[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Nikolai  
Литературный форум » Сказочная страна » Литературные проекты "СказОбоза" » Ваши произведения к 200-летию Лермонтова » Теория: рассказ, очерк, эссе
Теория: рассказ, очерк, эссе
Мария Соседко (webmanya)Дата: Вторник, 11.03.2014, 10:29 | Сообщение # 1
Руководитель издательского отдела
Группа: Администраторы
Сообщений: 5542
Награды: 109
Репутация: 180
Статус:
Рассказ.
К сожалению, нельзя сказать, что рассказ как жанр художественной литературы пользуется у читателей особой популярностью. Нет. Предпочтение отдаётся произведениям большой и средней формы: роману и повести, в которых одни события переплетаются с другими и где полно действующих лиц. В настоящее время возрос интерес к романам: авантюрным, любовным, приключенческим, детективным. Читая их, человек забывает о настоящем. Его захватывают повороты сюжета и неожиданная развязка. Погружаясь в атмосферу художественного произведения, читатель «проживает» судьбу главного героя. Он устремляется вместе с ним в путешествия по всему свету или делается участником любовных интриг. Тем и привлекательны роман с повестью, что они дают возможность насладиться длительностью разворачивающегося перед нами действия, разжигая в нас любопытство, интерес и словно проверяя наше терпение.
Рассказ совсем другое дело. Это произведение малой эпической формы, для которого характерны лаконизм и сжатость повествования. Рассказ короток, в нём мало действующих лиц и описываемое событие (оно, как правило, одно!) очень ограничено во времени. Чтобы показать героя «во всей красе», автор выбирает такой случай из его жизни, который побуждает героя действовать соответственно своим представлениям о морально-нравственных нормах. Иными словами, автор выставляет главное действующее лицо в ярком, обнажающем характер и чувства свете. Читатель без труда угадывает замысел произведения, а потому теряет к нему интерес. Не всегда, но – зачастую, предпочитая, чтобы его развлекала длинная, запутанная, разветвлённая по сюжету история. И даже особая выразительность в изображении главного героя не приближает рассказ к читающей публике.
И напрасно! Этот жанр заслуживает внимание авторов и читателей. Его способность в малом объёме ухватить главное, показать глубину, историю и перспективу события делает рассказ одним из интереснейших явлений в литературе. Он хорош своей мобильностью и тем, что не позволяет увести мысль в сторону от задуманного. Работать в данном жанре – одно удовольствие! У автора есть возможность поднять любую, интересную для него тему и раскрыть её прямо, без долгих отступлений, используя при этом все средства художественной выразительности, в том числе и монолог автора. Да, небольшие объёмы рассказа диктуют необходимость взвешивать каждое слово, наполняя его смыслом и подчиняя общей идее, но именно это добавляет рассказу необычайную выразительность и завершённость.
В рассказе автор затрагивает немного вопросов, в большинстве случаев, один, но такой, который наиболее полно отражает существующую в реальности проблему. Можно сказать, что рассказ – это лупа, с помощью которой автор рассматривает различные стороны характера конкретного героя и обстоятельства, в которых тот очутился. Многое можно увидеть через увеличительное стекло, приблизившись к «объекту»! Но почему же заглянуть вместе с автором в лупу хочет так мало людей? Да и самих авторов, желающих взять сей инструмент в руки, не так уж много… В чём тут причина? Написать рассказ – не сложнее, чем написать сказку. Для этого нужно остановиться на минуту и посмотреть вокруг себя. Так же, как можно увидеть сюжет для сказки в сломанной кочерге, так и во встрече давнишних друзей можно найти сюжет для рассказа. Или в телефонном звонке среди ночи. Или… или в рассвете.
Стоит напомнить, что к знаменитым мастерам рассказа относятся: А. Чехов, И. Бунин, М. Горький, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Платонов, Эдгар По, Х. Борхес, А. Моравиа, О.Генри, Г. К. Честертон, С. Моэм, Я. Гашек, К.Чапек, С. Цвейг.

