[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Литературный форум » Наше творчество » Авторские библиотеки » Поэзия » Татьяна Мажорина (мне бы выплеснуть душу)
Татьяна Мажорина
Елена Долгих (ledola)Дата: Пятница, 27.04.2018, 04:16 | Сообщение # 4751
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9108
Награды: 85
Репутация: 261
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Кто вёл его на Геликон»

биография Державина очень интересна! У тебя хорошо поучается, Таня!))


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Пятница, 27.04.2018, 08:09 | Сообщение # 4752
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
«Кто вёл его на Геликон»

(К 275-летию со дня рождения Г.Р. Державина)

Кто вёл его на Геликон
И управлял его шаги?
Не школ витийственных содом, -
Природа, нýжда и враги.

1
Согласно мифологии, Геликон – гора в Греции, на вершине которой, находится священный источник, забивший от удара копытом крылатого коня Пегаса. Для муз он был источником вдохновения. «Природа, нýжда и враги» – три основных составляющих, от которых всегда отталкивался в своём творчестве Гавриил Романович Державин и которые привели его к вершине стихотворчества. Подтверждением этого факта служат его строки из письма к Д.И. Хвостову от 31 мая 1805 года по поводу этого стихотворения: «...объяснение четырех сих строк составит историю моего стихотворства, причины оного и необходимость».

Бытует мнение, что стихи не следует объяснять, однако Державин придерживался иной точки зрения, то есть очень хотел, чтобы стихи его были понятны и востребованы следующим поколениям. Правда, желание это пришло не вдруг, а после знакомства с Евгением Новгородским - викарием, который в ту пору трудился над составлением словаря о русских писателях. Не будучи знаком лично с Державиным, он обратился с письмом к приятелю поэта Д.И. Хвостову с просьбой сообщить ему некоторые подробности автобиографии писателя.

На тот момент Гавриил Романович Указом Александра I-го был отстранён от государственной службы и проживал в своей усадьбе Званка Новгородской области на высоком живописном правом берегу реки Волхов. Работа над «Объяснениями» и «Записками» стала последним делом Державина, делом подведения итогов, в которое он вложил всю свою душу. Сменилась эпоха, изменился стиль написания, а его «Объяснения» сегодня помогают нам лучше понять то время в свете исторических событий. Итак, коснёмся биографии писателя, которую он вёл в «Записках», якобы от третьего лица.



«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер, Гавриил Романович Державин родился в Казани от благородных родителей, в 1743 году июля 3 числа».
Отец – из обедневшего рода Багрима мурзы, выехавшего из Золотой орды при царе Иване Васильевиче Тёмном. Заработав чахотку после конского удара, он был переведён в оренбургские полки премьер-майором. На время женитьбы имел 10 душ крестьян, а мать 50. Должного образования будущему поэту родители были не в состоянии обеспечить. К тому же, отец рано умер, оставив вдову с двумя сыновьями, годовалой дочерью и 15-ю рублями долгу. Соседи отобрали у них земли и, построив мельницы, затопили луга. Страдания матери от неправосудия навечно остались запечатлены в сердце мальчика.

В 1758 году в Казани открылась гимназия, подведомственная Московскому университету, куда поступили оба брата Державины. Младший Андрей предпочитал точные науки, а Гавриил показал способности в рисовании и во всём, что касалось воображения. Получив задание исследовать и описать развалины древнего татарского или Золотой орды города Болгары, лежащего между Камой и Волгой, он более чем преуспел в этом.

В 1762 году получено горестное известие о кончине императрицы Елисаветы Петровны. Державин отбыл в Петербург для прохождения службы в Преображенском полку. Паспорт оказался просроченным, поскольку пролежал в канцелярии до вступления в должность Петра III, а потому, не имея покровителей, он был причислен рядовым в третью роту. По ночам читал книги, «марал стихи без всяких правил», наловчился писать письма родственникам сослуживцев, чем снискал их уважение.

Начало службы совпало с дворцовым переворотом, приведшим в власти императрицу Екатерину II, в котором Преображенский полк сыграл немаловажную роль. Юный новобранец толком и не понял, что произошло, но будучи убеждённым сторонником просвещённого абсолютизма, он с Екатериной связывал многие надежды и чаянья. В ранних стихах Державин подражал Ломоносову, восхищался его одическим слогом, но никак не мог совладать с ним. И неожиданно пришёл к выводу, что он не будет воспевать величие монаршей особы, «громоздя одну метафору на другую», а выразит то, что ощущает он сам и может почувствовать читатель. Примером новаторства может послужить его ранняя «Ода Екатерине», написанная в 1767 году:

На что ж на горы горы ставить
И верх ступать как исполин?
Я солнцу свет могу ль прибавить,
Умножу ли хоть луч один?
Твои, монархиня, доброты,
Любовь, суд, милость и щедроты
Без украшения сияют!
Поди ты прочь, витийский гром!
А я, что Россы ощущают,
Лишь то пою моим стихом.

