КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ К ТВОРЧЕСТВУ? Проблема эта сложная, но вполне разрешимая...
Можно воспользоваться вполне доступными психолого-педагогическими методиками, но только в комплексе. Помните, ни один, даже самый универсальный психологический или педагогический тест не даст полную картину для отдельно взятого ребенка или подростка. Необходимо разностороннее исследование, или, хотя бы, совокупность нескольких методик. Проведите небольшое исследование по двум - трем тестам, сопоставьте результаты и попытайтесь сделать общий вывод...
Методика измерения импульсивности младших школьников
Импульсивность – это черта личности, противостоящая целеустремленности и обуславливающая недостаточный самоконтроль в деятельности, неустойчивость ориентаций и интересов.
К каждому вопросу теста-опросника данной методики дается четырехбальная шкала ответов, из которой испытуемый должен выбрать только один, наиболее ему близкий. Номер ответа старшеклассника (1, 2, 3, 4,) означает балл, которым он оценивает данный вопрос. Баллы суммируются и интерпретируются так, что чем больше их сумма, тем выше импульсивность.
Код ответов: 1, 2, 3, -4, 5, -6, 7, 8, 9, 10, -11, 12, 13, -14, -15, -16, -17, -18, -19, -20.
Знак «минус» перед номером вопроса означает, что подсчет баллов по ответу на этот вопрос производится в обратном порядке (4 ответ – 1 балл, 3 ответ – 2 балла, 2-й – 3, 1-й - 4).
Помимо импульсивности с помощью этой методики можно оценить еще две черты:
• уверенность в общении (вопросы 2, 4, 5, 9, 12, 16,20);
• целеустремленность (вопросы 1, 3, 8, 11, 14, 15, 18).
Содержание опросника
1. Если вы беретесь за что-то, то всегда доводите до конца?
1) определенно да, 2) пожалуй, да, 3) пожалуй, нет, 4) определенно нет.
2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие замечания в свой адрес?
3. Вы всегда выполняете свои обещания?
4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
5. В критических напряженных ситуациях Вы хорошо владеете собой?
6. Часто ли у Вас без видимых причин меняется настроение?
1) очень часто, 2) бывает, 3) редко, 4) такого не бывает
7. Вы многое привыкли делать наспех, когда поджимают сроки?
8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?
9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
1) всегда, 2) часто, 3) редко, 4) почти никогда
10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задевает Вас, например, в автобусе?
1) почти всегда, 2) довольно часто, 3) редко, 4) никогда
11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?
12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро охладеть?
13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо незаслуженно Вас упрекает?
14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя?
15. Может ли под влиянием каких-либо новых обстоятельств Ваше мнение о самом себе не раз измениться?
16. Обычно Вас трудно вывести из себя?
17. У Вас возникают желания, которые по разным причинам неосуществимы?
18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще не вполне определились?
19. Случается, что какое-то дело Вам так надоедает, что, не закончив его, Вы беретесь за новое?
20 Вы несколько неуравновешенный человек?
***
Методика «Автономность – зависимость» (Г. С. Парыгин)
Инструкция
Прочитайте нижеследующие утверждения.
Оцените, насколько каждое из них правильно по отношению к Вам.
Если утверждение: А) совершенно правильно, то поставьте + + (два «плюса»). Б) пожалуй правильно + (один «плюс»). В) пожалуй нет – («минус»). Г) совсем нет - - (два «минуса»).
Ключ к обработке данных: 1 +; 2 -; 3 -; 4 -; 5 +; 6 +; 7 -; 8 -; 9 -; 10 -; 11 +; 12 -; 13 - ; 14 + ; 15 - ; 16 -; 17 -; 18 –.
Оба положительных и оба отрицательных ответа объединяются соответственно в ответ «да» (+) или «нет» (-). Если ответ обследуемого совпадает с ключом, то ему начисляется один балл, если не совпадает – 0 баллов.
Набравшие 11 баллов и выше относятся к группе «автономных», набравшие 7 и менее баллов – к группе «зависимых».
Содержание опросника
1. Окружающие считают меня уверенным в себе человеком.
2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.
3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.
4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.
5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.
6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную для меня работу.
7. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.
8. Обычно мой день проходит бессистемно.
9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.
10. После того, как я завершил работу, я проверяю как я ее сделал.
11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже когда меня никто не контролирует.
12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от начатого дела.
13. У меня часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.
14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.
15. Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь.
16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на каком-либо деле.
17. Когда я поглощен какой-либо работой, мне трудно переключиться на выполнение другой работы.
18. Я склонен отказаться от работы, которая « не клеится».
***
Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс)
Личностный опросник, предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на избегание неудач.
Опросник представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.
Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Инструкция:
«Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его».
Бланк методики:
1............. 2.......... 3......
1.Смелый.............. бдительный........ предприимчивый
2. Кроткий............. робкий.... упрямый
3. Осторожный...... решительный...... пессимистичный
4. Непостоянный..... бесцеремонный.... внимательный
5. Неумный............ трусливый........ недумающий
6. Ловкий............... бойкий.... предусмотрительный
7. Хладнокровный. колеблющийся... удалой
8. Стремительный. легкомысленный... боязливый
9. Незадумывающийся. жеманный....... непредусмотрительный
10. Оптимистичный..... добросовестный... чуткий
11. Меланхоличный.... сомневающийся.... неустойчивый
12. Трусливый.......... небрежный....... взволнованный
13. Опрометчивый..... тихий...... боязливый
14. Внимательный..... неблагоразумный... смелый
15. Рассудительный... быстрый... мужественный
16. Предприимчивый.. осторожный..... предусмотрительный
17. Взволнованный... рассеянный..... робкий
18. Малодушный.... неосторожный..... бесцеремонный
19. Пугливый......... нерешительный.... нервный
20. Исполнительный...... преданный........ авантюрный
21. Предусмотрительный... бойкий..... отчаянный
22. Укрощенный.... безразличный..... небрежный
23. Осторожный..... беззаботный....... терпеливый
24. Разумный......... заботливый....... храбрый
25. Предвидящий... неустрашимый..... добросовестный
26. Поспешный...... пугливый....... беззаботный
27. Рассеянный..... опрометчивый.... пессимистичный
28. Осмотрительный....... рассудительный.... предприимчивый
29. Тихий.............. неорганизованный.... боязливый
30. Оптимистичный........ бдительный..... беззаботный
Ключ (правильные ответы):
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Порядок подсчета: Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы (правильные ответы), приведенные в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный». Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают.
Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата. Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
***
Методика Кроуна-Марлоу «Шкала социальной желательности»
Личностный опросник разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.
Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие. В России известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений).
Инструкция
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта (старшеклассника). Шкала применяется при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.
Инструкция для школьников:
«Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет».
Содержание теста:
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов:
За каждый ответ, совпадающий с ключом начисляется 1 балл.
Ответы «Да» - на вопросы 1,2,3,4,5,8,11,14,15,16,20. «Нет» - на вопросы б, 7,9,10,12,13, 17,18,19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.
Интерпретация: Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
***
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Инструкция для педагога или родителей
Для более успешного проведения анкетирования каждому учащемуся заранее готовится бланк опросника. Так как методика предполагает небольшой объём действий, то можно просто разъяснить учащимся их функции и зачитать вопросы анкеты.
Во время проведения анкетирования учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.
Содержание опросника:
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меняя к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных: показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью («У») является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
***
(Источник - Дик Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе / Н.Ф. Дик. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.)