Очерк.
Очерк – это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются приёмы журналистики и беллетристики. Публицистическая составляющая очерка заключается в его тяге к изображению социально важных фактов и явлений жизни, а также в стремлении описать представителей той или иной общественно-социальной группы людей. Очерк направлен на изучение общественных проблем, на изучение сторон личности того или иного человека, интересного нам своими качествами, своими поступками. Очерк документален по своей природе, он опирается на факты, на реальные события и лица, позиция автора – всегда предельно ясна. Именно авторские размышления придают очерку глубину и особую выразительность.
Но, являясь документальным отражением действительности, очерк вместе с тем несёт в себе художественно-эстетическое освоение мира, что приближает его к художественной литературе. Художественная составляющая очерка проявляется в стремлении автора не просто осмыслить реальность, но осмыслить её «художественно», образно. Очеркист может использовать противопоставление, портрет, пейзаж, диалог, описания, сравнения и другие художественно-изобразительные средства для того, чтобы отразить какую-либо общественную проблему или чтобы рассказать о конкретном человеке. Как правило, очеркист выбирает в качестве объекта типичный случай, характеризующий конкретный отрезок времени, или героя, который являет собой обобщённый образ этого времени. Герой очерка оригинален и типичен одновременно.
Ценность очерка заключается в его оперативности (он одним из первых реагирует на изменения в общественной жизни, исследуя характер современной ему эпохи и характеры её героев), в информативности (очерк содержит познавательный материал), в злободневности (обозначает общественно-политическую проблему) и всё это он преподносит как художественное освоение действительности. К основным видам очерка относятся: путевой, проблемный, портретный. В какой степени очерк должен быть документальным, и в какой степени художественным, это решать самому автору. Пусть будет больше того или другого. Главное, чтобы в нём прослеживалась связь между описываемыми событиями (героями) и позицией автора. Почему автор обратился именно к данной теме? Чем она его заинтересовала? И какой он делает вывод, завершая работу? Вот, что не должно забываться. Очерк – это творческая лаборатория автора, его экспериментальный центр, в котором можно говорить «на злобу дня». Предметом описания для очерка может служить событие, показавшееся вам важным, или человек, чем-то заслуживший ваше внимание. Нужно только сказать, что это за событие, чем оно важно для вас, для общества, и чем именно заслужил ваше внимание ваш герой.
Очерки писали А.Н. Радищев, А.П. Чехов, Ильф и Петров, И. Эренбург, К. Симонов, М. Горький. Непревзойдённым мастером очерка был А. Аграновский, который говорил: «Мысль – корень публицистики. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает».