«Витийский гром» – имеется ввиду высокий стиль. Кроме того, поэт изучал творчество Тредиаковского, Кантемира, Козловского и Сумарокова (на последнего даже писал эпиграммы), но в конце концов выработал свой, не на кого не похожий стиль. Первым стал писать о человеке как о личности, причём, не велеречиво и возвышенно, а весьма реалистично, опустив его с неба на землю, в том числе и о себе самом. Творчество Державина, по определению В.Г. Белинского, было «первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни».

Когда в 1773 году поползли слухи о появившемся в Оренбургской губернии разбойнике – Емельяне Пугачёве, Державин бросился на защиту интересов государыни. Поскольку он был беспокойным и со всеми слишком прямолинейным, то особых привилегий от командования ему не перепадало. Военную карьеру пришлось оставить. В 1777 году путём унизительных хлопот удалось получить статус коллежского советника и 300 душ в Белоруссии. Спустя год, он женился по любви на 17-ти летней Бастидоновой Катарине Яковлевне – молочной сестре великого князя Павла Петровича – девице обаятельной и воспитанной.
В эти годы сложилось некое творческое общество, душой которого были его друзья: Н.А. Львов (архитектор, поэт, музыкант переводчик), В.В. Капнист (поэт и драматург), И.И. Хемницер (поэт и баснописец).

В 1779 году Гавриил Романович пишет оду «На смерть Мещерского». И снова новаторство! Он не ставит целью прославление и увековечивание какого-то важного лица, как требуют законы классицизма, а просто пишет об одном из своих приятелей – «сыне роскоши и нег», акцентируя внимание на значительности скорбного события, одинаково горестного для любого человека, независимо от статуса и наличия богатства. Смерть всех уравнивает:

Глядит на всех — и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.


Анафора, то есть повторение в начале строки «Глядит на» создаёт ощущение неотвратимости, безысходности от взгляда Смерти, а образ её выписан очень детально, постепенно из строфы в строфу усиливается нагнетание эмоциональной напряжённости (градация): «зубами скрежещет, как молния косою блещет, и дни мои как злак сечёт, без жалости разит, глотает царства алчна смерть» и т.д. Стихотворение состоит из одиннадцати октав, причём, мысль последней строки каждой октавы плавно «перетекает» – в начало следующей. Повторяющаяся мысль и образ есть не что иное, как лейтмотив. Например, вышеприведённая строфа оканчивается строкой: «И точит лезвие косы». Далее развивается та же мысль:

Смерть, трепет естества и страх!
Мы — гордость с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.

Но и этими художественными средствами стихотворение не ограничивается. Державин использует сочетание несочетаемого, то есть оксюморон, который передаёт крайнее волнение, противоречивость душевных переживаний: «приемлем с жизнью смерть свою; на то, чтоб умереть, родимся; здесь персть твоя, а духа нет; где стол был яств – там гроб стоит; сегодня бог, а завтра прах» и т.д. Торжественной эту оду назвать нельзя, но ода-размышление – очень даже уместно. Автор понимает, что жизнь скоротечна, а потому считает самым необходимым - в любой ситуации сохранить душу чистой:

Сей день, иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно, —
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою,
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.


(Продолжение следует)
Прикрепления: 8454783.jpg(33.3 Kb)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Пятница, 27.04.2018, 19:58
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Пятница, 27.04.2018, 08:14 | Сообщение # 4753
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата ledola ()
У тебя хорошо получается, Таня!))

Леночка, спасибо!
Да вот нашла себе занятие пока стихи не пишутся...
Что-то они мне прямо забастовку объявили))))
facepalm


Моя авторская библиотека
 
Лариса+Радченко (Ла-Ра)Дата: Пятница, 27.04.2018, 19:03 | Сообщение # 4754
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3282
Награды: 41
Репутация: 115
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
«Кто вёл его на Геликон»

А я думаю, куда пропала? Хорошо, Таня! Особенно мне твои комментарии нравятся.


