специальные знания: о видах искусства, о жанрах литературы, живописи. Разумеется, сами родители в этом случае должны восполнить полученные в школе знания путем обращения к литературе.
Учите своих детей:
• Проводить больше вечеров, тратить чаще время на чтение серьезных книг, читать стихи, прозу и публицистику отечественных и зарубежных авторов.
• Читать книги со словарем, постоянно лежащим на письменном столе.
• Искать незнакомые слова. Пытаться найти применение этим словам с тем, чтобы их запомнить.
• Точно выражать свои мысли.
• Стараться говорить красочным языком. Например, слово красивый, можно заменить синонимами - элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.
• Стремиться к свежести в речи, создавая собственные сравнения.
• Пополнять словарный запас путем чтения хороших книг.
4. Прививаем любовь к родной природе
Какое богатство чувств, фантазии, воображения, наблюдательности выявляют у ребят прогулки на природе. Чтобы открыть даже подростку неисчерпаемую красоту природы, городского или деревенского пейзажа нужно лишь стремление взрослого дать толчок эстетическому восприятию прекрасного, умение отца или матери заполнить время совместных прогулок со своими детьми беседами, игрой и наблюдениями за окружающим миром.
Найдите «удивительное» дерево и объясните свой выбор, объясните, почему вы считаете его таким необычным, может быть, с ним связана истории вашей юности, или детства. С.Д. Лихачев в своих воспоминаниях писал: «…в детстве меня поразили старые деревья в Никитском саду, а в Петербурге во время неизменных праздничных прогулок на Острова я благоговейно смотрел на Петровский дуб, огороженный скромной решеткой. Стоя перед этим дубом, я шептал ему свои заветные желания: например, получить в подарок еще одну лучиночную коробочку с оловянными солдатиками или «настоящую» паровую машину — паровозик, который видел у приятеля. Странно — желания мои исполнялись, и я приписывал исполнение их не внимательности родителей, которые, конечно, о них догадывались, но доброму и всесильному дубу».
Попробуйте отыскать растение с гармоничным, приятным для глаза, сочетанием цветов, но не рвите его. Расскажите ребенку о своих ощущениях, связанных с формой, цветом и запахом разных растений.
Прислушайтесь к природе. Кто больше услышит звуков в лесу или в поле?
Придумайте вместе сказку (фантастический рассказ) о лесе и его обитателях.
Всмотритесь в небо с плывущими по нему облаками. Многим родителям известна своеобразная игра «На что похоже это облако?». Она становится импульсом творческого воображения, фантазии ребёнка, побуждает его к самостоятельному поиску сходства между совсем необычными для сравнения, как может показаться, предметами или явлениями. Созданный подростком образ может стать основой для какой-то событийной ситуации, увиденной глазами творчески думающего, фантазирующего человека.
Обведите внимательным взглядом пустынный городской двор, где с трудом принимаются посаженные кусты и деревья. Но вот чудо! Между стеной дома и асфальтом дорожки пробивается молодое деревце... Сколько радости, удивления и восхищения вызывает у ребёнка это стремление жить и тянутся к свету.
Обратите внимание на форму листьев, запах цветов, необыкновенные снежинки, крупные градины, бесконечное многообразие жизни — всё это надо помочь увидеть своему ребёнку с раннего детства, чтобы потом, уже став взрослым, он не мучился от неумения видеть многоцветный и многоликий мир природы в минуты творческих мук над творческими заданиями в старших классах, институте, на работе.
Воспитанное эстетическое отношение к природе становится впоследствии условием нравственного отношения к ней.
5. Учим слушать и слышать музыку
Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и прослушивание шедевров музыкального искусства. Возможно, именно музыка, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ведь язык музыки «интернационален», он не нуждается в переводе. И в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово.
Д.Д. Шостакович говорил: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…». Эти слова великого композитора хочется посоветовать всем родителям, желающим приобщить своих детей к прекрасному миру искусства.
В старшем возрасте такое творческое отношение к музыке приобретает огромное значение: оно от многого спасает, оберегает, помогает при неудачах в других сферах жизни. Именно поэтому так важен эстетический интерес, «эстетический мотив» в дальнейшей взрослой жизни. Он, по словам С.Л.Рубинштейна, является условием полноценного радостного существования.
Естественно, что современная молодёжь больше интересуется новыми музыкальными течениями. Это вовсе не беда, если молодой человек увлекается, например, роком. В любой направлении музыки есть «плохая» и «хорошая» музыка, т.е. профессиональная и непрофессиональная. Главное, чтобы молодёжь умела различать «хорошую» музыку от «плохой», чтобы она имела внутренний эстетический вкус к любому музыкальному течению.
6. Осваиваем азы народного творчества.
Народное искусство, писал Д.С.Лихачев, является основой многих современных художественных произведений.
Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка. Чувство материала, его весомости плотности, красоты формы отчетливо видны в русской деревянной посуде: в резных солоницах, в ковшах-скопарях, в виде утицы, которые ставились на праздничный стол.
А сколько открытий несёт познание мира национального костюма разных народностей! Что означают мужские и женские головные уборы, кафтаны, поясные и нашейные украшения, обувь и прочее? Разве это не интересно узнать подростку любого возраста. Большей части современной молодёжи (особенно в сельской местности) нравятся забытые народные песни, танцы, частушки и прибаутки, обычаи и обряды. Приобщение к истокам народного творчества порой происходит спонтанно, порой по личной заинтересованности подростков. Главное – не навязывать слепо подрастающему поколению то, что им в данный момент неинтересно.
Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности. Народное творчество учит понимать условность искусства. Форма народных произведений искусства – это форма, художественно отточенная временем.
В письме «Понимать искусство» академик Д.С.Лихачев пишет: «Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить».
Особенности эстетических предпочтений учащихся
в связи с их возрастными особенностями.
Младшие школьники уже имеют некоторый опыт художественно-эстетической деятельности, обладают определенным запасом знаний в области искусства, культуры поведения. В их творческих работах (сочинениях, сказках, поделках) проявляется богатство фантазии, воображения, образного мышления. Этому возрасту свойственны пытливость и любознательность, стремление проявить себя в общественной деятельности, в художественном творчестве. Свое отношение к прекрасному они выражают в бурных восторгах, ярких переживаниях. Эстетические предпочтения у них еще недостаточно ярко выражены. Как девочки, так и мальчики с одинаковым удовольствием танцуют, поют, читают стихи, лепят, рисуют, ухаживают за растениями и животными, коллекционируют марки, открытки, репродукции картин. В силу своей эмоциональности и подвижности дети в этом возрасте не способны длительное время слушать музыку, рассматривать картину и т. д., поэтому восприятие искусства у них поверхностное. После просмотра фильма или спектакля они могут пересказать действия отдельных героев, эпизоды, яркие сцены, но не уловить основную идею произведения. Рассматривая картину, они, наоборот, больше внимания уделяют содержанию (что изображено на картине), но еще не способны осмыслить художественные достоинства произведения.
Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.
В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.
Все чаще подростков, волнуют вопросы: какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов).
Ранняя юность — это период активного формирования мировоззрения, моральных качеств, эстетических вкусов и идеалов. Критическое отношение к миру и самому себе накладывает определенный отпечаток на поведение старшеклассников. Вместо желания «быть, как все» появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность. Они высоко ценят общую культуру и эрудицию своих старших друзей, учителей, доброжелательный, уважительный тон по отношению к ним.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Как воспитывать ребят без напряг и передряг: оригинальные методы воспитательной работы в 8 – 11-х классах / Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 313 с. (с. 51 – 59)).
***