Эссе.
Тот, кто знаком с этим удивительным литературным жанром, кто любит его, и кто хоть однажды пробовал написать эссе, наверное, согласится с тем, что он идеально подходит для автора, желающего высказаться по актуальной теме и жаждущего донести до читателя свою точку зрения на неё. В том и состоит отличительная особенность эссе, что он является глубоко личностным литературно-публицистическим жанром, и главное в нём – это индивидуальное мышления автора, своеобразие и неповторимость его художественного стиля. Взгляды автора могут не совпадать с общепринятыми взглядами, они могут не нравиться читателю и даже вызывать неприязнь, но в том и суть. Сочинения, написанные в данном жанре, весьма ярко, в компактном виде отражают личность автора, его взгляды, впечатления, его раздумья, его сомнения и т.д.
Эссе не претендует на исчерпывающий ответ по поднятому вопросу и не предполагает всеобъемлющую трактовку предмета. Всё направлено на то, чтобы передать индивидуальные впечатления и мысли автора относительно поднятой им темы. Субъективизм и эмоционально - экспрессивное содержание отличают эссе от остальных жанров. Некоторые считают, что главное здесь не описание факта, а отражение впечатлений, мыслей автора.
Жанр хорош тем, что позволяет, отбросив условности, характерные для иного жанра, увлечься свободной композицией и наполнить произведение непредсказуемостью и даже парадоксами, что придаёт его атмосфере непринуждённость и доверительность, моменты - необходимые для эссе. Правда, это иногда приводит к совершенно неожиданному, зачастую противоположному от первоначального замысла выводу. Но это только кажется. Всё в эссе подчинено внутреннему смысловому единству, и ничто не противоречит согласованности утверждений автора. Приступая к эссе, автор предполагает, что читателям уже знакома (в общих чертах) поднятая им тема, поэтому он может с первых же строк переходить к главному в своих рассуждениях, чтобы с ходу заинтересовать аудиторию, да и самому не тратить время на второстепенное. Попробовать себя в эссе может каждый желающий. Это очень открытый жанр, приветствующий любого, кто готов поделиться своим мнением по тому или иному вопросу. Тесный контакт с читателем, предельная искренность в разговоре с ним – вот что делает эссе привлекательным жанром и для авторов и для читателей. Объектом эссе могут быть люди, события или простое чьё-то высказывание, затронувшее автора.
К эссеистам относятся: М. Монтень, Ф. Бекон, Дидро, Вольтер, Г. Честертон, Б Шоу, Р. Роллан, Г. Уэлс, Дж. Оруэл, А. Моруа и многие другие в зарубежной литературе. В русской литературе к жанру эссе обращались И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К Паустовский, И. Бродский.

Николай Гантимуров


Готова ответить на вопросы, касающиеся издания и публикаций.
izdat@soyuz-pisatelei.ru
С уважением, Мария
 
Людмила Владиславовна Павельская (Томская)Дата: Воскресенье, 16.03.2014, 11:52 | Сообщение # 2
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2517
Награды: 87
Репутация: 179
Статус:
Мои размышления о реализации первоначального замысла писателя были активизированы высказыванием Марины Зейтц в теме Михаила Соболева
Мой учитель по Живописи сказал однажды:" Знаете, чем отличаются начинающий и состоявшийся уже художник?
Опытный пишет то, что хочет, а начинающий - что получится".))
А в литературе, значит, не так?)