От себя не убежишь...
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Пятница, 27.04.2018, 19:55 | Сообщение # 4755
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата Ла-Ра ()
А я думаю, куда пропала? Хорошо, Таня! Особенно мне твои комментарии нравятся.

Куда пропала?
Да с внуками живу опять две недели. Единственное, что могу, да к это углубляться в творчество писателей, которых старший изучает, а остальное - задачки, теоремы, сочинения по картинам, ну и... кухарка - само-собой))))
А от рассказов тоже, не успела увлечься, как тут же "бабка отшептала", сама знаешь)))))
facepalm


Моя авторская библиотека
 
Анири (АНИРИ)Дата: Суббота, 28.04.2018, 06:47 | Сообщение # 4756
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3975
Награды: 32
Репутация: 62
Статус:
Очень интересно читать теорию в приложении к таким странеым стихам, как у Державина. С удовольствием прочла

мой блог
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Суббота, 28.04.2018, 08:27 | Сообщение # 4757
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата АНИРИ ()
Очень интересно читать теорию в приложении к таким странеым стихам, как у Державина. С удовольствием прочла

Спасибо, Ириш!
Вечером выложу продолжение с теорией другого плана: не столько литературоведческой - сколько исторической.


Моя авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Суббота, 28.04.2018, 10:52 | Сообщение # 4758
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
«Кто вёл его на Геликон»

(К 275-летию со дня рождения Г.Р. Державина)



2
Настоящее признание и известность сорокалетнему Державину принесла ода «Фелица», опубликованная подругой императрицы княгиней Дашковой на первой странице журнала «Собеседник Любителей Российского Слова» в 1783 году. Не стану останавливаться на том, каким путём ода, год лежащая в столе и читаемая только близкими друзьями, попала в печать. У него были причины осторожничать.

Я не буду здесь отдельно рассматривать тропы, применяемые автором, а попробую сконцентрировать внимание только на исторической ценности и достоверности произведения. Ода, ставшая поэтическим триумфом Державина, снова посвящена императрице. Фелица – один из литературных псевдонимов Екатерины II, помимо необходимых законов и грамот, сочинявшей иногда оперы и сказки. С первых же слов чувствуется, что автор обожает свою государыню:

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, —
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счáстливым на свете быть?


Принимая её за эталон мудрости и добродетели, он в то же время не отделяет её и от простой русской женщины:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от ýтра до утрá.


Под «мурзами» подразумеваются придворные вельможи, ведущие праздную жизнь. Высокий одический стиль, живая образная речь и тут же – насмешливые сопоставления и довольно смелые намёки на окружение государыни:

А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд;
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят,
Шампанским вафли запиваю;
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.


В этих строках мы узнаём Светлейшего князя, создателя Черноморского военного флота, генерала-фельдмаршала, умножившего славу России, фаворита Екатерины II и, в то же время, любителя шикарных застолий и праздников Григория Потёмкина. А в строках, приведённых ниже, угадывается первый её фаворит, сыгравший едва ли не главную роль в восхождении её на престол, Григорий Орлов:

Или великолепным цугом
В карете английской, златой,
С собакой, шутом или другом,
Или с красавицей какой
Я под качелями гуляю;
В шинки пить меду заезжаю;
Или, как то наскучит мне,
По склонности моей к премене,
Имея шапку набекрене,
Лечу на резвом бегуне.
Или музы́кой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;


Многих, очень многих придворных вельмож «одарил» своим вниманием наблюдательный и довольно талантливый автор. К примеру, строки, касающиеся П.И. Панина, любившего псовую охоту: «Или, о всех делах заботу/Оставя, езжу на охоту/И забавляюсь лаем псов». А здесь о егер-мейстере С.К. Нарышкине, который первым ввёл роговую музыку: «Или над невскими брегами/Я тешусь по ночам рогами/И греблей удалых гребцов». Досталось и князю Вяземскому – любителю романов: «То в книгах рыться я люблю,/Мой ум и сердце просвещаю,/Полкана и Бовý читаю;/За библией, зевая, сплю» и т.д.

Понятное дело, с одной стороны Державин очень хотел, чтобы оду прочла императрица, а с другой – опасался мести придворных. Но в итоге всё сложилось благополучно. Прочитав оду, она была растрогана до слёз, прекрасно поняв все намёки и дальновидно рассудив, что придворные должны-таки не забывать своё место. И просто замечательно, что это делается не её собственными руками. И потом, как не растрогаться столь щедрой похвалой в свою честь:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.


Кроме того, государыне льстило, что она, судя по тексту, чтит закон, а вверенному ей народу, «И знать и мыслить позволяет,/И о себе не запрещает/И быль и небыль говорить». Во времена Анны Иоановны опасно было даже пошептаться с кем-то или не выпить бокал вина за здравие царицы во время пиршества, или уронить монету, на которой был выгравирован её портрет. Провинившиеся – тут же попадали в тайную канцелярию. А если писарь что-то подправил или сделал перенос титула, не уместившегося на одной строке, это вообще считалось великим преступлением. При Екатерине II подобные страсти не приветствовались:

Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож;
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож.
Фелицы слава, слава бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;


Одический жанр автор изменил до неузнаваемости. По большому счёту строгого деления на жанры он вообще не придерживался. Похвальное и сатирическое, высокое и низкое одновременно, очень естественно уживались на его страницах, поскольку в этом заключалась правда жизни. Разумеется, Екатерина II, понимающая толк в литературе, не могла не заметить столь живого и яркого таланта. Гавриил Романович получил чин статс-секретаря при императрице. Кроме того, приблизив к себе Державина, она обнаружила в нём исключительно честного и добросовестного служащего, а потому частенько отправляла на различные ревизии. Правда, не всё так просто: факт назначения был очень ловко обыгран – ниже ещё вернёмся к нему.

Однажды, обедая у своего начальника – генерал-прокурора Вяземского, он получил бумажный свиток с надписью: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». Удивившись, адресат распечатал содержимое и, чтобы его не уличили во взятках, тут же показал начальнику золотую табакерку, осыпанную бриллиантами и 500 червонных в ней, испрашивая разрешения, возможно ли принять. Вяземский, взглянув на табакерку модной французской работы, сразу догадался, что за «Киргизская Царевна» прислала подарок его подчинённому. Принять разрешил, но затаил ненависть и злобу на стихотворца и в течение двух лет вредил ему по возможности.

Не ужившись с Вяземским, Державин вынужден был оставить службу. Но… «нет худа без добра», как говорится, ведь уже произошло активное приобщение поэта к большой литературе, в его окружении – много образованных, прогрессивно мыслящих людей. Автор продолжает создавать глубоко художественные, наполненные национальной тематикой, стихотворения самых различных жанров: «На взятие Измаила», «Водопад», «Вельможа», «Мой истукан», «Ласточка», «Приглашение к обеду», «На победы в Италии» и т.д. Начало стихотворения «Видение Музы», написанного вслед за одой «Фелица», завораживает живописной сочностью слога:

На тёмно-голубом эфире
Златая плавала луна;
В серебряной своей порфире
Блистаючи с высот, она
Сквозь окна дом мой освещала
И палевым своим лучом
Златые стекла рисовала
На лаковом полу моем.
Сон томною своей рукою
Мечты различны рассыпал,


Не будучи свидетелями тех событий, не всякий читатель способен правильно расставить акценты, а потому «Объяснения» автора оказывают неоценимую услугу, позволяя глубже понять эпоху. Поэта тревожил факт того что государыня, исподтишка прислав ему дорогой подарок, при дворе сделала важный вид, притворяясь, будто вовсе не понимала, что все похвалы в оде «Фелица» относятся именно к ней и удивляясь смелости автора:

«Мурза! — она вещала мне, —
Ты быть себя счастливым чаешь,
Когда по дням и по ночам
На лире ты своей играешь
И песни лишь поёшь царям.
Вострепещи, мурза несчастный!
И страшны истины внемли,
Которым стихотворцы страстны
Едва ли верят на земли;


Далее она предприняла ещё более хитрый ход, прилюдно пояснив, что «Поэзия не сумасбродство/Но вышний дар богов» и относиться к ней нужно взвешенно, а не использовать её в качестве лести правителям, потому как «Благотворителю прямому/В хвале нет нýжды никакой». Конечно, для человека, не раз битого критиками и обожествлявшего царицу, такое «трудно перенесть»:

Мой бог! мой ангел во плоти!..
Душа моя за ней стремилась;
Но я за ней не мог идти,
Подобно громом оглушённый,
Бесчувствен я, безгласен был.
Но, током слёзным орошённый,
Пришёл в себя и возгласил:
Возможно ль, кроткая царевна!
И ты к мурзе чтоб своему
Была сурова столь и гневна,
И стрелы к сердцу моему
И ты, и ты чтобы бросала,
И пламени души моей
К себе и ты не одобряла?
Довольно без тебя людей,
Довольно без тебя поэту,
За кажду мысль, за каждый стих,
Ответствовать лихому свету
И от сатир щититься злых!