На мой взгляд, и у художника, и у писателя существует первоначальный замысел произведения. Реализация этого замысла в этих составляющих культуры, тоже, по-видимому, можно сопоставить по общим параметрам?
Не буду сейчас вдаваться в сравнения, так как , хотя в семье 2 проф. художника, всё же не считаю себя специалистом. Возможно, кто-то из авторов сайта сделает это профессиональнее?
Что же касается алгоритма реализации замысла в прозе, могу предложить вариант, основанный на изучении творчества классиков и кое-каком собственном опыте (речь пойдёт о произведениях в реалистическом стиле):
1. Чтобы понять, как первоначальный замысел трансформируется у классиков, можно посмотреть их записки.
К примеру, М. Ю. Лермонтов, т. 4 , М."Худ лит", 1976, стр. 356.
"Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится. Идеалы..."
Сравните с реализацией- "Мцыри".
стр. 363. memor: написать длинную сатирическую поэму: приключения Демона. ???, стр. 367. продолжение записок о замысле Демона.-развитие замысла, уже другие нотки, трагические.
Таким образом, можно понять, что первоначальный замысел -основа творчества.
Не могу привести пример того, как состоявшийся писатель берётся за работу, не имея замысла и идей по его реализации. Кстати, это касается не только произведений стиля реализм, если будет интерес, можно будет посмотреть и то, как замысел присутствует в других стилевых формах.
2. Каким образом замысел может трансформироваться?
Первое: под влиянием собранного материала по теме произведения. Фактический материал может перевернуть первоначальный замысел с ног на голову, может вынудить автора отказаться от него, и выдвинуть другую идею.
А может просто заставить перевести акценты. В любом случае, необходимо поверять свои идеи фактическим материалом. Идеи не должны быть не реалистичными, лживыми. Не должно быть подтасовки фактов. Всё это проявится и разрушит произведение.
Второе. Замысел может трансформироваться под влиянием развития сюжета, взаимоотношений героев, развития образов героев. Хрестоматийный пример, "Евгений Онегин"- образ Татьяны. Пушкин под влиянием логики развития событий и психотипа героини, "выдал её замуж", как бы удивляясь. Естественно, мы не должны обманываться расхожим высказыванием классика о том, что его героиня "учудила". Всё просчитано у великого автора. Об этом говорят его заметки, записки, и даже письма.
В своё время на меня огромное впечатление произвело собрание рукописей Института русского языка (С-Петербург).
На мой взгляд, нет ничего полезнее для автора почаще обращаться к тому, как работали классики, изучать их черновики, записи, наброски.
Честно сказать, данная работа оказалась для меня полезнее, чем лекции и семинары в университете.
Есть ещё причины, влияющие на трансформацию замысла, но, думаю, желающие прочитают об этом сами.
Таким образом, замысел может трансформироваться, но он всегда присутствует, и без него начинать что-либо создавать, непродуктивно.
Замысел реализуется на основе массива собранного фактического материала и поверятся им.
Замысел реализуется через систему образов, развитие действия, детали и т. д.
Предложу вам простой способ организовать структуру будущего произведения в соответствие в замыслом.
Я обычно строю схему рассказа. Просто-таки геометрические конструкции создаю. Сюжет представляю в виде нескольких прямоугольников. Внутри прямоугольника - определённое действие, герои, принимающие участие в данном действии, описания места, природы, состояния. Прямоугольники лучше не рисовать на листе бумаги или в электронном документе, а держать их в отдельных деталях. Возможно, вы части сюжеты будете вынуждены переставить. Одним словом, конструктор!
Та же самая история с героями. Обычно главный герой выражает основную идею произведения, а второстепенные так или иначе её раскрывают в деталях или помогают раскрыть образ главного героя.
Для примера опять же обратимся к произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин и все-все. Внимательно посмотрите: Максим Максимыч - то, что могло бы "вырасти" из Печорина" при других обстоятельствах, Грушницкий-то , что было в самом Печорине в определённое время, и т.п. Об этом можно прочитать в исследованиях творчества М.Ю. Лермонтова-не пересказываю.
В произведениях классиков "лишних" героев обычно нет-все "работают на раскрытие идеи и помогают понять главные образы.
Поэтому важно простроить цепочку героев.
На данный момент я коснулась лишь части того, что стоило бы обсудить. Надеюсь, у авторов сайта есть что сказать по этой теме?
И они поправят меня, если в чём-то не права или добавят своё видение.
Мне кажется, что мы, авторы, должны чётко понимать, что отношение к прозе не может отличаться от отношения к стихотворным формам.
Нет качественного стихотворения без соблюдения определённых законов стихосложения (или осмысленного нарушения этих законов ради создания новых форм).
Так же нет и качественной прозы без соблюдения основ её создания.
Мы участвуем в обучающих конкурсах, осваивая неизвестные нам доселе формы стихосложения.
А рассказы пишем порой, как кривая вывезет, даже для конкурсов. Разве это правильно? Может быть, назрел обучающий конкурс рассказа?
С уважением. Людмила.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Воскресенье, 16.03.2014, 15:27
 
Зейтц Марина Николаевна (МарЗ)Дата: Воскресенье, 16.03.2014, 21:17 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 8644
Награды: 167
Репутация: 387
Статус:
Цитата Томская ()
На мой взгляд, и у художника, и у писателя существует первоначальный замысел произведения. Реализация этого замысла в этих составляющих культуры, тоже, по-видимому, можно сопоставить по общим параметрам?

Мне кажется - знающий КАК сделать - берет кисть и подчиняет ВСЕ своему замыслу. Это я о художнике)))
Цитата Томская ()
А может просто заставить перевести акценты. В любом случае, необходимо поверять свои идеи фактическим материалом. Идеи не должны быть не реалистичными, лживыми. Не должно быть подтасовки фактов. Всё это проявится и разрушит произведение.