Что верно, то верно: ему довольно часто приходилось «от сатир щититься злых». Послужной список Гавриила Романовича постоянно расширялся, поскольку долго на одном месте удержаться не мог: должность в Сенате, губернатор Олонецка, затем Тамбова. Усердно берясь за любую работу, он всё переворачивал вверх дном, выявлял массу нарушений, именем закона пытался устанавливать справедливые порядки. В Тамбове он настолько «перегнул палку», что наместник края Гудович подал жадобу императрице на «самоуправство, не считающегося ни с чем губернатора». И хотя Сенатский суд по окончании разбирательств вынес оправдательный вердикт, расположение императрицы и должность при дворе он утратил.

(Продолжение следует)
Прикрепления: 9981757.jpg(21.6 Kb)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Вторник, 01.05.2018, 13:54
 
Елена Долгих (ledola)Дата: Среда, 02.05.2018, 07:05 | Сообщение # 4759
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9108
Награды: 85
Репутация: 261
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
Послужной список Гавриила Романовича постоянно расширялся, поскольку долго на одном месте удержаться не мог: должность в Сенате, губернатор Олонецка, затем Тамбова. Усердно берясь за любую работу, он всё переворачивал вверх дном, выявлял массу нарушений, именем закона пытался устанавливать справедливые порядки.

Державин был очень разносторонним человеком. Очень интересно всё рассказано, Таня!!


А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Среда, 02.05.2018, 07:29 | Сообщение # 4760
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата ledola ()
Державин был очень разносторонним человеком. Очень интересно всё рассказано, Таня!!

Спасибо, Лена!
Пишу 4-ю часть. Потихоньку буду выкладывать))


Моя авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Среда, 02.05.2018, 13:55 | Сообщение # 4761
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Дорогие мои коллеги, хочу поделиться радостью:

http://turgenev-2018.ru/index.php/8-frontpage/188-spisok-finalistov
«Родине поклонитесь»
Всероссийский литературный конкурс к 200-летию И.С. Тургенева г. Орёл
Из 5604 работ моё стихотворение вышло в финал


и ещё:
https://slavlira.wordpress.com/categor....2%d0%b8
Подборка моих стихов попала в шорт-лист Международного литературного форума
Славянская лира 2018 в номинации Поэзия: «Пейзажная лирика» г. Минск


Моя авторская библиотека
 
Михаил (mixail)Дата: Среда, 02.05.2018, 17:02 | Сообщение # 4762
Долгожитель форума
Группа: Администраторы
Сообщений: 5060
Награды: 65
Репутация: 124
Статус:
Татьяна, поздравляю!

михаил

«Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых веток: вы отыщете сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда огонь, который вы начали с одной спички и одной веточки, может стать купиной неопалимой, горящей в пустыне».
Митрополит Антоний Сурожский

Моя копилка на издание книги.
 
Елена Долгих (ledola)Дата: Среда, 02.05.2018, 23:53 | Сообщение # 4763
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9108
Награды: 85
Репутация: 261
Статус:
ПОЗДРАВЛЯЮ, ТАНЯ!! :* :* cvetok cvetok like like

А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Четверг, 03.05.2018, 00:56 | Сообщение # 4764
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата mixail ()
Татьяна, поздравляю!

Цитата mixail ()
ПОЗДРАВЛЯЮ, ТАНЯ!!


Миша, Лена, спасибо вам!!!
Прикрепления: 8951904.gif(19.3 Kb)


Моя авторская библиотека
 
Лариса+Радченко (Ла-Ра)Дата: Четверг, 03.05.2018, 08:57 | Сообщение # 4765
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3282
Награды: 41
Репутация: 115
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
Дорогие мои коллеги, хочу поделиться радостью:

Танечка, поздравляю от души! Ты умница!

cvetok cvetok cvetok

Цитата mazhorina-tatjana ()
«Кто вёл его на Геликон»

Хорошо написано! Молодец, что находишь время для очерков!
Жду продолжения!
:)


От себя не убежишь...
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Четверг, 03.05.2018, 09:28 | Сообщение # 4766
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата Ла-Ра ()
Танечка, поздравляю от души!

Спасибо!
Цитата Ла-Ра ()
Хорошо написано! Молодец, что находишь время для очерков!
Жду продолжения!

Лара, вот тебя только и ждала. Прямо сейчас и выложу))
Вы с Леной самые верные читатели и вдохновители, естественно.



Моя авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Четверг, 03.05.2018, 09:46 | Сообщение # 4767
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Кто вёл его на Геликон

(К 275-летию со дня рождения Г.Р. Державина)

3
Пришлось вновь прибегнуть к своему таланту, написав следующую оду – «Изображение Фелицы», которая начинается обращением к величайшему художнику эпохи Возрождения:

Рафаáэль! живописец славный,
Творец искусством естества!
Рафа́эль чудный, бесприкладный,
Изобразитель божества!
Умел ты кистию свободной
Непостижимость написать —
Умей моей богоподобной
Царевны образ начертать.
Изобрази ее мне точно
Осанку, возраст и черты,
Чтоб в них я видел и заочно
Ее и сердца красоты,
И духа чувствы возвышенны,
И разума ее дела —
Фелица, ангел воплощенный!
В твоей картине бы жила.




Разве можно женщине, пусть даже императрице, не откликнуться на эти слова?! Но дальше поэт прославляет все её деяния на пользу империи российской и делает это весьма талантливо:

Чтоб сей рекой благодеяний
Покрылась вся ее страна;
Я зрел бы цепь пространных зданий,
Где пользует больных она,
Где бедных пищей насыщает,
Где брошенных берет сирот,
Где их лелеет, возращает,
Где просвещает свой народ.
Представь, сей славой возбужденны,
Чтоб зреть ее цари пришли,
И как бы древле, удивленны,
В ней Соломона вновь нашли;
Народ счастливый и блаженный
Великой бы ее нарек,
Поднес бы титлы ей священны;
Она б рекла: «Я человек».


И «лёд тронулся». Он снова в чести. Государыня принимает Державина по воскресеньям, господа придворные вновь расшаркиваются перед ним. Но… «недолго музыка играла». Он же не изменился: вновь подолгу и со всею честностью докладывает о злоупотреблениях чиновников, пишет трактат о том, как надлежит поправить положение. Столь ревностное исполнение службы порой вызывало досаду даже у императрицы, которая придерживалась правила «живи и жить давай другим». Общаясь с ней ближе, Гавриил Романович понял, что ничто человеческое ей не чуждо. Екатерина II управляла государством по своему разумению, исходя из политических перспектив и выгод, но никак не по святой правде. Строптивец прямо говорил об этом, а потом снова переживал, что его не допускали ко двору, искал способы примирения.

По стихам и одам Державина можно смело изучать историю России. Важную, очень важную роль играют «Объяснения» поэта. Остановлюсь, пожалуй, на его знаменитой оде «Водопад», опубликованной в 1794 году. Поводом к написанию послужила внезапная смерть могущественного князя в октябре 1791 года на территории подвластной ему Тавриды, то есть Крыма. «Князь Потёмкин, проезжая из Ясс в Николаев, умер на дороге и оставался целую ночь лежащим в степи, покрытым простым плащом», – цитирую автора. Именно смерть выдающегося русского полководца и политического деятеля он сравнивает с бурным водопадом:

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалáми,
Жемчýгу бездна и сребра
Кипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.


Водопад Кивач в Олонецкой губернии, который стремится с высоты между четырёх гранитных скал, стал прообразом бушующей водной стихии, а четыре скалы – четыре времени года. Сюжет построен на аллегории. Поскольку Потёмкин ассоциируется с водопадом, то к нему подходят испить воды разные звери, то есть просители:

Волк рыщет вкруг тебя и, страх
В ничто вменяя, становится;
Огонь горит в его глазах,
И шерсть на нем щетиной зрится;
Рожденный на кровавый бой,
Он воет, согласясь с тобой.
Лань ѝдет робко, чуть ступает,
Вняв вод твоих падущих рев,
Рога на спину приклоняет
И быстро мчится меж дерев;
Ее страшит вкруг шум, бурь свист
И хрупкий под ногами лист.
Ретивый конь, осанку горду
Храня, к тебе порой идет;
Крутую гриву, жарку морду
Подняв, храпит, ушми прядет,
И, подстрекаем быв, бодрится,
Отважно в хлябь твою стремится.