Это очень, на мой взгляд, правильно. Но состоявшийся автор не станет пользоваться непроверенным материалом, как художник, не знающий свойств красок (при смешении, разведении, и тд) Это тоже просто разрушит замысел!
Цитата Томская ()
В произведениях классиков "лишних" героев обычно нет-все "работают на раскрытие идеи и помогают понять главные образы.

да, это почти всегда можно проследить...
Цитата Томская ()
Нет качественного стихотворения без соблюдения определённых законов стихосложения (или осмысленного нарушения этих законов ради создания новых форм).

А здесь наверно сложнее... Есть стихи, в которых вообще сложно уловить что-то, кроме благозвучия))
Цитата Томская ()
Может быть, назрел обучающий конкурс рассказа?

Двумя руками "за" - как ответственный за проведение обучающих конкурсов!!


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
Николай Гантимуров (Nikolai)Дата: Понедельник, 17.03.2014, 11:15 | Сообщение # 4
Его Величество Читатель
Группа: Модераторы
Сообщений: 6453
Награды: 70
Репутация: 212
Статус:
Здравствуйте, Людмила, Марина!
Людмила, с Вами трудно не согласиться в главном, относительно первоначального замысла у художника и у писателя, относительно того, что именно он является основой творчества. Предложенный Вами алгоритм реализации замысла в прозе – очень интересен! Он наталкивает на размышления. Мне близки Ваши мысли по поводу того, КАК, под воздействием чего трансформируется первоначальная идея автора. Всё это настраивают на рабочий лад. И я согласен с Вами: именно обращение к произведениям классиков литературы есть та «школа», которая даёт автору больше любых семинаров. Проще говоря – надо читать, читать и читать, чтобы научиться видеть свои ошибки, научиться чувствовать язык, стиль и пр. и пр. Ведь все, кто представляют классику русской литературы, (сейчас мы говорим о 19-ом веке) были весьма и весьма образованными, весьма начитанными людьми. Творчество каждого из них формировалось не без влияния классиков мировой литературы. Это факт. Чтение - вот основа для саморазвития.
Относительно замысла в поэзии – мне кажется, тут всё гораздо тоньше, всё более неуловимо, всё не так просто, как в рассказе, например. Зачастую стихотворение является моментальной реакцией автора на ситуацию вокруг него. Или спонтанным отражением его сиюминутного настроения, в котором если и можно уловить конкретный замысел, то с пониманием особенностей этого процесса.


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Николай Гантимуров (Nikolai)Дата: Понедельник, 17.03.2014, 11:17 | Сообщение # 5
Его Величество Читатель
Группа: Модераторы
Сообщений: 6453
Награды: 70
Репутация: 212
Статус:
Что касается задумки и заранее запланированной схемы произведения. Здесь всё очень индивидуально и зависит от многих факторов, порой так же неуловимых, как и в поэзии. Моё творческое настроение будет напрочь убито любой схемой. Мне ближе мгновенное, когда быстрое чувство вдруг, без предупреждения охватывает тебя под воздействием случайно услышанного слова, звуков музыки или при взгляде на закат, и требует выхода. То, что рождается, с трудом укладывается в схему. И. Бунин написал рассказ «Тёмные аллеи», перечитав стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть», в котором строчки «Вблизи шиповник алый цвёл, стояла тёмных лип аллея» вызвали в его душе чувство творческого настроения. Благодаря этому появился рассказ, давший начало всему циклу. Так, внезапная малость поднимает иногда «душевные шлюзы», давая свободу глубоко внутреннему, порой – подсознательному. У меня, как правило, схема выстраивается на последнем этапе работы – для сверки с тем, что было вначале, да и более необходима при работе над романом. При написании рассказа, его главная мысль, если просто держать её в голове, способна быть стержнем работы. А началом рассказа может послужить невесть откуда пришедшая на ум фраза, буквально первое предложение, которое задаст и будущий сюжет, и будущее настроение всего произведения.