Волк олицетворяет непримиримого врага, лань – простой народ, который нуждается в защите князя, но настолько кроток и послушен, что опасается быть просителем в присутствии сильных мира сего. Конь – образ собирательный – являет собой доблестное русское воинство, которое «отважно в хлябь твою стремится», то есть готовое до конца идти за князем, не жалея живота своего. Но в оде отчётливо просматривается образ старца, судя по тексту, не менее великого полководца:

Под наклонённым кедром вниз,
При страшной сей красе Природы,
На утлом пне, который свис
С утёса гор на яры воды,
Я вижу, некий муж седой
Склонился на руку главой.
Копьё и меч, и щит великой,
Стена отечества всего,
И шлем, обвитый повиликой,
Лежат во мху у ног его.
В броне блистая златордяной,
Как вечер во заре румяной,
Сидит — и, взор вперя к водам,
В глубокой думе рассуждает:
«Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает? —
Он так же блеском струй своих
Поѝт надменных, кротких, злых.


По строке «Как вечер во заре румяной», становится ясно, что старец – это никто иной, как фельдмаршал Румянцев. «Трава повилика – знак любви к отечеству». В обоих случаях автор прибегает к метонимии – сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия другим по принципу смежности. Именно старец задаётся вопросом «Не жизнь ли человеков нам/Сей водопад изображает? — И читатель уже не сомневается, что водопад – точно образ великого полководца. Строка «Поѝт надменных, кротких, злых – позволяет понять широту души Потёмкина, а также, кого имел в виду автор под образами волка, лани и коня. Далее старец, то есть фельдмаршал, размышляет, что, как и водопад, низвергаясь с небывалой высоты, исчезает в тёмной бездне, так и все падут рано или поздно:

Падут. — И не мечты прельщали,
Когда меня, в цветущий век,
Давно ли города встречали,
Как в лаврах я, в оливах тек?
Давно ль? — Но, ах! теперь во брани
Мои не мещут молний длани!
Ослабли силы, буря вдруг
Копье из рук моих схватила;
Хотя и бодр еще мой дух,
Судьба побед меня лишила».
Он рек — и тихим позабылся сном,
Морфей покрыл его крылом.

Старец уснул, «и чудотворный сон являл ему мечты геройски»: Как победитель в первой турецкой войне и благоразумный правитель Малороссии, не так давно он был почитаем лаврами и оливами… Но в последнюю турецкую войну, «по проискам Потёмкина» (прим.автора), фелдмаршал отошёл от дел и жил недалеко от Ясс в маленькой деревеньке. Несмотря на то что он вполне ещё мог принести пользу отечеству, «буря вдруг копьё из рук его схватила». Ода насыщена олицетворениями. Буря здесь не что иное, как немилость императрицы. Далее в образе луны автор подразумевает Оттоманскую Порту, которая всегда страшилась Румянцева:

Глядела и едва блистала,
Пред старцем преклонив рога,
Как бы с почтеньем познавала
В нём своего того врага,
Которого она страшилась,
Кому вселенная дивилась.
Он зрит одету в ризы черны
Крылату некую жену,
Власы имевшу распущенны,
Как смертну весть, или войну,
С косой в руках, с трубой стоящу,
И слышит он — проснись! — гласящу.

Старец, увидев орла на шлеме женщины в чёрном, «Вздохнул и, испустя слез дождь,/Вещал: «Знать, умер некий вождь!» Державин через него даёт понять, насколько велики деяния полководца для укрепления мощи Российской империи:

Покрыл понт Чёрный кораблями,
Потряс среду земли громами?
Не ты ль, который знал избрать
Достойный подвиг росской силе,
Стихии самые попрать
В Очакове и в Измаиле,
И твёрдой дерзостью такой
Быть дивом храбрости самой?

Григория Потёмкина оплакивали солдаты, оплакивал народ и Екатерина II, настолько внезапна, убога, чудовищна и нелепа была смерть блистательного полководца. «И ты, о водопадов мать!/Река, на севере гремяща./О Суна! Коль с высот блистать/Ты можешь – и от зарь горяща,/Кипишь и сеешься дождём/Сафирным, пурпурным огнём», – Суна – река, протекающая в Олонецкой губернии, «она названа здесь матерью водопада; сие относится к императрице, которая делала водопады, то есть сильных людей и блистала через них военными делами или победами», – поясняет Гавриил Романович.

(Окончание следует)
Прикрепления: 2657022.jpg(116.8 Kb)


Моя авторская библиотека

Сообщение отредактировал mazhorina-tatjana - Четверг, 03.05.2018, 11:37
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Четверг, 03.05.2018, 09:53 | Сообщение # 4768
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Григорий Потёмкин

Прикрепления: 6241282.jpg(34.4 Kb)


Моя авторская библиотека
 
Елена Долгих (ledola)Дата: Четверг, 03.05.2018, 10:40 | Сообщение # 4769
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9108
Награды: 85
Репутация: 261
Статус:
Так))Всё отлично!! Ждём продолжение, Танечка!! :*

А зверь обречённый,
взглянув отрешённо,
на тех, кто во всём виноват,
вдруг прыгнет навстречу,
законам переча...
и этим последним прыжком
покажет - свобода
лесного народа
даётся всегда нелегко.

Долгих Елена

авторская библиотека:
СТИХИ
ПРОЗА
 
Зейтц Марина Николаевна (МарЗ)Дата: Четверг, 03.05.2018, 22:37 | Сообщение # 4770
Долгожитель форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 8644
Награды: 167
Репутация: 387
Статус:
С огромным удовольствием прочитала о Державине! И, кстати, стихи - одические или не совсем, читаются легко и приятно,а раньше они мне казались непонятными... Иногда слышится в них будущий слог Пушкина, хотя он и изменил очень многое, как мы знаем.А вот, все равно просвечивает что-то)
Спасибо за твои труды!Они нужны!!!


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Пятница, 04.05.2018, 09:00 | Сообщение # 4771
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата ledola ()
Так))Всё отлично!! Ждём продолжение, Танечка!!

Леночка, спасибо!
Сегодня подожду ещё Лары не было. А, быть может, и Ириша подтянется)))) Вечером выложу окончание.

:*


Моя авторская библиотека
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Пятница, 04.05.2018, 09:14 | Сообщение # 4772
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата МарЗ ()
С огромным удовольствием прочитала о Державине! И, кстати, стихи - одические или не совсем, читаются легко и приятно,а раньше они мне казались непонятными...

Да к мне тоже казались непонятными!..
Цитата МарЗ ()
Иногда слышится в них будущий слог Пушкина, хотя он и изменил очень многое, как мы знаем.А вот, все равно просвечивает что-то)

Конечно, просвечивает. Пушкин - "наше всё" тоже много чему у Державина учился, не только у Жуковского. Взять хотя бы навскидку:

Державин - Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Пушкин - Я памятник себе воздвиг нерукотворный
или ещё:
Державин - Блажен, кто менее зависит от людей
Пушкин - Блажен, кто смолоду был молод
и т. д.
Цитата МарЗ ()
Спасибо за твои труды!Они нужны!!!

Марина, спасибо! Меня радует, что кому-то ещё нужны))


Моя авторская библиотека
 
Лариса+Радченко (Ла-Ра)Дата: Пятница, 04.05.2018, 16:40 | Сообщение # 4773
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3282
Награды: 41
Репутация: 115
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
Кто вёл его на Геликон

А вот и я))) Читаю с удовольствием! Ты хорошо потрудилась, Таня!


От себя не убежишь...
 
Зейтц Марина Николаевна (МарЗ)Дата: Пятница, 04.05.2018, 18:41 | Сообщение # 4774
Долгожитель форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 8644
Награды: 167
Репутация: 387
Статус:
Цитата mazhorina-tatjana ()
Из 5604 работ моё стихотворение вышло в финал

Цитата mazhorina-tatjana ()
Подборка моих стихов попала в шорт-лист Международного литературного форума

Так увлеклась чтением, что забыла поздравить!))) ПОЗДРАВЛЯЮ!!!


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
mazhorina-tatjana (mazhorina-tatjana)Дата: Пятница, 04.05.2018, 18:54 | Сообщение # 4775
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 9316
Награды: 164
Репутация: 328
Статус:
Цитата Ла-Ра ()
А вот и я))) Читаю с удовольствием! Ты хорошо потрудилась, Таня!


Вот и ладушки)) Перевернём страничку и выложу окончание. Лар, спасибо, что ничего не пропускаешь из моих опусов!
Цитата МарЗ ()
Так увлеклась чтением, что забыла поздравить!))) ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

Спасибо, Марина!
Но у меня сейчас полный застой в стихах и давненько. Время от времени проблески появляются, а лирических стихотворений, которые мне полностью нравятся не более двух десятков всего. Хорошо, хоть очерки, эссе пишутся. Но тут просто желание работать, а для хороших стихов драйв нужен.

Ла-Ра, МарЗ, Лара, Марина, спасибо вам!
Прикрепления: 2360723.gif(19.3 Kb)


Моя авторская библиотека
 
Литературный форум » Наше творчество » Авторские библиотеки » Поэзия » Татьяна Мажорина (мне бы выплеснуть душу)
Поиск:

Для добавления необходима авторизация