То, что мы пишем рассказы, куда кривая вывезет, это не так уж и страшно. Главное здесь (для меня это всегда главное), что мы хотим писать, что автору хочется открыть свою душу, вот что ценно. Совладать и с содержанием и с формой – можно при определённых усилиях и при желании автора. В этой связи очень даже поддерживаю Вашу идею относительно обучающего конкурса рассказа. Почему нет? Нужно договориться, подождать, ли пока этот закончится, или же – параллельно?


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Николай Гантимуров (Nikolai)Дата: Понедельник, 17.03.2014, 11:18 | Сообщение # 6
Его Величество Читатель
Группа: Модераторы
Сообщений: 6453
Награды: 70
Репутация: 212
Статус:
Меня слова Марины тоже натолкнули на размышления. Чем (в литературе) отличается «опытный» от «начинающего»? Лермонтов в 16-ть написал стихотворение «Ангел». Он был «опытным» или «начинающим» в это время? Да, здесь можно возразить – это же Лермонтов, его нельзя в общие рамки! Но всё же? Мы говорим – опытный художник. Но как часто мы говорим «опытный» поэт? В литературе «начинающий» пишет о том, что хочет, несомненно! А иногда «опытный» становится «начинающим», когда вдруг меняются жизненные ориентиры и автор начинает «осваивать» не характерную для его творчества тему. Всё так переплетено и всё имеет значение, главное – идти по пути, куда указывает сердце.
С уважением
Н.Г.


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Соболев Михаил Петрович (Михаил_Соболев)Дата: Понедельник, 17.03.2014, 21:55 | Сообщение # 7
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 188
Награды: 6
Репутация: 19
Статус:
Цитата Nikolai ()
У меня, как правило, схема выстраивается на последнем этапе работы – для сверки с тем, что было вначале, да и более необходима при работе над романом. При написании рассказа, его главная мысль, если просто держать её в голове, способна быть стержнем работы. А началом рассказа может послужить невесть откуда пришедшая на ум фраза, буквально первое предложение, которое задаст и будущий сюжет, и будущее настроение всего произведения.


Согласен с Вами, Николай. Кстати, Стивен Кинг утверждает, что сочинительство по плану не является литературным творчеством в полной мере. Он ставит героя в экстремальную ситуацию и даёт ему возможность самому выпутаться из неё. Всё остальное потом, когда текст уже написан вчерне.

Правда, без этого "потом" не обойтись. Это уже не Кинг, а я)))


Всегда!
Моя авторская библиотека
Моя копилка на издание книги.


Сообщение отредактировал Михаил_Соболев - Вторник, 18.03.2014, 05:53
 
Николай Гантимуров (Nikolai)Дата: Вторник, 18.03.2014, 10:11 | Сообщение # 8
Его Величество Читатель
Группа: Модераторы
Сообщений: 6453
Награды: 70
Репутация: 212
Статус:
Цитата Михаил_Соболев ()
Он ставит героя в экстремальную ситуацию и даёт ему возможность самому выпутаться из неё

Вот, вот! И я о том же! У меня есть рассказы, которые пришли из "ниоткуда", без заранее обдуманной темы, просто из воздуха ловилось настроение и - шёл за ним, покуда хватало дыхания... - как правило это лучшие рассказы. А всё, что рождается с напряжением, долгим обдумыванием - это напряжение и чувствуется потом в рассказе... и "убрать" его стоит большого труда.
Цитата Михаил_Соболев ()
Правда, без этого "потом" не обойтись. Это уже не Кинг, а я

Согласен.


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Литературный форум » Сказочная страна » Литературные проекты "СказОбоза" » Ваши произведения к 200-летию Лермонтова » Теория: рассказ, очерк, эссе
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация